Денежная система РФ (работа 1)

Денежная система РФ

В условиях рыночных отношений в стране действовал закон от 25 сентября 1992 года о денежной системе Российской Федерации. Он вобрал в себя исторические традиции, преемственность в развитии денежной системы, а также соответствие данного закона с международным законодательством в этой сфере.

Данный закон определял правовые основы денежной системы Российской Федерации, которая включает в себя официальную денежную единицу, то есть рубль; порядок эмиссии наличных денег, а также организацию и регулирование денежного обращения.

Закон закреплял исторически сложившееся положение, что официальной денежной единицей является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Это положение характерно сейчас для всех стран мира. Цена на золото устанавливается единая для всех стран и международных организаций два раза в день в Лондоне, допускаются незначительные отклонения в некоторых регионах мира от данного установленного порядка.

Официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется и еженедельно публикуется Центральным банком РФ.

Перечисленные положения закона обязательны к исполнению. Поэтому его ст. 5 гласит: лица, виновные в нарушении требований Закона, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством. Наиболее распространенными в этой области правонарушениями являются подделка денег, фальшивомонетчество, причем в крупных размерах. Незаконное изготовление банкнот и монет наказываются по закону.

В связи с принятием федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)» от 12 апреля 1995 года Закон о денежной системе Российской Федерации от 25 сентября 1992 года прекратил свое действие и все его основные положения вошли составной частью в новый федеральный Закон в виде главы VI «Организация наличного денежного обращения». Новый Закон содержит ряд новых положений по организации денежного обращения в Российской Федерации.

В денежных операциях самым значительным является эмиссия наличных денег, то есть дополнительный выпуск в обращение денежных знаков. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации проводится исключительно Банком России, который осуществляет наличную и безналичную эмиссию денег. Безналичная эмиссия денег происходит в процессе депозитно-ссудных операций, а вся эмиссия регулируется средствами денежно-кредитной политики. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, те и другие являются безусловными обязательствами банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Центральным банком по согласованию с Государственной Думой. Новые образцы банкнот и монет публикуются в средствах массовой информации.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории России во все виды платежей, а так же на зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода.

В этих условиях президент издал Указ от 21 июня 1992 года «О мерах по защите денежной системы Российской Федерации». В Указе предписывалось, что в целях защиты денежной системы Российской Федерации – рубля, установления Российской Федерацией контроля над денежным обращением в пределах ее границ и достижения сбалансированности расчетов России с другими государствами, использующими рубль в качестве платежного средства.

Без сомнения все эти мероприятия были направлены на взаимоприемлемые условия решения денежных отношений Российской Федерации со странами СНГ. Но важно и другое, что Россия в этих отношениях должна была играть ведущую роль. Наличными в денежном обороте оставались банкноты Банка России образца 1993 года достоинством 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000, 50000 тысяч рублей и металлическая монета СССР и Банка России образца 1961 и последующих годов.

Центральный банк приложил немало усилий, чтобы в новых условиях нормализовать финансово – кредитные отношения между государствами бывшего СССР. Каждому государству рублевой зоны с 1 июля 1992 года на имя его центрального банка был открыт корреспондентский счет, операции по нему проводились в пределах остатка счета. Становилась стабильной платежная дисциплина. Каждому национальному банку СНГ устанавливался лимит технического кредитования, его размер регулируется межправительственными соглашениями. Для постоянного межгосударственного финансово – кредитного отношения был учрежден Межгосударственный банк. Со второй половины 1992 года некоторые республики перешли к использованию национальных валют, или скрытно готовились к такому переходу, кроме тех, у кого уже была своя национальная валюта.

Субъекты финансовых правоотношений

Финансово правовые нормы – это установленные государством и закрепленные в нормативных актах правила поведение сторон по поводу собирания, распределения и использования денежных фондов для реализации стоящих перед государством целей и задач.

В результате воздействия финансово правовых норм на финансово общественные отношения последние приобретают форму финансовых правоотношений, являющихся одним из видов правоотношений и имеющих ряд особенностей:

1. В финансовом правоотношении одной из сторон выступает государство в лице своих уполномоченных органов (финансовых, кредитных), что обуславливает неравные положения субъектов правоотношений, в отличии, например, от гражданских правоотношений, для которых характерно равенство сторон.

2. Объектом финансовых правоотношений являются деньги или денежные обязательства в связи с образования и использовании денежных фондов.

3. Права и обязанности сторон, составляющие содержание финансового правоотношения, определяются не договором или иной формой соглашения сторон, а непосредственно нормативным актом, предусматривающим основание возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

Названные правоотношения можно квалифицировать по ряду основания. Так, по материальному содержанию они делятся на: бюджетные, налоговые, страховые, кредитные и др. По субъектам финансовые правоотношения делятся на:

    возникающие между органами государственной власти;

    между органами государственной власти и управления общей компетенции;

    между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово – кредитными органами;

    между предприятиями, учреждениями, организациями и министерствами, ведомствами;

    между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

    между финансовыми органами и гражданами;

    между самими финансово – кредитными органами.

Под системой финансового права понимается единство, взаимосвязь и дифференциация финансово – правовых норм по подотраслям ими общественных отношений. Система финансового права делится на общую и особенную части. Совет министров Российской доводит такую информацию до представительных и исполнительных органов власти субъектов Федерации- до органов местного самоуправления нижестоящего уровня.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий, складывающихся, в свою очередь, из ряда этапов. На первой стадии бюджетного процесса составляется проект бюджета. Данная стадия включает следующие четыре этапа.

На первом этапе составление проекта бюджета представительные и исполнительные органы власти и местного самоуправления соответствующих территорий за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года получают от выше стоящих исполнительных органов власти информацию об особенностях составления расчетов к проектам бюджета на следующий финансовый год.

На втором этапе составления проекта бюджета исполнительные органы власти административно – территориальных образований представляют в вышестоящие исполнительные органы власти, а исполнительные органы власти субъектов Федерации – в совет Министров Российской Федерации расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передачи из вышестоящих бюджетов и т.д.

На третьем этапе составления проекта бюджета вышестоящие органы исполнительной власти сообщают нижестоящим органам конкретные данные, необходимые для составления проекта бюджета:

    проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов;

    о дотациях и субвенциях, намечаемых к представлению из вышестоящего бюджета и их целевого назначения;

    перечень фиксированные доли доходов, закрепленные за бюджетами нижестоящих уровней;

    перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета.

На четвертом этапе составление проекта бюджета осуществляется непосредственное составление проекта бюджета исполнительным органом власти в соответствии с планами развития конкретной территории и сообщенными вышестоящими органами показателями.

Вторая стадия бюджетного процесса – стадия рассмотрения проекта бюджета, регламентированная ст.ст. 16 и 21 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», а так же положениями о бюджетном процессе, принимаемыми представительными органами власти соответствующих территорий.

На данной стадии исполнительный орган власти или местного самоуправления вносит в соответствующий орган представительной власти проект бюджета для его рассмотрения и санкционирования бюджетных расходов.

Заканчивается названная стадия рассмотрения проекта бюджета вынесением соответствующим представительным органом власти решения о санкционирование бюджетных расходов. На основании этого решения исполнительный орган власти дорабатывает проект бюджета.

Третья стадия бюджетного процесса заключается в утверждении проекта бюджета. Стадия начинается рассмотрением уточненного проекта бюджета соответствующим представительным органом власти и заканчивается утверждением бюджета в форме закона или решения. Составление проектов бюджета и их утверждение осуществляется в соответствии с единой бюджетной классификацией.

Четвертая стадия бюджетного процесса –исполнение бюджета – равна бюджетному году и длится с1января до 31 декабря . В соответствии с названными законодательными актами исполнение бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы.

Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и в финансировании соответствующих мероприятий.

Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по такому документу как бюджетная роспись. Роспись доходов и расходов по федеральному бюджету и бюджетам субъектов федерации утверждается соответствующими министерствами финансов, а бюджетная роспись по иным бюджетам – руководителями финансовых органов. В процессе оперативного исполнения бюджета соответствующий исполнительный орган принимает меры к поступлению запланированных доходов, контролирует их поступление; обеспечивает бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий и проверяет правильность расходования бюджетных средств; ведет учет и составляет отчетность по исполнению бюджетов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года, Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 года в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевых и экономных использованием государственных средств в структуре Министерства финансов Российской Федерации было создано Федеральное казначейство.

Пятой, последней стадией бюджетного процесса является стадия рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета соответствующим представительным органом власти.

Отчет об исполнении бюджета готовят исполнительные органы управления и представляют их на утверждение соответствующим органам представительной власти.

Время с начала бюджетного процесса, то есть составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении, называется бюджетным периодом.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ГРАЖДАН

В настоящее время этот налог очень незначителен по объему бюджетных поступлений. С развитием частной собственности и улучшением благосостояния граждан увеличивается и доля налога. Кроме того, он дорогостоящ в управлении, так что в настоящее время доходы от него не покрывают затраты, связанные с учетом и оценкой облагаемого имущества, сбором налога.

Налог на имущество физических лиц базируется на территориальном принципе. Налогообложению подлежит недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации, а также транспортные средства, зарегистрированные в России, независимо от национального или юридического статуса их собственника.

В отношении недвижимого имущества налоговая база определяется на основе его стоимости, а в отношении транспортных средств- на основе мощности их двигателей.

Ставки налога не изменяются в зависимости от размера базы, то есть налог является пропорциональным. В отношении различных видов транспортных средств установлены различные ставки, то есть налог становится шедулярным.

Льготы предоставляются, в основном, на основе социальных критериев: инвалидность, достижение пенсионного возраста, особые заслуги перед обществом и государством и т. п.

Обязанность исчислить налог возложена на налоговые органы, которые обязаны истребовать от организаций, осуществляющих учет недвижимости и транспортных средств соответствующую информацию, на ее основе рассчитать налог и вручить налогоплательщику платежное извещение.

Уплата налога производится плательщиком самостоятельно в два срока - к 15 сентября и 15 ноября года, за который производится оплата.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. «Финансовое право России»., Учебник. – М.: ТЕИС, 1995.

- 1 -