Формирование средств фонда занятости

Содержание

1. Формирование средств Фонда занятости

2. Контроль, учет и отчетность по Фонду занятости

3. Использование средств Фонда занятости

4. Исполнение доходов и расходов Краевого Фонда занятости за 1999 год

1. Формирование средств Фонда занятости

Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации, образованный в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» является государственным внебюджетным фондом и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой иреализацией государственной политики занятости населения.

Средства Фонда занятости являются федеральной государственной собственностью Российской Федерации и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета Российской Федерации по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов федеральной государственной службы занятости населения.

Средства Фонда занятости не входят в состав республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, других фондов и изъятию не подлежат.

Фонды занятости в городах и районах формируются за счет:

- обязательных страховых взносов работодателей (предприятий, организаций и др.);

- обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;

- ассигнований из городских и районных бюджетов;

- доходов от размещения средств фондов занятости на депозитных счетах в учреждениях Центрального банка РФ, от приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг, от учредительской (соучредительской) деятельности организаций и учреждений, непосредственно способствующих функционированию службы занятости;

- доходов от кредитных вложений: непосредственно товаропроизводителям на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест; предприятиям и организациям, осуществляющим по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством; в виде процентов по ссудам, предоставляемым безработным гражданам для осуществления предпринимательской деятельности;

- дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящих фондов занятости;

- добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и граждан;

- прочих поступлений (внереализационные доходы, штрафы, пени, иные санкции).

Фонды занятости в республиках в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округах, краях, областях функционируют за счет:

- отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах (с учетом перечисления части средств в федеральную часть Фонда занятости), в части обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан;

- ассигнований из соответствующих бюджетов;

- доходов от размещения средств занятости на депозитных счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, от приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг, от учредительской (соучредительской) деятельности организаций и учреждений, непосредственно способствующих функционированию службы занятости, от кредитных вложений предприятиям и организациям, осуществляющим по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;

- дотаций, субсидий и субвенций из федеральной части фонда занятости;

- добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и граждан;

- прочих поступлений (внереализационные доходы, штрафы, пени, иные санкции).

Федеральная часть Фонда занятости формируется за счет:

- отчислений из фондов занятости, формируемых в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в части обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан;

- ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации;

- доходов от размещения средств федеральной части Фонда занятости на денежных счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, от приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг, от учредительской (соучредительской) деятельности организаций и учреждений, непосредственно способствующих функционированию службы занятости, от кредитных вложений предприятиям и организациям, осуществляющим по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;

- добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и граждан;

- прочих поступлений.

Размеры обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан в Фонд занятости и размеры отчислений в федеральную часть Фонда занятости из фондов занятости, формируемых в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москва и Санкт-Петербург, в части обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан устанавливается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Размеры отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах, в части обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан в фонды занятости, формируемые в республиках в составе Российской Федерации устанавливаются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов.

Разработку указанных в данном пункте показателей осуществляют соответствующие органы службы занятости.

Размеры ассигнований из бюджетов всех уровней в соответствующие части Фонда занятости определяются представительными органами власти при утверждении бюджетов на планируемый период.

2. Контроль, учет и отчетность по Фонду занятости

Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Фонд занятости осуществляют органы службы занятости в виде доходов от финансово-хозяйственной деятельности, направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не подлежат.

Средства Фонда занятости хранятся на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при их отсутствии – в других банках.

Органы службы занятости на основе программ занятости разрабатывают с участием представителей организаций, работодателей и трудящихся в рамках координационных комитетов содействия занятости населения проекты бюджетов фондов занятости на соответствующий период. Указанные проекты бюджетов направляются на рассмотрение соответствующему исполнительному органу власти и вышестоящему органу службы занятости и после согласования вносятся на утверждение соответствующего представительного органа власти.

В пределах утвержденных бюджетов фондов занятости руководители органов службы занятости всех уровней утверждают структуру, численность работников, штатное расписание и смету расходов на содержание службы занятости и ревизионной комиссии. Бюджет фонда занятости и отчет о его исполнении утверждаются Верховным Советом РФ по представлению Правительства Российской Федерации.

Контроль за исполнением бюджетов фондов занятости всех уровней осуществляют соответствующие представительные органы власти. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов службы занятости осуществляют ревизионные комиссии. Методическое руководство финансово-хозяйственной деятельностью органов службы занятости осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по занятости населения. Порядок учета, отчетности и контроля за расходованием средств Фонда занятости определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Центральным банком Российской Федерации.

3. Использование средств Фонда занятости

Средства Фонда занятости направляются на:

1) мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан;

2) организацию общественных работ;

3) выплаты пособий по безработице, компенсации материальных затрат безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты; оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам;

4) возмещение затрат Пенсионному Фонду Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

5) мероприятие по сохранению, созданию дополнительных или новых рабочих мест, по созданию специализированных рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по развитию предпринимательской деятельности безработных граждан. Указанные расходы производятся как в порядке прямого инвестирования, так и на условиях кредитования согласно заключенным договорам;

6) расходы по анализу рынка труда, расходы в связи с разработкой баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

7) создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы и разработку их программного обеспечения, включая приобретение технических средств;

8) осуществление информационно-справочной и рекламно-издательской деятельности по вопросам занятости населения;

9) научно-исследовательские работы по вопросам занятости населения;

10) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая вопросы трудовой деятельности граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации;

11) содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая расходы на социально-бытовое и медицинское обслуживанием работников по нормам и нормативам, принятым для структурных подразделений соответствующих исполнительных органов власти;

12) подготовку и повышение квалификации кадров органов службы занятости и содержание учебно-методической базы;

13) издание нормативных и методических материалов, а также бланочной продукции общероссийского образца и обеспечение ими органов службы занятости;

14) проведение семинаров, совещаний и др. организационно-методических мероприятий.

Руководители органов службы занятости не вправе принимать к исполнению указания вышестоящих органов службы занятости, представительных органов власти о расходовании средств Фонда занятости на цели, не предусмотренные Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

4. Фактическое исполнение доходов и расходов Краевого Фонда занятости за 1999 год

Таблица 1

Наименование статей доходов и расходов

тыс.

руб.

%

1

2

3

4

1. Доходы Фонда занятости, всего

в том числе:

74680,2

100

1.1.

Переходящий остаток средств фонда занятости

928,0

1,24

1.2.

Поступления страховых взносов

6492,6

86,93

1.3.

Иные поступления (пени, штрафы, возврат фи-

нансовой помощи)

768,8

1,03

1.4.

Дотация из федеральной части ГФЗН РФ

33,3

0,05

1.5.

Дотация Хабаровскому району

-2972,7

-3,98

1.6.

Вмененный налог

1731,3

2,32

1.7.

Мобилизация просроченной задолженности орга-

низаций по платежам в фонд занятости

9270,9

12,41

2. Расходы Фонда занятости, всего

в том числе:

70669,6

100

2.1.

Перечисления в федеральную часть ГФЗН РФ

11098,4

15,7

2.2.

Программа активной политики занятости, всего

6623,8

9,37

2.2.1.

программа обучения лиц, признанных

безработными, в том числе

5440,4

7,7

2.2.2.

организация профессионального обучения

5411,6

7,66

2.2.3.

профессиональная ориентация

28,8

0,04

2.3.

Специальные программы занятости, в том числе

1183,4

1,67

2.3.1.

организация рабочих мест

290,0

0,41

2.3.2.

организация занятости длительно безработных (КИР, НС)

103,1

0,145

1

2

3

4

2.3.3.

организация занятости выпускников учебных заведений «МП»

168,8

0,24

2.3.4.

организация поддержки предпринимательства

47,6

0,07

2.3.5.

организация общественных работ

299,1

0,42

2.3.6.

временная занятость несовершеннолетних

274,8

0,39

2.3.7.

трудовая реабилитация инвалидов

-

-

2.4.

Программа материальной поддержки лиц,

признанных безработными, в том числе:

40251,8

56,96

2.4.1.

Пособия по безработице, из них:

36429,8

51,55

2.4.1.1.

задолженность по пособиям по безработице за 1998-1999 г.г.

9271,1

13,12

2.4.1.2.

материальная помощь безработным

52,2

0,07

2.4.1.3.

выплаты досрочных пенсий, включая задолжен-ность по досрочным пенсиям за 1998 г.

3000,0

4,25

2.4.1.4.

оплата временной нетрудоспособности

392,9

0,56

2.4.1.5.

банковские и почтовые услуги на материальную

поддержку безработных

376,9

0,53

2.5.

Программа информационного обеспечения госу-дарственной политики занятости, в том числе:

1266,2

1,79

2.5.1.

Развитие АИС «Занятость»

253,3

0,36

2.5.2.

Эксплуатационные расходы

702,8

0,99

2.5.3.

Информационная поддержка программ занятости

278,0

0,39

2.5.4.

Обучение персонала

32,1

0,05

2.6.

Прочие расходы

-10,5

-0,01

2.7.

Содержание органов службы занятости

5462,73

12,76

2.8.

Капитальные вложения

2400,0

3,4

3.

Остаток средств на конец отчетного периода за 1999 г.

4014,6

-

Из таблицы 1 видно, что Фонд занятости недополучил дотаций на Хабаровский район из краевого бюджета и его дефицит в 1999 году составил 2972,7 тыс.руб., т.е. 3,98% от доходов Фонда занятости за год. Кроме того, не было других ассигнований из городских и районных бюджетов, а также добровольных взносов предприятий и граждан.

Таким образом, в основном средства Фонда краевого занятости формируются за счет поступлений обязательных страховых взносов работодателей – 86,93%.

Ст.3 Федерального закона от 20.11.99 г. № 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 2000 г.» говорит: «Установить на 2000 год тариф страховых взносов в Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации для работодателей-организаций в размере 1,5 процента выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг».

Отсюда следует, что по-прежнему, основную часть средств Фонда занятости будут составлять поступления от организаций-работодателей.

Однако, несмотря на постоянный контроль за отчислениями работодателями в Фонд занятости органов Государственной налоговой инспекции и полиции, многие предприятия и организации скрывают реальные начисления заработной платы своих работников или находят другие пути уклонения от выплат.

Кроме того, ситуация на региональном рынке труда, по оценкам экспертов, сложилась критическая. Уровень безработицы на конец 1999 года в крае достиг 3,4 %. Этот показатель почти вдвое превышает общероссийский и, по вполне объективным причинам, продолжает расти.

При сложившихся обстоятельствах образуется дефицит средств Фонда занятости и, как следствие, ухудшение положения на рынке труда в регионе и непосредственно скажется на каждом безработном.

Список источников литературы:

  1. Положение о Государственном Фонде занятости населения Российской Федерации от 08.06.1993 г. № 5132-1.

  2. Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» от 20.11.99 г. № 197-ФЗ

  3. Федеральный закон «О бюджете Государственного Фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год» от 01.12.99 г.