Финансовое право (работа 12)

Калининградский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра предпринимательского права

Контрольная работа

по финансовому праву

Вариант 2

Выполнила:

Студентка 2 курса спецотделения

Макарьева Ольга Викторовна

Проверила:

г. Калининград

1999 г.

    Каковы полномочия в области финансов палат Федерального собрания, Президента и Правительства РФ?

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем направлениям связано с использованием финансов. Однако в силу различия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы.

Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ согласно ч. 1 ст. 104 Конституции принадлежит право законодательной инициативы по всем вопросам, в том числе и в области финансов.

Президент РФ обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С изложением положения в стране и данных направлений политики Президент РФ обращается ежегодно к Федеральному собранию (ч. 3 ст. 80 и п. е ст. 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ (п. г ст. 83 конституции РФ).

Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (п. а ч. 1 ст. 114 Конституции РФ); обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. б ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Согласно ч. 3 ст. 104 Конституции законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены на рассмотрение в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ.

К ведению Государственной Думы Федерального собрания РФ относятся: назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ (п. в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Совет Федерации Федерального собрания РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Согласно ст. 106 Конституции РФ (п.п. а – г) обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ (что может отразиться на финансовой политике РФ).

    К какому виду валютных операций относится перевод иностранной валюты из РФ в другую страну в оплату права собственности на землю?

Согласно п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закона) Иностранная валюта – это:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Согласно п. 7 Закона Валютные операции – это:

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов.

Согласно п. 8 Закона операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Перевод иностранной валюты из РФ в другую страну в оплату права собственности на землю в соответствии с п. в ст. 10 Закона – валютная операция, связанная с движением капитала, а именно: «переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость».

    Российское предприятие-импортер перевело за границу 100 000 долларов на закупку компьютеров. Во время погрузки товара на судно произошел пожар не по вине российского предприятия и часть продукции на сумму

30 000 долларов погибла. Случившийся факт был подтвержден документально. В результате в РФ были ввезены компьютеры на сумму

70 000 долларов. ЦБ взыскал с предприятия штраф в сумме 100 000 долларов за несоответствие стоимости ввезенного товара вывезенной и уплаченной за него валюте. Предприятие обратилось в суд с исковым заявлением, указав в нем, что, во-первых, штраф взыскан ненадлежащим органом и, во-вторых, оснований для такого взыскания не было.

Какое решение должен принять суд?

Согласно п. 2 Указа Президента РФ № 1163 от 21.11.95 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» импортеры-резидент, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из РФ иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввести товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими предписаний органов валютного контроля РФ по обеспечению реализации п. 2 Указа импортера-резиденты несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров (п. 3 Указа). Взыскание штрафа осуществляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю. Предусмотренный Указом штраф не налагается в подтвержденных соответствующими документами случаях, если товары в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными вследствие действия непреодолимой силы.

Таким образом, суд должен принять решение об удовлетворении искового заявления в связи с тем, что

    Штраф взыскан ненадлежащим органом – Центробанком, а не Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю.

    Согласно п. 3 Указа при наличии документального подтверждения действия непреодолимой силы (пожар), штраф не налагается.

Использованная литература:

    Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993.- 96 с.

    Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» 09.10.92 г.

    Указ Президента Российской Федерации № 1163 от 21.11.95 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации».

    Финансовое право. Учебник. Ответственный редактор

Н.И. Химичева.- М.: Издательство БЕК, 1995.- 525 с. – гл. 4, 27.