Абсолютное и относительное
Абсолютное и относительное
А.А. Грицанов
Абсолютное и относительное - (лат. absolutus – отделенное, отпущенное и лат. relativus – отнесенное в то или иное место) – противоположные по смыслу и сопряженные философские категории.
Абсолютное – безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее. Относительное (релятивное) – временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и, следовательно, изменчивое; обусловливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них.
Абсолютное и Относительное выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном, субстанции в акциденциях и т.д. Понятия Абсолютное и Относительное первоначально толковались как выражение единства и противоположности мира видимых преходящих явлений и его скрытой непреходящей основы. Абсолютное в древнегреческой философии определялось как сторона совершенства, завершенности, самодостаточности сущего и выражалось в понятиях «по природе», «в чистом виде», «само по себе».
У Аристотеля Относительное выступает как нечто, зависящее от другого или относящееся к другому. В средневековой философии господствовало религиозное толкование Абсолютное как «божественного», противостоящего Относительное – «земному», «мирскому». В философии Нового времени (в особенности в немецкой трансцендентально-критической традиции) выделялись различные аспекты Абсолютное и Относительное, которые раскрывались в системе понятий «в себе», «для другого», «для себя», «само по себе» и т.п.
В системе категорий «материалистической диалектики» постулировалось, что движущаяся материя в целом ничем не обусловлена и не ограничена, вечна и неисчерпаема, т.е. абсолютна. Бесчисленные виды и состояния материи, конкретные формы ее движения, бесконечно сменяющие друг друга, временны, конечны, преходящи, относительны. Каждая вещь относительна, но она частица целого и в этом смысле содержит в себе элемент Абсолютное; то, что в одной связи относительно, в другой – абсолютно и т.д. В современной философии при истолковании Абсолютное как достигнутого чистого совершенства и уже реализованной бесконечности оно описывается как самодовлеющая, самозаконная (автономная), трансцендентная, непостижимая, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место сущность, всецело противоположная миру отношений (например, Абсолютное пространство).
Соответственно, мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов Абсолютное и описываются в духе релятивизма. Если же Абсолютное задается как потенциальная бесконечность, то оно мыслится как проект будущего – идеал полноты и совершенства, его контуры постепенно проявляются и складываются через неисчерпаемое множество отношений вещей и процессов.
Концепция Абсолютное как самодовлеющей и свободной сущности логически противоречива: изоляция есть форма несвободы, а действенность Абсолютное предполагает его открытость иному бытию и погружение в мир отношений. Абсолютное может постулироваться либо как «целое», создающее свои части (отношения) и не сводящееся к их сумме, либо, наоборот, как нечто, образуемое суммой относительных форм существования за бесконечно долгое время.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа