Современное звучание теории Макса Вебера и А.И.Неусыхина о протестантизме

Современное звучание теории Макса Вебера и А.И.Неусыхина о протестантизме

В.Л.Керов

Обозначенная тема заслуживает самого пристального внимания, дальнейшего научного исследования и преподавания в учебных (возможно, не только высших) заведениях России и других стран постсоветского пространства. Ведь сближение с США, происшедшее в начале 90-х гг. сопровождалось расширением связей с протестантскими церквями различного направления, занимающими господствующее положение в духовной жизни американского общества. Известно, что протестантское миссионерство выступает в роли проповедников и провозвестников западных, и прежде всего американских, "духовных ценностей".

Сказанное является, на наш взгляд, достаточным аргументом для того, чтобы вернуться к рассмотрению теории известного немецкого социолога Макса Вебера (1864 - 1920), создавшего труд под названием "Протестантская этика и дух капитализма". Основные положения этого сочинения были поддержаны в нашей стране в 20-е годы (возможно, этот интерес был связан с НЭПом) молодым тогда учёным, а позднее - маститым историком, А.И.Неусыхиным (1898 - 1969) (См. его труд "Эмпирическая социология" Макса Вебера и логика исторической науки").

Отметим также, что не случайно, стремясь охарактеризовать сущность капиталистических отношений, Вебер предпринял попытку (и, заметим, довольно удачную, научно добросовестную) определить этику капиталистической системы.

Но возникает вопрос: что же такое протестантизм? Его основателем считается Мартин Лютер, хотя непосредственно борьбу за обновление церкви начал за несколько лет до выступления Лютера Ульрих Цвингли. Но именно Лютер стал основоположником нового учения, получившего наименование лютеранства, прибив 31 октября 1517 г. в германском городе Виттенберге свои ставшие знаменитыми тезисы против индульгенций. Основной тезис его учения, высказывавшийся им в последующее время, - это утверждение, что человек достигает спасения души или оправдания лишь при помощи веры, даруемой ему Богом непосредственно, без какой-либо посреднической роли церкви и духовенства. Рассуждая об абсолютном предопределении, Лютер утверждал, что человеческое время и знание не играют никакой роли. Это было далеко от того "протестантизма", который имел в виду в своих сочинениях Макс Вебер. Как известно, идеи протестантизма и капиталистической, предпринимательской деятельности оказались связанными в трудах последователя Лютера Жана Кальвина (Ковена), француза, обосновавшегося в Швейцарии, и также удостоившегося чести стать основоположником учения, названного его именем - кальвинизма. И лютеранство, и кальвинизм явились частью общего протестантского учения, или протестантизма, ставшего третьим ответвлением христианства наряду с католицизмом и православием. Некоторые историки церкви считали и считают протестантизм самостоятельной религией.

Рассмотрим учение Кальвина. Во многом он повторял общеизвестные христианские истины, в частности суждения и выводы Августина Блаженного. Прежде всего, мы имеем в виду интересующие нас проблемы Божественного предопределения и свободы выбора человека. Так, в своём основополагающем труде "Наставление в христианской вере" ("Институты") (1-е издание - 1536 г.) он писал о Божественном предопределении: "Предопределённое Богом с необходимостью совершается даже тогда, когда данное событие по своей природе не является необходимым в строгом смысле слова… ничто не происходит случайно, но всё осуществляется лишь в силу Божественного провидения…"

А вот что Кальвин писал по поводу свободной воли: "Человек обладает свободной волей, но не потому, что у него есть свобода выбора между добром и злом, а потому, что он поступает по своей воле, а не по принуждению". И далее, опираясь на идеи Августина, поясняет: "Вместе с тем св. Августин признаёт, что вне присутствия Божьего Духа воля человека не свободна… Также, что свободная воля - пленница и не в состоянии делать добро. Также, что она не станет свободной, пока не освободит её милость Бога…" Кальвин подчёркивает и другие высказывания Августина: "Свободная воля утверждается в милости Божьей… выражение "свободная воля" означает свободу: где дух Господень, там свобода… Если же они рабы греха, то как могут они хвалиться свободной волей? А если они освобождены, то как же они хвалятся, будто это их собственная заслуга? Или они уже настолько свободны, что не желают быть служителями Того, кто сказал: "Без Меня не можете делать ничего" 1.

Наряду с подтверждением многого того, что было выработано христианской мыслью, Кальвин внёс в христианское учение такую его интерпретацию, которая, в частности, позволила Веберу выдвинуть теорию о протестантизме, как этике капитализма, капиталистического предпринимательства.

Академик С.Д.Сказкин (в частности, в работах 1965 года), аккумулируя выводы Кальвина, писал, что в основе его учения - кальвинизма - лежат две доктрины: идея абсолютного предопределения и идея Божественного невмешательства в закономерность мира. Согласно учению об "абсолютном предопределении", Бог ещё до сотворения мира предопределил одних людей к "спасению", других к погибели; одних к раю, других к аду. Однако учение об "абсолютном предопределении" не предрасполагало человека к фаталистической покорности судьбе. Согласно Кальвину, человеку не дано знать: предопределён ли он Богом к спасению или осуждению. Верующий должен быть уверен в том, что он является "Божьим избранником" и доказать это своей жизнью и энергичной деятельностью. А так как (в данном случае выступает на сцену вторая доктрина Кальвина) Бог непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, то показателем предызбранности человека является успех в его деятельности. Таким образом, подчёркивает С.Д.Сказкин, получало религиозное оправдание буржуазное накопление и буржуазная деятельность вообще, ибо успех буржуа рассматривается Кальвином как показатель предызбранности человека к "спасению". Кальвинизм, писал С.Д.Сказкин, оправдывал ростовщический капитал и считал, что рабство вполне допустимо с религиозной точки зрения. Тем самым учение Кальвина оправдывало практику буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, освобождая её от запрета католической церкви брать проценты и давая религиозную санкцию безудержной эксплуатации рабского труда в колониях. Кальвинистские проповедники внушали трудящимся, что повиновение капиталистическому хозяину, "добросовестная" работа на него есть "долг, указанный Богом".

В своём энциклопедическом труде "Духовные учителя", опубликованном во Франции в 1988 г., известный историк церкви и религиозных учений Жак Бросс подчёркивал, что идея об утверждении власти Божьей привела Кальвина в конце его жизни к выводу об абсолютном предопределении, с которым сегодня согласны далеко не все кальвинисты. Развивая выдвинутый Августином Блаженным тезис о двойном предопределении (избранники демонстрируют бескорыстную милость Божью, а отверженные свидетельствуют о справедливом возмездии за грехи), Кальвин доводит его до крайности, утверждая, что идея эта была высказана Господом не только до Грехопадения человека, но даже до Сотворения мира 2. Каким же образом - наподобие позднейшей формулировки С.Д.Сказкина - Макс Вебер устанавливал связь между протестантизмом и капиталистическим предпринимательством?

В начале своего труда Вебер подчёркивает классовый состав адептов протестантизма (на примере Германии конца XIX века, но считая такую структуру свойственной и любой другой стране): "Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди высших квалифицированных слоёв рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий" 3.

Вебер отмечает, что распространение протестантизма - вопреки установившемуся мнению - означало усиление зависимости верующего от церкви по сравнению с католицизмом. "Но не следует упускать из виду и то, о чём теперь часто забывают: что Реформация означала не полное устранение господства церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы господства необременительного, практически в те времена малоощутимого, подчас едва ли не чисто формального, в высшей степени тягостной и жёсткой регламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни" 4.

Но что такое "дух" капитализма в трактовке Вебера? Это - прилежание и пунктуальность в работе, умеренность в личной жизни, а также… умение пользоваться кредитом с тем, чтобы получить приращение денег. "Помни, что кредит - деньги" 5. Всё это позволяло завоевать себе подобающее положение в обществе.

Большое значение имело религиозное воспитание молодёжи. Вебер пишет, что молодые рабочие и работницы, получившие его, "наиболее восприимчивы к обучению новым технологическим методам" 6.

Следует обратить внимание на то, что в историческом плане, как это понимает Вебер, стремление "стать угодным Богу" ведёт в сторону хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Он отмечает , что догмат, который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монастырской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни, тем самым эти обязанности становятся для человека его "призванием". Интересно и ещё одно сравнение в историческом плане между католицизмом и протестантизмом. "Результатом Реформации как таковой было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно возросли". И далее, уже во взглядах Лютера существовала идея, "согласно которой профессиональная деятельность человека является задачей, поставленной перед человеком Богом, притом главной задачей" 7.

В современную эпоху в развитых капиталистических странах указанная связь между протестантизмом, протестантской этикой и капиталистической предпринимательской деятельностью закамуфлирована. "Капиталистическое хозяйство", - пишет Вебер о конце XIX в., и тем более это может быть отнесено к концу XX в., - не нуждается более в санкции того или иного религиозного учения и видит в любом влиянии церкви на хозяйственную жизнь (в той мере, в какой оно вообще ощутимо) такую же помеху, как регламентирование экономики со стороны государства. "Мировоззрение" теперь, как правило, определяется интересами торговой или социальной политики. Тот, кто не приспособился к условиям, от которых зависит успех в капиталистическом обществе, терпит крушение или не продвигается по социальной лестнице. Однако всё это явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает не нужную ему больше опору" 8.

Ну, а если речь идёт о странах, где частнособственнический капитализм только начинает распространяться? Жителям этих стран и должны помочь протестантские миссионеры.

Вместе с тем, Вебер практически подвергает критике один из основных постулатов протестантизма (кальвинизма) (вспомним определение, данное С.Д.Сказкиным): "Едва ли требует доказательства то утверждение, что концепция наживы как самоцели, как "призвания", противоречит нравственным воззрениям целых эпох. Перенесённое в каноническое право положение "Deo placere vix p o t e s t" (Едва ли будет угодно Богу [лат.]), относившееся к деятельности торговца,.. и определение наживы у Фомы Аквинского как t u r p i t u d o (позор [лат.]) (сюда включалось и связанное с предпринимательством, то есть этически дозволенное, получение прибыли) были уже известной уступкой (по сравнению с радикально антихрематистическими взглядами довольно широких слоёв населения) со стороны католической доктрины интересам политически столь связанного с церковью капитала итальянских городов" 9.

Вебера не оставляет в покое одно из основополагающих положений кальвинизма, и он отмечает, что в эпоху Кальвина "никогда полностью не исчезало ощущение того, что деятельность, для которой нажива является самоцелью, есть, в сущности, нечто p u d e n d u m (постыдное [лат.]), нечто такое, с чем можно лишь мириться как с некоей данностью жизненного устройства". И далее Вебер уточняет, что некоторые моралисты того времени, принимавшие начатки капиталистического ведения дела как данность, пытались - не без известного противодействия - доказать, что они приемлемы и необходимы (особенно в торговле), что проявляющаяся в капиталистической деятельности i n d u s t r i a (трудолюбие [лат.]) есть законный, этически безупречный источник прибыли". Однако, поясняет Вебер, эти люди отвергали самый "дух" капиталистического приобретательства как t u r p i t u d o и, уж во всяком случае, не оправдывали его с этических позиций 10.

Можно сказать, что Вебер провидчески указывает: именно в Соединённых Штатах Америки нашли своё глубокое выражение упомянутые идеи Кальвина о связи Божественного предопределения и капиталистической деятельности. Об этом свидетельствует риторический вопрос, который ставит Вебер: "И как исторически объяснить тот факт, что деятельность, которая во Флоренции XIV и XV вв., в центре тогдашнего капиталистического развития, на этом рынке денег и капиталов всех великих держав того времени казалась сомнительной с моральной точки зрения - в лучшем случае её только терпели, - в провинциальной мелкобуржуазной Пенсильвании XVIII в., стране… где не было и следа крупных промышленных предприятий, а банки находились на самой ранней стадии своего развития, считалось смыслом и содержанием высоконравственного жизненного поведения, к которому надлежит всячески стремиться?" 11

Иными словами, тезис Вебера о протестантизме, как этике капитализма, именно в США нашёл своё глубочайшее выражение и подтверждение. Именно поэтому, повторяем, протестантизм занимает такое важное место в религиозной и в целом в духовной жизни этой страны. Поэтому тезис Вебера о том, что пуританизм (как форма протестантизма, как учение, близкое к кальвинизму) "стоял у колыбели современного "экономического человека", прежде всего относится к США и в то же время прекрасно объясняет характер и дух североамериканского предпринимательства. Полностью относится к современной жизни в США и цитируемый Вебером пуританский тезис: "Мы обязаны призывать всех христиан к тому, чтобы они наживали столько, сколько можно, и… стремились к Богатству" 12.

А как же эти идеи были оценены в нашей стране? Какие стороны концепции Макса Вебера были выделены, например, А.И.Неусыхиным?

В своей работе "Эмпирическая социология" Макса Вебера и логика исторической науки", впервые опубликованной в 1927 г., А.И.Неусыхин отмечал, что преследует в ней задачу выделить из Богатого идейного наследия М.Вебера то, что представляется ему особенно ценным, и указать, какие выводы могут быть сведены из некоторых идей и методологических приёмов М.Вебера 13.

И, действительно, характеризуя сущность работы Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", Неусыхин сразу же отмечает, что она предназначена служить материалом для решения основной проблемы, интересующей Вебера, - проблемы происхождения современного капитализма. При этом Вебера прежде всего привлекает возможность определить идеологическую основу капиталистического предпринимательства: "Вебер не задаётся вопросами о происхождении капиталистических форм хозяйственной организации, его интересует процесс возникновения той хозяйственной идеологии, которую он называет "капиталистическим духом" 14.

Но как же, по Веберу, возник этот "капиталистический дух"? - ставит вопрос А.И.Неусыхин.

И объясняет, что Вебер ставит перед собой задачу проследить не все условия его возникновения, а лишь одно из них. А именно: он ограничивает свою задачу изучением религиозных элементов той идеологии, которая впоследствие, претерпев ряд превращений, стала идеологией промышленного капитализма и его главного носителя - современной промышленной буржуазии 15.

Неусыхин подтверждает статистические выкладки Вебера: "Как показывает профессиональная статистика европейских стран со смешанным в отношении вероисповедания населением, капиталисты и предприниматели, а также квалифицированные рабочие большей частью являются протестантами, а не католиками. Этот, на первый взгляд поразительный факт, по-видимому, легко поддаётся объяснению: достаточно указать лишь на то, что как раз самые Богатые города Центральной Европы были в XVI в. на стороне Реформации; потомки их зажиточных обитателей, принявших протестантизм, унаследовали их привилегированное экономическое положение. Из их рядов вышла значительная часть современных предпринимателей, которые и оказались, таким образом, по своему вероисповеданию протестантами" 16.

Неусыхин подчёркивает тезис Вебера о том, Реформация означала не уничтожение господства Церкви в общественной жизни, а лишь замену одной её формы другой, и притом замену чисто формального, а потому очень удобного и практически малозаметного господства Церкви радикальной с очень тягостной церковной регламентацией всего жизненного поведения 17.

Будучи прекрасным исследователем-медиевистом, А.И.Неусыхин широко использует исторические примеры из эпохи зарождения капитализма. Так, он отмечает, что в Германии, а также в Англии и Голландии, где католиков одно время преследовали, они не проявили склонности к капиталистической и индустриальной деятельности. Протестанты же - и как господствующий, и как подчинённый слой населения, и как большинство, и как меньшинство - везде и всюду обнаруживали тяготение к экономическому рационализму. Испанцы XVI столетия знали, что ересь, то есть нидерландский кальвинизм, способствует развитию торгового духа. Протестанты были носителями капиталистической идеологии и в католических странах (например, во Франции). Во французских гугенотских церквах основное число прозелитов составляли монахи, купцы и ремесленники 18 .

Развивая концепцию Вебера, А.И.Неусыхин предпринял попытку установить причины взаимозависимости протестантизма и предпринимательства. Объяснение родства капиталистических черт протестантской идеологии с её религиозными особенностями, считал он, следует искать именно в самом содержании протестантской набожности, причём нужно исследовать не только её религиозный идеал, но и то практическое влияние, которое этот идеал оказывал на жизненное поведение его адептов 19.

Как и Вебер, А.И.Неусыхин цитирует сочинения американского просветителя Бенджамина Франклина (опубликованные в 1736 и 1748 гг.). Формулируя его взгляды, он пишет: "Две основные особенности проповеди Франклина делают её классическим образчиком капиталистической идеологии: идея призвания (Beruf) как цели жизни и сверхличная трансцендентная концепция наживы". И далее А.И.Неусыхин вслед за Вебером поясняет, что собой представляют, по мысли Франклина, эти особенности: "Каждый человек должен выполнять свой долг, этот долг заключается в том, чтобы быть дельным работником в своей профессии, чтобы знать твёрдо своё место, призвание и работать во имя его и только во имя его не покладая рук. Применительно к купцу и предпринимателю это понимание долга модифицируется следующим образом: следует работать, чтобы процветала человеческая деятельность данной профессии, то есть нужно наживать деньги и т.д. Нажива денег - самоцель…" 20

А.И.Неусыхин поясняет, каким образом Вебер определил сущность кальвинизма: "Как известно, самой характерной особенностью кальвинизма является учение о предопределении. Вебер задаётся вопросом, в чём заключалось историческое значение этого догмата, как он произошёл и каково его содержание. Исходным пунктом кальвинистского учения о предопределении является своеобразная концепция Бога и мира. Она, в свою очередь, объясняется своеобразием кальвинизма, как активной религии спасения. В основе кальвинизма лежит представление о том, что человек может действовать в жизни, надеясь на всемогущую объективную силу Бога, являющегося источником всего… Кальвинистский Бог - трансцендентное существо, абсолютно свободное в своей воле, которая понятна людям лишь настолько, насколько он этого хотел. Почему он хотел так, а не иначе, людям никогда не может и не должно стать понятным". Но данное объяснение кажется А.И.Неусыхину недостаточным, и он добавляет: "Наша мысль станет ещё более полной, если мы вспомним, что кальвинизм ведь представлял собой одну из религий спасения души, а следовательно, грозный деспотический Бог должен каким-то образом выступить в роли спасителя несовершенных, греховных людей, которых он по непостижимой для них причине создал таковыми. Как же мыслимо превращение этого Бога в спасителя? Вот этот логический скачок и выполняет догмат предопределения… Итак, вот каким образом грозный Бог обращается в спасителя: он спаситель лишь для некоторых, для тех, кого он - совершенно произвольно и по непостижимым соображениям - избрал для вечной жизни, т.е. для потустороннего блаженства. Остальных он проклял и осудил". А.И.Неусыхин далее показывает, какое практическое значение для отдельных индивидуумов имеет кальвинистское учение о предопределении: "Каждый христианин одиноко идёт по своему жизненному пути навстречу вечному спасению или вечной гибели… Человек, считающий себя верующим христианином, должен надеяться только на Бога и отнюдь не полагаться на людей…" 21

Отметим, кстати, коренную противоположность между крайне индивидуализированным духом кальвинизма и "соборностью" Русской Православной Церкви.

А.И.Неусыхина глубоко интересуют и психологические аспекты воздействия на верующих кальвинистских доктрин. Он отмечает, что в эпоху Реформации интересы потустороннего мира оказывали могущественное воздействие на психику религиозного человека. Учение о предопределении осталось бы религией для немногих и не сыграло бы той крупной исторической роли, которую ему суждено было сыграть, если бы не был поставлен и разрешён вопрос о том, как можно приобрести сознание своей избранности. В кальвинистской богословской литературе были намечены два способа его достижения. Во-первых, каждый верующий должен был просто считать себя избранным, а все сомнения толковать как дьявольские искушения. И во-вторых, приобрести указанное сознание можно было при помощи неустанной работы в своей профессии. Эта работа служила оградой от земных наслаждений, она зажала в железные тиски аскетического долга личное потребление. Но, пожалуй, ещё важнее была вторая её функция. Работа как самоцель развязала руки безграничному производству ради производства. Всё, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным обожествлением рукотворного; всё, что развивало и толкало вперёд производство, награждалось религиозной премией - сознанием избранности, объявлялось богоугодным делом и священной обязанностью верующего. Но на смену апофеозу труда пришёл апофеоз наживы. Та мысль, что человек, управляющий Божьего имения, в ходе капиталистического развития конкретизировалось следующим образом: человек - "машина для приобретательства", чем больше имущество, тем сильнее ответственность перед Богом. Параллельно с этой эволюцией идей шла эволюция капиталистических отношений: хозяйственная жизнь предприятия становилась независимой от личного хозяйства предпринимателя, частный капитал резко отделялся от капитала, вложенного в дело. Богатство как результат выполнения профессионального долга, призвания, продолжает А.И.Неусыхин, не только этически дозволено, но даже обязательно. Притча о рабе, что зарыл свой талант в землю, казалось прямо говорила именно об этом. Хотеть быть бедным, с точки зрения пуританина - то же самое, как хотеть быть больным. Связь мирского аскетизма и капиталистического духа нашла своё отражение в победоносном шествии промышленного капитализма в XVIII - XIX вв. 22

Глубоко заинтересовала А.И.Неусыхина и проблема исследовательского метода М.Вебера: "В процессе изложения историко-социологических построений Вебера перед нашим умственным взором всё время вырисовывался какой-то знакомый, но несколько неопределённый в своих очертаниях силуэт мыслителя, как бы незримо руководящего Вебером. Это несомненно силуэт Маркса". И далее А.И.Неусыхин поясняет: "Прежде всего, от Маркса интерес к упомянутой основной проблеме и самое представление о капитализме как об исторически сложившемся, своеобразном строе хозяйства, не имеющем полных аналогий в прошлом. Только это понимание историчности капитализма как общественной формации, столь ясно обнаруженное Вебером в его предварительных замечаниях к "Социологии религий", и сделало возможным постановку вопроса о происхождении капитализма в качестве центральной проблемы всей этой работы" 23.

Отмечает А.И.Неусыхин и сходство выводов Маркса и Вебера по поводу связи протестантизма и капитализма. "Маркс, - пишет он, - совершенно определённо говорит о протестантизме как о порождении капитализма… он делает ударение на абстрактном характере общественных отношений при капиталистическом строе и на абстрактом характере соответствующей им религиозности… Влияние Маркса на Вебера в постановке вопроса о генезисе капитализма и о роли протестантизма в этом генезисе совершенно несомненно" 24.

"И ещё в одном смысле - продолжает А.И.Неусыхин, - Вебер испытал на себе влияние Маркса. Несмотря на свою. Враждебность к Гегелю, он изображает эволюцию религиозных идей пуританства диалектически: доходя в своём развитии до известного пункта, эти идеи, как мы видели, переходят в иное качество - религиозная этика мирского аскетизма превращается в хозяйственную этику капитализма." 25

Мы видели, что наш отечественный историк не только разъяснил некоторые основные положения взглядов Макса Вебера на исследуемый вопрос, но и развил некоторые из них. Он показал далее истоки того эффективного метода исследования, который применил немецкий социолог. Это позволяет нам высказать мысль, что фактически А.И.Неусыхин является создателем системы взглядов, близких к теоретическим выкладкам Вебера.

Как справедливо отмечается в предисловии к избранным труда А.И.Неусыхина, острая полемика вокруг работ Вебера не прекратилась и в современную эпоху, они служат отправным пунктом для целого ряда направлений современной социологии и являются необходимой основой для понимания многих концепций западных социологов и историков. Изучение их сопряжено с большими трудностями, преодолеть которые очень помогают глубокие, блестяще написанные статьи А.И.Неусыхина, вполне сохранившие свою научную ценность 26.

В современную нам эпоху отмеченные особенности протестантского учения пришли в противоречие с менталитетом русского и других православных народов России, а также граждан нашей страны - мусульман.

Российский публицист Э.Розенталь писал в связи с этим: "Россия, выправляя своей революцией вектор истории, заводивший Запад в тупики бездуховной машинной цивилизации, продемонстрировала миру новую историческую перспективу, не связанную прямо с развитием производительных сил и стремлением к обладанию богатством, но исходящую из духовного совершенствования личности". Россия дала миру "поколения, жизнь которых славна не индустриальным богатством, а честным трудом и взаимной поддержкой. Эти ростки будущего прочно укоренились в характере россиян". Очевидно, что понятие "взаимная поддержка", тесно связанная с честным трудом, является синонимом понятия "соборность".

Тот же публицист цитирует слова видного западного общественного деятеля Александра Кинга, предостерегавшего народы России: если они возьмут за образец путь Запада, то "это станет несчастьем для всего человечества. Потому что стремление к наживе не может бесконечно служить двигателем прогресса, а у России есть ценности, как воздух необходимые всему миру" 27.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отмечает, что на Западе происходит последовательное и целенаправленное вытеснение из жизни современного общества апостольской нормы Веры и замещение её либеральным стандартом. "Трагедия современного протестантизма, - пишет этот автор, - заключается в приятии этой подмены и соучастии в ней, что оборачивается перспективой утратить конфессиональное самосознание вплоть до полного растворения его в системе ценностей секулярного мира". Осуществляется экспансия либерализма и в другие страны, например, в Россию, "особенно в тех сферах общественного бытия, - подчёркивает митрополит, - которые наиболее цепко удерживают ценности, воспитанные национальной духовно-культурной традицией". И далее поясняет: "Наиболее ярким примером является история с принятием нового российского Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". На Россию было оказано тогда беспрецедентное давление… Что же случилось, почему ни одна другая внутрероссийская проблема не вызывала такой негативной, острой и согласованной реакции Запада? Причина проста - наш Закон о свободе совести был расценен как не соответствующий либеральному стандарту в сфере религиозных прав человека. В сущности, от России тогда в ультимативной форме потребовали приведения национального законодательства о свободе совести в соответствии с международными, а фактически западными либеральными стандартами. Подобные коллизии, выявляющие несовершенство либерального стандарта и обнажающие возможность манипулирования им с политическими целями, чрезвычайно показательны, и в дальнейшем их будет случаться всё больше" 28.

Мы видим, что оценки роли и значения протестантизма и его связи с капиталистическим предпринимательством, сделанные в конце прошлого века Максом Вебером и первой трети нынешнего А.И.Неусыхиным, смыкаются с высказываниями деятелей науки и культуры, политических и религиозных деятелей настоящего времени.

Список литературы

Кальвин Жан. Наставление в христианской вере. Т. 1. Кн. I - II М., 1997. С. 203, 212, 260 - 262.

Бросс Жак. Духовные учителя. М., 1998. С. 133.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990. С. 61.

Там же. С. 62

Там же. С. 72

Там же. С. 83

Там же. С. 97, 99 - 101.

Там же. С.91.

Там же. С. 91 - 92.

Там же. С. 92.

Там же. С. 93.

Там же. С. 200 - 201.

Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. Избранные труды. М., 1974. C. 414.

Там же. С. 422 - 423.

Там же. С. 424.

Там же. С. 425.

Там же.

Там же. С. 426.

Там же.

Там же. С. 428 - 429.

Там же. С. 432 - 434.

Там же. С. 435 - 436, 439 - 443.

Там же. С. 444.

Там же. С. 446 - 448.

Там же. С. 457.

Там же. С. 5.

"Независимая газета". 6 ноября 1998 г.

"Независимая газета". 26 мая 1999 г.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа