Конкурентность российских товарных рынков


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I: Методика изучения рынка и оценки состояния конкурентной среды на нем. 4

Основной понятийный аппарат 4

Нормативные документы, регулирующие правоотношения по выбранной теме. 5

Поэтапный анализ структуры товарных рынков. 6

ГЛАВА II: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ 12

Анализ процессов концентрации 20

ГЛАВА III: Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды. 27

Итоги мониторинга 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Список использованной литературы: 36

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время одной из ключевых задач развития экономики России, антимонопольного регулирования деятельности хозяйствую­щих субъектов становится демонополизация и всемерное содействие развитию конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик. Известно, что в условиях переходного периода формирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию эконо­мических, социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных направ­лениях на федеральном и региональном уровнях.

Моя работа, посвященная оценке степени развития конкурентной среды на товарных рынках России, кажется достаточно актуальной и может быть полезной как для предприятий и организаций хозяйствующих субъектов, так и для антимонопольных органов. Грамотное и четкое проведение мониторинга товарных рынков страны позволит: на административном уровне – более оперативно положительно воздействовать на состояние конкурентной среды, на уровне же субъектов – обеспечить наименее болезненный путь для выхода на рынки межрегиональной и международной торговли.

Степень раз­вития конкуренции может быть оценена по довольно широкому спектру характеристик, среди которых следует рассматривать и набор параметров товарных рынков, и концентрацию производства, и другие показатели.

При оценке конкурентной среды на российских товарных рынках возникают достаточно серьезные проблемы. Отмечу наличие определенных затруднений в регулярном проведе­нии мониторинга товарных рынков1, отсутствие оперативной, достовер­ной и полной информации о субъек­тах рынка; частая несовместимость показателей различных ведомствен­ных информационных систем (Гос­комстата, Госналогслужбы, Тамо­женного комитета, антимонополь­ных органов).

Задачами, которые планировалось разрешить в ходе выполнения мною данной работы, были: создание методики оценки конкурентной среды на российских товарных рынках, оценка конкурентности с использованием этой методики, определение выводов о состоянии конкурентной среды на товарных рынках страны.

Глава I: Методика изучения рынка и оценки состояния конкурентной среды на нем.

Основной понятийный аппарат

ТОВАРНЫЙ РЫНОК - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исхо­дя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствую­щей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначе­нию, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов за­менить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного).

ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА — определяются потребительскими свойствами товара или товаров-заменителей и формированием товарной группы, рынки которой расцениваются как один то­варный рынок.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ) ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучае­мый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами.

КОНКУРЕНЦИЯ — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздейство­вать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК — обстоятельства технологического, административного, экономического харак­тера, препятствующие возможностям новых хозяйствующих субъектов выйти на то­варный рынок в достаточно короткий период времени.

Нормативные документы, регулирующие правоотношения по выбранной теме.

Для совершенствования единой в масштабах государства антимо­нопольной политики возникла необходимость в разработке методоло­гических принципов, адекватно оценивающих состояние конкурентной среды в современной экономике России. Государственным антимоно­польным комитетом РФ был разработан «Порядок проведения анали­за и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», заре­гистрированный Минюстом России 10 января 1997 г. № 1229. Статус данного документа обязывает не только антимоно­польные органы, но и органы судебной власти применять его.

Разработанный документ может быть использован в следующих си­туациях:

    при рассмотрении дел о нару­шении антимонопольного законода­тельства — статей 5,6,17,18 Зако­на «О конкуренции...»: злоупотреб­ление доминирующим положением на рынке; соглашения субъектов, ог­раничивающих конкуренцию; госу­дарственный контроль за создани­ем, реорганизацией коммерческих организаций и их объединений; за соблюдением антимонопольного за­конодательства при приобретении акций в уставном капитале коммер­ческих организаций;

    при разработке мер но преодо­лению барьеров входа на товарные рынки;

    при решении вопросов о пре­доставлении субъектам рынка кре­дитных, финансовых, налоговых льгот;

    для анализа социально-эконо­мических последствии принятия нормативных актов, воздействую­щих на состояние конкуренции на товарных рынках; и др.

Поэтапный анализ структуры товарных рынков.

С точки зрения методологии важ­но оценивать состояние конкурентной среды, применяя комплексный системный подход. Эта процедура представляет собой анализ и оцен­ку информационно-статистических данных, полученных от государ­ственных органов и хозяйствующих субъектов, с использованием сведе­ний социологических опросов, экспертных заключений и результатов обследований научных и обществен­ных учреждений.

В зависимости от поставленных целей анализ конкурентной среды можно осуществлять как последова­тельно, так и по отдельным этапам, каждый из которых может функци­онально служить для решения кон­кретных задач антимонопольного регулирования.

Методический подход к изучению конкурентной среды сводится к всесторонней характеристике предмета — товарного рынка — на I этапе, подробному анализу и оценке структуры различных видов товарных рынков, характеризуемых на II этапе количественными па­раметрами процессов концентрации и качественными показателя­ми конкуренции — на III этапе оценки. Общая логика проводимой в несколько этапов аналитическо-расчетной работы представлена на схеме №1.

Основным содержанием работ на I этапе является формирование «порт­рета» товарного рынка по нескольким на­правлениям, каждое из которых харак­теризуется набором экономических, тех­нико-технологических, социологических параметров (см. таблицу №1).

Масштабы конкуренции на товар­ном рынке во многом предопреде­лены его структурой, поэтому изу­чению структурных изменений на товарных рынках посвящены пос­ледующие этапы.

Таблица №1

«Формирование портрета товарного рынка».

Характеристики рынка

Показатели

Продуктовые границы товарного рынка

Потребительские свойства товара.

Условия потребления (эксплуатации) товара. Условия реализации.

Уровень удовлетворения спроса на товар.

Выявление товаров-заменителей по критериям: взаимозаменяемость по потреблению (спросу); взаимозаменяемость по производству; функциональная взаимозаменяемость; сходство потребительских свойств товара и его заменителей

Формирование товарной группы

Субъекты товарного рынка

Количество продавцов, функционирующих в рамках продуктовых границ рынка.

Количество покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца (по способам при­обретения товара)

Группировка покупателей на конкретном товарном рынке.

Географические границы товарного рынка

Оценка территории рынка по принципу признания покупателями равной доступности това­ров, а именно:

1) возможностью перемещения спроса между территориями, предположительно входя­щими в единый географический рынок:

доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу;

2) возможностью перемещения товаров между территориями, предположительно входя­щими в единый географический рынок:

незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю;

сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транс­портировки; отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз и вывоз то­варов и пр.

Сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка

Объем товарного ресурса на рынке

Общий объем реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка выделенной группе покупателей.

Доля хозсубъекта на рынке

Отношение реализованной хозяйствующим субъектом товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара

На II этапе производится анализ и оценка различных количественных показателей товарного рынка, а так­же расчеты, определяющие степень концентрации на товарном рынке.

К количественным показателям относятся:

    численность поставщиков, действующих на данном товарном рынке;

    доли, занимаемые поставщи­ками на данном товарном рынке;

    коэффициент рыночной кон­центрации (CR) - процентное отношение продаж определенного числа крупнейших поставщиков к общему объему продаж на данном товарном рынке;

    индекс рыночной концентра­ции Герфиндаля-Гиршмана, показывающий сбалансированность фирм на рынке, — сумма квадра­тов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем по­ставщиками.

В зависимости от занимаемых продавцами на данном товарном рынке долей можно составить ран­жированный перечень, в котором проводится анализ разброса долей участия продавцов и равномерно­сти их присутствия на товарном рынке.

В ходе анализа показателей ры­ночной концентрации (коэффициен­тов и индексов), могут быть полу­чены следующие результаты:

а) выделены три типа рынка:

высококонцентрированные, умерен­но концентрированные и низкоконцентрированные;

б) дана предварительная оценка степени монополизации рынка, рав­номерности или неравномерности присутствия на нем различных субъектов рынка.

На III этапе осуществляется ана­лиз качественных показателей, по которым производится оценка кон­куренции на товарном рынке. К ним относятся:

— барьеры входа на рынок для потенциальных конкурентов, сте­пень их преодолимости;

    открытость рынка для межре­гиональной и международной тор­говли.

Под барьерами входа на рынок обычно понимаются любые факторы технологического, административного, экономического характера, которые препятствуют новым фирмам войти на рынок в достаточно короткий период времени. Причем концентрация может и не представлять серьезной опаснос­ти для конкуренции в случае отсут­ствия барьеров входа на соответству­ющие товарные рынки.

Могут рассматриваться следую­щие препятствия выхода на рынок (барьеры) потенциальных конку­рентов:

экономические: государственная инвестиционная политика, кредитная, налоговая, ценовая политика, тариф­ное и нетарифное регулирование внеш­неэкономической деятельности; дос­тупность кредитных и бюджетных ресурсов; неплатежи и пр.;

административные: устанавлива­емые органами исполнительной вла­сти всех уровней процедуры регистрации предприятий, выдачи лицензий на право деятельности, квотирование, ограни­чения на ввоз и вывоз товаров, предоставле­ние помещений и зе­мельных участков;

инфраструктурные: связанные с неразвито­стью рыночной инфра­структуры - средства коммуникаций и транс­порта, службы по ока­занию информацион­ных, консалтинговых, лизинговых и др. услуг;

емкость рынка: свя­занные с ограниченной емкостью рынка — ограничения но спросу, низкая пла­тежеспособность населения;

Схема №1

«Основные этапы анализа структуры товарных рынков»

инвестиционные: высокая сто­имость начального капитала, острая нехватка производственных площа­дей, оборудования, рабочей силы;

корпоративные: влияние верти­кального (горизонтального) объеди­нения действующих на рынке орга­низаций;

экологические: невозможность соблюдения экологических нормати­вов; нарушение экологической ем­кости региона; запрещения приро­доохранных органов;

криминальные: вмешательство неправового характера в процесс свободного перемещения товаров.

Степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле, существенно снижающей рыночную концентрацию, допустимо оценивать долей импортной (ввезенной) продукции в общем объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке. Данный показатель можно считать ключевым, на его основании могут быть разработаны защитные меры для отечественных товаропроизводителей.

ГЛАВА II: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

В процессе анализа факторов, препятствующих выходу хозяйствующих субъектов на товарный ры­нок, должны быть, вероятно, учте­ны различные сочетания и комби­нации так называемых барьеров и степень их преодолимости, xapaктерные для отдельных отраслей и территорий. Но можно отметить общую почти для всех отраслей многих рынков страны черту — наличие таких барьеров, как огра­ничения по спросу, финансовые зат­руднения предприятий (отсутствие оборотных средств, взаимные непла­тежи), налоговая политика государ­ства и пр.

Для предприятий топливно-энергетического комплекса существенны­ми барьерами являются инвестици­онные и корпоративные (жесткое поведение уже существующих на рынке вертикально интегрированных структур). По сравнению с ТЭК, барьеры входа на рынки предприя­тий но оказанию транспортных ус­луг легче преодолимы, что привело к возникновению на этих рынках многочисленных новых структур, особенно в сфере автотранспортных услуг, а также в водном и воздуш­ном транспорте, и постепенно к фор­мированию конкурентной среды.

Географические границы рынков продукции пищевой промышленно­сти, как правило, находятся в пре­делах административных границ субъектов Федерации или более мелких территориальных образова­ний, поэтому для них характерны неразвитость рыночной инфраструк­туры, прежде всего транспортной, а также административные барьеры, устанавливаемые органами местной власти.

При разработке мер конкурент­ной политики характеристика от­крытости рынка обычно тесно увя­зана с конкурентоспособностью оте­чественных товаропроизводителей на внешнем и внутреннем рынках. Ведь возможность входа на товар­ный рынок продавцов из других регионов или других стран суще­ственно снижает рыночную концен­трацию и угрозу монопольного по­ведения.

Следовало бы, по моему мне­нию, различать возможности входа на международные рынки в связи с конкурентоспособностью отечествен­ных производителей, с одной сто­роны, и рыночные проблемы, воз­никающие в создавшихся условиях на внутреннем рынке, - с другой. Так, вполне конкурентоспособна на внешнем рынке продукция добы­вающих отраслей (нефть, газ, цинк, никель, железная руда, кокс) и от­дельных отраслей переработки сы­рья, в основном черной и цветной металлургии (первичный алюми­ний, рафинированная медь, чугун, прокат черных металлов, сталь). В то же время на внутреннем рын­ке преимущества экспортоориентированных предприятий не могут быть реализованы в полной мере из-за кризисного состояния отечествен­ного производства и сокращения спроса на российском рынке.

В то же время российской алю­миниевой отрасли удалось сохра­нить свой производственный потен­циал и конкурентоспособность, правда за счет устойчивой олигопо­лии, представленной такими гиган­тами, как КрАЗ, БрАЗ, СаАЗ, ИркАЗ. Российские алюминиевые фирмы приближаются сегодня к вертикально-интегрированным ком­паниям западного типа, в составе ко­торых имеются сырьевая (бокситная) база, глиноземный комбинат, перерабатывающий завод, инвести­ционная компания. В своей марке­тинговой стратегии эти компании отдают предпочтение гарантирован­ному экспорту первичного алюми­ния, достигающему 80%-92% объе­мов производства[8, c.19]. А причины ко­ренятся в спросовых ограничениях, отмечаемых пока на внутреннем рынке потребителей алюминиевой продукции. Если ранее авиационная промышленность считалась основ­ным производственным потребите­лем алюминия, то сегодня эта от­расль находится в упадке (но срав­нению с тем, что было 15-20 лет на­зад). Есть основания полагать, что определенное оживление внутренне­го рынка переработанного алюми­ния будет связано с развитием спро­са на упаковочные материалы для продуктов питания (производство банок для напитков, алюминиевой фольги), а также с расширением применения алюминиевых конструк­ций в жилищном строительстве.

Здесь во многих сегментах рын­ка, несмотря на посткризисные яв­ления, прослеживается явная тенден­ция к массированным поступлениям импортной продукции, причем, в ос­новном эта ситуация характерна для товаров конечного потребления.

Конкурентное давление на терри­тории России со стороны зарубеж­ных фирм ощущается товаропроиз­водителями преимущественно в лег­кой, текстильной, отдельных подо­траслях пищевой промышленности (бакалейная, консервная, кондитер­ская), мебельном производстве. В то же время для рынков работ и услуг характерны проявления конкурен­ции со стороны отечественных пред­приятий. Хотя и в этом секторе эко­номики явственно обозначена кон­куренция со стороны иностранных компаний — рынки рекламных, гостиничных, платных образова­тельных услуг, некоторые виды платного медицинского обслужива­ния, элитного строительства и др.

Необходимо особо подчеркнуть такое обстоятельство: международ­ная торговля и открытость рынка, безусловно, являются важными фак­торами развития конкуренции, если доля импорта не становится угро­жающей для экономики страны в целом. У нас же в последние годы в результате процесса либерализации внешнеэкономического режима на­блюдаемый рост импорта имеет на­ряду с позитивными моментами так­же и негативные последствия, свя­занные с ухудшением условий про­изводства и сбыта у российских предприятий. Отсюда — вполне соответствует общемировой практи­ке и оправдано применение государ­ственных мер защиты внутреннего рынка, разработка которых в свою очередь требует аналитической ра­боты по изучению степени открыто­сти рынка.

Приведу ряд характерных при­меров.

На рынках товаров текстильной и легкой промышленности России доля импортных поставок но различным товарам в 1997 г. ко­лебалась от 60% до 70%[8, c.20]. Оте­чественные изделия легкой промышленности не выдерживают конкуренции по цене с дешевыми, но не очень качественными товара­ми из Турции, Китая, Индии, Польши и ряда других стран. Для защиты отечественных производите­лей были введены квоты на импорт текстильных товаров и увеличены ввозные таможенные пошлины. Од­новременно в разработанной концеп­ции структурной перестройки тек­стильной и легкой промышленнос­ти целевой установкой являлась ре­структуризация предприятий (от крупных к более мелким и сред­ним), способных быстро реагиро­вать на рыночную конъюнктуру, гибко менять ассортимент. В каче­стве основных факторов роста про­изводства выделялись: использова­ние отечественного сырья, в том числе льноволокна с химволокнами, а также применение современных технологий; квалифицированная маркетинговая политика, базирую­щаяся на обоснованных оценках емкости отдельных сегментов рын­ка; создание ФПГ.

Заслуживает особого внимания ситуация, сложившаяся на продо­вольственном рынке нашей страны, испытывавшем до недавнего времени сильную конкуренцию с импортны­ми продуктами питания, причем по разным параметрам — как по цене и номенклатуре, так и по качеству упа­ковки и массированным рекламным кампаниям. Хотелось бы обратить внимание на резкие изменения конъ­юнктуры внешней торговли продо­вольственными товарами, произошед­шими после августовского (1998 г.) кризиса. Если в июле-августе 1998 года доля импорта из дальнего зарубежья в обеспечении российского рынка мясными и масломолочными изделиями достигала 35%-40%, то в апреле 1999 г. этот показатель сни­зился до 25%-30%.[6]

Казалось бы, сам финансовый кризис косвенным образом способ­ствовал возрождению отечественных производителей продовольствия. Ведь в конкурентной борьбе с про­изводителями и оптовыми импорте­рами имеются свои положительные результаты — она стимулирует хо­зяйственную деятельность предпри­ятий пищевой промышленности в двух направлениях: во-первых, на восстановление или сохранение из­вестного и пользующегося спросом у потребителей ассортимента выпус­каемой продукции, во-вторых, на производство новых видов товаров с применением современных пище­вых и упаковочных технологий. Помимо снижения издержек произ­водства, как способа повышения конкурентоспособности продукции, значительные средства привлекают­ся на создание функциональной упаковки товаров, разработку гра­мотной маркетинговой политики и результативной рекламы, формиро­вание собственной дилерской сети, оптовых звеньев и торговых точек.

В то же время наметившаяся кон­куренция на внутреннем продоволь­ственном рынке России может быть вновь подорвана новыми решения­ми федеральных властей. В свое время оправданной была мера но стабилизации потребительского рынка, когда в конце октября 1998 г. были введены пониженные на 5%-10% пошлины на импорт го­вядины, баранины, козлятины, а также масломолочных товаров, дет­ского питания и отходов экстраги­рования растительных масел. Но продление срока действия этих таможенных пошлин под воздействием консультантов ЕС до 1 ноября 1999 г. (постановление Правительства РФ от 21 апреля 1999 г.) вновь создало конкурент­ные преимущества для импортных продуктов питания[7, c. 15].

На российском рынке кондитер­ских товаров в настоящее время зна­чительную долю занимает импортная продукция, а к примеру, по шоко­ладу и шоколадным изделиям — свыше 50%[8, c.14]. В январе 1998 г. круп­нейший в мире производитель про­дуктов питания компания Nestle приобрела контрольные пакеты ак­ций двух кондитерских фабрик — АО «Алтай» в Барнауле и АО «Камская» в Перми, выпускающих шоколадные конфеты и десерты. Nestle уже владеет контрольными пакетами трех российских предпри­ятий: двух кондитерских фабрик в Самаре («Россия» и «Кондитер») и фабрики но производству моро­женого в Жуковском (Московская область); она вложила в эти фаб­рики несколько десятков миллионов долларов. Nestle собирается расши­рять инвестиционные программы в России и стать одним из лидеров российского кондитерского рынка, хотя осуществить эти проекты бу­дет непросто.

Последние четыре года в кондитерс­кой отрасли наблюдается активная концентрация производства, осуще­ствляемая как отечественными, так и иностранными компаниями. Рос­сийскими производителями исполь­зуются всевозможные пути эффек­тивного развития производства и освоения рынка кондитерских изде­лий как то: продажа акций с целью использования полученных средств на модернизацию производства; по­иск внешнего инвестора; создание холдингов с привлечением банковс­ких средств. Помимо Nestle, свои группы и холдинги создали россий­ские предприятия «Красный Ок­тябрь», кондитерский концерн «Ба­баевский», успешно конкурирую­щие с зарубежными фирмами. В ре­зультате такой здоровой конкурен­ции импорт кондитерских изделий в Россию постепенно, но неуклонно начал сокращаться.

В то же время создание крупны­ми иностранными компаниями кондитерских производств в России представляется более приемлемым способом развития конкуренции, чем массированный импорт готовых изделий в страну. Имеются в виду позитивные сдвиги в модернизации и обновлении основных фондов, оживлении финансирования и кре­дитования оборотных средств, со­здании новых рабочих мест на ре­конструируемых фабриках; хотя одновременно нельзя забывать и об отрицательных моментах, связан­ных с утечкой прибылей из России.

Непростая ситуация сложилась на рынке маргариновой продукции, где импорт принял угрожающие размеры. Сегодня цены на ввози­мую в Россию маргариновую про­дукцию почти в два раза ниже оп­товой цены на отечественный мар­гарин. Для защиты отечественных производителей необходимо увели­чить ввозные таможенные пошлины, расчеты но которым показывают: возрастание импортного тарифа с 15% до 25% приведет к незначитель­ному увеличению розничной цены на импортный маргарин и не умень­шит заинтересованности оптовых коммерческих структур во ввозе маргариновой продукции в Россию, а также позволит стабилизировать положение отечественных произво­дителей.

Характер конкурентной борьбы на рынке маргариновой продукции определяется не только ее ценой, но и качеством. Помимо стабилизации производства, перед российскими предприятиями стоит задача расши­рения ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции, в чем они значительно уступают за­рубежным поставщикам. Сравнение качества выпускаемого и импорти­руемого маргарина за первые квар­талы 1998 и 1999 гг. показывает ощутимое увеличение забракован­ной продукции (в товарной группе вместе с майонезом, по данным Госторгинснекции России): с 19,6% до 34,9% к проинспектированному ко­личеству товаров, в том числе им­портной продукции — с 24,8% до 36,8% за аналогичный период[6]. Для решения этой проблемы необходи­мо техническое оснащение отрасли высокопроизводительным импорт­ным оборудованием, а также ис­пользование высококачественного сырья и вспомогательных материа­лов. Немаловажным фактором по­вышения конкурентоспособности отечественной маргариновой про­дукции является также разработка результативных сбытовых стратегий и маркетинговых программ по изу­чению потребительских предпочте­ний российских покупателей.

На рынках отдельных потреби­тельских товаров — бытовые холо­дильники, радиоэлектроника, малая бытовая техника (кофеварки, элек­трические чайники, утюги, кухон­ные комбайны) существенные преимущества имеют зарубежные производители из-за высокого уров­ня качества, надежности, дизайна предлагаемой продукции и извест­ной торговой марки, массированной рекламной кампании.

В качестве примера рассмотрим рынок бытовых холодильников. Пока еще рано говорить о конку­рентоспособности российской холо­дильной техники на мировом рын­ке из-за невысокого уровня качества. На этом фоне российский рынок все более уверенно осваивается зару­бежной бытовой техникой, доля вво­за которой (холодильников и моро­зильников) в 1998 году соста­вила порядка 26% от общего объе­ма рыночных ресурсов страны.

Аналогичная бытовая техника зарубежного производства представ­лена в настоящее время у нас в широком ассортименте. За после­дние четыре года интенсивно продви­гаются на российский рынок италь­янские фирмы Ariston, Indesit, Ardo, Candy, а также известные компании других стран, например Samsung из Южной Кореи, выпус­кающий холодильник с биопокры­тием. Спрос на холодильную тех­нику этих фирм имеет тенденцию роста, так как при относительно невысоких ценах она надежна в ра­боте, отличается хорошим дизайном. Довольно узкий сегмент потреби­тельского рынка, охватывающий не более 3%-4% семей, занимает экск­люзивная и дорогая холодильная техника, производимая и поставля­емая в Россию известными во всем мире фирмами Bosch, Siemens (Гер­мания), Electrolux (Швеция), General Electric, Whirlpool (США), Vestfrost (Дания) и др. Свои осо­бенности имеют и региональные рынки, в частности близость При­морского края к странам Азиатско-тихоокеанского региона приводит к поступлению на рынок большого количества импортных холодильни­ков производства Японии, Китая, Южной Кореи.

В конечном счете, в данном сег­менте рынка можно наблюдать раз­витие нормальных конкурентных отношений между производителями и постепенное насыщение потреби­тельского спроса на холодильную технику. Отрадно отметить, что если в 1 кв. 1998 г. изо всех проинспек­тированных российских холодиль­ников, по данным Госторгинспекции России, были забракованы почти все (92,1%), то за аналогичный период 1999 г. — уже почти в 3 раза мень­ше (только 29,8%); в то же время в общем количестве забракованной техники за I квартал 1999 г. воз­росла на 10% доля производимых за рубежом — таковыми были при­знаны практически каждый третий импортный холодильник[5, c.37].

Анализ процессов концентрации

Одна из важных особенностей структуры российских рынков - высокий уровень концентрации и специализации производства, полу­ченный российским хозяйством в наследство от централизованной эко­номики.

Регулярно на основе ежегодно рассчитываемых Госкомстатом Рос­сии показателей проводится анализ процессов концентрации производ­ства, определяемых с помощью ко­эффициентов концентрации (CR) и индекса Герфиндаля-Гиршмаиа (HHI). Информационной базой рас­четов коэффициентов концентрации выступает товарная номенклатура, которая приблизительно соответ­ствует номенклатуре основного про­мышленного производства; коэффи­циенты концентрации в продукто­вом разрезе в отличие от отрасле­вых не содержат погрешностей, свя­занных с учетом непрофильной про­дукции в общих отраслевых объе­мах производства. Эти допущения позволяют сказать, что проводимые Госкомстатом России оценки могут являться основой для индикативной характеристики состояния монопо­лизации российской промышленно­сти.

По результатам расчетов можно сделать обобщающие выводы. Во-первых, в области концентрации производства наметились позитив­ные сдвиги — наблюдается сниже­ние уровня концентрации производ­ства по некоторым товарным пози­циям, которые, скорее всего, яви­лись следствием структурных изме­нении в экономике, а именно: появ­ления новых производителей от­дельных видов продукции; увели­чения степени сбалансированности (перераспределения долей) действу­ющих производителей но объему выпускаемой продукции; ухода с рынка отдельных производителей (или сокращение объемов производ­ства на крупнейших предприятиях).

Во-вторых, надо обратить внима­ние на прямо противоположную тен­денцию — увеличение уровня кон­центрации производства, — ха­рактерную для выпуска отдельных товаров. Как показал анализ, одни и те же факторы могут влиять на процессы концентрации производ­ства с противоположных сторон: этому могут способствовать и слу­чаи ухода крупных производителей с рынка, и уменьшения степени сба­лансированности действующих про­изводителей по объемам выпускае­мой продукции.

Было бы ошибкой считать, что показатели концентрации произ­водства, взятые изолированно от других информационно-аналити­ческих характеристик, дают гото­вую картину положения различ­ных хозяйствующих субъектов на товарном рынке. Ведь возмож­ность входа на товарный рынок продавцов из других регионов или стран существенно воздействует на снижение угрозы монопольно­го поведения предприятий и на па­раметры рыночной концентрации. Следовательно, получаемые дан­ные о концентрации производства неполно отражают реальный ее уровень на товарных рынках, так как при этом не учитывается гео­графическая ограниченность рын­ков пределами определенных тер­риторий из-за высоких транспор­тных издержек, барьеров для вхо­да на рынки, не учитываются вза­имосвязи субъектов рынка, такие как участие в уставном капитале, в объединениях предприятий, в финансово-промышленных груп­пах и т.п.

Дело в том, что сложившаяся экономическая обстановка в России вызывает необходимость по-новому рассматривать проблемы оценки государством процессов концентра­ции производства. Современные экономические теории, обобщающие обширный опыт антимонопольной практики, отвергают прямолинейное отождествление монополизма с боль­шими размерами предприятий и их высокой долей на том или ином то­варном рынке. Очевидно, что такие процессы требуют тщательного и дифференцированного экономичес­кого анализа, учитывающего гло­бальные тенденции в развитии про­изводства, включая углубление меж­дународного разделения труда и транснациональную экономическую интеграцию. Оценка всякой концен­трации как заведомо неэффективной и опасной, а значит, и формальное применение к ней норм конкурент­ного права, не только недальновид­ны, но и способны задержать раз­витие национальной экономики, осо­бенно в части поддержания конку­рентоспособности российских това­ров на мировых рынках.

Сегодня развитие российской эко­номики происходит в условиях активиза­ции вертикальных и горизонталь­ных слияний субъектов рынка, со­хранения отдельных барьеров вхо­да новых субъектов на рынки (при­менения процедур банкротства убы­точных предприятий). Эти предпо­сылки обусловливают настоятель­ную потребность наряду с анализом, концентрации производства исследовать также и явление экономичес­кой концентрации, под которой по­нимается концентрация собственно­сти у отдельных субъектов рынка.

В течение последних трех лет тен­денции экономической концентра­ции, на мой взгляд, характеризо­вались следующими процессами:

приобретением абсолютного контроля над хозяйствующим субъектом, в том числе посред­ством приобретения свыше 75% го­лосующих акций (получения косвен­ного контроля);

приданием статуса дочерне­го общества;

получением права осуществ­ления функций исполнительного органа хозяйствующего субъекта;

упорядочением инвестицион­ных портфелей банков;

продажей в процессе прива­тизации крупных пакетов акций, в том числе контрольных, с целью привлечения стратегического инве­стора.

Кроме этого, в условиях эконо­мической нестабильности отдель­ные предприятия прибегают к ре­организации путем выделения из их состава структурных подразде­лений в качестве самостоятельных юридических лиц; при этом вкла­дом в имущество вновь созданно­го юридического лица является имущество материнской компании. В основном подобная реорганиза­ция имеет своей целью уклонение от процедуры банкротства. Но в отдельных случаях она может су­щественно повлиять на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках, если выделение структурных подразделений в ка­честве самостоятельных юридичес­ких лиц сопровождается привле­чением сторонних инвесторов и переходом контроля над вновь со­зданными коммерческими органи­зациями третьим лицам.

Поскольку реорганизация в виде выделения негосударственных ком­мерческих организаций не подпада­ет под действие статьи 17 Закона «О конкуренции...» (т.е. на осуще­ствление таких действий не требу­ется предварительного согласия ан­тимонопольных органов), задачи антимонопольных органов — пре­дотвратить подобные сделки или действия субъектов рынка, при ко­торых вероятность вредных послед­ствий для конкуренции преоблада­ет над возможной выгодой концентрации для общества (экономия на масштабах производства, снижение себестоимости продукции, улучше­ние ее качества). Не случайно в этой сфере актуальными вопросами яв­ляются контроль за созданием и деятельностью ФПГ, приобретени­ем акций российских предприятий группами взаимосвязанных юриди­ческих и финансовых лиц; предот­вращение сговоров на торгах при приватизации и реорганизации крупнейших российских предприя­тий2.

Виды экономической концентрации контролируемые в соответствии с антимонопольным законодательством[5, c.40].

1. Создание, слияние и присоединение коммерческих организаций и объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций)

2. Ликвидация или разделение (выделение) государственных и муни­ципальных унитарных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товар­ном рынке будет превышать 35%

3. Приобретение определенных пакетов акций (вкладов, долей) в ус­тавном капитале хозяйствующих субъектов. При этом под приобре­тением акций понимается как их покупка, так и получение иной воз­можности осуществления самостоятельно или через представите­лей воплощенных в этих акциях (долях) прав голоса, в том числе на основании договоров доверительного управления, о совместной де­ятельности, поручения или на основании иных сделок

4. Получение в собственность или пользование (в том числе посред­ством аренды, лизинга) одним хозяйствующих субъектов основных производственных средств или нематериальных активов другого хо­зяйствующего субъекта

5. Переплетение директоратов, т.е. участие одних и тех же лиц в орга­нах управления двух и более коммерческих организаций

6. Приобретение любым лицом прав, в том числе посредством согла­шений, договоров, поручений, контрактов или иным способом, по­зволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Итак, степень развития конкурентной среды оценивается по комплексу параметров, включающих как показатели структуры товарного рынка (ко­личественные и качественные), так и данные об экономической концентра­ции. По моему мнению, с точки зрения развития конкурентных отношений основной причиной обеспокоенности должна являться не высокая концент­рация производства и отдельных товаров, а в большей степени - состояние конкуренции на товарных рынках и экономической концентрации, сохраня­ющаяся высокая степень сегментации региональных рынков. Сказанное со всей очевидностью предопределяет разработку механизмов оперативного отслеживания рыночных процессов, происходящих в масштабах экономи­ки страны в целом, а также на отдельных рынках, рассматриваемых в реги­ональном и продуктовом аспектах.

ГЛАВА III: Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды.

Изучению конкурентной среды и контролю за экономической кон­центрацией во многом способствуют систематически проводимые ан­тимонопольными органами специальные обследования товарных рынков, призванные выявлять хозяйствующие субъекты, имеющие на них значительную долю. При этом основными критериями выбора предмета для мониторинга выступают:

1. Социально-экономическая значимость продукции для удовлет­ворения потребностей населения — рынки хлеба и хлебобулочных из­делий, сахара, масла растительного, молока и молочных изделий, мяса и мясных изделий, яиц, картофеля и овощей, фруктов, макарон­ных и крупяных изделий, табачных изделий;

2. Прецедентная практика, при которой анализ рынка осуществля­ется по факту нарушения антимонопольного законодательства в слу­чае конкретного обращения хозяйствующего субъекта;

3. Структурообразующие виды продукции, наиболее значимые для конкретного региона, — лесоматериалы и целлюлозно-бумажная про­дукция, рыба, зерно, нефть и др.;

4. Высококонцентрированные товарные рынки — предмет обяза­тельного наблюдения со стороны антимонопольных органов.

Для проведения обследования то­варных рынков, начиная с 1997 г., антимонопольные органы совместно с Минэкономики России и Госком­статом России применяют специаль­но разработанный инструментарий с использованием таких методических подходов[2, c.46]:

    структурный подход, пред­полагающий получение информации о каналах приобретения и реали­зации товаров; числе продавцов, по­средников и конечных покупателей; их доле на рынке;

    ценовой подход, предусмат­ривающий изучение ценовой поли­тики предприятий, региональной дифференциации и динамики цен на рынке;

    экономический подход, озна­чающий анализ влияния государ­ственной политики на рынке, вы­явление различных форм контрак­тов на рынке и различных форм расчетов.

В ходе статистического наблю­дения должны быть охвачены все участники рынка — от производи­телей сырья до потребителей гото­вой продукции. Результаты мони­торинга позволят определить обес­печенность предприятий поставка­ми сырья; политику выпуска и сбы­та продукции предприятием и его ценовую политику; распределение продаж между внутренним рынком и экспортом; географию хозяй­ственных связей и направления ее изменения; барьеры входа на ры­нок; возможную вертикальную ин­теграцию и вертикальные ограни­чения.

Сбор и обработка исходной ин­формации о рынках базируется на сведениях, представляемых различ­ными хозяйствующими субъекта­ми, — производителями, продавца­ми, покупателями, государственны­ми, общественными, научными орга­низациями, экспертами, в частности:

    данных государственной статис­тической отчетности, характеризу­ющих деятельность субъектов рын­ка;

    информации от налоговых, тамо­женных органов, банковских струк­тур, инвестиционных фондов;

    сведениях об объемах производ­ства и реализации продукции (ра­бот, услуг), полученных антимоно­польными органами непосредствен­но от субъектов рынка;

    данных выборочных опросов по­купателей и данные экспертиз, ха­рактеризующих товарные и геогра­фические границы рынков.

Я уже отмечала наличие определенных затруднений в регулярном проведе­нии мониторинга товарных рынков. Однако в отдельных комментариях нуждается вопрос об исследованиях на высококонцен­трированных рынках. Как прави­ло, информация о крупнейших субъектах рынка должна быть со­средоточена в государственных реестрах. Но действовавший ра­нее Государственный реестр РФ объединений и предприятий-моно­полистов по существу выполнял функции административного цено­вого регулирования. Теперь на протяжении четырех лет ведется «Ре­естр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенно­го товара долю более 35 процен­тов» (утвержден постановлением Правительства РФ от 19 февра­ля 1996 г.).

Его цель — создание информа­ционной базы о крупнейших субъек­тах рынка для осуществления госу­дарственного контроля за соблюде­нием ими антимонопольного зако­нодательства при приобретении па­кетов акций для участников сделок, включенных в Реестр, при осуще­ствлении ими экспортно-импортной, инвестиционной или приватизацион­ной политики; причем наблюдение ведется лишь по наиболее важным для развития экономики товарным группам и видам продукции, а так­же по социально-значимым товарам.

Включение в Реестр происходит по результатам анализа состояния то­варного рынка и расчета доли дан­ного субъекта на рынке.

Так, в 1997 г. общее число вклю­ченных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долго на рын­ке более 35%, составляло 5400, а в 1998 г. - уже около 6500 единиц; из них на рынках федерального уровня существовало соответ­ственно 298 и 281 хозяйствующих субъектов[3, c.6].

Из представленной на диаграм­ме структуры Реестра видно, что рост общего количества включен­ных в Реестр хозяйствующих субъектов произошел, главным об­разом, за счет существенного уве­личения числа хозяйствующих субъектов, занятых предоставлени­ем различных работ и услуг, та­ких как автоперевозки грузов и на­селения; реализация через торго­вую сеть лекарственных средств, продуктов питания, печатных из­даний; оптовая продажа различ­ных видов товаров; строительство дорог. К другому фактору описы­ваемого совокупного роста следу­ет отнести более чем полуторное увеличение хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере естественных монополий, которые по состоянию на 1 сентяб­ря 1998 г. включают следующие виды деятельности:

добыча, транспортировка и реализация нефти и нефтепро­дуктов 57

добыча, транспортировка и реализация природного газа 121

услуги почтовой связи 59

услуги электросвязи 92

железнодорожные перевозки 66

услуги аэропортов 83

услуги морских и речных портов 51

услуги но передаче электрической и тепловой энергии 138

Диаграмма

«Доли укрупненных товарных групп в составе реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%»

1997 год

1998 год

В соответствии с Фе­деральным Законом «О естественных монополиях» формируются и ведут­ся Реестры субъектов естественных монополий на транспорте и в облас­ти связи. Так, состоявшееся в июне 1999 г. правление МАП РФ приня­ло решение об увеличении Реестра хозяйствующих субъектов естествен­ных монополий, в который были включены 7 аэропортов, 15 морских административных портов, а также другие аналогичные субъекты в круп­нейших портах России, имеющих стратегическое значение (Санкт-Пе­тербург, Туапсе, Новороссийск).

Благодаря имеющемуся инстру­ментарию проведения мониторинга товарных рынков стало возможным дополнить существующую динами­ческую характеристику конкурент­ной среды механизмом, предназна­ченным для обследования российс­ких предприятий, позволяющим составить и выявить мотивы их хо­зяйственного поведения.

Итоги мониторинга

Мониторинг проводился на основании литературы тырым-пырым... в тече­ние двух последних лет; рассмотре­ны и проанализированы такие фак­торы, как конкурентоспособность продукции на внутреннем и внеш­нем рынках и действия предприя­тия по повышению ее конкуренто­способности, барьеры входа на ры­нок, каналы сбыта продукции и вза­имодействие с поставщиками сырья, направления использования финан­совых средств и организационное развитие предприятия.

По результатам обследования можно сделать некоторые обобще­ния, характеризующие модели эко­номического поведения субъектов на различных видах рынков. Несмот­ря на некоторую спорность выдви­гаемой классификации (поскольку основным признаком становится первичное звено хозяйствования — предприятие), следовало бы, тем не менее, ее привести в качестве одной из приемлемых для уяснения пози­ций предприятия и, главным обра­зом, выбора мер защиты отечествен­ных товаропроизводителей.

Избранная российскими товаро­производителями модель экономи­ческого поведения позволяет ранжи­ровать предприятия в зависимости от степени развития конкуренции на товарных рынках на две группы:

    к первой группе отнесены предприятия, функционирующие на концентрированных и монополизи­рованных рынках товаров и услуг;

    во вторую группу включены предприятия, работающие на кон­курентных рынках.

Основные черты экономического поведения предприятий первой груп­пы — отсутствие поиска путей рас­ширения производства, снижения себестоимости продукции, повыше­ния качества оказываемых услуг, инертность в выработке и проведе­нии маркетинговых стратегий. Но при этом нельзя не отметить появив­шиеся «ростки» конкуренции, к при­меру, за счет привлечения коммер­ческих организаций на конкурсной основе в отдельных сегментах рын­ков жилищно-коммунального хозяй­ства и почтовых услуг. Появление конкурентов в ближайшем будущем может привести к альтернативным вариантам развития:

    либо к оже­сточенному противодействию со сто­роны субъектов монопольных рын­ков, которое вызовет необходимость пресечения фактов монополистичес­кой деятельности;

    либо к посте­пенному формированию рыночного мышления у руководства этих пред­приятий, что потребует оказания го­сударственной поддержки.

В свою очередь в деятельности функционирующих на конкурент­ных рынках предприятий наблюда­ются прямо противоположные мо­дели поведения:

    с одной стороны, это субъекты хозяйствования, которые в услови­ях жесткой конкуренции не нашли своей ниши на рынке, вследствие чего ими выдвигаются требования мер государственной поддержки, т.е. целевых инвестиций, налоговых льгот, таможенного протекциониз­ма. Отсюда — необходимость в проведении регулярных комплекс­ных межведомственных обследова­ний с целью выбора приоритетов при осуществлении государственной поддержки предприятий;

    с другой стороны, нашедшие свой сегмент рынка и успешно работаю­щие предприятия, хотя и проигры­вающие иностранным компаниями в рекламной политике и качестве упаковки. Для них характерны про­думанная ассортиментная политика, интеграция с поставщиками сырья и комплектующих, технологическая перестройка производства, отлаженные схемы сбыта продукции и по­иск новых каналов сбыта, разработ­ка инвестиционной программы (дол­госрочные финансовые вложения — доли и акции в дочерних предприя­тиях, фирменных магазинах, ком­мерческих банках), работа с недви­жимостью. С точки зрения разви­тия конкурентной среды по отноше­нию к таким субъектам рынка были бы целесообразны: разработка диф­ференцированного подхода к оцен­ке деятельности вертикально интег­рированных структур; содействие развитию тароупаковочной индуст­рии и созданию равных экономичес­ких возможностей для рекламы рос­сийских и зарубежных производи­телей (а в отдельных случаях и пре­имущественного доступа отечествен­ным производителям).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты оценки конкурентности товарных рын­ков, проведенной мною в данной работе с применением разработан­ных методических инструментов, позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, отличительной особенностью российской экономики явля­ется региональная замкнутость многих рынков. Данное явление в свою оче­редь усугубляется как неразвитостью рыночной инфраструктуры, высоки­ми тарифами на перевозку продукции, так и действиями местных адми­нистраций по введению тех или иных ограничений на ввоз (вывоз) про­дукции из регионов, включая экспортно-импортные операции. Подобные меры в конечном счете способствуют воспроизводству базы монополиз­ма и потому являются одной из важнейших сфер контроля антимонополь­ных органов.

Во-вторых, помимо традиционных, определяющих структуру рынка фак­торов, на состояние конкурентной среды влияют особенности российс­кой переходной экономики, например особые формы контрактов, обус­ловленные решением проблем неплатежей, взаимозачетов и бартерных сделок; специфические формы взаимоотношений поставщиков и произ­водителей на основе давальческих схем и пр. Эти нетрадиционные фак­торы могут значительно влиять на состояние конкуренции на товарных рын­ках и должны являться предметом обязательного изучения наряду со стан­дартными методами структурного анализа. Одновременно остается акту­альной и задача совершенствования методических подходов к отслежи­ванию концентрации как на макроуровне, так и в разрезе региональных экономик.

Список использованной литературы:

    Юрист, номер 5/6 - 25.04.1996, Тотьев, К. Ю. «Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках», с. 35-39

    Курьер, номер 4 - 26.03.1997, «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках: утвержден приказом Гос. ком. РФ по антимонопольной политике от 10.01.1997г.», с. 46-58

    Российская газета, номер 32 - 14.08.1999 «Монополисты всех городов и весей: реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке товара долю более 35 %», с. 6-7

    Экономист, номер 10 - 17.09.1997, Шумаев, В. . - Инфраструктура товарных рынков с. 43-47

    Законодательство и экономика, номер 1 - 01.01.2001, Залесская, М. . - Недобросовестная конкуренция на товарных рынках: особенности защиты прав хозяйствующих субъектов, с. 36-50

    Стенограмма пленарного заседания Государственной Думы РФ, 20.05.1999 г., http://www.akdi.ru/gd/PLEN_Z/1999/s20-05_d.htm

    Маркетинг, номер 2 - 22.03.1999, Андрианов, В. «Конкурентноспособность России в мировой экономике», с. 3-19

    Право, номер 7 - 25.06.1999, Бурмистрова, Т. В. «Товарный рынок : структурный анализ концентрации и конкуренции», с. 18-30

1 В течение 1995-1998 гг. специалистами антимонопольного комитета РФ и его территори­альных управлений проведен мониторинг ряда важнейших товарных рынков, в частности: не­фти и нефтепродуктов, зерна, детского питания, мяса и молока, хлебопродуктов, раститель­ного масла, комбикормов и мяса птицы, рыбы, металлопродукции, отдельных видов продукции машиностроения (судостроение), лесопромышленной продукции, отдельных потребительс­ких товаров (бытовых холодильников, телевизоров, малой бытовой техники), отдельных видов услуг связи и транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и др.

2 Право и экономика №6, 1999 г.