Этика социальной работы (работа 2)
Тема 4. Профессиональная этика социального
работника. Основные понятия и принципы
Вопросы для обсуждения
1.Место и роль профессиональной морали в общей системе нравственных отношений современного общества
2. Профессиональная этика современного социального работнка: общее и особенное
3. Пути и средства формирования нравственно-этической культуры работников социальных служб.
Литература.
Антология социальной работы. Том 1. История социальной помощи в России./Сост. М.В.Фирсов. - М.: Сварогь - ИВФСПТ, 1994.
Бербешкина З.А. Этика социального работника. - В сб.: Теория и
практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М.: РГСИ, 1992, с.210-216.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Госкомитет Российской Федерации по высшему образованию. М., 1995, с.193.
Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (формы и методы). М.: Союз, 1993.
Права человека. Международный билль о правах человека. Женева,
1990.
Профессионально-этические нормы социальной работы. М.: Социальное здоровье России, 1993.
Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989.
Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986.
Стандарты квалификации практической социальной работы. - Социальная защита, 1993, N 7.
Топчий Л.В. Проблемы научно-методического обеспечения качества подготовки кадров социальных работников в высшей школе. Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования. Информационный сборник. Вып. 8. М.: НИИ проблем высшей школы, 1992.
Топчий Л.В. Профессионально-этические требования к социальному работнику. - Кадровое обеспечение социальных служб: подготовка и переподготовка. М.: Департамент проблем семьи, женщин и детей Минсоцзащиты России, 1994, с.6-10.
Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М.: Союз, 1993.
Ценности и этика. - Энциклопедия социальной работы. Перевод с
английского. Том 3. Р-Я. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994,
с.385-392.
Этические основы социальной работы. - В кн. "Теория и методика
социальной работы" (Краткий курс). М.: Союз, 1994, с.33-39.
Тема 8. Деонтология и ее проявление в отдельных видах социальной работы.
Вопросы для обсуждения.
1. Основные принципы, моральные нормы и заповеди профессии социального работника.
2. Этика экономической и социально-бытовой помощи.
3. Медицинская деонтология.
4. Деонтология в стационарных социальных учреждениях
5. Проблемы деонтологии и развития социального обслуживания в России.
Литература.
Бербешкина З.А. Этика социального работника. - В сб.: Теория и
практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М.: РГСИ, 1992, с.210-216.
Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвар-
дия, 1988.
Деонтология медицинская. - Медицинская энциклопедия. М.:
Медицинская этика и деонтология./под ред. Г.В.Морозова, Г.И.Царе-
городцева. М.: медицина, 1983.
исаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. Изд. втор.,
переработ. и доп. Минск "Народная асвета", 1977.
Права пациента и некоторые проблемы медицинской этики в США, М.: РАУ. Институт государства и права. ИНИОН, 1993.
Права человека. Международный билль о правах человека. Женева,
1990.
Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989.
Ценности и этика. - Энциклопедия социальной работы. Перевод с
английского. Том 3. Р-Я. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994,
с.385-392.
Этические основы социальной работы. - В кн. "Теория и методика
социальной работы" (Краткий курс). М.: Союз, 1994, с.33-39.
Тема 9. Этика взаимоотношений с клиентом
Вопросы для обсуждения
1. Ценности и этические проблемы практики социальной работы
2. Этические проблемы взаимоотношений между социальным работником и клиентом.
3. Моральный релятивизм социального работника.
4. Этические проблемы привлечения клиента в экспериментах, научных исследованиях.
Литература
Антология социальной работы. Том 1. История социальной помощи в России./Сост. М.В.Фирсов. - М.: Сварогь - ИВФСПТ, 1994.
Барнз Джилл Горелл. Социальная работа с семьями в Англии. М.:
Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.,1987.
Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника) - Российский журнал социальной работы N 1, 1995.
Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (формы и методы). М.: Союз, 1993.
Профессионально-этические нормы социальной работы. М.: Социальное здоровье России, 1993.
Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989.
Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986.
Соколов В. Нравственность времен социальной катастрофы. - Рос-
сийская провинция, 5/1994, с.54-60.
Стандарты квалификации практической социальной работы. - Социальная защита, 1993, N 7.
Топчий Л.В. Проблемы научно-методического обеспечения качества подготовки кадров социальных работников в высшей школе. Научные достижения и передовой опыт в области высшего образования. Информационный сборник. Вып. 8. М.: НИИ проблем высшей школы, 1992.
Топчий Л.В. Профессионально-этические требования к социальному работнику. - Кадровое обеспечение социальных служб: подготовка и переподготовка. М.: Департамент проблем семьи, женщин и детей Минсоцзащиты России, 1994, с.6-10.
Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М.: Союз, 1993.
Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. Ульяновск, 1994.
Ценности и этика. - Энциклопедия социальной работы. Перевод с
английского. Том 3. Р-Я. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994,
с.385-392.
Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.
Этические проблемы в социальных исследованиях. - Энциклопедия социальной работы. Перевод с английского. Том 3. Р-Я. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994, с.443-448.
Этические основы социальной работы. - В кн. "Теория и методика
социальной работы" (Краткий курс). М.: Союз, 1994, с.33-39.
Тема 11. Этика партнерских взаимоотношений специалистов
в сфере социального обслуживания населения
Вопросы для обсуждения
1. Моральные принципы сотрудничества с коллегами в интересах своих клиентов
2. Профессионально-этический кодекс членов Межрегиональной ассоциации социальных служб.
3. Профессионально-этические отношения и их особенности в содружестве социальных работников.
Литература
Барнз Джилл Горелл. Социальная работа с семьями в Англии. М.:
Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
Бербешкина З.А. Этика социального работника. - В сб.: Теория и
практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М.: РГСИ, 1992, с.210-216.
Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвар-
дия, 1988.
Зайнышев И.Г. О качестве подготовки специалистов. - Вестник соци-
альной работы. М.: Союз, 1993, N 1.
Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника) - Российский журнал социальной работы N 1, 1995.
Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (формы и методы). М.: Союз, 1993.
Правительственная этика, деловая этика, медицинская этика. М.:
ИНИОН, 1993.
Профессионально-этические нормы социальной работы. М.: Социальное здоровье России, 1993.
Профессионально-этические нормы социальной работы. М.: Социальное здоровье России, 1993.
Профессионально-этические нормы социальной работы. М.: Социальное здоровье России, 1993.
Этические основы социальной работы. - В кн. "Теория и методика
социальной работы" (Краткий курс). М.: Союз, 1994, с.33-39.
Тема 13. Нравственно-этические отношения в общине
Вопросы для обсуждения
1. Этические аспекты социальной поддержки населения на общинном уровне.
2. Этические проблемы социального анализа и экспертизы общины.
3. Этические вопросы поощрения взаимной помощи на общинном уровне.
Литература.
Этические основы социальной работы. - В кн. "Теория и методика
социальной работы" (Краткий курс). М.: Союз, 1994, с.33-39.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.,1987.
Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвар-
дия, 1988.
Домострой. М.: Советская Россия, 1990.
Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника) - Российский журнал социальной работы N 1, 1995.
Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (формы и методы). М.: Союз, 1993.
Профессионально-этические нормы социальной работы. М.: Социальное здоровье России, 1993.
Регионология. Научно-публицистический журнал. Саранск, 4/1994.
Соколов В. Нравственность времен социальной катастрофы. - Рос-
сийская провинция, 5/1994, с.54-60.
Ценности и этика. - Энциклопедия социальной работы. Перевод с
английского. Том 3. Р-Я. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994,
с.385-392.
Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.
Этические проблемы в социальных исследованиях. - Энциклопедия социальной работы. Перевод с английского. Том 3. Р-Я. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994, с.443-448.
Этические основы социальной работы. - В кн. "Теория и методика
социальной работы" (Краткий курс). М.: Союз, 1994, с.33-39.
Тема 15. Этикет социального работника
Вопросы для обсуждения
Международные нормы поведения социальных работников.
2. Искусство ведения беседы, телефонных разговоров, переговоров.
3. Особенности этического общения с клиентами - мужчинами и женщинами.
4. Особенности этикета с учет национальной психологии и личных особенностей клиента.
Литература
Бербешкина З.А. Этика социального работника. - В сб.: Теория и
практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М.: РГСИ, 1992, с.210-216.
Васильева-Гангнус Л. Правила этикета. Краткий справочник. Дель-
та-МКС, 1992.
Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. М.: Педагогика, 1984.
Домострой. М.: Советская Россия, 1990.
Курочкина И.Н. Современный этикет. Методическое пособие для преподавателей. Калуга, 1993.
Правительственная этика, деловая этика, медицинская этика. М.:
ИНИОН, 1993.
Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989.
Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М.: Союз, 1993.
Ценности и этика. - Энциклопедия социальной работы. Перевод с
английского. Том 3. Р-Я. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994,
с.385-392.
Этические основы социальной работы. - В кн. "Теория и методика
социальной работы" (Краткий курс). М.: Союз, 1994, с.33-39.
Программа курса "Этика социальной работы"
для факультета социальной работы
Тема I. Предмет, цели и задачи курса
Этики социальной работы
Этика социальной работы - учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, усилению или восстановлению их способности к функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей, нравственно-этических нормах поведения специалистов по социальной работе. Этика социальной работы - специфическое проявление общей этики в социальном обслуживании. Раздел прикладной
науки о роли нравственных начал в деятельности работников социальных служб. Основные цели и задачи этики социальной работы. Этические категории. Роль морали в становлении социальной работы. Этические проблемы социальной работы и исследований. Будущее этики социальной работы Этика социальной работы как философско-социологическое знание.
Тема 2. История этики социальной работы
в Европе и Америке
История становления этики социальной работы в европейских странах(Великобритания, Германия, Италия, Швеция). Религия и благотворительность. Традиционные религиозные доктрины и этика социальной работы ..Место и роль этических норм в становлении и развитии американской системы социального обеспечения. Влияние европейских этических учений на ценностные ориентации и этику социальной работы в Европе и Соединенных Штатах Америки.
Эволюция взглядов на этический кодекс социальных работников. Исторический обзор работ по этике социальной работы.
Тема 3. Этические традиции в становлении
и развитии общественного призрения
и благотворительности на Руси
Исторические корни и традиции оснований становления социальной поддержки нищих, больных, престарелых, женщин, вдовцов и пленных. Интеграция христианской морали и славянской духовности. Распространение этических норм христианского вероучения по отношению к престарелым нищим и страждущим на Руси.
Этические взгляды Древней Руси. Социально-этические концепции средневековья в России. Принципы нравственного регулирования жизненно важных семейных и общественных действ в "Домострое" - памятнике литературы XVI века.
Морально-этическая ориентация в развитии общественного призрения и благотворительных обществ в России. Нравственно-этические ценности российских народов: милосердие, гуманность, взаимопомощь, справедливость, нравственность, совесть, национальная гордость, ценность детей и благотворительность. Российский менталитет и нравственность. Этические взгляды на благотворительность П.Я.Чаадаева, В.О.Ключевского,И.А.Ильина, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, Л.Н.Толстого, П.А.Сорокина.
Этика социального обеспечения и обслуживания в России. Сущность морально-нравственных подходов к социальной работе в современной Российской Федерации. Возникновение профессиональной этики социальной работы.
Тема 4. Профессиональная этика социального
работника. Основные понятия и принципы
Место и роль профессиональной морали в общей системе нравственных отношений современного общества. Специфичность содержания и форм моральных требований в различных профессиях. Виды профессиональной морали.
Профессиональная этика современного социального работнка: общее и особенное. Основные понятия и принципы профессиональной этики социального работника (принцип моральной ответственности перед клиентом; принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами; принцип моральной ответственности перед обществом и др). Профессионально-этический кодекс социального работника России, принятый Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб (22 мая 1994 г.). Этические требования к профессиональному поведению и ценностям в этических кодексах социальных работников различных стран мира.
Условия становления в России профессиональной этики социальногоработника. Пути и средства формирования нравственно-этической культуры работников социальных служб.
Тема 5. Личностно-нравственные качества
социального работника
Личностные характеристики социального работника (ценностные ориентации, интересы). Гуманистическая направленность личности. Личная и социальная ответственность. Развитость чувства добра и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека; терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость; личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Социальный интеллект.
Социально-психологическая, психолого-педагогическая характеристи социального работника. Активность психики, поведение и деятель-
ность. Педагогическая культура. Личностно-нравственный образ социального работника.
Профессиональный отбор социальных работников. Критерии методики определения профессиональной пригодности к социальной работе.
Роль допрофессионального, высшего и среднего профессионального образования в формировании личностно-нравственных качеств социального работника.
Современные проблемы развития личностно-нравственных качеств социального работника.
Тема 6. Моральные нормы и принципы
в социальной работе
Нравственная норма как структурный компонент морали. Целостное представление о нормах, принципах и идеалах как собственно моральных критериях. Роль этических критериев добра, справедливости, гуманности, честности и т.д. в практической социальной работе. Морально-нормативная регуляция социальной работы как системы. Масштаб действия моральных норм. Институциализация норм и принципов социально-этического
контроля. Характеристика моральной направленности социальной работы (нормативность, императивность, оценочность). Структура нравственных норм социальной работы. Использование этических норм в социализации специалистов по социальной работе, интернализация системы моральных норм в структуре личности социального работника.
Основные тенденции исторического развития моральных норм и принципов социальной работы.
Тема 7. Этические проблемы исследований
в социальной работе
Конфликт ценностей и этические проблемы исследований. Этические принципы и кодексы прав на проведение исследований (область ответственности исследований). Соотношение общих и этических принципов научной деятельности (учет возможных последствий исследований для клиентов; добровольность участников исследования; обеспечение защиты участников от дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба; конфиденциальность обсуждения научных проблем и профессиональное использо-
вание результатов научных исследований; уважительное отношение к другим исследованиям и результатам их труда).
Соблюдение исследователями социальной работы законов и нормативно-правовых актов. Моральная сторона принимаемых законов и подзаконных актов. Преодоление противоречий между законами и этическими принципами. Нравственные проблемы организации и финансирования научных исследований в социальной работе.
Требования нравственных принципов и публикация результатов научных исследований, доведение их до широкой публики и специалистов, работающих в системе социальных служб.
Тема 8. Деонтология и ее проявление в
отдельных видах социальной работы
Деонтология - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы
долга и вообще должного. Совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. Основные принципы, моральные нормы и заповеди, направленные на обеспечение эффективности социального обслуживания населения, исключающие неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами,
предупреждающие негативные последствия социального обслуживания (профессиональный долг, бескорыстие, профессиональная выдержка и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональная тайна и т.д.).
Роль приказов, инструкций и нормативных документов в установлении деонтологических нормативов. Возрастание роли деонтологического потенциала социальных служб. Деонтологический компонент подготовки и переподготовки специалистов для социальных служб.
Особенности проявления категорий деонтологии в различных видах
социальной работы. Медицинская деонтология. Педагогическая этика. Этика экономической и социально-бытовой помощи. Деонтология и психологическая помощь. Деонтология в стационарных социальных учреждениях. Деонтология в нестационарных социальных учреждениях. Деонтология и документация социальных служб. Проблемы деонтологии и развития социального обслуживания в России.
Тема 9. Этика взаимоотношений с клиентом
Ценности и этические проблемы практики социальной работы (индивид - главная забота общества; взаимосвязь между работниками социальных служб и клиентом; специфика удовлетворения человеческих потребностей; взаимная ответственность социального работника и клиента).
Этические проблемы взаимоотношений между социальными службами, социальным работником и клиентом. Этические неопределенности. Право клиента. Мера независимости клиента (самоопределение и самостоятельность). Манипулирование поведением клиента. Моральный релятивизм социального работника. Преобладание метода индивидуальной работы с клиентом.
Этические аспекты первичного учета особенностей клиента. Этичес-
кие стороны оценки проблемы клиента. Принципы моральных взаимоотношений с клиентом при выработке плана действий для решения проблем клиента. Этическая оценка достигнутого в работе с клиентом (клинической результативности). Этические аспекты завершающего этапа процесса социального обслуживания клиента ( проблемы естественного и вынужденного прекращения контакта).
Этическая ответственность социальных работников перед клиентами.
Этические проблемы привлечения клиента в экспериментах, научных исследованиях.
Тема 10. Этика взаимоотношений с правительственными и
неправительственными организациями
Этические проблемы взаимоотношений. Морально-этическое регулирование взаимоотношений работников государственных, муниципальных, частных и иных социальных служб и служащих органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. Установление области ответственности. Преодоление нарушений профессиональных норм поведения, злоупотреблений доверием.
Этический баланс между служащими государственных органов управления и неправительственными социальными службами, а также общественными объединениями, занимающимися социальной поддержкой различных категорий населения. Роль профессионально-этических кодексов в регулировании конфликтов.
Проблемы управления социальным обслуживанием населения и моральные конфликты (источники, последствия и стратегия разрешения).
Законы, нормативно-правовые акты и этические принципы, обеспечение их органической взаимосвязи (федеральный, региональный и муниципальный уровни). Этические обязанности государственных служащих по отношению к специалистам социальных служб, коллегам из других ведомств, клиентам, общественным объединениям.
Тема 11. Этика партнерских взаимоотношений специалистов
в сфере социального обслуживания населения
Профессионально-этические отношения и их особенности в содружестве социальных работников. Моральные принципы сотрудничества с коллегами в интересах своих клиентов (взаимное уважение и доверие), интерес к деятельности коллег, равенство). Этика общения с коллегами по социальной работе (телефонный разговор, письменная речь, комментарии в адрес коллег и т.п.).
Профессионально-этический кодекс членов Межрегиональной ассоциации социальных служб. Этический кодекс Ассоциации социальных педагогов и социальных работников.
Тема 12. Национально (этно)-региональные особенности этических отношений в социальной работе
Соотношение общечеловеческого, национального и регионального в этике социальной работы.
Национально-этические, социокультурные особенности региона и специфика современной этики. Базовые принципы формирования региональных моделей этики социальной работы (принцип опоры на традиции и достижения национальной культуры, науки, образования, быта; принцип учета поликультурной и многонациональной ориентации; принцип учета особенной религии коренного населения; принцип учета социальной дифференциации населения; принцип учета мест компактного проживания этносов и др.).
Тема 13. Нравственно-этические отношения в общине
Этические аспекты стратегии социальной поддержки населения на общинном уровне. Этика социальной работы с различными типами общин (территориальные, социальные, религиозные, национально-этнические и др.).
Этические вопросы управления групповыми процессами в городе и на селе. Этические проблемы социального анализа и экспертизы общины. Этика избирательной работы на местном уровне. Нравственное регулирование отношений между социальными работниками и местными активистами самоуправления (руководители) органов управления, лидеры профсоюзов и общественных объединений, оказывающих поддержку социальной работе на местном уровне. Этические вопросы поощрения взаимной помощи на общинном уровне.
Тема 14. Нравственные основы семьи и брака
Семейно-брачные отношения как предмет этики социальной работы. Роль основных категорий этики для регулирования отношений в семье взаимная любовь, забота о воспитании детей, долг, ответственность,уважение, равенство, доверие, поощрение и др.
Общественное мнение в регуляции семейно-брачных отношений.
социальной работы" (Краткий курс). М.: Союз, 1994, с.33-39.
Вопросы к экзамену по курсу "Этика социальной работы"
1. Этика социальной работы - учение о морально-нравственных основах профессиональной социальной деятельности
2. Основные цели и задачи этики социальной работы.
3. Этические категории
4. Роль морали в становлении социальной работы.
5. Традиционные религиозные доктрины и этика социальной работы
6. Государство и этические основы благотворительности
7. Интеграция христианской морали и славянской духовности.
8. Этические взгляды Древней Руси.
9. Социально-этические концепции средневековья в России.
10. Морально-этическая ориентация в развитии общественного призрения и благотворительных обществ в России
11. Российский менталитет и нравственность.
12.Этические взгляды на благотворительность П.Я.Чаадаева, В.О.Ключевского
13. Этические взгляды на благотворительность Н.А.Бердяева,
14. Этические взгляды на благотворительность П.А.Флоренского,
15. Этические взгляды на благотворительность Л.Н.Толстого,
16. Этические взгляды на благотворительность П.А.Сорокина.
17. Этика социального обеспечения и обслуживания в России.
18. Возникновение профессиональной этики социальной работы.
19. Виды профессиональной морали.
20.Профессиональная этика современного социального работнка: общее иособенное.
21. Основные понятия и принципы профессиональной этики социального работника
22. Профессионально-этический кодекс социального работника России
23. Пути и средства формирования нравственно-этической культуры работников социальных служб.
24. Личностные характеристики социального работника
25. Социально-психологическая характеристика социального работника
26. Психолого-педагогическая характеристика социального работника.
27. Педагогическая культура.
28. Профессиональный отбор социальных работников
29. Современные проблемы развития личностно-нравственных качеств социального работника.
30. Нравственная норма как структурный компонент морали.
31. Морально-нормативная регуляция социальной работы как системы.
32. Структура нравственных норм социальной работы.
33. Преодоление противоречий между законами и этическими принципами
34. Роль деонтологического потенциала социальных служб
35. Медицинская деонтология.
36. Проблемы деонтологии и развития социального обслуживания в России.
37. Этические проблемы взаимоотношений между социальными службами, социальным работником и клиентом
38. Проблемы управления социальным обслуживанием населения и моральные конфликты
39. Профессионально-этические отношения и их особенности в содружестве социальных работников.
40. Этический кодекс Ассоциации социальных педагогов и социальных работников.
41. Национально-этические, социокультурные особенности региона и специфика современной этики
42. Этика социальной работы с различными типами общин
43. Учет нравственных основ брака и семьи в практической социальной
работе
44. Международные нормы поведения социальных работников.
45. Особенности этического общения с клиентами - мужчинами.
46. Особенности этического общения с клиентами - женщинами.