Принятие христианства на Руси (был ли выбор веры?) (работа 2)

П Л А Н :

---------

Введение. Исторические причины крещения Руси

1. Первые христианские общины на территории Киевской Руси

2. Крещение киевлян

3. Распространение христианства в других землях

Заключение

Использованная литература

Введение

--------

Принятие "греческой веры" - христианства было исторической

необходимостью, так как уравнивало Русь с остальными государствами,

где на язычников смотрели как на неполноправных. Вслед за Киевской

Русью христианство принимает ряд славянских и скандинавских ("ва-

ряжских") народов Северной Европы. "Принятие христианства, - это

факт несомненно первостепенной важности" (см.: Б.Д.Греков. Киевс-

кая Русь), а летописец оценивает его как "грандиозный" (см.: По-

весть временных лет).

1. Первые христианские общины

-----------------------------

"В IX-X вв. в Восточной Европе складывается крупнейшее

раннефеодальное государство Русь с политическим центром в Киеве.

Этому периоду соответствовала так называемая языческая религия,

которая явилась частью огромного общечеловеческого комплекса

первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячеле-

тий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий"

(Рыбаков Б.А. Язычество древних словян).

Языческая религия выступала против порабощения славянст-

ва кем бы то ни было, в защиту его полной независимости. Между

тем феодалам, владельцам крупных поместий - княжеским воеводам,

военачальникам - тысяцким всё это не могло нравиться, особенно

тогда, когда пример Византии, Греции, западных стран Европы,

воочию указывал, что другая религия, например христианская,

поддерживала развитие торговли, способствовала нового феодального

способа производства и феодальных отношений.

Были и другие обстоятельства, влиявшие на распространение

христианства среди восточных славян. Отдельные их группы испове-

довали христианство уже с середины IV в., в частности в районе

Херсонеса. Восточнославянская знать была заинтересована в установ-

лении тесных торговых контактов с Византийской империей. Но вхо-

дить в тесные деловые отношения с византийцами им мешала разность

вер. Купец-христианин мог легко договориться со своим византийс-

ким единоверцем. Купец-язычник был лишён такой возможности. И та,

и другая вера отрицательно относилась к подобным контактам.

В середине 60-х годов русами пришлось испытать на себе

несуолько несчастий: неурожай и вызванный им голод, и затем и эпи-

демии (проказы, например); гибель большого флота в результате неу-

дачного похода на византийскую столицу. Всё ээто бросило тень на

языческих богов, которые, получив традиционные жертвоприношения,

должны были, по мнению верующих, смилостивиться, противодействовать

злым духам, не допустить несчастий. Когда эти надежды не оправда-

лись, авторитет языческой религии и её богов сильно пошатнулся.

Поиск новой веры становился всё более активным процессом. Христи-

анство и христианский бог, так хорошо помогавший "своим", выглядел

всё более привлекательным. Однако тут были и отрицательные моменты.

Принятие "варварской" страной христианской религии и цер-

ковной иерархии подчиняло её политическому влиянию и культурноьу

воздействию Византии с её уже устоявшимся государственным статусом.

Руссы превращались, можно сказать, в вассалов Византии со всеми

вытекающими отсюда последствиями ("вассальная зависимость"). Поэ-

тому положение христианства было шатким ; оно не могло ещё пустить

глубокие корни. Тем не менее эти события называют первым крещением

Руси или Причерноморским крещением.

Вопрос крещения относится к 70-м годам IV века, и называется

Киевским крещением. Оно произошло в 867-877 гг. и длилось, как видим,

почти десять лет. Этому событию предшествовал неудачный поход киевс-

ких князей Аскольда иДира на Византию (874 г.). Именно после этого

похода между Русью и Византией был заключён мирнрый договор. Гречес-

кий архиепископ посетил Киев, после чего последовало массовое креще-

ние киевлян (см.: Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, лето-

писи).

В 882 г. в Киевской земле произошли крупные политические со-

бытия, о чём пишет Нестор - летописец, автор "Повести временных лет".

Новогородский князь Олег, убив Аскольда и Дира, захватил княжескую

власть в Киеве. Олег был непримиримым противником христианства. Хрис-

тианам пришлось уходить с насиженных мест, прятаться и скрываться.

Славяне-язычники принесли с собой и утраченные киевлянами после кре-

щения верования. Заметим также, что несколько лет господства хрис-

тианства языческая вера конечно же не могла быть полностью уничто-

жена и забыта. Наверняка она имела поддержку среди части жителей, выс-

казывавших недовольство религиозной политикой Киевских правителей.

Однако, потерпев поражение в качестве главной религии киев-

лян, христианство не исчезло совсем. Напротив, в IX в. и начале Х в.

русская христианская церковь организационно оформлялась. Она считалась

митрополией константинопольского патриарха и в церковном уставе

Льва VI числилась на 61 месте (Лев VI Мудрый - византийский император)

(см.: Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства).

Эпоха правления Игоря и Ольги была переломом в отношении к

христианству. В середине Х в. можно говорить уже об утверждении хрис-

тианства в государственной системе, хотя в то же время это вероучение

не занимало на Руси господствующих позиций.

О христианах - жителях Руси неоднократно говорится в договоре

князя Игоря с Византией, заключённым в первой половине 40-х годов пос-

ле двух походов русского войска на Византию. Первый был неудачным, вто-

рой же закончился победой.

В договоре с Византией христиане выступают как равноправная

"страна", что свидетельствует о их значительной роли в Русском госу-

дарстве настолько, что с ними вынуждены считаться язычники правящие

круги.

Христианство глубоко пускает свои корни именно в Киеве. Его

привлекательность объясняется тем, что это столица Руси, важный стра-

тегический, ремесленный и торговый центр Восточной Европы. Его прави-

тели, независимо от своих взглядов и убеждений, брали к себе на служ-

бу христиан - воинов,купцов, дипломатов.этого требовала жизнь.

После смерти князя Игоря верховная власть сосредотачивается

в руках его вдовы - Ольги, которая принимает христианство в 946 году

в Византии.По возвращении из Царь-града она начала повсеместно расп-

ространять новую религию, свергала языческих идолов, строила христи-

анские церкви. Только противодействие её сына - Святослава помешало

Ольге сделать Русь Христианским государством. Склонить сына к христи-

анству она не смогла. Он остался верен язычеству, но гонений на

христиан и желающих креститься не было. Ольга с "лёгким сердцем" пе-

редала власть сыну. Но со сменой верховной власти вновь возобладала

языческая партия.

Приход к власти Святослава вовсе не означал, что христианст-

во на Руси было полностью уничтожено. Оно продолжало существовать,

хотя и подверглось гонению.

Старший сын Святослава - Ярополк, получивший власть после

смерти отца, активно занялся внешней политикой. Византия по-преж-

нему оставалась самой могущественной державой Восточной Европы.

Для сдерживания воинственных русов она поддержала восточных сосе-

дий Руси - печенегов. Ярополк понимал, что нужно прежде всего

укрепить свои тылы.

Византийская дипломатия вынуждена была выработать для се-

бя новую "восточную" политику, чтобы гарантировать безопасность гра-

ниц с Русью.

Экономическое и военное усиление последней было опасно для

Византии. Но решить этот вопрос военным путём было невозможно. Ви-

зантийская дипломатия пробовала другой - попытаться насадить на Ру-

си христианство, а затем с помощью христианских мессионеров оказать

решающее влияние на внешнюю политику русских князей. С этой целью в

Киев почти одновременно прибывают две христианских миссии: из Конс-

тантинополя и из Рима (начало января 976 г.).

Приверженность Ярополка христианству стала причиной в ре-

зультате предательства воеводами, его поражения в сражении при реке

Дручи. Ярополк воспитываплся бабушкой - княгиней Ольгой, "внутренней

христианской", какой её называли. Его жена, гречанка по рождению,

также исповедовала христианскую религию - веру. Ярополку вменили в

вину, что он поддался их влиянию вопреки исконным интересам русечей.

История княжения Ярополка и падение нго как великого русского князя

весьма примечательна.

Его прохристианская политика нашла поддержку лишь у части

городских жителей. Верхушка дружины поднялась против.

Ярополк был убит воеводой своего войска - Блудом. Предательст-

во последнего свезано с тем, что его привлёк на свою сторону младший

брат Ярополка - Владимир, сумевший правильнее определить соотношение

сил в государстве. Киев нелегко дался Владимиру. Осада затянулась и

только 11 июня 978 г. он вступил в город.

2. Крещение киевлян

-------------------

Крещение Руси связано с именем великого князя Владимира.

Владимир учёл недовольство киевлян-язычников. Не разрешил варягам со-

бирать дань (контрибуцию) с киевлян, сократил количество наёмников у

себя на службе, соорудил новое языческое святилище, украшенное статуя-

ми богов - Стрибуга, Перуна, Дажьбога. Этот шаг можно рассматривать

как попытку Владимира "модернизировать" саму языческую религию. Пёст-

рым языческим верованием он сторался придать какую-то стройность, цель-

ность, вести их в рамки, соответствующие интересам укрепляющегося и

развивающегося феодальногто государства. И Владимир I произвёл своего

рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные

верования.

Являясь вдумчивым политиком и удачливым полководцем, Владимир

через некоторое время пришёл к заключению, что господство на Руси

языческой идеологии отрицательно сказываеся на росте народонаселения,

на международной торговле; консервирует замкнутость общества, ограни-

чивает его развитие. Оно не давало " использовать" возможности привле-

чения "знающих" иностранных людей, исключало династические браки с со-

седними европейскими государствами, что, в частности, мешало заклю-

чению международных договоров и союзов.

К концу 80-х годов власть князя Владимира настолько окрепла,

что ему стало уже не нужна поддержка населения. Более того, он сам

нуждался в религии, которая могла бы объединить всё общество, укрепить

его связи с Европой, быть помошницей и союзницей при руководстве госу-

дарством. При этом Владимиру пришлось выбирать такую религию, которая

бы наилучшим образом подходиля русскому обществу, его понятиям, цен-

ностям, ориентирам, традициям и привычкам. В "Повести временных лет"

помещён рассказ о том, как Владимир выбрал новую веру.

Принятие христианатва по византийскому, или по римскому,

образцу не устраивало Владимира, потому что и в том, и в другом слу-

чае Русь попадала в "сферу влияния", в зависимость либо от Священной

Римской империи, либо от Византийской империи. Из такого тупикового

положения, однако, был выход: пример Болгарской державы,имевшей неза-

висимое потреаршиство.

Опыт Болгарии подсказал Владимиру путь к реализации замыслов.

Чтобы стать вровень с византийскими василевсами (правителями), Влади-

миру было необходимо породниться с византийским домом. Сделать это бы-

ло непросто. Тем не менее он сумел добиться согласия византийских ва-

силевсов - Константина и Василия на выдачу за него замуж их сестры -

принцессы Анны.

Владимиру предстояло довести до конца начатое им дело - крещение кмев-

лян, принятие ими христианства. Крешение христиан происходило не в Днеп-

ре ( как часто считают ), а в его притоке Почайне ( летопись "Житие кня-

зя Владимира" ), которая протекала по территории ремесленно-торгового

района Киева - Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г.( изве-

стная дата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Влади-

мира, которое он тайно принял в Корсуни ) - пятница, бывшая с древних

времен торговым днем на Руси. К тому же в этот день запрещалась всякая

работа. Из землевладельческой округи в город на торги и развлечения сте-

калось много людей. Поэтому 1 августа совершилось массовое крещение.

Князь Владимир сам крестил 12 своих сыновей, а также высших вельмож -

язычников. В последующие дни августа оно продолжалось в близких к Киеву

районах. Крещение жителей столицы Руси было отмечено постройкой храма -

каменной церкви Богородицы.

3. Распространение христианства в других землях.

В планы Владимира входила христианизация всех русских земель. Но

этот процесс затянулся на долгие годы ( почти на столетие ). Крещение

шло не всегда гладко, часто вызывало сопротивление населения.

Первым таким "крепким орешком" оказался, как и предполагал Влади-

мир, Новгород Великий, живший по своим собственным порядкам. Можно ска-

зать даже, что город был центром язычества, открытым врагом христианст-

ва. Подчинение Новгорода воле киевского князя явилось для Владимира за-

дачей первостепенной важности. Обращение новгородцев в христианство

прошло в конце лета - начале осени 990г.

Князь Владимир посылает в Новгород своего воеводу Добрыню с дружи-

ной. Жители оказывают отчаянное сопротивление, тогда на помощь Добрыне

прибывает отряд тысяцкого Путяты. Только после этого начинается насиль-

ственное крещение новгородцев.

Вначале было крещено несколько сотен человек на Торговой стороне

Новгорода 29 августа, после переправы Добрыни на левый берег Волхова

имело место второе крещение 8-9 сентября. И, наконец, крестили тех, кто

пытался обмануть и избежать крещения ( 26 сентября ). Вскоре после кре-

щения в Новгороде был построен деревянный тридцатиглавый кафедральный

собор святой Софии над Волховом, не дошедший до наших времен. Но камен-

ная София, существующая и сейчас, построена на том же месте и по образ-

цу старой.

Крещение Ростово-Суздальской земли, строительство г. Владимира-на-

Клязьме летописи связывают с походом самого великого князя Киевского

Владимира. Город, названный своим именем, Владимир "и возлюби, и укра-

си, и почта, яко паче всех градов русских" ( см.: Владимирский летопи-

сец ). Процесс христианизации русских земель продолжался и в XI в., ох-

ватывая все новые и новые территории. За Ростово-Суздальским следуют

Муромская, Смоленская земли. Затем регионы, заселенные кривичами, роди-

чами, северцами и вятичами. Это на северо-востоке, а на западе - обшир-

ные территории, расположенные по Днепру, верховьям Днестра, южной Волы-

ни и др.

Главой русской христианской православной церкви был митрополит.

Источники ( Никоновская летопись, включенная В.Н.Татищевым в "Историю

Росссийскую" ) называют первым митрополитом Михаила.

Заключение.

Таков был в общих чертах процесс крещения, христианства на Руси.

Русское христианство отличалось от христианства католического и от

христианства византийского образца. Оно заимствовало из славянского

язычества отдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления

- " о дожде " и др., культ многих святых ( при исповедании единого бога

в трех лицах - Святой Троицы ): Николая Угодника, Ильи Пророка, Пара-

скевы Пятницы и пр. Можно сказать, что русичи до такой степени сблизили

свое христианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладало в

образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческое нача-

ло, или язычество, поглотившее христианское вероучение. Конечно, право-

славная церковь терпела лишь те языческие традиции, которые не разруша-

ли складывающуюся церковную иерархию.

Отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и

прогрессивными явлениями, способствовали экономическому и культурному

развитию русских земель.

Принятие христианства Русью оказало решающее влияние на развитие

русской культуры. Этот исторический выбор явился той парадигмой, которая

вовлекла в сферу своего влияния и объединила вокруг себя историю России.

Использованная литература.

1. Бахрушин С.В. К вопросу о крещении Киевской Руси. М., 1975.

2. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. М., 1988.

4. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. N6.

5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 12 т. М., Л.,

1959. Кн. 1 ( т. 1-2 ).

7. Тихомиров М.Н. Русская культура X - XVIII вв. М., 1968.