Иностранные инвестиции в народное хозяйство Украины на примере СЭЗ

Министерство образования Украины

Донецкий государственный университет

Кафедра развития и размещения производительных сил

Научное исследование

На тему: Иностранные инвестиции в народное

хозяйство Украины на примере СЭЗ

Студента группы 0103 Д

экономического факультета

Халецкого Андрея

Донецк 1999

План:

  1. Инвестиции и их место в экономической системе

    Понятие инвестиций

    Причины иностранного инвестирования

    Что дают иностранные инвестиции

  1. Инвестиционный анализ

    Принципы инвестиционного анализа

    Организация инвестиционного бизнеса

    Объекты инвестиций

  1. Привлечение инвестиций

    Наиболее привлекательные сферы инвестиций

    Наиболее нуждающиеся в инвестициях сферы

    Реалии инвестиционного процесса

    Гарантии финансовой стабильности

  1. Свободные экономические зоны

  1. Иностранные инвестиции в СЭЗ Донецкой области

Инвестиции и их место в экономической системе

В системе воспроизводства, безотносительно к его общественной форме, инвестициям принадлежит важнейшая роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена – производства, и, можно сказать, составляют материальную основу его развития.

Само понятие инвестиции (от лат. investio – одеваю) означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.).

Понятие инвестиционных ресурсов охватывает все произведенные средства производства, т.е. все виды инструмента, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называется инвестированием.

Таким образом, под инвестициями понимаются те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата. Это может быть связано с приобретением новых машин, зданий, транспортных средств, а также со строительством дорог, мостов и других инженерных сооружений. Сюда следует включать и затраты на образование, научные исследования и подготовку кадров. Эти затраты представляют собой инвестиции в «человеческий капитал», которые на современном этапе развития экономики приобретают все большее и большее значение, ибо, в конечном счете, именно результатом человеческой деятельности выступают и здания, и сооружения, и машины, и оборудование, и самое главное, основной фактор современного экономического развития – интеллектуальный продукт, который предопределяет экономическое положение страны в мировой иерархии государств.

Иностранное инвестирование происходит при наличии двух главных факторов: побудительных мотивов и регулирования. Следует пристально проанализировать причины, подталкивающие иностранного предпринимателя к инвестированию.

Такое решение обусловлено:

    Политикой правительства принимающей страны по отношению к иностранным инвестициям

    Естественно-географическими условиями принимающей страны

    Стремлением получить более высокую норму прибыли благодаря использованию разницы в национальных уровнях затрат производства

    Распределением и перераспределением производства товаров между зарубежными филиалами, в зависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран

    Переводом из страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общего освоения, чтобы как можно дольше сохранить «молодость» продукта.

    Подведением финансовой базы под разнообразные схемы международной специализации и кооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по размещению и взаимодополнению отраслей

    Доступом к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговом маркам, законам и пр.

    Маневрированием затратами на научно-исследовательские и наукоемкие работы путем размещения их в самых передовых центрах и лабораториях за рубежом

    Экономией на транспортных затратах при обходе таможенных барьеров

    Доступом к рынкам капитала многих государств, что позволяет при минимальных собственных затратах осуществлять капиталовложения за границей

    Стабильностью прибыли за счет игры на различных в хозяйственной конъюнктуре отдельных отраслей и стран, в научно-технической политике правительств, торгово-политических режимах, в валютном и налоговом законодательстве

    Учетом социального климата в принимающих странах, стабильностью их экономики и политических режимов.

Что дают иностранные инвестиции:

    Прямые инвестиции создают дополнительные возможности для реструктуризации и модернизации производственного аппарата без увеличения кредитной задолженности.

    Иностранные инвестиции означают дополнительные средства для инвестиций внутри страны, и таким образом способствуют экономическому росту.

    С помощью иностранных инвестиций передаются современные технологии, «ноу-хау» и создаются дополнительные рабочие места.

    Иностранный партнер включается в экономическую жизнь внутри страны.

    Иностранные инвестиции способствуют включению в международное разделение труда. Благодаря этому они решающим образом влияют на на повышение конкурентоспособности и служат среджством развития экспорта.

    Иностранные инвестиции сами по себе создают условия для понимания внутренних связей и закономерностей функционирования рыночной экономики.

Инвестиционный анализ

Проблемы развития инвестиционного бизнеса в Украине и его особенности в Донецком регионе требуют формирования новых подходов в теории, организации и практике экономического анализа. Постепенный переход Украины в процессе реформирования экономики на Международные Стандарты Бухгалтерского Учета и Аудита создал условия для разделения экономического анализа на финансовый, управленческий, налоговый и статистический. Необходимость решения задач, возникающих в связи с привлечением иностранных инвестиций в экономику Украины, накопленный опыт аналитических исследований в сфере инвестиционного бизнеса делают актуальным выделение из системы экономического анализа нового его вида – инвестиционного.

В экономически развитых странах объективные основы формирования инвестиционного анализа были созданы еще в конце прошлого века в связи с зарождением и функционированием рынка ценных бумаг. Процессы обобществления труда аи производства привели к тому, что взаимосвязи в системе общественного труда начали приобретать новое качество. Товарная денежная форма постепенно заменялись ценными бумагами, что создавало возможность управлять из одного центра значительными объектами производства, а следовательно и общественного труда.

Второй важнейшей предпосылкой возникновения инвестиционной индустрии и соответственно анализа были изменения в механизме индивидуального воспроизводства. Концентрация, комбинирование и специализация, как известно, привели к росту масштабов капиталов, обслуживающих индивидуальное воспроизводство. В силу этого возросшее индивидуальное воспроизводство начало требовать соответствующих объемов авансированного капитала.

Таким образом, начала развиваться инвестиционная деятельность – новый вид деятельности в системе общественного разделения труда. Как и любая другая подсистема общественного труда, инвестиционная деятельность развивалась и воспроизводилась в соответствии со всеобщими для экономической системы законами. Организационным результатом этого процесса является современная инвестиционная индустрия в странах с развитыми рыночными отношениями.

Еще одним аргументом в пользу рыночной организации инвестиционной деятельности является пример кризиса командно-административного механизма управления инвестициями в масштабах крупного государства. Понимая это, уже в конце 80-х годов ведущие ученые предлагали отдельные варианты преодоления инвестиционного кризиса.

Один из них был связан с развитием компьютерных технологий. Но ведь и сами новые технологии для своего развития требовали значительных инвестиций. Поэтому решение проблем выхода из кризиса не было найдено.

Инвестиционный бизнес, как каждый вид бизнеса, требует организации. Под организацией инвестиционного бизнеса следует понимать единство трех моментов:

    структуры инвестиционного бизнеса;

    воспроизводства инвестиционной деятельности и в целом всей структуры инвестиционного бизнеса;

    управления инвестиционным бизнесом;

Структура инвестиционного бизнеса образует совокупность его объектов, инструментов и субъектов. К настоящему времени на Украине сформировались также структурные элементы, как финансовые инвесторы, работающие непосредственно с предприятиями, в первую очередь банки, и через финансовых посредников. Сюда же следует отнести и граждан инвесторов, которые заинтересованы стать совладельцами или владельцами предприятий.

В качестве объектов инвестиций, как показывает отечественный и зарубежный опыт, выступают группы предприятий и различные виды их активов, а также инструменты рыночного регулирования экономики. Следует также разграничивать специфические группы объектов исходя из интересов отечественных или зарубежных инвесторов. Для зарубежных инвесторов, как правило, имеют инвестиционную привлекательность следующие группы объектов:

    информационные технологии, телекоммуникации;

    производственно-технологические структуры;

    ценные бумаги, недвижимость;

    торговля, пищевая промышленность и производство оборудования для них, организация бухгалтерского учета, кредитно-финансовой системы и страхового дела.

Для отечественных инвесторов инвестиционную привлекательность имеют:

    машиностроительный комплекс, включая металлургию

    химическая промышленность

    нефтегазовая промышленность

    пищевая промышленность

Насколько же совпадают интересы отечественных и зарубежных инвесторов? Так, 12,4% иностранных инвестиций в последнее время вкладываются в пищевую промышленность, около 12% в машиностроение и металлообработку. В развитие рынка товаров около 29%. Как видно, налицо целый ряд противоречий. Разрешить их также стремятся и иностранные инвесторы. В круг интересов начинают входить инструменты регулирования национального рынка.

Например: крупнейшие компании Швеции, США, Великобритании, можно сказать, с великой настойчивостью вкладывают средства в процесс перевода украинского бухгалтерского учёта и аудита на международные стандарты. Цель этих инвестиций – обеспечение необходимых условий для организации механизма привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины. Однако усилий иностранных инвесторов явно недостаточно.

Интересы иностранных инвесторов находят своё проявление во-первых в видах инвестиций в экономику Украины. Почти половина иностранных инвестиций (45%) представлена оборудованием, что явно не в пользу национальных интересов Украины. Во-вторых, в возможности проведения инновационной эффективной инновационной деятельности на основе:

    безопасности инвестиций;

    ликвидности инвестиций;

    прибыльности инвестиций;

    прогнозирования инвестиционной привлекательности экономических субъектов.

Оценка эффективности инвестиционной деятельности экономических субъектов может быть построена по следующей схеме:

Рис.1 Формирование показателей оценки качества инвестиционной деятельности.

Привлечение инвестиций

Преимущественное большинство ведущих экономистов считает, что при спаде производства не может быть и речи об активизации инвестиционной деятельности. Ведь мировой опыт доказывает, что оживление инвестиционного процесса наступает лишь после достижения экономической стабильности и внедрения эффективной политики.

Известно, что Украину, остро нуждающуюся в западных инвестициях, не баловали крупными финансовыми вливаниями. По данным госкомстата, общий объем иностранных инвестиций в нашу страну к началу апреля 1998 года составил всего 2178,1 млн. В пересчете на одного жителя Украины сумма составляет $40, тогда как в Венгрии этот показатель составляет $700, Чехии – $300, Польше – $75.

По оценкам специалистов, около 2 тысяч предприятий в Украине сегодня нуждаются в инвестициях, и сумма этих инвестиций – около 50 миллиардов долларов. Однако, по данным Минстата Украины, объем прямых привлеченных инвестиций за 1 квартал 1997 – около 1.5 млрд. долларов, то есть разрыв между спросом на инвестиции и их предложением отличается в 33 раза или, другими словами, спрос удовлетворен всего на 3%. Для того, чтобы лучше представить себе эту цифру, замечу что на один только проект смены рекламного имиджа компания «ПЕПСИ КОЛА» затратила на 100 млн. долларов больше, чем сумма всех прямых инвестиций в Украину за прошлый год.

Наиболее емкие вложения требуются в металлургию – около 8,5 млрд. долларов, машиностроение – 6 миллиардов, химию и нефтехимию – 4 миллиардов. Именно две последние отрасли (вместе с пищевой промышленностью, торговлей и финансами) привлекают наибольшее внимание иностранных инвесторов.

Однако 40% прямых иностранных инвестиций направлены не в сферу материального производства и науки, а в сферу обращения (торговля, банки и т.п.), которая наиболее прибыльна. Хотя эта прибыльность не всегда обнаруживается: официальная рентабельность, например, торговля на 2.3 % ниже, чем рентабельность промышленности, но инвестиции туда не идут.

Конечно, рассматривать процесс инвестиций в динамике, можно говорить о небольших успехах: по сравнению с 1994 годом сумма прямых инвестиций увеличилась в 3 раза, с 1995 года еще в 2 раза. Слабым утешением может служить и то, что по абсолютным цифрам Украина опережает многие страны СНГ.

По количеству инвестиционных проектов наиболее широко представленными оказались Донецкая, Харьковская, Киевская и Полтавская области. Что касается отраслевого распределения, то лидерами стали строительство и производство стройматериалов – 21 проект, пищевая и химическая промышленность – по 16 проектов, горно-металлургический комплекс – 14, транспортное машиностроение – 12. По одному проекту пришлось на СМИ и туризм.

Исходя из бизнес-планов, самые большие потребности в денежных вливаниях имеют энергетические предприятия (почти 1,3 млрд. долл.), жилищно-коммунальное хозяйство (700 млн. долл.), строительная отрасль (около 670 млн. долл.) и горно-металлургический комплекс (около 620 млн. долл.). Самым дорогим в плане инвестиций предприятием стала акционерная энергогенерирующая компания «Днестроэнерго», которой для завершения строительства Днестровской ГАЭС требуются инвестиции в размере 850 млн. долл.

Наиболее приемлемыми видами инвестирования для украинских производителей являются кредиты, создание СП, лизинг, а также продажа инвесторам части своих акций.

Но внешние инвестиции не всегда выгодны для страны-получателя. В общеэкономическом плане они могут рассматриваться как полезные в случае, если новые предприятия превосходят средний уровень действующих по производительности, расширяют возможности сбыта, создают условия для исследований и разработок. Значительную роль играет готовность инвесторов к взаимодействию с предприятиями данной страны при поставке сырья, материалов, комплектующих и оборудования, а также кооперации в области научных исследований.

Большое значение имеет степень самостоятельности предприятия с участием иностранного капитала, его независимость от материнской компании и ориентированность на сотрудничество с местными предприятиями. На практике доминирующий для инвестором мотив – не создавать дополнительную конкуренцию материнской компании.

Реалии, однако, таковы, что международные концерны, вкладывающие капиталы в предприятия и территории других стран, не стремятся привносить туда свои лучшие достижения, сотрудничать с другими национальным фирмами, они ориентируются на взаимодействие с материнской компанией, расширяя для нее рынок, перекачивая прибыль за границу, используя их в своих интересах «ноу-хау». Польза от инвестиций сводится к созданию новых рабочих мест и высокой оплате труда персонала средней и низкой квалификации.

Роль государственного инвестиционного процесса далеко не последняя. Во-первых, она может также выступать своего рода посредником, например, в ходе инвестиционных конкурсов при продаже пакетов акций приватизированных предприятий. Во-вторых, даже когда речь идет о прямых контактах и непосредственном сотрудничестве партнеров без непосредственного участия государства, установление правил игры все равно остается за ним.

Гарантией возврата кредитов, как правило, выступало имущество заемщиков и их акции. Реже заявлялись правительственные гарантии или гарантии будущих экспортных контрактов. Отдельные «потребители» инвестиций вообще не упоминают о гарантиях, хотя их потребность в кредитах исчисляется сотнями миллионов долларов.

Но всю привлекательность украинского рынка инвестиций снижают даже случайные разговоры инвесторов с местными капитанами производства. Руководитель украинской государственной посреднической фирмы по обслуживанию иностранных инвесторов, большую часть своего времени проводит в разговорах с директорами, которых приходится убеждать, что инвестиции – это финансовые вложения под гарантию права собственности и участие в управлении предприятием, а не финансовая помощь или дотации.

Право на временное управление тем или иным предприятием Украина предоставляет иностранцам лишь в обмен на гарантии вывоза части продукции за рубеж – в ту же Западную Европу. На таких условиях подписано, например, соглашение АвтоЗАЗ - Дэу.

Даже после майского заседания совета директоров ЕБРР Украина остается крепким орешком для иностранного инвестора. Несмотря на то, что соглашение о партнерстве Евросоюза приняло силу закона, никаких настоящих гарантий инвесторы все равно не имеют. С одной стороны, власть в Украине демонстративно нарушает все мыслимые правила стабильного инвестиционного климата. Еще директора ЕБРР не слетелись в Киев, а президент Украины уже подписал указ о том, что собственность бюджетных должников становится достоянием налоговой инспекции. Выполняется этот указ или нет – неважно, поскольку «ход мыслей» президента ни одному инвестору не понравится. Поэтому чтобы чувствовать себя в Украине спокойно, инвесторы должны быть уверенны, что существуют рычаги эффективного воздействия на высшее политическое руководство страны.

Специальные экономические зоны

Среди организационных инноваций последних десятилетий, получивших повсеместное распространение в мировой экономике, важнейшее место занимают специальные экономические зоны (СЭЗ).

. По различным источникам таких зон насчитывается около 800. На самом деле их значительно больше. Около 400 территорий различных видов со специальным режимом хозяйственной деятельности действует в Китае, более 200 СЭЗ функционирует в США, около 300 – в юго-восточной Азии. Активно идет процесс создания СЭЗ у наших ближайших соседей. В первую очередь это Турция, Румыния, Болгария.

Главный критерий СЭЗ – льготное законодательство относительно инвестиций, налогов, финансов и организационной деятельности субъектов зоны. Цели их создания могут быть различными: привлечение инвестиций, организация новых рабочих мест, внедрение высоких технологий, развитие экспортного потенциала, ускорение социально-экономического развития и др. По оценкам специалистов, к 2000 году через СЭЗ будет проходить до 30 процентов мирового товарооборота.

В основе СЭЗ лежит доктрина «открытости», когда региональным и иностранным инвестициям создается режим благоприятствования и создан экономический микроклимат для наращивания потенциала. Необходимо упомянуть, что СЭЗ созданы в Закарпатье, Одессе, Крыму, Севастополе (Сиваш). В настоящее время в мире функционируют более 30 типов СЭЗ. Наиболее удачными для СЭЗ являются места, где есть выход на внешние связи. Лучше всего их организовывать в приграничных, приморских районах, где перевозки более дешевы. Украина должна иметь схему СЭЗ и разработать конкретную программу. Ведь Украина занимает одно из самых выгодных экономических положений в мире: между перенасыщенным западным и дефицитным восточным рынком. Если в рамках такой программы объединить все СЭЗ, то лишь за счет консигнационных можно получать прибыль в валюте, а также могут быть образованы оффшорные зоны, которые бы привлекали зарубежный капитал для работы во благо всей Украины. Также в создании СЭЗ должны быть заинтересованы региональные власти. В их силах создать благоприятную инвестиционную обстановку в регионе.

СЭЗ – это полигон предпринимательской деятельности, место отработки методов решения задач экономического развития, затем опыт СЭЗ можно распространять на другую территорию. СЭЗ привлекает самые передовые технологии, сырье, методы организации и управления и, естественно, дает возможность эффективно использовать тот капитал, который получен в результате их деятельности, он вкладывается в расширение зоны. Надо идти навстречу серьезным инвесторам, дать им гарантию на 3-5 лет, например, освободить от налогов, предоставить возможность выпускать из местного сырья конкурентоспособную продукцию, чтобы затем поставлять ее не только на внутренний, но и на внешний рынок.

В странах СНГ создание СЭЗ носит вялотекущий характер. В Украине, например, различных проектов по этому вопросу, записанных в Программе Кабинета Министров или находящихся здесь на рассмотрении, имеется несколько десятков.

Практически же стабильно функционирующих СЭЗ, за небольшим исключением, нет. Доля предприятий с участием иностранного капитала в валовом внутреннем продукте Украины менее 0,1 процента.

Иностранные инвестиции в СЭЗ Донецкой области

На территории Донецкой области в течение 60 лет будут действовать две экономические зоны: «Азов» и «Донецк». Кроме того, на срок 30 лет вводится льготный режима инвестиционной деятельности на территориях, к которым отнесены города Угледар, Горловка, Дзержинск, Димитров, Доброполье, Донецк, Енакиево, Ждановка, Кировское, Красноармейск, Макеевка., Мариуполь, Новогродовка, Селидово, Снежное, Торез, Шахтерск, а также Волновахский и Марьинский районы.

16 сентября процесс создания СЭЗ в Донецкой области перешел в стадию своей практической реализации. В этот день созданный областным Советом в соответствии с Указом президента Совет по вопросам специальных экономических зон и специального режима инвестиционной деятельности рассмотрел и утвердил первые 12 инвестиционных проектов.

Одним из наиболее крупных инвестиционных проектов, разрешенных к реализации Советом, является проект по модернизации оборудования электросталеплавильного цеха ОАО «Донецкий металлургический завод». Реализация этого проекта позволит увеличить производство стали до 1 млн. тонн в год, снизить расход электроэнергии в 1,6 раза улучшить экологическую ситуацию. Себестоимость тонны заготовки сегодня снизится на 40 долларов, а к концу проекта составит 135 долларов.

Первую прибыль планируется получить уже в следующем году, а после реализации проекта она вырастет в 6,3 раза. Общий объем инвестиций составит 74 млн. долларов. Как видим, по всем показателям привлекательность проекта ДМЗ бесспорна.

Еще один крупнейший проект был предложен на рассмотрение Совета горловским химическим концерном “Стирол”. Точнее сказать, “Стирол” представляет сразу 5 проектов общей стоимостью 98,1 млн. долларов. 4 из них касаются модернизаций уже имеющихся производств, а один – создания совместного производства. Если анализировать направленность представленных 16 сентября проектов, то все они касаются металлургии, химии и переработки отходов углеобогащения.

Еще одним заданием для местных руководителей стал план создания рабочих мест в ходе освоения инвестиций. Всего по области до конца года планируется обеспечить работой, благодаря инвестиционным проектам, 1560 человек. А до конца 2000 года стоит задача создания 60 тыс. рабочих мест.

Достаточно давно ведутся проработки документов о СЭЗ в городе Мариуполе. Кроме законодательных документов по созданию ведутся также разработки бизнес-плана каждого потенциального предприятия-инвестора. Концептуальный мариупольский проект отличается, например, от одесского, поскольку здесь СЭЗ задумывается как комплексная зона, которая будет иметь в себе элементы внешнеторговой, банковско-страховой и производственной СЭЗ. Включение в проект элементов производственной СЭЗ должно сориентировать мариупольскую зону на экспортные операции и на импортную деятельность.