Изменение социальных ценностей молодежи (Опыт сравнительного анализа)
Изменение социальных ценностей молодежи (Опыт сравнительного анализа)
В. А. Сибирев
Российское общество переживает сложный и противоречивый этап в своем развитии. На наших глазах произошла кардинальная ломка практически всех сфер социальной жизни. В условиях постоянной борьбы между различными политическими силами методом проб и ошибок идет мучительный и болезненный процесс формирования нового сообщества. Однако при любом варианте развития возврата назад нет.
При оценке перспектив развития российского общества особый интерес представляют умонастроения молодежи и прежде всего студенчества. Известно, что эта часть населения наиболее живо и непосредственно реагирует на все происходящие в обществе изменения. К тому же с развитием молодежи прямо связаны и общие перспективы развития общества. С этих позиций определенный интерес представляет опрос студентов двух ведущих вузов Санкт-Петербурга: Государственного и Политехнического университетов. Он проводился факультетом социологии Санкт-Петербургского государственного университета в рамках совместного российско - немецкого учебно-научного проекта "Студент и политика" в ноябре 1995 года.. Одновременно аналогичный опрос проводился осенью 1994 года среди студентов Билефельдского университета (Германия). Всего было опрошено в рамках каждого проекта около 510 студентов и 200 школьников.
Умонастроения студентов естественно отличаются от умонастроений других слоев общества. Не вызывает сомнения, что в сознании молодежи наиболее отчетливо отражены новые тенденции, которые по мере дальнейшего развития общества все больше будут проявляться. Особенно это относится к студентам. Ведь именно университеты выступают основной кузницей новой "элиты" общества.
Опрос выявил прежде всего сложную картину удовлетворенности тем, как в современных условиях складывается жизнь молодежи. Вот некоторые данные, характеризующие реальное положение дел в этой области. Первое значение в приведенных данных соответствует результатам опроса российской молодежи, второе (в скобках) - немецкой молодежи. На вопрос о том, удовлетворены ли Вы полностью достигнутым, положительно ответили лишь 19% российских и столько же немецких студентов, а 34% (44%) ответили: пожалуй, что частично да. 29% (17%) дали отрицательный ответ, в том числе 10% (5%) ответили, что они полностью неудовлетворенны достигнутым. Обобщенная картина об уровне удовлетворенности представлена в таб.1. В ней приведены средние значения удовлетворенности.
Таблица 1 Степень удовлетворенности* различными сторонами жизни
|
Россия |
Германия |
||||
Студенты |
Школьники |
Итого |
Студенты |
Школьники |
Итого |
|
Жилищные условия |
3,33 |
3,22 |
3,3 |
3,61 |
3,79 |
3,67 |
Материальные условия |
2,19 |
2,41 |
2,25 |
3,01 |
2,8 |
2,95 |
Достигнутое в жизни |
3,1 |
3,01 |
3,07 |
3,79 |
4,05 |
3,87 |
* 5 - полностью удовлетворен; 4 - удовлетворен; 3 - затрудняюсь ответить; 2 - не удовлетворен; 1 - полностью не удовлетворен.
Разница в степени удовлетворенности немецкой и российской молодежи очевидна и понятна. Она обусловлена целым рядом причин. Если же говорить о главной причине неудовлетворенности российских студентов, то большинство в основном связывают ее с отсутствием денег. Полностью довольны своими финансовыми возможностями только 3% опрошенных российских студентов, а 17% удовлетворены в основном. Неудовлетворенны своим финансовым положением почти 70%, в том числе 33% полностью неудовлетворенны. Для сравнения неудовлетворенны своим финансовым положением только 35% немецких студентов, в том числе полностью всего лишь 13%. Аналогичная ситуация с жильем. Своими жилищными условиями недовольны полностью или частично всего лишь 13% опрошенных немецких студентов и для сравнения соответственно 40% российских. Данные цифры не нуждаются ни в каких комментариях и понятны. Уровень жизни в России за годы радикальной экономической реформы резко упал. Цены по многим позициям сравнялись с мировыми или по крайней мере стали сопоставимыми с ними, а заработная плата сильно отличается от мировых стандартов. Объективно студенческие годы во многих отношениях очень привлекательны. Современная же российская жизнь содержит так много соблазнов для молодежи. Но за все сейчас надо платить. Разве хватит на все смехотворной стипендии, которая положена сейчас студентам в России. Для справедливости надо отметить, что немецкие студенты не получают никакой стипендии, но они не имеют и такого жесткого учебного плана, невыполнение которого приводит к исключению из высшего учебного заведения. Это означает, что они могут прервать обучение на время, заработать необходимую сумму и без проблем продолжить свое дальнейшее образование. В России это невозможно. Кроме того в Германии реализован целый ряд мероприятий, направленных на социальную поддержку студенчества. Об их эффективности говорит следующий факт. Германия занимает одно из первых мест по числу студентов в Европе.
Удовлетворенность тем, как складывается жизнь составляет основу формирования настроений и установок, а в конечном счете и всей системы социальных ценностей. Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества. Существуют и другие основания для типологизации ценностей. [1]
Характерной особенностью современного этапа развития России в рамках проводимой сейчас модернизации общества является резкая ломка традиционного уклада жизни, всех ранее существовавших социально-экономических и политических институтов. Данный процесс еще до конца не завершился. Идет мучительный и очень болезненный процесс формирования новой России. И тем не менее произошли существенные изменения умонастроений и устремлений современной молодежи. Конечно, полученные данные не являются репрезентативными для всей молодежи, так как опрашивались студенты элитных вузов, но однако четко просматриваются определенные закономерности.
За основу проводимых радикальных преобразований российского общества был взят в качестве образца современный западный мир с соответствующей системой социальных ценностей, основу которых образует идеология индивидуализма. Существует довольно противоречивое отношение к индивидуализму как основе ценностных ориентаций. Довольно сильная литературно-философская традиция рассматривает индивидуалистическое самоутверждение, личную независимость как высшую ценность и основу современного западного общества. С другой стороны, если рассматривать данную категорию как объект негативного морального суждения, развитие индивидуализма объективно ведет к ослаблению социальной интеграции и к росту эгоизма. Не вдаваясь в дискуссию по поводу моральной оценки данного феномена, можно смело констатировать, что идеология индивидуализма стала достаточно широко распространена среди российской молодежи.
Основные теоретические дискуcсии за послевоенное время относительно изменения общественных ценностей в развитых индустриальных странах ведутся вокруг теории Р. Ингельгарда [2] . В соответствии с теорией Р. Ингельгарда достигнутый уровень развития западного общества позволил создать такие условия для удовлетворения первичных базовых материальных потребностей (пища, одежда, жилье и т.п.), который объективно приводит к формированию принципиально новой системы постматериалистических ценностей, отражающей более высокий уровень социальных запросов, касающийся повышения качества жизни, создания условий для самовыражения личности и ее более активного участия в общественной жизни. Исходя из этих теоретических посылок, можно ожидать, общество с более высоким уровнем развития больше склонно к постматериалистическим ценностям. Это означает, что в России в отличии от Германии должны господствовать материалистические ценности и наоборот.
Для их измерения разработаны специальные шкалы, которые получили довольно широкое распространение. Есть уже определенный опыт их использования для условий России [3] . К сожалению в рамках данного исследования они не использовались. Анализировались только индивидуальные ценности на основе данных о жизненных целях, которые молодежь ставит перед собой. Для этих целей использовался специфический блок вопросов, содержащий двенадцать суждений, взятых из повседневной жизни и представляющие различные ценностные ориентиры молодежи, которые образуют основу различных стилей поведения.
Для целей более наглядного представления ниже приводится таблица , показывающая различия в установках студентов в Германии и России. (см.таб.2). В основе ее построения лежат средние значения (mean), которые были рассчитаны по каждой ценностной ориентации. На ней достаточно ясно прослеживаются основные различия в целевых установках немецких и русских студентов.
Таблица 2. Сравнительная важность жизненных принципов
Жизненные принципы |
Россия |
Германия |
Хозяин жизни |
4,65 |
4,38 |
Самореализация |
4,46 |
3,75 |
Независимость |
4,39 |
4,36 |
Авторитет |
4,08 |
2,85 |
Радости жизни |
4,07 |
3,84 |
Деньги |
4,06 |
3,08 |
Семья |
4,06 |
3,3 |
Ответственность |
4,04 |
3,46 |
Жизненные удовольствия |
3,98 |
3,18 |
Смысл жизни |
3,96 |
4,47 |
Общественное благо |
3,25 |
3,38 |
Помощь обездоленным |
3,01 |
3,45 |
Значения в этой таблице варьируются в интервале от пяти до единицы. ‘5’ означает, что данный принцип имеет очень важное значение, а ‘1’, что он не имеет никакого значения.
Опрос показал, что одной из главных жизненных ориентаций студентов в России становится стремление к материальному успеху и самореализации [4] . 80,6% (для сравнения в Германии - 37%) стремятся хорошо зарабатывать и получать много денег. 74,7% признали, что очень важно быть хозяином жизни. 63,5% высказались за то, чтобы активно реализовать себя, а не плыть по течению. 59,6% признали важность независимости от других. Более 75% считают, что не следует отказываться от жизненных удовольствий. И только 44% признает важность служения другим людям ( в Германии - 47%). Заботу об обездоленных считают своей моральной обязанностью половина опрошенных немецких студентов и соответственно 34% российских. Устремления современного студенчества могут нравиться или не нравиться и можно долго спорить, какие ценности должна иметь современная молодежь. Но факт остается фактом. Идеология "индивидуализма", "личного преуспевания" получила по мере реального вхождения России в рыночные отношения очень широкое распространение.
При ближайшем рассмотрении результатов опроса российской молодежи сразу видно, что ценностные ориентации студентов и школьников имеют много общего, но есть и различия. Сразу например бросается в глаза, что те и другие стремятся к самореализации и что альтруизм у современной молодежи не в моде. Забота о благе людей, помощь слабым отошли на задний план, забота о себе вышла на передний. У школьников в большей степени выражено желание не отказываться от жизненных удовольствий и наслаждаться радостями жизни. Кроме того школьников в большей степени волнует материальный аспект. Наверно это связано с тем, что в силу своего социального статуса в отличии от студентов они находятся на попечении родителей, а следовательно как правило не работают. А вокруг и для так много соблазнов и за все надо платить.
Очень интересным является отношение к коллективистским ценностям. Например альтруизм, а именно желание служить другим людям, даже в чем-то отказывая себе сильнее выражено у студентов, чем у школьников. Что касается помощи социально незащищенным, то здесь мы наблюдаем противоположную картину.
Различия в жизненных ориентациях студентов и школьников в Германии проявлены не так сильно. Практически по всем позициям они у школьников выражены немножко сильнее.
Каждое ценностное суждение фиксирует лишь конкретные аспекты соответствующих макроценностей, наблюдаемых в поведении индивидов. Для дальнейшего более тщательного сравнительного анализа была проведена агрегация первичных ценностных установок. На основе содержательной теоретической интерпретации результатов применения факторного анализа к данным опроса были образованы четыре основные подгруппы индивидуальных целеустановок: традиционная, альтруистическая, гедонистическая и самореализации. Конкретный состав принадлежности первичных принципов к той или иной группе, отношение к которым выявлялось в процессе исследования, следующий:
традиционные:
хорошо зарабатывать, получать много денег (деньги);
создать семью (семья);
иметь авторитет у других (авторитет);
выполнять свои обязанности (ответственность);
гедонистические:
не отказываться от жизненных удовольствий (жизненные удовольствия);
наслаждаться радостями жизни (радости жизни);
альтруистические:
служить другим людям, даже в чем-то отказывая себе (общественное благо);
помогать социально незащищенным (помощь нуждающимся);
самореализации:
быть хозяином своей жизни (хозяин жизни);
реализовать себя, не плыть по течению (самореализация);
быть независимым от других (независимость);
найти смысл жизни (смысл жизни).
Каждой из подгрупп соответствует свой стиль жизни. Самореализация означает стремление молодежи быть индивидуальностью, жить по своим критериям, оформить свою жизнь в соответствии со своими желаниями и потребностями. Альтруизм - готовность помогать другим, даже в ущерб себе. Гедонизм - стремление наслаждаться удовольствиями жизни во всех их многообразных формах. Традиционные ценности ориентированы на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни, в основе которых находится семья. Важность семьи для российской молодежи по сравнению с немецкой бросается в глаза (см. таб. 2). Уменьшение роли института семьи в современном западном обществе хорошо известный факт. Непростые процессы протекают в российском обществе, преобразуются семейная структура, отношения между родителями и детьми. Но тем не менее ее роль объективно не уменьшается. В условиях радикальной ломки существовавшего архетипа общества, когда на смену старым институтам приходят новые, пока еще неэффективно функционирующие, резко возрастает значение защитной функции семьи и близких, в то время как трудовой коллектив и государство ее теряют. При этом необходимо отметить следующий интересный факт. Априорно, например, можно предположить наличие определенных различий по крайней мере относительно семьи в социальных установках среди лиц мужского и женского пола. Предвосхищая полученные результаты, можно сказать что дальнейший анализ данных опроса российской молодежи в отличии от немецкой полностью подтвердил данную гипотезу. Российские молодые люди в большей степени "эгоисты", больше думают о себе и меньше о благе общества. У девушек это все проявляется в меньшей степени. Кроме того из полученных данных было видно, что в их жизни большую роль играет семья. Удивляет прежде всего то, что для студенток и школьниц независимость, самореализация и семья играют одинаково важную роль. По нашему мнению это связано со следующим. Подавляющее число из них живут с родителями и выход "замуж" воспринимается ими как реализацию себя, как обретение независимости от "родительской опеки". Анализ данных опроса немецкой молодежи показал, что различия в ценностных установках среди юношей и девушек не так существенны.
Другой традиционной ценность помимо материального достатка, которая играет для российской молодежи более существенную роль по сравнению с немецкой, является "авторитет". Данный феномен можно интерпретировать следующим образом. Авторитет у других в современной России означает наличие определенной "власти" над людьми, возможность оказывать влияние на них, а следовательно достижение большего успеха в жизни.
Таблица 3. Сравнительная важность агрегированных целевых установок студентов.
Установки |
Россия |
Германия |
традиционные ценности |
4,06 |
3,17 |
самореализация |
4,36 |
4,24 |
гедонизм |
4,02 |
3,51 |
альтруизм |
3,13 |
3,41 |
Результаты сравнительных расчетов агрегированных целевых установок для студентов приведены в таблице 3. Приведенные значения интерпретируются аналогичным образом как в предшествующем случае. При этом нужно отметить, что особых различий в ценностях среди студентов и школьников в рамках каждой из стран не наблюдается.
Из приведенной таблицы видно, что структура ценностных ориентаций студентов в России и Германии существенно отличаются друг от друга. Модернистские ценности (самореализация и гедонизм) и там и там образуют "ядро" ценностной структуры и доминируют в общественном сознании молодежи. Традиционные установки в Германии находятся отчетливо на периферии в иерархии ценностей. Совершенно иную картину мы наблюдаем в России, где не удовлетворены основные потребности людей в физической и психологической безопасности, а страну в целом раздирают политические конфликты и постоянно обостряющийся экономический кризис. Практически нет никаких различий между ними. И те и другие одинаково важны для студентов. В отличии от Запада, где явно превалируют модернистские ценности, российская молодежь очень высоко оценивает классические добродетели, присущие традиционному обществу. Для нее не существует противоречия между стремлением к традиционным, так и к западным ценностям.
В результате реформ Россия из "предкризисного" состояния оказалась в кризисе и даже те небольшие социальные гарантии, которые имелись раньше в советское время, канули в безвозвратную лету. Доминирующим принципом жизни российского общества стал: "Каждый сам за себя, один бог за всех". Это означает, что общепринятые социальные ценности, присущие российскому обществу в советские времена: например, интересы общества должны превалировать над интересами индивида и т. д. коррозировались в ходе радикальных экономических реформ и переместились на периферию ценностного сознания. Следовательно на наших глазах происходит смена социального архетипа общества. Как результат немецкие студенты являются более альтруистически и менее гедонистически настроены, чем российские.
Ценностные ориентации составляет основу формирования симпатий и антипатий, а в конечном счете общественного сознания и поведения людей.
Нетрудно заметить, что для реализации этих современных жизненных ориентаций российской молодежи действительно нужно как можно быстрее утверждать принципы рыночной экономики. Вопросы же социальной защиты, что и естественно, перед молодежью не стоят столь остро, как перед старшими поколениями. Собственно это и объясняет приверженность молодежи к рыночным преобразованиям. Смена поколений естественный процесс. Старшее поколение, прошедшее войну, послевоенное строительство, воспитанное в духе гарантированного обеспечения государством минимальных условий для нормальной жизнедеятельности, уходит из активной деятельности . На смену ему приходит молодежь, чей социальный опыт формируется в уже совершенно иных условиях. Они уже не знают, что такое "реальный" социализм. Они уже не воспринимают рыночную экономику только по зарубежным фильмам и в лучшем случае по туристическим поездкам. Многие уже успели побывать за границей и они делают соответствующий выбор.
Таким образом итоги проведенного опроса еще раз свидетельствуют о том, что молодежь за радикальные реформы. Не учитывать этого и не считаться с этим нельзя. Однако было бы большой политической ошибкой не учитывать при этом умонастроении и политических симпатий старших поколений. Их жизненный опыт, современное экономическое и социальной положение, их оценка иные, нежели у молодежи. В большинстве своем старшее поколение тоже за реформы. Но для них первостепенное значение имеет система социальной защиты. В этой ситуации необходимо так определить курс реформ, чтобы он отражал определенный баланс интересов поколений и различных социальных групп. Конкретно речь идет о том, чтобы радикализм экономических реформ (что отражает ориентации молодежи) обязательно сопровождался не декларативным, а реальными гарантиями всесторонней социальной защиты старших поколений. Собственно, успешное решение на базе эффективной рыночной экономики социальных проблем есть самый радикальный способ преодоления ностальгии по прошлому. Жизненный опыт подтверждает, что ностальгия по коммунизму питается прежде всего не воспоминаниями, а крайне неудовлетворительным нынешним состоянием, а в конечном счете ошибками современных реформаторов.
Процесс корректировки курса реформ требует и соответствующей идеологии. Как известно на первом этапе перестройки (середина 80-ых годов) основу политического развития составляла борьба за возрождение идеалов настоящего социализма, стремление ликвидировать несоответствие между реальным социализмом и пропагандируемыми социалистическими идеалами. В последующем на рубеже 80-ых и 90-ых годов наступила полоса торжества идеологии антикоммунизма, выступающей в облике молодой российской демократии. К середине 90-ых годов отчетливо обнаружился кризис российской демократии, о чем свидетельствует появление спроса на новые идеологии. В современных условиях приходится констатировать отсутствие консолидирующей идеи, разделяемой подавляющим большинством населения.
В обстановке крайней неустойчивости и пока еще очень слабой экономической и политической стабильности особый смысл приобретает достижение в обществе консенсуса всех его слоев и основных политических сил. Эта задача сложная, но вполне разрешимая. Поскольку есть нечто, что всех нас объединяет независимо от наших политических симпатий. А именно страх перед гражданской войной. Об этом заявило практически половина опрошенных студентов. Больше всего помимо этого их беспокоит только криминогенная ситуация в стране. Это нагляднее любых цифр говорит о не вполне удовлетворительном социальном самочувствии населения и о его стремлении к самосохранению. Именно этот внутренний инстинкт самосохранения, присущий российскому народу и является основой оптимизма при рассмотрении современной политической ситуации.
Список литературы
Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования,1996, № 5,.
Ingelgard R. Cultural shift in advanced society. Princeton University Press. 1990.
Андреенкова А. В. Материалистические/ постматериалистические ценности в России. // Социологические исследования,1994,№ 11.
См. также: Социология молодежи. СПб, 1996. С. 154-156.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа