Социологический анализ доминирующих мотиваций занимающихся в фитнес-клубах
Социологический анализ доминирующих мотиваций занимающихся в фитнес-клубах
Профессор Т.С. Лисицкая, кандидат педагогических наук, доцент С.И. Кувшинникова, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва
Отсутствие мотивации - величайшая душевная трагедия, разрушающая все жизненные устои.
Г. Селье
Важнейший фактор, определяющий жизнь нового тысячелетия, - борьба за здоровье в условиях все ухудшающейся экологии, постоянного стресса, гиподинамии. Панацеей от всех болезней в XXI веке становится здоровый образ жизни, который немыслим без активных занятий физическими упражнениями.
Тренеры, инструкторы, менеджеры фитнес-клубов, спортивно-оздоровительных центров, студий постоянно сталкиваются с проблемой мотивации своих клиентов на продолжительные занятия по фитнес-программам. Естественно, что тренер-инструктор, особенно групповых программ, не может знать своих подопечных так хорошо, как тренер в спорте или инструктор персональных тренировок, но он может с помощью анкетирования, бесед, совместной работы с менеджером по продажам членских карт, во время инструктажа определить основные мотивы и на этой основе создать такие условия, которые соответствовали бы мотивации каждого клиента. Эффективная работа фитнес-клубов, спортивно -оздоровительных центров и других организаций зависит от правильно разработанной концепции клуба, выбора тех или иных направлений фитнеса и программ, что, в свою очередь, во многом определяется осознанием сущности мотивации, изучением факторов, влияющих на нее, и методов ее повышения [1].
Мотивация исследовалась с помощью анкетирования, а также общения с другими людьми (членами клуба, инструкторами, менеджерами по продажам клиентских карт) для получения информации о мотивах посещения клуба. В исследовании приняли участие 2360 человек. Следует отметить, что, по данным последних зарубежных исследований, около 52-54% занимающихся фитнесом составляют женщины [5], в России, по данным наших наблюдений, в среднем около 60% занимающихся - женщины. Наибольший процент занимающихся в Германии приходится на возраст 25 - 34 года (37,7%), затем моложе 25 лет (33,9%), 35 - 44 лет (15,3%), и старше 45 лет (13,1%) [5]. Та же тенденция наблюдается и в России.
В результате исследования было выявлено шесть основных факторов, определяющих структуру мотивации занятий в фитнес-клубах.
Основным фактором, определяющим мотивацию занятий в фитнес-клубах, является фактор, который можно определить как "фитнес-здоровье ". Он составляет 40,6%. Следующий по значимости фактор можно определить как "внешний вид" - 31,2%. Далее следуют "психологический " фактор (8,5%), "познавательный " (7,4%), "социальный " (6,7%) и "прикладной " (0,6%).
Фактор "фитнес-здоровье" определяют три мотива:
1) общее улучшение физической подготовленности;
2) улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы (кардиотренированность);
3) позитивное влияние состояния опорно-двигательного аппарата (улучшение осанки, уменьшение болей в области суставов, спины и пр.).
Большинство клиентов (46,5%) указывают на первый мотив мотив комплекса, почти в равных долях (соответственно 27,3 и 26,2%) указываются второй и третий мотивы.
Вторая группа факторов, объединенная в комплекс "внешний вид", состоит из следующих трех мотивов:
1) общее снижение веса тела;
2) коррекция фигуры, под которой понимается специальная тренировка, направленная на улучшение телосложения, коррекцию отдельных частей тела (в зарубежной литературе подобная тренировка обычно называется "Bodyshaping");
3) увеличение мышечной массы ("Bodybuilding").
Как видно из рисунка, превалирующим фактором в данном мотивационном комплексе является желание похудеть - снижение веса тела (50,1%), затем коррекция фигуры (39,9%) и увеличение мышечной массы (10%).
Рис. 1. Факторы, определяющие структуру мотивации занятий в фитнес-клубах
Мотивационный комплекс "психологический" фактор определяется двумя почти равными составляющими:
1) антистрессовое влияние занятий фитнесом (снятие напряжения, появление чувства расслабленности) - 49,6%;
2) получение удовольствия, чувства радости на занятиях - 50,4%.
"Познавательный" фактор состоит из двух компонентов. Первый включает в себя желание больше узнать об уровне физической подготовленности, телосложении, отклонении от нормы и контроле за динамикой данных показателей. Второй - получение когнитивной информации о правильности выполнения тех или иных упражнений, овладение новыми умениями и навыками, достижение контроля разума над телом. Оба компонента, как и в предыдущем "психологическом" мотивационном факторе, влияют на изучаемый мотив почти в равных долях, соответственно 51,2 и 48,8%.
"Социальный" фактор позволяет выявить важность социального аспекта среди других категорий мотивации, а также его структуру. Компоненты "социальной" мотивации подразделялись на следующие составляющие:
1) приобретение друзей и расширение круга знакомых;
2) приобретение возможных партнеров по бизнесу;
3) уважительное отношение окружающих (престижность положения);
4) достижение большей уверенности в себе, ощущение собственной значимости.
Составляющие фактора "внешний вид"
Как показали исследования, в данном факторе ощутимо влияние пола занимающихся. Наибольшее значение в "социальном" факторе для женщин имеет возможность приобретения друзей и знакомых (38,6%), уважительное отношение окружающих (престижность положения) (28,8%); достижение большей уверенности в себе, ощущение собственной значимости (20,6%); приобретение возможных партнеров по бизнесу (12%).
Для мужчин структура данного фактора иная, а именно: достижение большей уверенности в себе, ощущение собственной значимости (40,1%); уважительное отношение окружающих (престижность положения) (32,4%); приобретение возможных партнеров по бизнесу (20,4%); возможность приобретения друзей и знакомых (7,1%).
Последний фактор в структуре мотивации - "прикладной". Определенная, но незначительная категория клиентов стремится к улучшению своих результатов в избранном виде спорта, в профессиональной деятельности. К последним относятся артисты, ведущие телевизионных передач, танцоры. Для них характерна комбинированная мотивация, ориентированная на профессиональную деятельность.
Следует учитывать, что приверженность к двигательной активности во многом зависит от личностных свойств людей. Как показало анкетирование, постоянные клиенты фитнес-клубов характеризуются следующими особенностями:
· имеют тот или иной опыт занятий спортом в детском и юношеском возрасте;
· обладают уверенностью в способности заниматься;
· воспринимают физическую нагрузку как удовольствие;
· способны преодолевать различные трудности (болезни, травмы, недостаток времени и др.).
Люди с высоким уровнем мотивации имеют тенденцию "перерабатывать", выполняя подчас с небольшими паузами отдыха до двух-трех уроков аэробики, тренировку на тренажерах, занятия аква-аэробикой, что может не соответствовать их адаптационным возможностям. В данной ситуации специалисты должны вести разъяснительную работу об оптимальных нагрузках в оздоровительной физической культуре, осуществлять постоянный контроль за восстановительными процессами и индивидуальной переносимостью нагрузок.
Но чаще на практике приходится сталкиваться со случаями прекращения занятий или их нерегулярного посещения. Проведенный анализ показал, что к клиентам с высокой степенью риска прекращения занятий относятся люди с низким социально-экономическим статусом, курильщики, страдающие ожирением, с низким уровнем "поддержки" в семье, проживающие (или работающие) далеко от клуба. Аналогичные данные были получены и зарубежными исследователями [5 -7].
Следует помнить, что мотивация - это не постоянная величина, она меняется в зависимости от среды [2 -4]. Создание положительной среды (условий) в значительной степени повышает уровень мотивации.
Дальнейшие наши исследования в этой области будут посвящены разработке проблемы мотивации регулярных занятий физическими упражнениями.
Список литературы
1. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Теория и методика. Т.1. - М.:ФАР, 2002. - 230 с.
2. Учебник инструктора групповых фитнес-занятий. - М.: Коммерческие технологии, 2001. - 316 с.
3. Уэйберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев: Олимпийская литература. - 1998. - 335 с.
4. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: Владос. 1995. - 542 с.
5. Boeckh-Behrens W.-U, Buskies W. Gesundheitsorientiertes Fitnesstraining Dr. Loges + Co. GmbH, Winsen, 2002. - 350 s.
7. Zarotis, Georgios F. Ziel Fitness-Club Motive im Fitness-Sport. - Aachen Meyer und Meyer 1999. - 143 s.
6. Erdman R. Motive und Einstellungen im Sport. Schorndorf. - 1983. 134 s.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа