Борьба
Реферат
на тему: «История советской борьбы»
Содержание
Возникновение борьбы
Русские борцы на олимпийских играх
На новом пути
Заключение
Возникновение борьбы
Борьба — один из самых древних популярных и зрелищных видов физических упражнений. Она вырабатывает смелость, гибкость, ловкость, находчивость и большую мускульную силу.
Еще первобытные люди при исполнении обрядов или во время отдыха боролись друг с другом, и часто победитель становился во главе своего рода или целого племени. Из поколения в поколение передавались рассказы о победах сильнейших. Состязания в силе, выносливости и ловкости приобретали все большую популярность.
О борьбе как любимом занятии в древности свидетельствуют многие архитектурные и литературные памятники: таблицы Вавилона, рисунки на гробницах, эпос разных народов. На гробнице египетского фараона Бахти (вторая половина V века до н. э.) сохранилось более 400 рисунков, на которых в определенной последовательности изображены приемы рукопашных схваток и стрельбы из лука. Значит, уже в то время борьба имела свою систему обучения и правила соревнований.
В песне ХХШ “Илиады” рассказывается, как Ахиллес устроил на могиле своего друга Патрокла состязание в борьбе на призы. Боролись Одиссей и Аякс. Победитель получил медный треножник ценой в двадцать волов, побежденный — статую “Юная рукодельница”.
В Древней Греции борьба как физическое упражнение, как зрелище получила наиболее яркое свое выражение. Недаром классификация борьбы начинается с греческой (этот вид спорта в зависимости от времени и места менял свое название: греческая, греко-римская, французская и теперь — в нашей стране — классическая). В Древней Греции были организованы специальные “гимнасии”, где профессионально велось преподавание борьбы с соблюдением определенного режима питания быта и тренировки. В рацион питания борцов входили фрукты, овощи, молочные продукты и мясо молодого козленка. Вино не употреблялось. О том, какое огромное внимание уделялось физическому воспитанию юношей в Греции, свидетельствует произведение древнегреческого писателя Лукиана (II век до н. э.) “Анахарсис, или Об упражнении тела”. Прибывший в Грецию из варварской Скифии Анахарсис не понимает того, что творится в этой стране. Он обращается к своему греческому знакомому — философу Солону. Приводим этот разговор в сокращенном виде:
“Анахарсис. Скажи мне, Солон, для чего юноши проделывают у вас все это? Одни из них, перехватившись руками, подставляют друг другу ножку, другие давят и вертят, своих товарищей, валяются вместе в грязи и барахтаются в ней, как свиньи... Другие же делают то же самое во дворе, на чистом воздухе, только уже не в грязи, а набросав в яму много песку...
Салон. Это место, Анахарсис, мы называем гимнасией и оно посвящено Аполлону Ликейскому. Что же касается гимнастических упражнений, то эта возня в грязи называется борьбой; борются также и в песке... Есть у нас и другие гимнасии... и в них мы устраиваем состязания, а победивший признается нами лучшим из сверстников и получает награду. Анахарсис. Каковы же у вас награды?
Солон. На олимпийских играх венок из дикой маслины, на Истмийских — из сосновых ветвей, в Немее — венок из сельдерея, в Дельфах — яблоки с деревьев, которые посвящены богу. У нас же на Иллинейских мы даем масло от священного оливкового дерева...
Анахарсис. Положить столько труда ради яблок и сельдерея и подвергаться опасности быть задушенным и искалеченным своим противником? Как будто бы желающие не могли бы и так добыть яблок или увенчать себя сельдереем или сосновыми ветвями, не пачкая себе лица глиной...
Солон. Но, лучший из людей, мы смотрим не только на, то, что делается. Ибо это лишь отличитель признака победы, дороже всего для победителя слава... Ты будешь думать совсем иначе, когда увидишь, какое множество народу собирается на игры для того, чтобы посмотреть состязания... Как все хвалят состязающихся, а победителей считают равными богу...
Анахнахарсис. Скажи мне, все состязающиеся получают награды?
Солон. Ни в коем случае, из всех лишь один, превзошедший остальных...
Анахарсис. Итак, для чего вы так заботливо учите юношей с детства и каким образом люди становятся лучше, когда побывают в глине и проделают все эти упражнения, и что прибавляет к их добродетелям песок и кувыркание в нем?
Солон. Но более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душой и сильны телом: ибо именно так такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье...
Начальное воспитание мы поручаем матерям, кормилицам и дядькам так, чтобы с детства с будущими гражданами обращались как со свободными; когда же дети уже начнут понимать прекрасное, в них зародится стыдливость, страх, стремление к добру и тело их окрепнет и покажется нам способным переносить большие напряжения, тогда только мы начинаем их учить. Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой. Мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим. Не менее важны и другие последствия. Я думаю, ты понимаешь, насколько хороши будут с оружием те, кто даже нагие внушали бы ужас противникам... И, как я уже сказал, общее благо и высшее счастье государства состоит в том чтобы молодежь оказалась наиболее подготовленной к мирным занятиям и к войне и была занята самыми полезными для нас делами”.
Леон Вилль в своей книге “Борьба и борцы” подчеркивает утилитарное значение борьбы в Греции. Он пишет: “Борьба была придумана как средство, полезное во время войны. Доказательство мы видим, во-первых, в битве при Марафоне, выигранном афинянами больше при помощи борьбы, чем в сражении, затем в битве при Фермопиллах, где спартанцы, оставшиеся безоружными вследствие поломки шпаг и штыков, дали сильный отпор неприятелю собственными руками”.
Борца, одержавшего победу в одном из состязаний, ввозили в город на колеснице, на белой тройке лошадей через специально пробитый в его честь проход в стене крепости. Победителя венчали лавровым венком, для него слагались песни, он являлся гордостью и славой родного города и народа.
В Спарте борец, победивший в состязаниях, получал привилегию — имел право сражаться на войне рядом с императором.
Любопытен факт выдвижения на римский императорский трон варвара-гиганта пастуха Максимилиана. Будучи в войсках Септимия Севера, он обратил на себя внимание императора необычным ростом и телосложением. Север задумал приблизить к себе Максимилиана в качестве телохранителя, но сначала решил испытать его силу и выносливость. Максимилиан несколько раз пробежал за конем Севера вокруг всего лагеря, убил в поединке легионеров и поборол одного за другим 16 сильнейших борцов. Начало карьеры было сделано. А через несколько лет Рим приветствовал нового императора — Максимилиана. С ростом популярности борьбы все большим вниманием окружали борцов. Художники писали их портреты, создавали скульптуры. В Олимпии был специальный музей, где хранились скульптурные изображения борцов. Власти строго следили, чтобы они не превышали размеров натурщика, боясь, как бы эти статуи не превратились в богов.
Самой известной статуей была статуя знаменитого олимпийца Милона Кротонского, работы скульптора Домбаса. Милон Кротонский, чтобы показать свою силу, снес на плечах эту статую и установил на отведенном месте. Милон, по описанию, действительно был очень сильным человеком и любил показывать свою силу. Историки описывают его выступление на арене с быком: он брал быка на плечи, пробегал с ним вокруг арены, а потом одним ударом кулака убивал его.
Кстати, художники и теперь считают борцов наиболее развитыми в физическом отношении людьми. Не случайно натурщиком Вучетичу при создании знаменитой скульптуры “Перекуем мечи на орала” послужил борец из Киева, чемпион мира Б. Гуревич. Народный художник СССР Е. Кибрик для иллюстрации произведения “Былины о русских богатырях” привлекал натурщиками борцов А. Сенаторова, А. Мекокишвили и автора этой книги. Щедрые вознаграждения борцов-победителей, исключительная их популярность, какой не имел ни философ, ни политический деятель, придали борьбе новое качество.
Борьба становится не только спортом любителей, но и профессией отдельных, особенно одаренных борцов и превращается в искусство. А словом “атлет” стали называть тех борцов, которые избрали это искусство и выступали перед зрителями.
Состязание римских гладиаторов на арене перед зрителями было тоже своего рода искусством. Из рядов гладиаторов вышел знаменитый Спартак, поднявший знамя восстания среди рабов. Он обладал колоссальной силой и был одним из лучших борцов древности.
В средние века состязания борцов переходят на ярмарки, в балаганы, появляются борцы и при дворах вельмож. В более позднее время этим видом физических упражнений интересовались некоторые крепостники-помещики в России. Граф Григорий Орлов, фаворит Екатерины П, и его брат Алексей считали борьбу любимейшей забавой, боролись с крепостными крестьянами.
Как видим, борьба в своем развитии на протяжении столетий претерпевала существенные изменения. Из массового физического упражнения, способствовавшего воспитанию воинов, она постепенно становится искусством и как зрелище занимает ведущее место.
Русские борцы на олимпийских играх
Если профессиональная борьба в России как зрелище завоевала огромную популярность и русские профессионалы-борцы приобрели известность во всем мире (вспомним И. Поддубного, И. Заикина, И. Шемякина, К. Буля, И. Спуля и многих других), то любительская борьба была развита очень слабо, не имела никакой правительственной поддержки, а лишь держалась на частной инициативе. Русские борцы-любители хотя и принимали участие в международных состязаниях, но желаемого успеха, за редким исключением, не достигали.
Только имена профессиональных цирковых борцов сверкали тогда на мировом борцовском небосклоне. При всем уважении к борцам, выступавшим в цирке, к их заслугам в популяризации борьбы мы не должны все же забывать, что ни один из них не выступал на зарубежных чемпионатах как официальный представитель России. Предположим, организуется чемпионат Германии или, скажем, Франции. Выгодно было борцу там выступить – он ехал, не выгодно — не ехал. Словом, он волен был выступать там, где платили больше. И еще одно обстоятельство: хотел хозяин дать первый приз и титул чемпиона мира такому-то борцу — он давал, но мог по какой-либо причине и не дать, несмотря на первоклассные выступления борца. Так было с Поддубным, когда он участвовал в чемпионате Луриха и где ему не дали возможности занять первое место.
При всем том, что, как мы уже говорили, любительская борьба как вид спорта в России развивалась слабо, отдельные любители-самородки все же выбрались на международную арену и оказались (в тяжелейших условиях, без всякой рекламы) победителями на официальных первенствах международного масштаба.
Международный олимпийский комитет был создан в 1894 году, а уже через два года в Афинах, в 1896 году, были проведены первые Олимпийские игры, в программу которых, как один из основных видов спорта, входила борьба. В том же году были утверждены правила борьбы, а также французская терминология приемов. Борьба получила название греко-римской, однако по старой привычке и традиции ее продолжали называть французской. Это название сохранилось до 1948 года, до того момента, когда советская Всесоюзная секция борьбы приняла решение именовать у нас в стране борьбу классической.
На первые международные соревнования конца прошлого века были приглашены и спортсмены России, однако никаких средств на эту поездку власти не ассигновали. Пришлось прибегнуть к добровольным пожертвованиям.
Впервые русские борцы приняли участие в международном тяжелоатлетическом чемпионате в 1898 году в
Вене, где выступали от России два борца — А. Шмелинг и Г. Гаккеншмидт, который блестяще завоевал первое место, стал чемпионом Европы.
И в Олимпийских играх 1908 года русские борцы приняли участие (Лондонская олимпиада), но здесь удалось занять лишь вторые места легковесу Н. Орлову и Н. Петрову в тяжелом весе.
Особенно неудачным выступление русских борцов было на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 году. По вине руководителей Русского олимпийского комитета соответствующая подготовка спортсменов к Олимпиаде проведена не была, все дело было пущено на самотек. Единственным борцом, дошедшим до финала, был Мартын Клейн. Он провел в финале самую длинную схватку за всю историю борьбы с двукратным чемпионом мира финном Ассикайненом. Они боролись 10 часов 15 минут. Победа по баллам была присуждена Клейну. На второй день Клейн Должен был бороться за первое место со шведом Игансоном, но из-за повреждения руки Клейн отказался от борь6ы и за ял второе место.
На новом пути
После революции, в 1918 году, борцы сделали попытку объединиться. В Петрограде они создали Всероссийский союз борцов — атлетов-профессионалов. Был у союза свой девиз: “Один за всех и все за одного” — и даже свой печатный орган — журнал “Борец-атлет”, который вышел всего два раза. В мае 1918 года в первом номере этого журнала было помещено известие, обращенное ко всем борцам. Оно гласило:
“Позволяем себе сообщить Вам приятное известие. Нам удалось организовать в Петрограде Всероссийский союз борцов — атлетов-профессионалов, имеющих своей целью объединить борцов-атлетов всей России.
С товарищеским приветом. Президиум союза”.
Но этому союзу не суждено было долго существовать. Он скоро прекратил свою деятельность. Никакого руководящего центра у борцов не было. Да и трудно было в то время его организовать. В стране еще бушевала гражданская война, была разруха, голод.
Распадались традиции, созданные старыми борцами, многие из которых отличались и высокой дисциплиной, и требовательностью, и любовью к своему делу. Появились дельцы, сколачивающие капитал на мелких чемпионатах. В результате профессиональная борьба была запрещена. Но позже, в 1926 году, чемпионаты опять возродились, стали выступать под разными марками небольшие коллективы борцов. Это опять дало возможность “дельцам” взяться за дело. Появились частные владельцы чемпионатов — нэпманы, которые порой срывали большой куш, а борцам платили копейки.
Созданное Центральное управление государственных цирков (ЦУГЦ) объединило все цирки, эстрады страны. Однако борцов в эту систему не включили. Но, как говорит старая пословица: “Не было бы счастья, да несчастье помогло”.
Цирки, по свидетельству многих очевидцев, не пользовались особой популярностью, зрителей было мало. И вот тогда руководитель Главного управления цирков, по рекомендации и ходатайству старых борцов Н. В. Башкирова и Ф. И. Прашека, принял решение открыть чемпионаты французской борьбы. Первыми в ЦУГЦ были, приглашены два чемпионата, возглавляемые опытными людьми — Петром Петровичем Бредихиным и Леонидом Карловичем Гебауэром. Один из чемпионатов (под руководством Бредихина) проводился в Сталинградском цирке.
Участник этого чемпионата, известный борец Василий Ярков рассказывал:
—
И. Коткас, олимпийский чемпион в тяжелом весе (1952 г.)
Когда мы прибыли в Сталинград, то узнали, что старое шапито продается с торгов. Артисты долго не получали жалованья. Цирк пустовал, народ не ходил. И сразу, как начали выступать борцы, пошли большие сборы, и все стало на свое место. В цирке были сплошные аншлаги. Шапито было спасено. Вот борцы, первыми вступившие в ЦУГЦ: Бредихин, Шивяков, Прохоров, Шацкий, Гайдамак, Ян-Цыган, Буревой, Калишевич, Хаджи Мурат, Чуфистов, Альтон, Аркас, Бернадский, Раковский, Аренский, Соловьев, Громов, Ярков, Сутягин.Видя заинтересованность зрителей борьбой, руководство цирков приняло срочные меры к увеличению составов чемпионатов. Начались поиски борцов, уже бросивших цирковую борьбу. Стали привлекать к этому делу молодежь. Большая группа молодых одаренных, людей впервые вступила на цирковую арену. И многие из них на долгие годы связали свою судьбу с цирком, став впоследствии знаменитыми артистами.
Хотя Главное управление цирков уже приняло борцов в свое ведомство, однако разного рода “неорганизованные” мелкие чемпионаты появлялись то тут, то там. В такой чемпионат попал и автор этих строк в 1935 году.
Развитие профессиональной борьбы набирало в это время утраченные ранее темпы. Центральное управление заваливали письмами, телеграммами, просьбами из разных городов и столиц республик — дать им в цирк чемпионат, прислать борцов, а иногда разгорался сыр-бор даже из-за одного борца. Письма шли от общественных организаций, от производственных коллективов фабрик и заводов. Директора цирков, особенно опытные, например, такие, как Яшин (Харьков), Бурунский (Днепропетровск), Алиев (Ростов), Сазонов (Баку), сами ехали в Москву, чтобы получить чемпионат в свой город. Эти директора умели добиваться своего.
Некоторые авторы воспоминаний объясняют такой успех цирковой борьбы тем, что будто бы остальные цирковые номера были тогда низкого качества, зрителям не нравились. Позволю себе с этим не согласиться. В тридцатые годы на цирковой арене работали знаменитые артисты: Дуровы Владимир и Юрий, Кио, Маяцкие, сестры Кох; были конные аттракционы Никитина, Туганова, Кантемирова, воздушные аттракционы Бараненко, Буслаевых. Однако с чемпионатами по борьбе конкурировать никто не мог. И, видимо, здесь причина была не в низком качестве цирковых аттракционов, а в высоком качестве чемпионатов борцов, в их возрастающей популярности. Жители того или иного города наблюдали, что буквально через несколько дней после открытия чемпионата ребята уже боролись между собой на траве, на улице, брали себе имена известных, полюбившихся им борцов. Взрослые зрители подолгу и горячо обсуждали все удачи и промахи атлетов.
В тридцатые годы особенно заметно было, как вливаются в мощную когорту ветеранов цирковой борьбы, когорту Поддубного, Заикина, Шемякина, Буля, Спуля и других звезд цирковой арены свежие силы. Одни из молодых борцов уже успели хорошо показать себя на манеже, а другие только начинали свой путь.
В расцвете сил был Федор Кожемяка, Михаил Боров, Александр Пойвонец, Василий Буревой, Василий Боровских, Виктор Гомазов, Василий Ярков, Иван Куксенко (псевдоним Ян-Цыган). Способными борцами зарекомендовали себя Феофан Сечкаров (псевдоним Орленок), Аполлон Некрасов — в прошлом пензенский рабочий. Из рабочих Сормовского завода выдвинулся силач Василий Мазенков, из Казани — инженер Николай Жеребцов, выступавший под псевдонимом Верден. Появились тяжеловесы Петр Чуркин, Сергей Алопский, Иван Маслиев, Осман Абдурахманов, Федор Емельянов под псевдонимом Колосов и многие другие.
Слов нет, такое созвездие красоты и силы, молодости и здоровья не могло не заинтересовать самого взыскательного, требовательного зрителя.
В конце тридцатых годов все чаще в чемпионаты стали поступать спортсмены из любительских спортивных обществ, рекордсмены страны. Аркадий Каспарович, штангист, влюбленный в тяжелую атлетику, оставил штангу и пришел в цирковой чемпионат. В чемпионат вошли чемпионы Военно-Морского Флота, мастера спорта Я. Селифанов и В. Лысенко. На арене цирка стали выступать известные спортсмены Петр Загоруйко, братья Петр и Василий Денисовы, Иван Толмачев, Михаил Стрыжак.
Это был настоящий союз спорта с цирком. Борцами цирка в разных городах страны было организовано немало секций французской борьбы, куда сходились со всей округи сотни юношей.
Обычно в цирке каждый вечер боролись три пары борцов. Со временем широко распространились разные виды национальной борьбы. Иногда в том или ином городе в течение месяца проводили два-три вечера национальной борьбы, где боролись тридцать две пары, а то и больше. В афишах так и писали: кавказская, туркменская, узбекская, татарская, цыганская борьба. Такие вечера привлекали тысячи зрителей.
Иногда поединки носили шуточный, веселый характер, как например, так называемый индийский бокс. На козлах высотой метра два с лишком устанавливали бревно. На него садились верхом, на расстоянии вытянутой руки друг от друга, два борца. В руки им давали мешки, набитые сеном, и начинался бой. Задача — сбить противника с бревна. Борцы серьезного значения этому развлечению не придавали, но некоторые из них стремились к победе любой ценой. Так и было однажды, когда на бревне завязалась упорная борьба между Григорием Шевченко и Кара-Рустамом. Несколько раз оба борца падали вниз головой, но, повиснув, ногами держались за бревно, потом снова поднимались и снова боролись. Это было настолько темпераментно, что и публика и мы, присутствующие в цирке борцы, были не на шутку увлечены и с нетерпением ждали исхода боя. И вдруг после нескольких таких зависаний вниз головой оба борца полетели с бревна. Шуточная эта встреча закончилась печально. Борцы ударились друг о друга головами, п
Л. Егоров, одиннадцатикратный чемпион СССР в легком весе
олучили травмы. Но такой случай, конечно, исключение. Общая атмосфера цирковой борьбы была удивительно дружной, здоровой.Я разговаривал со многими спортсменами. С какой любовью эти люди вспоминают о борьбе в цирке, о борцах! И все они говорят, что цирковая борьба во многом способствовала развитию спорта, привлечению молодежи в спортивные клубы, что и сейчас она могла бы сыграть не меньшую роль.
Заключение
Советские чудо-богатыри с достоинством несут флаг российского спорта на международной арене. У нас выросла целая плеяда молодых, образованных тренеров, которые являются лучшими специалистами на мировой арене. Радостно смотреть, когда на твоих глазах простой советский паренек становится чемпионом мира, кандидатом наук, заслуженным тренером. Наших тренеров часто приглашают тренировать зарубежные команды борцов. Шведы в прошлом, как я уже писал, занимали ведущее место на мировой арене, они знают толк в борьбе и борцах. Однако теперь шведы неоднократно приглашали к себе для подготовки борцов замечательного армейского тренера, заслуженного тренера СССР Георгия Вершинина. Вершинин был награжден специальной золотой медалью Спорткомитета СССР за подготовку борцов высокого класса. Москвичи Юрий Колупов, Владимир Бурылин, тбилисец Владимир Майсурадзе и другие специалисты передают свой опыт молодежи с большой любовью. Я предвижу обиду некоторых товарищей за то, что здесь не названы многие другие имена выдающихся борцов и тренеров в прошлом и настоящем, о которых следовало бы написать самые добрые слова. Я прошу прощения у этих товарищей, ибо армия борцов велика и сказать о всех в одной книге просто невозможно. В последние годы развитию спортивной борьбы оказала значительную помощь наука. Помню московского юношу, худого, длинного, кареглазого Сашу Новикова, выступавшего в соревнованиях за общество “Крылья Советов”. Много лет назад он на какой-то самодельной платформе усердно исследовал технику борьбы, примитивной аппаратурой изучал работу мышц спортсменов.
Тогда Новиков был как кустарь-одиночка, но настойчивостью и трудолюбием упорно внедрял науку в спорт. Затем под руководством Александра Александровича Новикова была создана специальная лаборатория борьбы, в которой работают спортсмены, борцы, любящие свое дело. Лаборатория решает важные проблемы подготовки борцов высокого класса к крупнейшим соревнованиям.
Тренеры сборной команды страны получают полные выкладки, разработанные лабораторией, о состоянии организма спортсмена, его тренированности. Например, если раньше мы определяли степень тренированности спортсмена на глаз, по опыту, то сейчас с помощью аппаратуры дается точное определение его физического состояния. На базе лаборатории защитили кандидатские диссертации такие борцы, как В. Оленик, В. Игуменов, С. Миронов и другие. Можно утверждать, что при современных темпах развития спорта, интенсивных нагрузках немыслимы высокие спортивные достижения без точных анализов и исследований.
В настоящее время заместитель директора Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры, руководитель лаборатории борьбы, кандидат педагогических наук Александр Александрович Новиков — вице-президент Международной федерации борьбы, где благодаря своим знаниям и человеческому обаянию пользуется высоким авторитетом.
В книге рассказано о жизни и труде моих героев, в основном читатель знакомился с чемпионами, с выдающимися спортсменами, но, конечно, далеко не всем молодым людям суждено стать чемпионами мира или олимпийских игр. И в этом нет необходимости. Но сильными, ловкими, всесторонне развитыми и воспитанными наши юноши быть обязаны.
2