Концепция гуманизма в современной западной философии
Изменения
жизни и мыслей, происходившие с конца
XIX века со
все большим ускорением,
неизбежно должны были поставить под
вопрос
основные принципы, которые
определяют существование человека, и
с
позиций которых мы рассматриваем
его поступки. Под сомнение было
также
поставлено и то, что мы называем
гуманизмом, этикой, цивили-
зацией,
культурой, то есть те ценности, которыми
мы руководствуем-
ся, и на основе
которых мы оцениваем наше поведение.
Из-за мно-
жества противоречивых причин
эти традиционные ценности оказываются
под
угрозой, они шатаются, а вскоре
обрушиваются, так как расшире-
ние и
качественное изменение наших познаний
о мире свидетельствует
против них.
История обнаружила существование
цивилизаций и об-
ществ, основанных
на иных моральных концепциях и иных
системах
ценностей. Перед лицом
множества этических систем мы не можем
при-
давать нашим устоявшимся критериям
абсолютного значения.
Все новое учит
нас, что в человеке скрыто много больше,
чем
мы предполагали. Социология
обнаруживает роль иррациональных
моти-
вов поведения и типов сознания,
более связанных с силами природы,
чем
наш. Психология и философия (Ницше,
Достоевский) выявляют зна-
чение "злых"
сил - жажды власти, агрессивности. Отныне
область
бессознательного оказывается
гораздо шире сознания, и последнее
больше
не может претендовать на единственно
правильную оценку ре-
альности. Отсюда
и изменение наших качественных
критериев.
Первым это понял Ницше: "
Не стоим ли мы на пороге эпохи, ко-
торую
прежде всего следовало бы назвать
отрицательным термином
"внеморальная"?
Мы, аморалисты, подозреваем ли мы сегодня,
что
все, что есть в поступке беспричинного,
придает ему главную цен-
ность, тогда
как все, что в нем от умысла, все, что
идет от созна-
ния - лишь оболочка,
которая, как и всякая оболочка,
скрывает
больше, чем выявляет? (...) Мы
считаем, что мораль в традиционном
смысле
слова, мораль намерений - предрассудок,
обобщение поспешное
и неосновательное,
того же типа, что астрология и алхимия,
- во
всяком случае нечто, что следует
преодолеть и отбросить..." ("К
генеалогии
морали").
Надо было вслушаться в
этот тревожный, трагический голос,
ибо
то, о чем он кричит - правда. Но
надежды человечества - вне этой
правды.
Мы не можем отказаться от поисков смысла
нашего существо-
вания: ответом на
кризис цивилизации являются поиски
нового гума-
низма.
Своеобразным
гуманизмом новой волны представляется
философия
экзистенциализма (от
позднелатинского existentia - cуществование).
Если
в XIX веке отцом экзистенциальной мысли
был Серен Кьеркегор,
для современного
экзистенциализма им стал Мартин
Хайдеггер. Он
оказал решающее влияние
и на французский экзистенциализм.
В
какой мере философия Хайдеггера являет
собой мораль или гу-
манистическую
концепцию? Главным вопросом его
экзистенциальной он-
тологии является
вопрос о смысле бытия. Но проблема бытия
ставится
в зависимости от человека,
который задается этой проблемой:"Спра-
шиваем
мы, здесь и теперь, для себя". Итак,
исходной задачей ока-
зывается описание
Человека, - того особого существа, которое
зада-
ется проблемой бытия, и прежде
всего основной вопрос множества
фи-
лософий: "Почему существует
Нечто, а не Ничто?".
Рассмотрим, как
Хайдеггер определяет человека. Человек
- су-
щество, чье бытие является
ek-sistence, то есть что он единствен-
ное
среди всех существ в мире, которое
ek-siste, пре-ступает, вы-
ходит за пределы
всех других существ и самого себя.
Центральным
тезисом является
утверждение, согласно которому "сущность
челове-
ческого бытия заключается в
ek-sistence, в пре-ступлении. Это оз-
начает
не только то, что, как хотел показать
Сартр в сочинении
"Экзистенциализм
- это гуманизм", человек открыт миру,
а не скован
предопределенностью... но
и то, что внутри себя человек - постоян-
ное
пре-ступление, бесконечное воспарение.
Как
описывает Хайдеггер эту сущность
человека - ek-sistence?
Она - в покинутости,
в одиночестве человека, брошенного в
этот
мир, в тоску, в отчаяние - поскольку
человек никогда не предстает
перед
самим собой ка существо стабильное,
завершенное, владеющее
собой и вещами,
а как постоянное скольжение, бегство в
пустоту, в
небытие. И хотя человек
всегда возвышается над самим собой,
опере-
жает самого себя, он знает свой
конец: Смерть. Человек - это су-
щество,
которое пре-ступает все формы бытия и
опережает самого се-
бя - в движении к
Смерти. Он является "существом-для-Смерти".
"И
подобно тому, как человеческое существо
- всегда незавер-
шенность, всегда "еще
не...", оно изначально является и
собствен-
ным концом. Этот конец,
обозначаемый смертью, не делает
человечес-
кое существо некой
конечностью, а лишь предназначением к
этой ко-
нечности, не "существом-концом",
а "существом-для-конца". Смерть
-
форма бытия, которую человеческой
существо изначально приемлет:
"едва
человек родится, он уже достаточно стар,
чтобы умереть".
("Бытие и
Время").
Хайдеггеровское представление
о человеке трагично. Не обесце-
нивает
ли оно таким образом жизнь, не стирает
ли различие между
добром и злом? Нет,
поскольку надо принять условия
человеческого
существования такими,
какие они есть. Истинное существование
про-
тивопоставляется неистинному,
безличности, банальной повседневнос-
ти,
закрывающей глаза на смерть. Существо
истинное отказывается от
неправды:
оно - "истинное существо для конца",
"существо для смер-
ти без обмана и
бегства". "Начальный порыв,- пишет
Хайдеггер,-
открывает перед человеческим
существом возможность быть самим
со-
бой, перспективы Свободы без иллюзий
безликости, Свободы деятель-
ной,
уверенной в себе и полной страха перед
собою - свободы для
смерти". (Бытие
и время").
В работе "Что такое
метафизика?" он показывает, как
страх
сливается с мужеством. "Человеческое
существо все более пронизано
ощущением
приближающегося небытия, и лишь страх
может обнаружить
его подлинный
характер. Этот "первородный" страх
в человеческом
существе обычно
подавляется. Страх не исчезает, он лишь
дрем-
лет.Его дыхание пронизывает
человеческое существо; слабее всего
он
проявляется в человеке боязливом,
совершенно неощутимо - в делови-
том,
знающем лишь "да - это да", "нет
- это нет"; сильнее же всего
- в
человеке, сутью которого является
мужество. Можно даже ска-
зать, что
мужество рождается из этого страха,
чтобы спасти досто-
инство человеческого
существа".
Свобода, ясность понимания,
мужество - таковы моральные цен-
ности.
Хайдеггер так объясняет их взаимосвязь
с гуманизмом:" Мо-
ральные проблемы
- не первоочередные и самостоятельные;
основное -
это взаимосвязь мысли и
бытия, а она вне этики и онтологии.
Эти-
ческие требования заявляют о себе
тем настойчивее, чем явные бедс-
твия
человека - равно как и сокрытые - постепенно
переходят всякие
допустимые пределы.
С
того момента, как человек эпохи техники,
которая находится
в руках коллективного
существа, не может достичь
сколько-нибудь
уверенной и устойчивой
прееемственности, не пересмотрев все
свои
планы и поступки, и не подчинив
их требованиям все той же техники,
- с
этого момента все наши заботы должны
быть посвящены созданию
этических
взаимосвязей... И хотя этические
взаимосвязи поддержива-
ют человеческое
существо временно и неполно, сохранение
и поддер-
жание их необходимо... Но
может ли мысль по-прежнему отказываться
от
познания бытия в тот миг, когда это
бытие, выходя на яркий свет
после
долгого забвения, заявляет о себе
потрясением всего сущего?"
И еще:
"Мысль, задающаяся вопросами истинности
бытия и опре-
деляющая таким образом
человеческую сущность исходя из бытия
и
применительно к бытию - это мысль не
этическая и не онтологичес-
кая...
Важнее установления всех правил и норм
поведения является
тот факт, что
человек призван существовать в истине
бытия".
В то же время Хайдеггер
пишет, что "мысль, осмысляющая
истину
бытия как первородный элемент
человека, носителя ek-sistence, уже
заключает
в себе первородную этику". Хайдеггер
противопоставляет
свою концепцию
традиционному гуманизму в рациональной
и оптимисти-
ческой форме XVIII-XIX веков,
а также догматической форме утверж-
дения
неизменных ценностей. Однако гуманизм
он опровергает не во
имя антигуманизма,
а во имя ek-sistence человека, его
незавершен-
ности, его созидательного
познания.
Французский экзистенциализм,
первым выдающимся произведением
которого
было сочинение Сартра "Бытие и Небытие"
(1943), в ряде
пунктов не соглашается с
доктриной Хайдеггера. Философия Сартра
-
это самостоятельное преобразование
взглядов Хайдеггера в своего
рода
субъективистскую метафизику. Он стремится
придать идее свобо-
ды социальное
значение, глубоко чуждое хайдеггеровской
мысли и,в
то же время, сообщить идее
"ситуации" конкретно-историческое
со-
держание. Наконец, он пользуется
старой логикой и старой термино-
логией,
восходящими к французской традиции.
Между тем в нем обна-
руживаются те же
фундаментальные темы: абсурдность,
отверженность,
страх и свобода.
Труд
Жана-Поля Сартра "Бытие и небытие"
- онтология. О нравс-
твенном значении
этого мыслителя говорят последние
страницы этой
книги, намечающие переход
от онтологии к этике.
"Онтология не
может формулировать нравственные
предписания..
Однако она позволяет
нам угадать, чем будет этика перед
лицом 1 че-
1ловеческой реальности
в определенной ситуации. 0 В самом
деле, она
нам открыла происхождение
и природу ценностей. Мы видели, что
"для
себя" существует, ценность
рождается во имя этого "быть для
себя".
Отсюда следует, что различные
задачи "для себя" могут быть
объек-
том экзистенциального
психоанализа, ибо все они стремятся
осущест-
вить неудавшийся синтез
сознания и бытия под знаком ценности...
Таким
образом, экзистенциальный психоанализ
представляет собой 1 мо-
1ральное
описание 0, ибо он обнаруживает
этический смысл различных
людских
намерений; он указывает нам на необходимость
отказаться от
психологии корысти, как
от всякого утилитарного истолкования
чело-
веческого поведения, открывая
нам идеальный смысл всех поступков
человека.
Этот смысл - по ту сторону эгоизма и
альтруизма и, в то
же время, по ту
сторону поступков, именуемых бескорыстием...
тогда
всякое человеческое существование
можно представить себе как некую
страсть,
а пресловутое себялюбие лишь как
средство, свободно изб-
ранное среди
ряда других во имя удовлетворения этой
страсти.
Однако главное, к чему нас
должен привести экзистенциальный
психоанализ
- это отказ от 1 духа серьезности 0.
Результатом духа
серьезности, который,
как известно, царит над миром, является
то,
что символические ценности предметов
впитываются их эмпирической
индивидуальностью,
как промокательной бумагой; он этот
дух, возд-
вигает на первом плане
непроницаемость желаемого предмета и
предс-
тавляет его в самом себе как ни
с чем не сравнимую желаемость.
предметы
оказываются некоторыми требованиями,
а сам он - не что
иное, как пассивное
подчинение этим требованиям.
Но
онтология и экзистенциальный анализ
(или спонтанно-эмпири-
ческое применение
этих наук, которое люди испокон веку
практикова-
ли) должен открыть носителю
морали, что он - то 1 существо,
благода-
1ря которому ценности
существуют. 0 Только тогда свобода
осознает са-
мое себя и откроет себя
в страхе, как единственный источник
цен-
ностей, и Небытие, благодаря
которому существует мир".
Но каковы
же эти ценности? Ни в одной публикации
сартровская
мораль не нашла своего
окончательного выражения; упрощенные
форму-
лировки, предложенные во время
знаменитого доклада "Экзистенциа-
лизм
- это гуманизм" (1946), таковы. Человек,
такой, каков он есть
- предоставленный
самому себе в этом мире без Бога -
свободен,
осужен на свободу. Но если
идеи Бога нет, то и ценности традицион-
ного
гуманизма не могут существовать в своей
трансцендентной и бе-
зусловной форме,
теперь они становятся порождением нашей
свободы:
"Человек, лишенный помощи
и поддержки, приговоренный
ежеминутно
создавать человека".
Может бытьтакая свобода - каприз? Нет.
Соз-
дание морали может быть приравнено
к художественному творчеству.
Таким
образом, ценности непредсказуемы. Но в
них есть то общее,
что все они - ценности
свободы. Но стремление к свободе - это
и
стремление к свободе других. Таким
образом, Сартр возвращается к
сущности
традиционного гуманизма, ценности
которого он отверг. Че-
ловеческая
свобода восстанавливает закон, на основе
которого может
быть достигнуто
соглашение между людьми.
На уровне
фундаментальных философских концепций
очевидно,
что такой фундаментальный
мыслитель, как Карл Ясперс, -
экзистен-
циалист: у него можно найти
убедительные формулировки этого
нап-
равления мысли. "Философия,-
пишет Ясперс,- не обладает объектив-
ной
ценностью познания, она - сознание бытия
в мире." Понятие "си-
туации",-
то есть чувства того, что всякий вопрос
ставится исходя
их определенной
экзистенциальной ситуации, так что
познание перес-
тает быть созерцанием
и становится завербованностью, ведущим
поня-
тием экзистенциализма - этого
никто не осветил лучше его. У Яспер-
са
теория "предельной ситуации", то
есть неоспоримых данностей су-
ществования,
уводит философию от равномерного
освещения классичес-
ких схем и придает
ей небывалую до сих пор патетичность.
Смерть,
Страдание, Борьба, Ошибка -
таковы новые принципы философии.
Философия
Ясперса не возражает христианским
догмам, но то,
что мы называем "гуманизмом
личности" не сливается с
христианским
гуманизмом. В то же время
тенденция, обладающая определенным
рели-
гиозным звучанием, в том смысле,
что в ней понятие Свободы опира-
ется
на трансцендентность, и что в этом учении
человек помнит о
христианской душе,
отличается от сартровской и хайдеггеровской
ли-
нии.
Этическая линия у Карла
Ясперса значительно четче, чем у
Хай-
деггера. Человеку, как объекту
познания и опыта, подчиненого ес-
тественным
и социальным силам, Ясперс противопоставляет
человека
как сознание, экзистенция,
свобода. "Человек - больше того, что
он
может познать, изучая себя". Такое
утверждение предполагает гума-
низм.
Истинный человек не может допустить
обращения с собой как
с предметом: он
должен осуществить свою свободу, свое
бытие. Эти
требования никогда не были
более актуальны, чем сейчас, в мире,
где
человек утратил свои корни, свою связь
с трансцендентным, где
он рискует быть
сведенным к своей внешней оболочке.
Спасение - в
стремлении к самобытности,
в самоутверждении личности.
"Спасение
не может быть обретено ни в мгновенных
радостях
жизни, ни в безнадежности, с
которой приемлют небытие. Оба
решения
годятся как временные убежища,
но их недостаточно".
К независимости
человеческой личности Ясперс подходит
неабс-
трактно: он вводит понятие
"ситуации". Жизнь - постоянное
напряже-
ние между условиями существования
и свободой. Отказываясь и от
одиночества,
и от мятежа, личность долна принять свою
взаимосвязь
с миром: с обществом, с
историей, с политикой, с техникой.
Отстра-
ненность от мира дает человеку
свободу, взаимосвязь с ним - су-
ществование".
Эта свобода "в ситуации" открывает
перед человеком
будущее, которое
невозможно представить себе заранее.
Для Ясперса,
как и для Хайдеггера,
человек всегда осуществляется в будущем.
В
этой незавершенности всегда звучит
голос надежды. Если невозможно
обрисовать
будущее перед лицом современного
кризиса, то хотя бы
можно указать его
направление. оно должно быть наследием
западного
гуманизма. Но это наследие
- не самоцель, "греколатинское
наследие
лишь создает то духовное
пространство, в котором каждый может
и
должен бороться за свою независимость".
Свобода важнее наследия,
человек
важнее гуманизма. Иначе говоря, гуманизм
не должен замы-
каться в достигнутом,
он должен быть раскрыт для своего
источника
- для трансцендентности,
одушевляющей его: "Свобода может
осущест-
вляться лишь в осознании,
предоставленности самой себе, во
взаи-
мосвязи с тпансцендентным".
Экзистенциализм
- философия суровая и трезвая, в центре
его
исследований стоит человек, ставший
благодаря опыту двух мировых
войн
враждебным идеологии, человек, сил
которого хватает только на
то, чтобы
существовать и преследовать единственную
цель: внешне и
внутренне справиться
с бременем своей судьбы. Эта философия
часто
находила свое выражение и в
художественных произведениях, в том
числе
написанных отцами-основателями этого
направления, ищущими
ключи к душе
современного человека (романы "Тошнота"
и "Стена",
пьеса "Мухи"
Жан-Поля Сартра). "Героическим
гуманизмом" можно наз-
вать позицию
Альбера Камю. Трагическое в его творчестве,
как и
противопоставленные ему ценности,
предстает в разных формах: оно
связано
и с самими событиями, и с ощущением
противоречивости основ
бытия и абсурда,
с бессмысленностью метафизических
усилий челове-
ка. Но во всех случаях
Смысл противопоставлен Бессмыслице.
Нако-
нец, его гуманизм не отделяет
человека от Истории, он стремится
стать
всеобщим достоянием, побуждает к
свершениям.
Опыт мятежа (иначе говоря,
самой жизни) противостоит тому,
что
все экзистенциалисты считают Абсурдом.
"Мы уже подошли к этому
пределу, на
краю мрака мы неизбежно угадываем свет,
и если мы бу-
дем за него бороться, то
мы обретем его. По ту сторону отрицания,
среди
руин, все мы готовим возрождение, но не
многие это осознают".
Использованная
литература:
1. Краткая философская
энциклопедия. "Прогресс", 1994
2.
Панорама современных идей. Chalidze
publications, 1982
3. К.Ясперс "Смысл истории",
"Республика", 1992
4. А.Камю "Избранное",
"Правда", 1990
5. Ж.-П. Сартр "Тошнота"
// В журнале "Иностранная литература"