Проект ТонЭС

Проект ТонЭС

Общее. Кыргызстан является специфичной климатогеографической территорией с высокой степенью экологического риска, и занесён международными экспертами в список экологически неустойчивых стран. В то же время, Кыргызстан является одной из 200 особо охраняемых экологических зон мира по сохранению биоразнообразия земли. Разработанная кыргызскими учеными гелиостанция ТонЭС является перспективной разработкой, которая может быть востребована не только в нашей стране.

Проект ТонЭС представляет собой гелиостанцию тоннельного типа комплексного назначения для выработки электроэнергии, очистки атмосферного воздуха и обеспечения зоны действия проекта источником чистой воды. Станция отличается высокой сейсмостойкостью, предназначена для работы в горных условиях. Использования первичных природных ресурсов не требуется. Какие-либо вредные выбросы в атмосферу отсутствуют. Напротив, в процессе работы станции в атмосферу поступает кислород. Отличительные особенности станции - значительное положительное воздействие на окружающую среду. Эстетичность и специфика дизайна позволяют рассматривать станцию как объект для привлечения туристов.

Проект защищён авторским правом (патент).

Цели проекта.

Обеспечение бесперебойным электроснабжением страны без использования первичных природных ресурсов

Обеспечение энергетической независимости

Отработка новой технологии в условиях Кыргызстана с целью её дальнейшей популяризации и тиражирования

Практическая реализация Киотского протокола, ратифицированного Кыргызстаном, по снижению выбросов парниковых газов.

Проблемы, требующие решений.

Сложная ситуация в гидроэнергетике и неясность перспективы развития на фоне происходящих климатических изменений. Двойная нагрузка на энергогенерирующие мощности (производство электроэнергии и ирригация).

Транспортировка электроэнергии на большие расстояния и высокие технические потери.

Напряженная ситуация в угольной промышленности и сомнительность коммерческой выгоды от разработки этих месторождений.

Незначительные запасы углеводородного сырья и сомнительность их промышленной разработки в силу экономической нецелесообразности и экологической состоятельности, и их неконкурентноспособность на региональном сырьевом рынке.

Энергетическая (углеводороды) зависимость страны от соседей.

Ожидаемый экономический рост, увеличение потребления энергии и ухудшение экологической ситуации.

Варианты реализации. В силу своей специфики станция ТонЭС может рассматриваться и как компонент проектируемых или существующих проектов, или как самостоятельный проект, а именно:

Строительство железной дороги Торугарт-Джалал-Абад с целью её электрификации

Электрификация железной дороги Балыкчи - Бишкек - Луговая и развитие курортной зоны и Биосферной территории Иссык-Куль. Сам проект послужит ещё одной достопримечательностью для привлечения туристов. Кроме того, проект поможет "оживить" ныне почти опустевший город Балыкчи, обеспечив его чистой водой и бесперебойным энергоснабжением.

Обеспечение электроэнергией г Бишкека и части Чуйской области учитывая проблемы с Бишкекской ТЭЦ и растущими потребностями в энергопотреблении.

Осуществление проекта в рамках концепции Кыргызско-японского Промышленного Парка Конкретный план размещения объекта может быть определен рабочей группой экспертов по согласованию с правительством.

Предлагаемый план размещения.

a) Электрификация железной дороги Торугарт-Джалал-Абад: объект может быть возведён в одной из самых удаленных и бедных в стране Нарын - Ат- Башинской зоне. Население и предприятия получат надежный источник электроснабжения, способствующий скорейшему выводу региона из категории наибеднейшего. Основные сборы за поставку электроэнергии будут поступать от транзита электропоездов, или/и возможного экспорта электроэнергии. В случае электрификации железной дороги отпадет необходимость использования дизельных локомотивов. Замена тепловозной тяги на электрическую является экономически выгодным и высокоприбыльным делом в плане инвестиционных вложений в техническое перевооружение ж.д. транспорта Кыргызской Республики. Выгоды от электрификации кыргызских железных дорог (Данные EU/TRACECA, предварительное ТЭО железнодорожной трассы Китай-Кыргызстан-Узбекистан, 2003 год.):

Снижение себестоимости перевозок на 25-30%

Уменьшение расхода условного топлива в 1,5-1,8 раз

Увеличение средней участковой скорости на 7-8 км/час

Увеличение среднего веса грузового поезда на 500-550 тонн

Повышение надежности при использовании электротяги дает экономию порядка 250-310 тыс. долларов в год

Ликвидация выбросов тепловозами вредных веществ в атмосферу в количестве 5,1-5,3 тыс. тонн ежегодно, что даст экономию порядка 350 тыс. долларов

Электрооборудование практически не требует ревизии в течение 15-25 лет после установки. Преимущества перехода на электротягу наиболее эффективно проявляются в условиях сложного профиля железного пути.

b) Строительство ТонЭС в городе Балыкчи на территории Биосферного Резервата "Иссык-Куль" для устойчивого развития курортной зоны и электрификации железной дороги Балыкчи - Бишкек - Луговая представляется наиболее оптимальным и оправданным. Объект сможет одновременно обслуживать три крупных сектора экономики - транспортный, туристический и энергетический. В г. Балыкчи находится крупная распределительная подстанция, обслуживающая Иссык-Кульское кольцо. При передаче электроэнергии в этот район от генерирующего источника на Токтогульском каскаде теряется значительное количество энергии (технические потери), что повышает её себестоимость. Наиболее распространённая мера ограничения энергопотребления в области - веерные отключения, что не способствует её экономическому развитию. Иссык-Кульская область является объектом наибольшего внимания иностранных и местных инвесторов. Её динамичное развитие иллюстрирует повышение энергопотребления и угрожающие масштабы опустынивания курортной и прилегающих зон. Здесь проект можно было бы рассматривать как серьезную поддержку осуществляемым и планируемым проектам доноров: Германии (GTZ) по развитию Биосферной Территории; Евросоюза по развитию туристического бизнеса и сельского хозяйства на южном побережье; планируемый проект японского правительства (ЛСА) по развитию инфраструктуры и туризма в курортной зоне Иссык-Кульского района. Строительство ТонЭС в районе г. Балыкчи обеспечит:

Устойчивое энергоснабжение города, курортно-рекреационной зоны и всей области

Нормальное городское водоснабжение o Процесс обратной миграции жителей области в родные сёла, ныне проживающих в неадекватных условиях в новостройках в пригородах Бишкека. Возможен приток местной интеллигенции и новых технологий.

Возможность борьбы с опустыниванием и популяризация идей экологически ориентированного развития экономики

Значительное снижение бедности и развитие инфраструктуры побережья.

Популяризация курортной зоны и приток туристов

Станция как ещё одна туристическая достопримечательность.

Основные поступления за поставляемую электроэнергию - от курортно-рекреационной зоны, транзита поездов, экспорта электроэнергии.

c) Актуально обеспечение электроэнергией г Бишкек и части Чуйской области на фоне роста энергопотребления столицы, перебоев с электричеством в зимнее время и возрастающие нагрузки на сети. По данным предварительных исследований уже определено около четырёх потенциально пригодных для строительства ТонЭС горных массивов в южных пригородах столицы. В случае осуществления проекта в пригородах Бишкека значительно снизится загрязнение воздуха от выбросов ТЭЦ, снимется необходимость утилизации продуктов сгорания угля (шлаки), а город получит надежное энерго- и теплоснабжение. Следует принимать в расчет и то, что фактическая мощность ТЭЦ, с учетом износа оборудования и полнотой её загрузки, примерно равняется расчетной мощности ТонЭС.

Основные поступления за поставляемую электроэнергию ожидаются от экономически благополучной Чуйской области и города Бишкек.

d) Реализация проекта ТонЭС в рамках КЯПП сможет полностью удовлетворить энергетические потребности Промышленного Парка (окло 80 МвТ) без ущерба для г. Бишкек и Чуйской долины. Кроме того, вполне реально ожидать движение электропоездов по планируемой железнодорожной ветке Бишкек - Мраморное (аэропорт "Манас"). В этом случае энергогенерирующие мощности будут расположены в горах к югу от Бишкека, что значительно сократит путь транспортировки электроэнергии к потребителю по самым низким ценам.

Основные поступления ожидаются от КЯПП и пользователей железной дороги. Во всех случаях отфильтрованный чистый воздух будет поступать в атмосферу на достаточной высоте, и переноситься на большие расстояния, благотворно влияя на прилегающие территории на расстоянии многих десятков километров. Во всех случаях источник чистой воды в зоне действия объекта следует рассматривать как благо для любой территории, усиливая позитивную экономическую, экологическую и социальную составляющие проекта.

Параметры станции.

Мощность станции - 90-150 мВт.

Режим работы - непрерывный.

Объем поставляемого кислорода в атмосферу примерно равен объему чистого воздуха, выделяемого 100 га лесного массива.

Водный источник - небольшая речка опресненной чистой воды, пригодной для питья.

Стоимость Проекта - от 150 млн долл США в зависимости от конфигурации

Преимущества станции и возможности.

Независимость от локальных и международных цен на энергоносители

Станция не требует первичного сырья для работы

Возможность размещения станции вблизи от потребителей

Снижение нагрузки на существующие передающие энергосети, снижение потерь электроэнергии при её транспортировке

Уменьшение использования ископаемых топлив в зоне работы объекта

Снижение выбросов парниковых газов в атмосферу

Очистка атмосферного воздуха от вредных примесей

Тиражирование технологии и/или создание на базе проекта международного учебно-прикладного центра на территории Кыргызстана

Предлагаемые пути привлечения средств.

В существующих экономических условиях традиционные пути и схемы привлечения средств в таких объемах не представляются реальными. Предлагаемая ниже схема схожа с австралийским проектом SPT (Solar Power Tower Project). Правительство Австралии тесно сотрудничает с частными инвесторами и получает от этого достаточно выгод и преимуществ, принимая в нём лишь "административное" участие. Проект стоимостью более $680.000 миллионов долларов реализуется компанией EnviroMission.

1. Правительство Кыргызстана признает проект приоритетным и придает ему статус государственной важности (автор получает официальное письмо от правительства).

2. Правительство признаёт неразрывность проекта от его автора, т.е. не пытается реализовать проект самостоятельно, и не препятствует его развитию условия (bona fide).

3. Объявляет о тесном сотрудничестве с частным сектором в деле привлечения солидных частных инвестиций в КР в высокотехнологичные, экологически чистые сферы производства, в частности в проект ТонЭС.

4. Оказывает всяческое содействие продвижению проекта в рамках своей компетенции (включает проект в инвестиционные предложения, способствует его презентации на международном уровне и т.д.)

Со своей стороны, автор и частные инвесторы:

1. Не требуют никакого финансового участия в проекте со стороны правительства.

2. Не требуют гарантий от правительства, кроме оговоренных международными конвенциями

3. Согласовывают с правительством места реализации проекта

4. Обязуются учитывать экономические интересы правительства при его реализации

5. Передают безвозмездно правительству часть пакета акций (доли, права участия в прибылях) в пределах 10-15% ДО начала реализации проекта.

Что это дает:

1. На авторский проект такого масштаба при прямой заинтересованности правительства в его реализации охотно пойдут частные инвесторы. Здесь НЕТ государственных гарантий - сам факт признания проекта есть серьезное намерение правительства в его реализации именно в КР. Как известно, уже много стран, желающих и могущих его реализовать у себя. Именно здесь интересы автора и правительства совпадают.

2. Это "карт-бланш" для притока высокотехнологичных, экологически чистых инвестиций с перспективой тиражирования новейшей технологии БЕЗ каких-либо осязаемых финансовых затрат со стороны правительства. Этот проект ВНЕ ПГИ. Это исключительно частные инвестиции в проект государственной важности на территории страны.

3. Это позволит обращаться с инвестиционными предложениями к самым богатейшим мировым корпорациям.

Как это осуществить на практике:

Кроме проводимой сейчас МИДом и другими ведомствами работы добиться, чтобы О. Зайцев выехал с Дж. Оторбаевым на инвестиционную конференцию в Женеву в июне с.г. и САМ сделал презентацию своего проекта. На сегодня только он один реально понимает и представляет, что это за проект и каковы его реальные перспективы. Появление на конференции представителя высшего руководства страны вместе с частным предпринимателем, и их обоюдная демонстрация заинтересованности в привлечении частных инвестиций и реализации проекта будет самым лучшим подтверждением изложенных выше намерений.

После того, как правительство сделает какие-либо официальные заявления по проекту (совместная пресс-конференция, пресс-релиз и т.д.) появится возможность и для правительства, и для самого проекта с частной стороны приложить определенные усилия по привлечению инвесторов. Проект так же желательно включить в повестку дня планируемых на ближайшее время инвестиционных конференций. В конечном итоге, с какой бы стороны не пришел инвестор (частной, или по государственной линии), все равно его реализация не сможет осуществиться без участия государства. Так же и инвестору, кто бы он ни был, придется считаться с интересами правительства в рамках проекта.

Предлагается следующая схема взаимодействий:

1. На определенной стадии автор и государство заключают двухсторонний договор о передаче патентных прав на проект. Автор передаст безвозмездно государству 10%-15% своих прав на промышленную собственность. Больше не имеет смысла - денег в государстве на софинансирование проекта все равно нет, но есть печальный опыт Кумтора. Правительство же сможет таким образом претендовать на долевое участие в проекте, на прибыль с начала его запуска.

2. Автор и инвестор заключают двухсторонний контракт по передаче патентных прав на реализацию одного проекта в месте, определенном государством. Инвестор получает 85-90% прав владения этой интеллектуальной собственностью в рамках конкретного проекта.

3. Инвестор, правительство и автор заключают трёхсторонний контракт и совместно решают, где (в каком конкретном месте) будет реализовываться проект, закрепляя этим условия двух предыдущих контрактов. Предлагаемый тип контракта - ВОТ (Build, Operate and Transfer - строительство, эксплуатация и передача) на разумный срок, принятый в практике соглашений такого типа. По окончании срока контракта КР получает работающую станцию и отработанную технологию.

4. Дополнительно может быть заключен отдельный контракт на совместное использование технологии (инвестор и правительство) с целью совместного тиражирования проекта в других странах (50%-50%??). 5. В итоге, по окончании срока контракта, КР получит работающую станцию со всеми её преимуществами. Кроме того, в процессе строительства и эксплуатации - налоговые поступления в бюджет и дополнительную занятость населения.

ВАЖНО: Самостоятельно автор реализовать проект все равно не сможет. Но сможет продать технологию (и мог бы уже давно). Но велико желание осуществить проект "дома" - в стране, где родился и вырос. Желающих купить этот патент на сегодня достаточно (Китай, Турция, другие). Этот проект может заинтересовать и Японию, учитывая зависимость страны от внешних поставок энергоносителей (86%), и США, и Австралию.

Правительство Кыргызстана не сможет самостоятельно реализовать этот проект, поскольку никто кроме автора этот проект лучше не знает. Только совместно этот проект имеет смысл и перспективу.

Сейчас в КР есть реальная возможность привлечь в течение короткого срока как минимум $200-400 миллионов частных инвестиций; реально, можно попытаться начать реализацию проекта 2-х станций в разных местах.

Самое большое усилие со стороны правительства - это строгое соблюдение взятых на себя обязательств и уважение прав частных собственников. Причем, КР ПРАКТИЧЕСКИ не несёт никаких финансовых затрат, кроме, образно говоря, расходных материалов и бумаги на подготовку контрактов.

Следует так же иметь ввиду, что до тех пор, пока автор не заручится достойной поддержкой правительства технологические перспективы и дополнительные технические возможности станции в полном объеме до конца раскрыты не будут.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа