Музейная педагогика в аспекте регионального культурологического образования студентов

Музейная педагогика в аспекте регионального культурологического образования студентов

И.К.Чиркова

Каждому из нас неоднократно приходилось бывать в местных и столичных музеях, знакомиться с их экспонатами, восхищаться их красотой и неповторимостью. Однако далеко не всякий знает о том, что современный музей представляет собой многопрофильное учреждение, решающее наряду с экспонированием памятников культуры, целый ряд других важных задач, без которых нормальная деятельность музея просто невозможна, таких, как научно-исследовательская работа с хранящимися ценностями, их описание и датировка, установление подлинности авторов произведений, обновление и закупка новых экспонатов, реставрационная работа, издание печатных трудов, в которых представлены целые коллекции или произведения одного мастера. Наконец, музей ведет просветительскую деятельность среди населения, предоставляя свои экспонаты для всеобщего обозрения.

В нашей статье речь пойдет преимущественно об образовательных функциях художественного музея, который включает собрания изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства. Этот тип музейного учреждения следует отличать от близкого ему по идейному замыслу историко-культурного музея, примерами которого могут служить архитектурные памятники и соборы, старинные усадьбы, заповедники, дома-музеи и т.п.; в них хранятся главным образом вещественные элементы, представляющие определенную культурную и историческую ценность.

Хотя популярность музеев во всех странах мира год от года возрастает, особую значимость художественные музеи приобретают в нашей стране в связи с актуальностью изучения отечественной культуры, обращения к исторической памяти народа, обретения национального самосознания. По нашему мнению, местные художественные музеи могут рассматриваться в качестве важнейшего элемента региональной культуры, а музейная педагогика - составной частью регионального компонента культурологического образования, в котором изучению местных художественных традиций и ценностей отводится решающая роль. В то же время любой крупный музей, как известно, содержит немало экспонатов, имеющих не только региональную, но и общенациональную значимость, является памятником национальной культуры. Это позволяет органически сочетать в образовании студентов благодаря использованию музейной педагогики региональный компонент с общенациональным.

Музейные экскурсии, беседы и лекции являются хорошо апробированным методом художественно-эстетического воспитания и образования, являющимся составной частью культурологического цикла образования. Мы активно использовали этот метод в процессе преподавания культурологии на факультетах русской филологии и культуры и на факультете иностранных языков ЯГПУ. Наш педагогический опыт свидетельствует о том, что музейная педагогика оказывается высоко эффективным воспитательным средством в том случае, если она сочетается с традиционными формами обучения - лекциями и практическими занятиями, ориентированными на изучение истории отечественной культуры в органической связи с историей культуры Ярославского края.

Рассмотрим более подробно содержательные стороны музейной педагогики: ее цели, методы, задачи и функции.

1. Цели музейной педагогики

По нашему мнению, музейные экскурсии, беседы и лекции имеют непреходящее значение для художественно-эстетического воспитания студентов на культурных традициях Ярославского края и призваны достичь следующих целей:

развивать у студентов эстетические потребности в изучении и понимании произведений искусства путем знакомства с творчеством крупнейших мастеров русского искусства XIX в., представленных в выставочных залах Ярославского художественного музея (прежде всего) и (частично) Музея истории города;

стимулировать эмоциональную сферу и воспитывать у студентов способность глубоко сопереживать произведениям искусства в процессе их восприятия;

формировать у студентов способность понимать подлинное содержание художественного произведения, проникать в его внутренний мир, постигать его историческую ценность;

развивать личную культуру художественного восприятия и накапливать эстетический опыт в ходе общения с подлинными произведениями искусства непосредственно в среде их бытования;

воспитывать у студентов элементы исторического сознания, понимания и исторической преемственности в развитии художественной культуры России на протяжении XIX в.;

формировать у студентов конкретные знания в области истории культуры Ярославского края XIX в., в процессе знакомства с произведениями ярославских художников, в том числе с картинами из коллекции Ярославского провинциального портрета XIX в.

воспитывать у студентов чувства национального самосознания и любви к истории Ярославского края, его художественным ценностям.

Не все перечисленные выше цели музейной педагогики имеют прямое отношение к региональному компоненту культурологического образования, в основном это первые и последние. Однако мы считаем, что глубокое постижение и усвоение ценностей “малой родины” - художественных ценностей Ярославского края XIX в. - в принципе не может состояться, если у студента хотя бы на элементарном уровне не сформировались способности понимать и переживать художественное произведение, проникать в его внутренний мир. Стало быть, внедрение регионального компонента в культурологическое образование предполагает формирование у студента определенных навыков в сфере эстетической культуры. Отсюда особая значимость теоретического знания, получаемого в процессе изучения русской отечественной культуры и специальных курсов по истории культуры Ярославского края, которые изучают студенты перед посещением музея.

2. Методы музейной педагогики и ее задачи

При посещении музеев г.Ярославля, проведения в них лекций и бесед мы опираемся на методы музейной педагогики, разработанные в нашей стране известным ученом-искусствоведом А.Б.Бакушинским и получившие дальнейшее развитие в ряде специальных исследований [3,4].

Важно отметить, что основные принципы музейной педагогики, какими их видел сам А.Б.Бакушинский, очень тесно соприкасаются с современными задачами художественно-эстетического воспитания, призванного раскрыть духовный творческий потенциал личности студента. Он выступал против поверхностного, иллюстративного подхода к рассмотрению произведений искусства в стенах музеев и полагал, что сопереживание зрителя художественному произведению способствует пробуждению в нем творческих начал. Социальная ценность и значимость искусства, по его словам, заключается как раз в “творческом переживании”, а основная задача художественного воспитания, осуществляемого в ходе музейных экскурсий, бесед и лекций, заключается в том, чтобы “раскрыть произведение искусства до его предельной глубины, открыть непосредственную связь между ним и зрителем через историческое переживание его как части чего-то живого, как художественного организма” [1. С.68].

Особую роль он отводил методике работы с экскурсионными группами в музее, предъявляя к преподавателю - экскурсоводу следующие требования: уметь самому возможно глубже переживать произведения искусства, хорошо его знать, иметь психологический подход к группе, т.е. понимать психологию зрителей, уровень их художественных потребностей.

Исходя из нашего многолетнего опыта музейных экскурсий со студентами различных курсов, мы полагаем, что музейная педагогика играет уникальную роль в художественно-эстетическом воспитании и образовании молодежи, развивая у студентов культуру восприятия, понимания и оценивания произведений искусства, т.к. здесь имеет место непосредственное общение зрителя с художественным произведением, возможность его непосредственного созерцания и переживания. Наши выводы подтверждаются результатами анкетных опросов студентов, регулярно проводимых нами после циклов музейных экскурсий и лекций. Предлагаемая студентам анкета “Мои впечатления о музее” содержит следующий набор вопросов. 1) Какие музеи г. Ярославля и других городов Вы посетили? 2) Существует ли у Вас интерес к посещению музеев? Предлагались альтернативные ответы: “да”, “нет”, “не знаю”) 3) Какие, на Ваш взгляд, личные качества, способности и умения формируются в процессе посещения музея и проведения там занятий с преподавателем? Предлагалось на выбор пять различных вариантов ответов. 4) Какие у Вас возникали трудности в понимании произведений искусства при посещении музея? 5) Какие работы русских художников XIX в. запомнились Вам больше всего при посещении музея? 6) Какие работы ярославских художников XIX в. Вам запомнились больше всего при посещении музея? 7) Как вы считаете, способствует ли посещение музеев развитию потребности в изучении произведений мастеров русского искусства и художников Ярославского края?

Ответы студентов на вопросы анкеты свидетельствуют о том, что у значительного большинства из них существует устойчивый интерес к посещению музеев. Около 90% опрашиваемых студентов положительно ответили на 2-й вопрос. Примерно 70% студентов согласились с тем, что посещение музеев и проведение в них занятий с преподавателем “расширяют и обогащают знания о культуре и истории Ярославского края”, “развивают культуру восприятия художественных произведений, формируют эстетический вкус”. Примерно половина опрашиваемых утвердительно ответили на вопросы о том, что музейные экскурсии развивают способность к пониманию внутреннего содержания художественного произведения, формируют способность переживать и сопереживать произведение искусства в процессе его непосредственного восприятия. Отрадно отметить, что значительная часть студентов (95%) считает, что посещение музеев г. Ярославля развивает потребность в изучении произведений мастеров русского искусства, в том числе и произведений ярославских провинциальных живописцев.

Таким образом, анкетные опросы подтверждают эффективность музейной педагогики в художественно-эстетическом воспитании студентов, определяют значимость изучения культурного наследия Ярославского края.

Мы согласны с мнением специалистов в области музейной педагогики о том, что музей является своеобразным “посредником”, который помогает зрителю восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим. Связи эти приобретают особую значимость в наше время, когда обретение исторического наследия, русской культуры прошлых веков становится одной из главных задач в нравственном воспитании молодежи. Посещение музеев, музейные экскурсии и беседы способствуют “формированию у студенческой молодежи исторического сознания, приобщая ее к духовным ценностям и культурным традициям России, способствуют осознанию человека как существа социального, связанного с нравственной и культурной традицией страны” [3. С.13-14].

3. Образовательные аспекты музейной педагогики

Образовательная функция считается одной из важнейших. Как свидетельствует наш собственный педагогический опыт, она реализуется в ходе музейных экскурсий и бесед путем расширения знаний и эрудиции в области истории искусства, развивая определенные навыки анализа художественных произведений. Но, как уже отмечалось ранее, необходимо предварительное знакомство с историей отечественной культуры и искусства, что касается регионального компонента культурологического образования, воплощаемого в ходе музейной педагогики, то здесь предварительным условием выступает прослушивание студентами спецкурса “Художественная культура Ярославского края первой половины XIX в”.

Обязательным психологическим условием успешного решения региональных образовательных задач является создание у студентов заинтересованности в посещении музеев и непосредственном общении с произведениями местных мастеров искусства. По нашему мнению, эта установка может быть сформулирована и в процессе изучения студентами курса истории отечественной культуры и спецкурса “Художественная культура Ярославского края первой половины XIX в.” Другим психолого-педагогическим условием формирования познавательной установки на углубленное изучение музейной экспозиции является демонстрация перед студентами в ходе лекций репродукции произведений известных мастеров русской живописи и наиболее известных ярославских провинциальных художников XIX в. (Н.Д.Мыльников, И.Тарханов), а также совместное обсуждение студентами с преподавателем содержания художественных произведений, их внутреннего смысла, культурной ценности.

Анкетный опрос студентов свидетельствует о том, что наибольшие трудности в понимании произведений искусства при посещении музея испытывают как раз те студенты, которые плохо усвоили предшествующий теоретический материал, историю отечественного искусства и историю культуры Ярославского края.

В ходе самих музейных экскурсий со студентами преподаватель предварительно знакомит их с творчеством мастеров живописи, произведения которых экспонируются в музее. В ходе этих бесед и лекций он освещает культурно-исторический контекст эпохи, время, когда жил и творил тот или иной художник, затем представляет стилевые особенности каждого рассматриваемого произведения. Кроме того, используются специальные приемы искусствоведческого анализа, включающие в себя освещение тематики и сюжета рассматриваемого художественного произведения, его композиционные особенности, цветовые решения и др. Наконец, преподаватель осуществляет интерпретацию художественного произведения, связанную с пониманием присущего ему смысла и значения в соответствие с культурной традицией России XIX в. и культурными традициями Ярославского края в особенности.

Наш опыт проведения музейных экскурсий свидетельствует о том, что студенты, как правило, плохо знакомы со спецификой работы музеев, в частности, далеко не все из них знают о том, что в залах экспонируется лишь часть всех хранимых в музеях художественных ценностей. Они также имеют весьма слабое представление о своеобразии музейных экспозиций, их отличии от других видов экспозиций (типа ярмарки или витрин магазинов). Поэтому в ходе проведения музейных экскурсий студентам приходится объяснять, в чем заключаются характерные особенности музейных экспозиций. Обычно мы обращаем внимание на три из них: 1) Музейная экспозиция строится на основе подлинных музейных материалов - предметов, имеющих культурно-историческую ценность. 2) Экспозиция создается на основе единого, заранее продуманного идейного и тематического плана, тематического замысла, который определяет принципы отбора и группировки материала. В частности, этот подход иллюстрируется на примере коллекции портретов ярославских провинциальных живописцев первой половины XIX в. 3) Музейная экспозиция является синтетическим художественным произведением. Каждый предмет, включенный в музейную экспозицию, взаимодействует со всем, что его окружает. Поэтому художественно-эстетическая значимость экспозиции не сводится к сумме знаний отдельных экспонатов. Мы показываем студентам, что важнейшую роль в реализации экспозиционного замысла играют методы группировки и интерпретации экспонатов, позволяющие “высвечивать в предмете определенное идейное содержание” [2. С.73].

Часто полным откровением для студентов является посещение музея истории города. Там постоянно функционирует выставка “Русская горница”, хорошо воспроизводящая среду бытования народного костюма XIX- нач. XX вв. Он также интерпретируется нами в качестве одной из характерных черт культурной традиции Ярославского края, и мы стремимся объяснить студентам его художественно-эстетическую ценность.

4. Региональный аспект музейной педагогики

Экспозиция русского искусства XIX в. Ярославского художественного музея апеллирует не только к интеллектуальному, но и эмоциональному восприятию и переживанию картин в их естественных связях и отношениях. Большой парадный зал музея дает возможность зрителю ощутить атмосферу дворянского дома. Вся экспозиция художественных произведений XIX в. дополняется соответствующей эпохе мебелью и предметами декоративно-прикладного искусства. В экспозиционный ряд входят картины на мифологические и религиозные сюжеты, но экспозиция выявляет ведущий жанр изобразительного искусства первой половины XIX в. - портрет. Эта его особенность объяснялась все возрастающим интересом к человеческой личности, который принесла с собой эпоха Просвещения. Студенты знакомятся с портретами аристократов - А.Б.Курагина и Н.В.Шеншина, исполненных Дж.Лампи в классическом стиле. Романтический стиль в русской портретной живописи представлен “Портретом неизвестного” работы О.В.Кипренского. Портрет графа В.А.Мусина-Пушкина является одним из лучших творений К.Брюллова. В нем воплощение романтического идеала заметно несет в себе следы реалистического метода. В залах Художественного музея имеется живописное полотно кисти В.А.Тропинина - портрет А.А.Шестова, в котором зримо проступают своеобразные психологические черты модели, подчеркивается неповторимость духовного склада личности. Наряду со стилевыми особенностями портретов преподаватель-экскурсовод должен передать зрителям умение проникать в идейный замысел художника, добиваясь при этом у них правильного понимания произведений искусства.

При посещении залов русского искусства мы особенное внимание уделяем изучению студентами коллекции портретов, созданных Ярославскими художниками первой половины XIX в. Н.Мыльниковым и И.Тархановым. Эта экспозиция обсуждается преподавателем со студентами наиболее обстоятельно и подробно, поскольку представленные в ней картины, безусловно, можно отнести к числу важнейших художественно-эстетических ценностей Ярославского края первой половины XIX в. К этому времени в России традиция заказывать портреты сложилась не только у представителей дворянского сословия, но и наиболее знатных представителей купеческого сословия. Купцы таким образом утверждали свое растущее социальное значение и социальный престиж. Не удивительно, что в Ярославле, где купеческая прослойка была значительной и играла весьма заметную роль в социально-экономической жизни города, заказы на сословные купеческие портреты приобретают широкую популярность.

Студенты имеют возможность сопоставить художественные приемы, используемые в так называемых дворянских и купеческих портретах, подробно знакомятся с их авторами, в первую очередь с выдающимся ярославским художником Н.Мыльниковым, творчество которого, по мнению многих специалистов, наиболее ярко выразило специфику художественных образов и особенности пластики провинциального “бытового портрета”, получившего распространение в городской культуре начала XIX в. На примере его портретов можно говорить о типических чертах купеческого сословия и “образе человека”, представленного этим сословием, вобравшим в себя, как известно, многие особенности русского характера (сметливость, деловитость, расторопность, деловую хватку и др.). В то же время в портретах Н.Мыльникова имеются и индивидуальные характеристики персонажей, и почти эпические обобщения. Студенты знакомятся с парными (супружескими) портретами Соболевых и Астаховых, где эти признаки выявлены наиболее полно и ярко.

Сравнение творчества ярославских мастеров портрета с деятельностью известных русских художников той же эпохи дает возможность не только раскрыть присущие им особенности художественной манеры, в частности, объяснить известный канон купеческо-мещанского провинциального портрета, но и раскрыть подлинную художественную ценность творений наших выдающихся земляков.

Выводы:

1. Музейная педагогика является важной частью регионального компонента культурологического образования студентов.

2. Необходимым психолого-педагоги-ческим условием реализации художественно-эстетического содержания произведений живописи (и памятников культуры в целом) является теоретическая подготовка студентов - лекции и семинары по истории отечественной культуры, спецкурсы по истории культуры Ярославского края.

3. Более полному раскрытию регионального компонента художественно-эстетического образования способствует сравнительный историко-культурный анализ произведений местных мастеров с творчеством известных представителей отечественной культуры той эпохи.

Список литературы

1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Л., 1981.

2. Гнедовский М. Музейная экспозиция //Советский музей. 1987. № 6.

3. Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молодежи. Л., 1987.

4. Степанова Х.В., Столяров Б.А. Формы пропаганды изобразительного искусства среди студентов вузов. Л., 1981.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа