Экономические задачи таможенного дела
3
Введение.
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. На современном этапе развития довольно значительная часть поступлений в доходную часть федерального бюджета приходится на таможенные пошлины, таможенные сборы и иные платежи, сбор которых входит в компетенцию таможенных органов.
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала "открытой", а государственные границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.
Поэтому я считаю, что рассмотрение экономических задач, стоящих перед таможенными органами РФ, является одной из важнейших задач изучения предмета «Экономика таможенного дела».
Основные экономические задачи таможенных органов.
Экономические задачи, стоящие перед таможенной службой Рос-сийской Федерации непосредственно связаны с выполняемыми ими функция-ми, которые четко перечислены в Таможенном кодексе РФ, в Положении о Государственном таможенном комитете РФ, а также других нормативных актах.
Такими задачами являются:
участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и ее реализация;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
защита экономических интересов РФ;
взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и реализация этих мер;
ведение борьбы с контрабандой и НТП;
ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ;
ведение ТНВЭД;
содействие развитию внешнеэкономических связей;
осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.
Это далеко не полный перечень задач, выполняемых таможенными органами России. Круг экономических задач таможенного дела широк и многообразен. Кратко прокомментируем основные экономические задачи, указанные мной в данной работе.
В разработке таможенной политики РФ участвуют Президент РФ, который определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, Правительство России участвует в разработке таможенной политики и мероприятий в сфере таможенного дела, а также Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам и др.
Однако наиболее активная, непосредственная роль в разработке таможенной политики принадлежит самим таможенным органам, в первую очередь – возглавляющему систему этих органов ГТК России, который согласно ч.2 ст.7 ТК, осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РФ. ГТК России вместе с региональными таможенными управлениями, таможнями, другими таможенными учреждениями вырабатывает и реализует таможенную политику. Причем наиболее трудным является практическое осуществление таможенными органами конкретных задач и полномочий в сфере таможенного дела, что обусловлено постоянно изменяющимися обстоятельствами в РФ – экономическими, политическими, социальными и др.
В укреплении экономической безопасности РФ принимают участие все органы государственной власти. В ст.10 ТК оговорено, что таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность РФ в пределах своей ком-петенции. В их задачи входит, например, борьба с контрабандой, НТП, незаконными валютными операциями и др.
Экономические интересы государства и их зашита имеют различные аспекты: существуют, например, внутриэкономические интересы и внешнеэкономические. При этом внутриэкономические задачи могут быть связаны с развитием промышленного комплекса, транспорта, связи, строительства и др. Понятно, что таможенное дело призвано защищать и охранять названные и вытекающие из них более конкретные интересы госу-дарства в целом, а также регионов, предприятий и организаций.
Взиманием таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей ведают соответствующие подразделения таможенных органов, а на уровне ГТК – Управление федеральных таможенных доходов. К числу таможенных платежей, согласно ст.110ТК, относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами, таможенные сборы за таможенное оформление, хранение товаров и другие таможенные платежи.
При разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы участвуют в установлении ограничений на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Такие ограничения могут включать квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством. При этом таможенные органы не только участвуют в разработке мер экономической политики, но и практически осуществляют составляющие эти ограничения конкретные меры.
Борьбе с контрабандой посвящен целый раздел Таможенного кодекса, что свидетельствует о месте и об особой актуальности данного вопроса в сфере и системе таможенного дела. Специально выделены таможенные органы как органы дознания с уточнением, что они являются органами дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов (ст.222 ТК). В структуре ГТК России имеется Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, а в нижестоящих таможенных органах – аналогичные подразделения (отдела, секторы).
Таможенная статистика в соответствии с ТК подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику, т.е. статистику, характеризующую результаты деятельности таможенного ведомства на основных направлениях оперативной работы. Еще до принятия Таможенного кодекса ведение таможенной статистики было закреплено за ГТК РФ Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1991 г. № 65. Это направление оперативной деятельности таможенного дела получило свое дальнейшее закрепление в ряде положений Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответ-ствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ 23 октября 1992 г. № 3708-1 и при-нятой к исполнению постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 121. Государственная программа содержит принципиально важное положе-ние, в соответствии с которым определено, что методологические положения таможенной статистики внешней торговли РФ разрабатываются на основе методологических материалов, используемых в странах ЕС и его Статисти-ческом бюро (Евростат), что должно обеспечить сопоставимость и сравнимость данных по внешней торговле Российской Федерации и ее основных внешне-торговых партнеров. Соответствие «Методологии таможенной статистики внешней торговли РФ» концептуально-методологическим материалам по статистике международной торговли, принятым в международной практике, подтверждено в официальном докладе состоявшейся 13-26 апреля 1995 г. миссии экспертов статистических подразделений ООН и МВФ, проверившей постановку формирования, ведения и представления в виде официальных публикаций статистики внешней торговли страны силами таможенного дела. Согласно Государственной программе, ГТК РФ был назначен в качестве головного исполнителя:
разработки методологии таможенной статистики;
нормативных материалов и форм статистических наблюдений;
комплекса работ по таможенной статистике внешней торговли;
предложений по координации действий таможенных и статистических органов по сбору, обработке и публикации данных по внешней торговле.
К началу 1994 г. реализация этих мероприятий была завершена. Окончательное законодательное закрепление за таможенным делом функция формирования, ведения и представления в виде официальных публикаций ГТК РФ таможенной статистики России получила в гл. 32 ТК.
Согласно ст. 216 ТК, таможенные органы осуществляют ведение ТН ВЭД, т.е. обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД (Гармонизированной системы описания и кодирования товаров), международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы, приводят ТН ВЭД в соответствии с ее международной основой (занимается специальная комиссия), обеспечивают опубликование ТН ВЭД. ГТК РФ периодически дает пояснения по толкованию ТН ВЭД (разъяснения, правила и т.д.) и обеспечивает их опубликование.
Содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Федерации – задача не только таможенного дела. Однако роль таможенных органов в этом процессе трудно переоценить. Находясь постоянно на территории субъектов, таможенные органы активно влияют на развитие внешнеэкономических связей, используя присущие таможенному делу средства, формы и методы, таможенно-тарифное регулирование, способствуя заключению внешнеторговых соглашений между субъектами РФ, странами СНГ, а также странами дальнего зарубежья.
Наделение ГТК РФ функциями валютного контроля обусловлено п. 16 ст. 10 ТК, а также ст. 198, согласно которым таможенные органы осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции, т.е. в определенных рамках и объеме. Компетенция таможенных органов РФ в области валютного контроля определяется в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» и ряде нормативно-правовых актов, изданных ГТК России.
Анализ существующего положения.
Сегодня
таможенная служба России насчитывает
около 60 тысяч сотрудников, в подчинении
Государственного таможенного комитета
находится 16 региональных таможенных
управлений, 160 таможен, 512 таможенных
постов. Прошедший год был нелегким для
российских таможенников. Резкое
сокращение импорта, падение курса рубля,
последствия финансового и банковского
кризиса, серьезные просчеты в деятельности
ряда таможенных органов - все это
негативно отразилось на качестве
организации таможенного дела, привело
к снижению объема поступлений таможенных
платежей в федеральный бюджет. Руководство
ГТК России вынуждено было принимать
жесткие и непопулярные меры для повышения
качества таможенного контроля и
увеличения собираемости таможенных
платежей. Пришлось расстаться с некоторыми
руководителями и оперативными
сотрудниками, допустившими серьезные
ошибки в работе.
Ценой напряженных
усилий российским таможенникам удалось
при неизменной налогооблагаемой базе
остановить падение объема собираемых
таможенных платежей, вернуть незаслуженно
уволенных профессионалов, укрепить
авторитет подразделений правоохранительного
блока и службы собственной безопасности.
Главным итогом проведенной работы стало
выполнение Государственным таможенным
комитетом РФ планового задания по сбору
таможенных платежей на 1999 год. В
федеральный бюджет перечислено 187,2 млрд
р., что составляет 102 % годового планового
задания.
В том числе НДС - 71,5 млрд р.,
акцизы при ввозе - 3,5 млрд р., акцизы при
вывозе - 7,5 млрд р., вывозная таможенная
пошлина - 38,8 млрд р., ввозная таможенная
пошлина - 47,4 млрд р., иные платежи(сборы
за таможенное оформление, хранение,
сопровождение товаров и.т.д.)-11,2 млрд.
р.
Особо следует отметить результат
за декабрь: в доходную часть бюджета
поступило 25 млрд рублей (почти на 20 %
выше установленного задания).
В
прошедшем году таможенными органами
было выявлено 183 тыс. нарушений таможенных
правил, общая сумма наложенных санкций
по делам о НТП составила 16 млрд рублей.
Задержано около 8,5 тонн наркотических
средств, изъято около тысячи предметов,
представляющих культурную и историческую
ценность.
На современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства.
Первая. Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.
Вторая. Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.
Третья. Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.
На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников.
Первый — отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.
Второй — импорт продукции за счет функционирования мирового рынка.
Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения страны, а поэтому федеральные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.
Основным инструментом федерального государственного регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф. В РФ он был введен в действие с 1 июля 1993 Законом РФ от 21.05.93 № 5005-01 "О таможенном тарифе". Последующие изменения и дополнения сводились к корректировке ставок таможенных пошлин как в сторону увеличения, так и снижения.
Таможенное регулирование импорта осуществляется с помощью импортных таможенных пошлин и таможенных льгот (преференций), регулирование экспорта — с помощью экспортных таможенных пошлин. Существуют и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются правительством и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация. Лицензирование применяется как к ввозным, так и вывозным товарам и представляет собой выдачу специальных разрешений – лицензий на право ввоза или вывоза конкретных товаров. Квотирование представляет собой количественное ограничение производства, экспорта и импорта товаров по физическому объему или по стоимости, вводимое государственными органами с целью регулирования внешней торговли, а также сбалансирования внутренней торговли и платежей. Квоты утверждаются Министерством экономики РФ по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами исходя из прогнозных балансов производства и потребления товаров, на которые они устанавливаются. Сертификация продукции – документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и подлежащих обязательной сертификации, определяется Госстандартом России по согласованию с Государственным таможенным комитетом.
Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом прежде всего за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.
И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.
Закон "О таможенном тарифе" устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ — инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком. Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ.
В результате регулирования экспорта и импорта путем использования таможенных тарифов и методов нетаможенного воздействия внешнеторговый оборот России составил в 1999 году 115,4 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 74,3 млрд. долларов, импорт – 41,1 млрд. долларов; за январь 2000 г., соответственно, — 8,8; 6,4 и 2,4 млрд. долларов. Экспорт превысил импорт в 1999 году на 33,2 млрд. долларов, в январе 2000 года – на 4,0 млрд. долларов.
Таким образом, экспорт товаров существенно опережает импорт, а сальдо торгового баланса России в 90-е годы всегда положительное.
Характеризуя товарный состав экспорта, можно отметить его сырьевую направленность и незначительную долю в экспорте машин и оборудования. Структура товарного экспорта не является оптимальной. Так, по данным Госкомстата РФ, удельный вес основных топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, природного газа, каменного угля и электроэнергии) в общем объеме экспорта в январе 2000 г. составил 61,6% (в январе 1999 г. – 50,8%); металлов (черных металлов, меди, никеля, алюминия) — 13,2% (18,5%); машин и оборудования – 5,0% (7,1%). Поэтому федеральным и региональным органам власти, а также российским предпринимателям следует принять меры для увеличения в экспорте доли товаров наукоемких отраслей. Такие номенклатурные позиции с целью стимулирования экспорта не следует облагать экспортными пошлинами.
Товарный состав импорта также носит ярко выраженную тенденцию преобладания в импорте товаров потребительского назначения, а именно сахара, рыбы, пшеницы, масла подсолнечного и сливочного, сигарет, алкогольных напитков, тканей, обуви и других потребительских товаров. В общем объеме импорта доля машин и оборудования в январе 2000 года составила 25,8%, в январе 1999 года – 40,7%.
Анализ состава и структуры товарного импорта показывает необходимость пересмотра отдельных номенклатурных позиций и уточнения ряда импортных таможенных пошлин в сторону увеличения. Это относится к алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной одежде. По этим позициям потребительский рынок России перенасыщен, и это отрицательно влияет на соответствующие отрасли отечественного производства. Многие высшие менеджеры предприятий легкой и текстильной промышленности неоднократно высказывали предложения о необходимости уточнения конкретных таможенных импортных пошлин.
Динамику экспорта и импорта во внешнеторговом обороте России характеризует коэффициент покрытия импорта экспортом, исчисляемый как отношение объема экспорта к импорту в соответствующем периоде года (в процентах).
Потребительский рынок характеризует изменение товарных запасов в организациях розничной торговли. Имеющиеся данные иллюстрируют:
а) абсолютный рост товарных запасов в динамике за счет двух факторов: первый — рост физического объема товарных ресурсов, второй — сохранившаяся до сих пор тенденция роста розничных цен на потребительские товары;
б) рост объема дневной продажи потребительских товаров в розничной торговле;
в) стабилизация уровня запасов в днях на уровне 30—32 дней торговли. По-видимому, это близкий к оптимальному уровень запасов в торговле. Увеличение запасов (в днях торговли) ведет к росту оборотных средств торговых предприятий, что не все предприятия могут "осилить" в финансовом отношении, а также к возможностям затоваривания розничной торговли отдельными товарными позициями.
Анализ оборота розничной торговли по субъектам федерации показывает, что в большинстве регионов товарооборот возрастает. Так, в январе-феврале 2000 г. против соответствующего периода прошлого года товарооборот увеличился в 59 субъектах. Существенно возрос розничный товарооборот в Московской области — 111,6%, Санкт-Петербурге — 116,7%, Республике Коми — 118,9%, Чувашской Республике —111,8%, Татарстане — 117,9% и многих других субъектах. Однако, к сожалению, есть случаи и его снижения. Например, Кировская область — 94,6%, Нижегородская область — 93,9%, Белгородская — 88,3%, Воронежская — 85,5%, Саратовская — 96,6%, Ульяновская — 96,3%. Местным органам власти необходимо дать оценку сложившейся ситуации на потребительском рынке и наметить меры по его восстановлению и развитию в оптимальном режиме. Продолжают возрастать, хотя и медленнее, чем в предыдущие годы, потребительские цены и цены производителей. В целом по РФ в феврале 2000 г. розничные цены на товары и услуги выросли на 1,0% к предыдущему месяцу, в том числе на продовольственные товары — на 0,5%, непродовольственные — 1,3% и на платные услуги населению — на 3,0%. Характерно, что цены производителей промышленной продукции возросли в большей мере — на 3,8%, что иллюстрирует возрастание и ужесточение конкуренции на потребительском рынке и снижение рентабельности в розничной торговле. Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и его отдельных сегментов, что является главной экономической задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика – сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможенной политике является:
— установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин;
— своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;
— определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;
— более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.
Для решения задач и проблем, стоящих перед таможенными органами страны, необходимо:
— постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатывает и обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ:
— увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны;
усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами.
Экономические проблемы и перспективы таможенной деятельности.
Сиюминутные фискальные выгоды не должны заслонять долгосрочные перспективы таможенной дела. Поэтому сегодня принципиально важно по-новому расставить акценты и обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.
Государство, к сожалению, до сих пор не определило приоритетные сферы экономики - это мешает направить точно острие таможенной политики. Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране полное отсутствие хлопка и 65-процентный дефицит глинозема, то необходимо создавать условия для сохранения данных отраслей промышленности. Конечно, следует оказывать поддержку российским энергоносителям или конкурентоспособному машиностроению. Но я не могу понять, как защитить нашу автомобильную промышленность таможенными мерами. Вне поля зрения разумной таможенной политики беспошлинный ввоз готовой печатной продукции, мы забыли, что у нас есть собственное бумажное и полиграфическое производство. Нет контроля и за потоками лекарственных средств и препаратов. Очевидно, что их импорт в Россию будет повышаться. Ведь, с одной стороны, мы стареющая нация, а с другой - благосостояние населения постепенно растет. Люди будут больше тратить на свое лечение, а отечественных лекарств в стране крайне мало. Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны.
Действующее российское законодательство позволяет применять практически все известные в мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования внешней торговли. Выбор же тех или иных мер зависит от целей, которые ставит государство перед таможенной службой.
Вопрос правильного определения целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической "прозрачностью" границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик и областей.
У таможенной политики
есть три ключевые функции - фискальная,
регулирующая и защитная. В принципе все
они одинаково важны для экономики.
Но на практике предпочтение
сегодня, к сожалению, отдается лишь
одной функции - фискальной. В законе о
бюджете и других нормативных актах
установлены количественные показатели
по сбору платежей. Они обязательны для
исполнения таможенными органами.
Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета неуклонно растет (в 1995 г. - 25 % в 1999 г. - уже 40 %). По сути дела, в последние годы таможня рассматривается почти исключительно как фискальный инструмент, а вся таможенная политика строится на ужесточении таможенного контроля и усложнении таможенных процедур.
Такой односторонний
подход вызывает серьезную озабоченность
наших зарубежных партнеров. По их мнению,
подобная политика стала препятствовать
нормальным экономическим процессам.
По настоянию иностранных инвесторов,
членов Консультативного совета по
иностранным инвестициям, была специально
образована новая секция по совершенствованию
таможенных процедур. Почти двухлетний
опыт работы позволяет сделать печальный
вывод: немало потенциальных инвесторов
отказываются от намерения работать в
России именно из-за чрезмерной фискальной
направленности таможенной политики
Российской Федерации.
Фискальные
"перегибы" российской таможенной
политики заботят не только иностранцев.
С просьбами о смягчении бремени таможенных
платежей к правительству постоянно
обращаются губернаторы, мэры, директора
предприятий, руководители общественных
организаций. Все они, как правило,
получают стандартный ответ: действующее
законодательство не предусматривает
возможности предоставления индивидуальных
льгот. В принципе так и должно быть -
равные шансы для всех.
Однако решительный отказ от льгот не решает проблему таможенных платежей как таковую. И в результате закупленное за рубежом дорогостоящее оборудование годами бездействует и приходит в негодность на таможенных складах, а отечественные производители теряют одну за другой позиции на международном и внутреннем рынках.
Нынешний фискальный перекос приводит к парадоксальной ситуации. Таможня, которая, по идее, должна защищать отечественного производителя, сегодня непосредственно заинтересована в росте импорта, как главного источника налогообложения.
Следствием такой политики может стать полное прекращение производства многих товаров отечественных производителей и превращение страны исключительно в производителя энергоресурсов.
Очевидно, что в этих условиях основная задача государства заключается в разработке программы постепенного импортного замещения путем восстановления и развития отечественных производств. Причем сейчас в защите государства нуждаются не только конкретные предприятия, но даже само желание отечественных промышленников что-либо производить.
Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически не работающих норм, которые могут широко использоваться для развития различных отраслей промышленности. Это прежде всего таможенные режимы.
В частности, интерес представляет применение режима свободного склада в отношении строящихся объектов. Этот режим позволяет не взимать таможенные платежи (или взимать их в пониженном размере) на протяжении строительства и монтажа. Неуплаченные платежи начинают погашаться только после того, как начнется производство товарной продукции. Другой стимулирующий инструмент - предоставление рассрочек и отсрочек уплаты таможенных платежей, а также налогового кредита по таможенным платежам в соответствии с положениями Налогового кодекса.
Превращение таможенной политики в действенный механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке. Необходимо провести унификацию таможенных и налоговых документов для того, чтобы иметь возможность привлекать к ответственности лиц, приобретающих контрабандные товары уже после их поступления на внутренний рынок.
Важно также восстановить таможенный аудит и изменить некоторые правила бухгалтерского учета. Существующая практика включения таможенной пошлины в состав косвенных расходов не позволяет проверить правильность определения таможенной стоимости при проведении аудита.
Практическими мерами для реализации новой таможенной политики могли бы стать:
• Создание системы предварительного
декларирования, смысл которой заключается
в том, чтобы информация о предъявленных
к оформлению товарах уже находилась в
таможенном органе до их фактического
оформления.
• Использование механизмов
валютного контроля, в частности, паспортов
сделок для предварительного начисления
таможенных платежей до момента
оформления.
• Внесение в документы
данных, которые позволяют проверить
законность таможенного оформления на
любом этапе обращения товаров.
•
Создание единой информационной сети,
позволяющей в кратчайшие сроки проверить
правильность таможенного оформления
товара по номеру ГТД.
• Широкое развитие
института таможенных брокеров и
превращение их в настоящих налоговых
агентов по уплате таможенных пошлин.
•
Устранение легальных возможностей
уклонения от уплаты таможенных платежей
(исключение ряда товаров из беспошлинной
торговли, недопущение использования
таможенных режимов переработки,
временного ввоза и т. д.).
• Расширение
взаимодействия с таможенными органами
стран отправления товаров, что позволит
в кратчайшие сроки проверять заявляемую
информацию.
• Внесение изменений в
российское законодательство об
уничтожении мер наказания за уклонение
от уплаты таможенных платежей.
Когда мы говорим о конкретных изменениях в сфере таможенно-тарифной политики, основное внимание сегодня следует сосредоточить на двух аспектах. Прежде всего надо устранить возможности использования ставок таможенного тарифа, предназначенных для стимулирования ввоза отдельных товаров, недобросовестными участниками ВЭД.
Возможно, следует предусмотреть более широкое использование принципа end-user, т.е. применение ставок пошлин на товар в зависимости от его конечного назначения. В отношении таких товаров надо ввести обязательную предварительную классификацию (присвоение товару кода до его таможенного оформления). С другой стороны, следует признать, что сами ставки таможенного тарифа несовершенны и нуждаются в кардинальном пересмотре.
Прежде всего надо оптимизировать абсолютный размер ставок таможенных пошлин, включая в необходимых случаях корректировку спе-цифических составляющих комбинированных ставок на отдельные товары.
Мировой опыт показывает, что применение высоких ставок таможенных пошлин приносит определенный эффект только в том случае, когда государство вводит жесткий протекционистский режим и дополняет таможенную политику административными мерами по контролю за рынком. Если же этого нет, то установление высоких ставок приводит либо к свертыванию торговых операций, либо к массовым уклонениям от уплаты платежей.
Необходимо также расширение номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными или специфическими видами ставок таможенных пошлин, в том числе так называемыми плюсовыми комбинированными ставками. Это достаточно эффективный механизм противодействия попыткам уклонения от уплаты платежей путем занижения декларируемой таможенной стоимости.
Введение фактически запретительных вывозных пошлин на товары, заявленные к экспорту по низким ценам, может стать дополнительным барьером на пути утечки капиталов из страны.
Еще одна необходимая
мера - установление одинаковых
(унифицированных) ставок пошлин на
товары, имеющие сходные характеристики.
Это положит конец одному из самых
распространенных на данный момент
нарушений - заявлению однородных товаров
в товарные позиции, на которые установлена
более низкая ставка пошлины.
Тарифная
политика должна стать более гибкой и
оперативной. Чтобы быстрее реагировать
на изменения экономической ситуации
на рынках, следует шире использовать
такие специфические механизмы, как
сезонные пошлины и тарифные квоты,
которые позволяют дифференцировать
размер ставок пошлин.
Эффективной мерой может также стать введение поощрительных пошлин. Ставки таких пошлин устанавливаются в размере 50 % от ставок, предусмотренных в тарифе, и применяются по решению правительства для стимулирования ввоза товаров инвестиционного назначения крупными инвесторами, заключившими соглашения с уполномоченным государственным органом.
Заключение.
Как видно из моей работы, таможенное дело является важным инст-рументом в выполнении экономических задач, стоящих перед Россией. Однако и в таможенном деле есть свои недостатки и недоработки, над которыми надо сосредотачивать свои усилия. Функции таможенной службы: сбор налогов и пошлин в таможенной сфере, валютно-экспортный контроль, борьба с нарушениями таможенного законодательства, контрабандой товаров, транспортных средств, в том числе оружия и наркотиков. Но основная задача таможенных органов – пополнение федерального бюджета.
Хотелось бы, чтобы доходная часть бюджета насыщалась достаточно стабильно. Но напомню, что одновременно таможня - важный инструмент экономического регулирования внешней торговли. Таможенное обложение влияет на цены товаров, на спрос и предложение, насыщение рынка импортными товарами и конкурентоспособность экспорта. Таможенное регулирование - это и средство защиты отечественного производителя, оно помогает противодействовать торговым войнам и создавать условия для продвижения отечественных товаров на чужие рынки. И, конечно, следует помнить, что таможня выполняет и правоохранительные функции. Вот если эти цели соблюдены, то можно говорить о более-менее внятной таможенной политике. Пока же она не настолько совершенна, как хотелось бы.
Например, сейчас таможенное законодательство отстает от гражданского. В результате ложится тяжелым грузом на плечи хозяйствующих субъектов. С таким законодательством убедить инвесторов прийти на наш рынок непросто. Риск пострадать от произвола чиновника очень высок. В России развился невиданный, нездоровый протекционизм. Сращивание власти и бизнеса привело к тому, что появилась масса указов и постановлений, которые направлены не на развитие перспективных отраслей промышленности, а на защиту узкокорпоративных интересов отдельных лиц. Существующие льготы для одних компаний задушили другие. На мой взгляд, льготы в таможенной сфере - это антипод цивилизованной торговли. При льготах не может быть и речи ни о какой честной конкуренции. Поэтому я считаю, что таможенное дело на данном этапе развития подлежит реформированию для осуществления своей деятельности с наибольшей эффективностью.
Список литературы:
Таможенный кодекс Российской Федерации. 1993г.
Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. Москва, 1997
Таможенное право. Москва, 1997
Таможня. Вопросы-ответы. Москва, 1997
Время МН от 18.07.2000г.
Информация пресс-службы Уральского таможенного управления от 25.10.2000г.
Журнал «Восточный базар» №27
«Директор» №6,7 2000г.
«Экономика и бизнес» декабрь, 2000г.