Министерства США
Члены группы участвуют во всех президент-
ских совещаниях по вопросам деятельности конгресса.
В кркт,ические периоды рассмотрения правительственных
предложений в конгрессе члены группы направляются
в Капитолий, чтобы непосредственно воздействовать на
оппозицион,но настроенных конгрессменов. Помощник -по
делам коцгресса,превращается в одного,из самых могу-
щественных лоббистов4'. Не у,див,ительно поэтому;- что
он пользуется большим авторитетом как в правитель-
стве, так и в Капитолии.
Нако,нец, следует останоциться и на шестой группе
аппарата Белого дома ! на,'секре'тариате президента, вс
главе которого поставлен его спец,иальный помощник,
Наряду с выполнением обычных функций заведующегс
секретариатом, включающих такие важ.ные вопросы
как, например, регулирова.ние приема президе,нтом офи
циальных и других лиц, сортировка документов по их
срочности и важности, орган'изац,ия поездок президент'
и т. п., этот помощникотвечает за другие, пожалуй
еще более существенные участки деятельности аппарат;
Белого дома. На него возложено, в частности, практиче
ское осуществление указаний президента по руководству
своей политической партией . Специальный помощник
выполняет ряд административных функций, и в част
ости руководи1 дея1ельностью слуыебного персонала
аппарата. Он следит за строгим выполнением правил
:екретного делопроизводстиа и поддерживает контакт
: ФБР в отношении лояльности сотрудников аппара-
га. В силу характера своих функций специальный
помощ,ник является одним из наиболее близких к пре-
зиденту сотрудников аппарата. Он принадлежит к уз-
кой группе так называемых <универсальных советни-
ков>, с которым,и президент советуется по любым во-
просам.
Таковы основные составные части аппарата Белого
дома. Кроме них можно выделить еще несколько групп,
имеющих более узкое назначение или более непостоян-
ный характер'. Сотрудники таких групп, как правило,
широко приилекаются к выполнению других заданий.
Они, однако, в значительной мере уступают пязванным
помощникам президента как в отношении политического
влияния, так и с точки зрения важности порученных им
обязанностей.
3. БЮРО БЮД)КЕТА
Бюро бюджета имеет боль:шое значение в си-
стеме органов исполнительной власти. Будучи головным
зве,ном бюджетно-налогового механизма, оно является
одним из основных орга,нов по обеспечению государ-
1939 г., Ваинейшие из них - это составление проек-
тл бюджета, коптроль за исполнением бюджета и
лроверка законодательных предложений министерств и
ведомств.
Во главе Бюро бюджета находятся директор, его за-
меститель, три помощни,ка, исполнительный помощник,
генераль,ный советник и административный иомощник
Кроме того, к помощникам директора,приравнены по
своему положению начальники четырех функциональных
управлений (проверки бюджета, законодательных пред-
ложений, административного руководства и организа
ции, статистических стандартов). Директору также непо
средстве,нно подчинены начальник пятого (фина,нсового)
управления и начальники пяти отраслевых отделов (тор
говли и финансов, международного, труда и социально
го обеспечения, военного, ресурсов и общественных
работ.
Работа бюро организована таыим образом, что уп
равления занимаются,в пределах своей компетенции
вопросами, относящимися ко всем правительственным
чреждениям, тогда как отделы поддерживают связь
ведомствами данной отрасли по всем вопросам компе
тепции бюро в целом. Если функциональные управления
.дают обобщенный материал по данному кругу вопросов
то отраслеиые отделы поддерживают практическую пов
се,дневную связь с соответствующими, в первую очеред
бюдтетными, орга,нами министерств и ведомств данной
отрасли и координируют их деятельность.
Бюджетные полномочия бюро вытекают из закон
о бюджете и отчетности 1921 года, по которому при под
готовке бюджета бюро <собирает, проверяет, рассматри
гяет, сокращает или увеличивает сметы некоторых де
партаментов и учреждений> . Выполнение этих зада
возложено на управление проверки бюджета и на отрс
слевые отделы. Управление включает отдел подготовк
бюджета, отдел бюджетных методов и группу юридиче
Во-вторых, Бюро бюджета представляет собой один
из рычагов воздействйя правящих кругов на конгресс.
Оно не только поддерживает связь Белого дома с Капи-
толием и практически осуществляет законодательную
инициативу исполнительной власти, но и контролирует
вносимые в конгресс законопроекты и фактически на-
правляет деятельность бюджетных комиссий конгресса,
обеспечивая LE>
Средй-других функции управления следует отметить,
что в соответствии с заканом 1962 года о расширени
торговли.управданию предоставлено право проводить п
собственной инициативе или по просьбе других ведомств
<немедленное расследование для выясненил воздействи
импорта определенных товаров на национальную безо
пасность> и принимать необходимые меры, включг
предстлвлепие соответствующих рекомендаций президенту.
Управление науки и техники было создано в соответ
ствии с одобренным конгрессом реорганйзационныi
пляном 3 2, вступившим в силу 8 ию.ня 1962 г. В сопрс
водптсльном послании президента от 29 марта 19б2 г
были следующим образом определены цели создания но
вого управления: оказывать помощь президенту <в ра:-
работке политики и в оценке программ для обеспечени
того, чтобы наука и техника использовались самым эф
фективным образом в интересах национальной безопа<
ности и всеобщего благосостояния> и <в необходимо
координации деятельности федерального правительств
в области науки и техники>". Управление, кроме того
ориентирует правительственные учреждения, выявля
новые важные научно-технические проблемы и устраня
пробелы в их изучении. Оно осуществляет долгосрочнс
планирование научно-технической деятельности прово
дит в жизнь д-воякий принцип <наука в политике>
<политика в науке>, то есть обеспечивает должный уче
научно-технических факторов при разработке правитель
ственной политики, с одной стороны, и необходимое вм
шательство государства в научную сферу - с друго
i Управление направляет основную научно-техническу
деятельность частных фирм и научных центров, мобил.
зул их на решение интересующих правительство пробле:
Оно принимает меры Для усиления научно-технических
возмоиностей отдельных ведомств, помогая им, в час
ности, в подборе кадров, и обеспечивает распростран
ние научной информации ' среди органов исполнител
ной власти, следя за должным использованием ими
такой информации. Наконец, управление поддержи
вает от имени правительства связь с конгрессом в обл
сти науки и техники, и в частности с постоянньп
комиссиями конгресса, занимающимися научными во
просами.
Согласно исполнительному приказу 10807, федераль-
ный совет занимается вопросами наиболее эффективного
планирования и осуществления научно-технических про-
грамм правительства, определяет направления научных
исследований, добивается более рационального исполь-
зования ведомственных воаможнэстей и ресурсов в об-
ласти науки и техники и споеобсжует развитию между-
народного сотрудничества.
формально решение военных вопросов было сосредо-
гочено в министерстве обороны (управление военных
исследований и техники) и в отраслевых военных мини-
стерствах, а разработка и осуществление всех невоенных
космических программ возложены на вйовь созданное
Национальное управление по аэронавтике и исследова-
нию космического пространства . Для поддержачия
тесного контакта между военными министерствами и
НАСА был образован специальный гражданско-военный
комихет связи из представителей названных учреж-
дений.
В качестве высшего координационного органа был
создан Национальный совет по аэронавтике и космиче-
скому пространству.
Первоначально в состав совета вошли 9 человек: пре-
зидент, государственный секретарь, министр обороны,
начальник НАСА, председатель комиссии по атомлой
энергии и четыре других члена совета, назначаемых
президентом (один из числа правительственных чинов-
ников и три из числа видных ученых и общественных
деятелей). В законе было предусмотрено создание при
совете, по решению президента, пострянного аппарата во
главе с исполнительным секретарем.
Аппарат специального представителя по торговым пе-
реговорам ппарат специального представителя по тор-
говым переговорам был создан на основе закона о рас-
ширении торговли, вступившего в силу 11 октября 1962 г.
Закон поставил перед правительством задачу - с по-
мощью торговых соглашений обеспечивать более широ-
кие рынки для американских товаров, чтобы стимули-
ровать экономическое развитие США, укреплять эконо-
мические отношения со странами <свободного мира> и
Препятствоватькоммунистическому экономическому
проникновенйю>
Для выполнения этой задачи было предусмотренс
создание нового правительственного поста - специаль-
ного представителя по торговым переговорам. Закон
установил, что новый член правительства, имеющий ранг
посла и назначаемый президентом <по совету и с согла
сия сената>, является главным представителем США н;
международных переговорах по торговым вопросам или
по любым другйм вопросам по указанию президента.
На бсйеьаиив закона 1962 года президент Кеннеди
издал 15 иьйбря 1963 г. исполнительный приказ 1107."
согласно которому торговый представитель был непо
средственно подчинен президенту и вместе со своим
помощниками вклвчен в еостав Исполнительного управ-
ления. Президент учредил должность заместителя пред-
ставителя (также в ранге посла), на которого было воз-
ложено практическое ведение торговых переговоров.
Был образован и межведомственный орган - консулъта-
ивный комитет по вопросам закона о расширении тор-
овли, через который специальный представитель (пред-
.едатель комитета) направляет внешнеторговую дея-
-ельность правительственных учреждений.
Зо главе управления экономических возможностей
стоит директор, назначаемый президентом <по совету
и с согласия сената>. В составе управления - четыре
заместителя директора, его помощники, исполнительны.
секретарь и довольно большой штат сотрудников. Сог
ласно закону, при управлении учреждены под председа
тельством директора два совета: совет экономически:
возможностей, состоящий из председателя группы эко
номических советников, восьми министров (обороны
юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговлг
труда, здравоохранения, проснещения и социальног
обеспечения, а также жилищного строительства и город
ского развития), руководителей некоторых <независи
мых> агентств и других высших чиновников, и нацис
нальный консультативный совет, включающий (кром
председателя и почетного председателя - вице-прези
дента) 14 человек, представляющих <общественност
и соответствующие области деятельности, относящиес.
к целям закона>. Консультативный совет, в котором под
видом представителей общественности собраны ставлен
ники заинтересованных монополий, направляет деятель
ность нового правительственного органа.,
1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ
КАБИНЕТА И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ
МЕХАНИЗМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Американский кабинет отличается значитель-
ным своеобразием по сравнению-с кабинетами в других
крупных буржуазных странах, особенно в парламентар
ных республиках. ОнГсуществует на основе обычал, име-
ет консультативные функции и не подотчетен парламен
ту. Как,коллективный орган кабинет не несет ответствен
ности и лишен какой-либо самостоятельности.
Появившийся в Англии в ХЧ11 веке термин <кабинет>
был заимствован в США, для того чтобы подчеркнуть
совещательный характер этого органа. Но американский
кабинет не был скопирован с английского или с кабинет;
другой страны. При разработке конституции основное
внимание было уделено вопросу созданил сильной и не
зависимой президентской власти. Настойчивые попытки
некоторых делегатов ограничить полномочия президент;
путем создания совета при президенте не имели успеха
Американская буржуазия и ее главные представители н-
конвенте - <отцы конституции>, - которые рассматри
вали в конституционном <комитете 11> предложения
делегатов, боялись даже намека на возможное ослабле
ние президентской власти.
В результате в конституцию было включено лишь
следующее положение: <Он (президент. - С. М.) може
требовать от руководителя каждого исполнительного
департамента пйсьменного мненйя по любому вопросу
относящемуся к. ето комиетенции (ст. 11, рБД. 9, ~
Конституция наделила президента всей полнотой испол
нительной власти, одновременно подчеркнув, что руко
водители департаментов могут только давать сове
президенту. Так был определен консультативный харг
тер будущего кабинета, состоящего из глав департамен
тов. Конституция указала, что руководители департаме
тов консультируют президента лишь по инициати
последнего. Тем самым будущий кабинет был лиш
возможности предпринимать самостоятельные действи
Установив, что президент советуется с каидым руков
дителем департамента в отдельности и по вопросам е
компетенции, конституция предопределила отсутствие
какой-либо коллективной ответственности членов каб
нета или совместной ответственности президента и гл
департаментов. Это означает, что если, например, одно
из министров скомпрометирован, то возникает вопр
лишь о его отставке, а не об отставке кабинета в цело
которая происходит только после истечения срока полн
мочий назначившего его президента.
денции в развитии каоинета. ОРГАНИЗАЦИЯ <НЕЗАВИСИМЫХ> АГЕНТСТВ
В число <независимых> агентств входят самые
разпообразные учреждения как с точки зрения их назна-
чения, полномочий, структуры, так и с точки зрения их
места в системе государст,венных органов. Они наделя-
ттся либо чисто административ.ными, либо квазизаконо-
дательными, либо квазисудебными полномочиями, при-
чем во многих случаях наблюдается сочетание этих ви-
дов полномочий. В то же время некоторые <независч-
мые> агентства практически нельзя отличить от других
исполнительных органов. Например, агентство по кон-
тролю над вооружениями и разоружению и управление
мелждународ,ного развит,ия п.редставляют собой филиалы
государственного департамента, хотя первое имеет ста-
тус <независимого> агентства, а второе - агентства в
составе государственно.го департамента. Управление
Хотя <независимые> агентства считаются формально
не принадлежащими к .исполнительной власти, в прак-
тической деятельности они подчиняются главе прави-
тельства и высш,им правительственным органам. Главы
многих <независимых> агентств участвуют в работе каби-
нета. Агентства широко представлены в межведомствен-
ных комиссиях. Их бюджетные и законодательные пред-
лотения в обычном для исполнительных органов поряд-
ке контролируются Бюро бюджета. Для подотчетности
агентств характерно также то, что в законах об их созда-
нии обычно предусматривается представление ими коц-
грессу периодических подробных докладов о своей дея-
тельности (как правило через каидые 6 или 12 месяцев).
' <Независимые> агентства можно разделить, хотя' и
,весьма условно, на три г,руппы: регулирующие агентства,
каждое из которых занимается регулированием опреде-
ленной области экономической деятельности, правитель-
ственные корпорации, распоряжающиеся собственностью
федерального правительства, и прочие агентства, кото-
рые по существу лишены какой-либо специфики по
сравнению, скажем, с управлениями министерств (бюро). Соответственно централыные орга,ны военного уп
равления США можно разделить,на четыре основных
компонента: объединеныый комитет началь,ников шта
бов, министерство оборэны, отраслевые военные мини
стерства и военные аге,нтст.ва.
Обзединенный комитет начальников штабов - этс
главный коллегиальный советник президента, Со.вета
нациэцальной безопааности и ми,нистерства оборо:ны п:
военным вопросам. В его состав входят председатель ко-
митета (не голосующий на заседа,ниях) и,начальники
штабов армии, авиации, флота. В заседаниях ком,итетг
участвует,на постоянной основе командующий корпусож
морской пехоты,' При разборе вопросов, относящихся к
морской пехоте, о,н пользуется таиими же правами, как
и другие члены комитета. Хотя формально комитет,вхо-
дит в состав министерства обороны, на деле он имеет
определе,н(ную автоном,ию..Комитет,находится под ко,нт-
ролем министерст.ва обороны, но членвв ко,митета назна-
чает президент <по совету и с согласия сената>.
Комитет разрабатывает стратег,ическ,ие пла,ны ис-
пользования вооруженных сил и соответственно руково-
дит войсками; шредставляет министру обороны реко-
мендации относительно вое,нного бюджета, программ
военной помощи, планов промышле!нной мобилизации,
научных,исследований и т. п.; обеспечивает участ,ие
СШЛ в военно-штабном комитете ООН.
Министсрство обороны было создано,в 1949 году
после принятия поправок к закану о национальной без
опасности 1947 года, целью которых была интеграци:.
политики и деятельности мин,истерств и ведомств в об-
ласти ня,цио,нальной 'безопасности. В условиях сущест-
вования отраслевых,военыых мин;истерств министерство
обороны не зани,мается жо:н,крет,ными вопросами управ-
ления войсками, а выполняет некоторые фунжции, каса
ющиеся вооруженных сил в целом, и координирует дея-
тельность отраслевых министерств и воен!ных агентств
а также друпих учреждений.,i
Министерство обороны де.лится на шесть упраиле-
ний - воен:ных исследований и техники, бюджетно-фи-
на,нсовое, соаружен.ий и материально-техн,ического обес-
печения, по вонросам междунаро,дной безопас,ности,
личного ссста,ва и по связи с общественностью, которые
возглавляются помощниками .мин,истра о'бороны. Исклю-
чение составляет управление военных ис,следований и
техники, находящееся на особ;ом положе,н,ии и возглав-
ляемое директором. В составе министерства имеются
также специальные отделы по атомной энерги,и, по во-
просам законодательства и по делам обще,национальной
системы связи, во,главе которых стоят специальные па-
мощники мияистра.',
Министерство армии принадлежит к числу старей
ших министерств. Оно явл.яется ыаследником бывшег'.
военного м,инистерства, оозда:нного в августе 1789 года
Наряду с законами 1947,и 1949 годов"юридическую ос
нову ми,нистерства армии составляет закон 1950 год
об организации арми,и.
Помимо боевой подготовки су,;опутных войск, и.
снабжения и адмиистративно-хозяйственной делталь
ности министерсгво армии осуществляет функции граж
данского управле,ния в некоторых райопах за границей.
Министерство армии делится на ряд управлений, руководимых, как правило,
омощниками министра армии
(финансов, исследований и развития, соорутепий и ты-
ла, гражданской обороны). В состав министерства вхо-
дит штаб сухопутных войск,,находящийся г двой,ном
подчинении. Началыник штаба непосредственно подчи-
няется министру обороны и президенту чсрез объедл-
ненный комитет началь:н,иков штабол, одповреманно
являясь главн,ым советником министра армии по военным вопросам.
Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и
органы военной разведкиГ Центральное разведыватель-
ное управление - гланный орган американской развед-
ки, создано в 1947 году для координации всей рязведы-
вательцой деятельнасти правительственных учреждений.
Коордипационная роль ЦРУ выражается прежде всего
в том, что в нем соаредсточен сбор и обработка рязведы-
вательной информации, пэступающей по различ,ным ка-
налам. Располагая наиболее полной информацией, ЦРУ
явллется глав,ным консуль'тативным орга,ном Совета
национальной безопаснвсти, а директор управления -
главным советником президента по вопросам разведки
(рабочий день президента .начинается с чте,ния ежеднев-
ной сводки ЦРУ). Пами,мо этого, ЦРУ с санкции совета
выполияет ряд функций, п,редставляющих <общий инте-
рес> "'4 для разведывателыных учреждений СШЛ. Созданное в 1789 году мини=
стерство финансов относится к ч,и,слу старей,ших мини-
стерств. Оно п,редставляет собой основ,'ной орган финан-
сово-налогового механизма, осуществляющий полит,ику
правительства .в области финансо,в, обеспечивающий сбор
налогов, .контролирующий исполнение,бюджета, ведаю-
щий государственными валютными запасами, занимаю-
щийся вопросами государственного долга, устанавлива-
ющ,ий порядок и форму финансовой отчетности феде-
ральных учреждений и т. п. Кроме эт,их задач, которые
следует отнеси к внутриэкономической функции госу-
дарства, министерство участвует и в его л:нешнеэко,номи-
ческой деятельности. О,но предста,вляет СШЛ в ряде
международных финансовых организаций (в Междуна-
родном валютном фо!нде, Международном банке рекон-
струкции и развит,ия, Межамер,ика'нском банке разви-
тия), то есть практичесии осуществляет экспорт амери-
ка нских государственно-монополистических капиталов.,
Министерство торговли' - один из основных оргяпов
экономического в,мешательства и в,нешнеэконом,ической
экспансии, Созда,няое в 1903,году как министерство тор-
говл,и и труда, оно в 1913 году было разделено на два
самостоятелъных ми!нистерства. Министерство торговлы
ведает вэпросами внутренней и внешней торговл,и, добы-
вающей, обрабатывающей, судостроительной, рыбной и
других отраслей промышленности, а также транспортом.
О,но участвует в снабжени,и некоторых предприятий
стратепическими материалами,и в распределении <стра-
тегических изл,ишков>, оказывает техническую помощь
п,редприн,имателям в создании новых отраслей промыш-
лен,ности и- диверсификаци,и про,изводства, проводит пе-
репиаи, устанавли,вает измерителыные стандарты, выда-
ет пате,нты:и т. д.
Министерство сельского хозяйства обеспечивает ши-
99Я
рокое вмешательство государства в сферу сельскохозяй-
ственного производства и контролирует использование
природыых,ресурсов страны'
Оно за,нимается вопросами про-
изводства и сбыта сельскохозяйственной проду,к'цйи, го-
сударственными закупками, использован,ием <,изл,иш-
ков>, регулироваы!ием цен, финансированием сельского
хозяйствя, охраной почв, лесов и вод, борьбой с вредите-
лями, научными исследова,ниями и т. д
Ра'ботой министерства руководят Кроме министра его
заместитель,и четыре помощника, генеральный советник,
генеральный инспектор и начальники улравлений. Поми-
мо отделов генералыного совет,ника и генерального ин-
спектора в состав централыного аппарата (собственно
министерства) входят упр'авления развития сельск,их
районов и ко,нсервации; по меидународным делам, сбы-
та и потребления, адмиюистрат,ивное (возглавляемые по-
ыощниками министра), э,кономики сельского хозяйства
и по науке 'и образованию. В систему мин,истерства, кро-
ме того, входит около 20 различных служб, управлений,
адми,нистраций, корпораций и т. п.' Наряду с выполне-
нием обычных управленческих функций министерство вы-
ступает как орган административной юстиции и подобно
регулирующим агентст,вам имеет арбитражные полномо-
чия. В составе администрат,ив,ного управления имеется
специальный отдел, который,проводит слушания и раз-
решает споры по договорам о сбыте, хранении, сортно-
сти. Руководят миыистерством кроме министра его заме-
ститель .'и пять памощников.,Последние возглавляют
крупные функционалыные управления - минеральных
ресурсов, государстванных земель, освоен,ия .водных и
энергеМических ресурсов, рыбного хозяйства и фауны,
административное. Кроме них в систему министерства
входит ряд бюро, служб, адми,нистращий и т. п.
Большое значение министерства можно проиллюст)ри-
ро'вать на примере управлен,ия минераль~ных ресурсов.