Социалисты – утописты
Эпоха Возрождения отличается не только культурным развитием стран Западной и Центральной Европы, но и идейным и политическим развитием. Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых"социалистов-утопистов": Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы(1568-1639). Они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд -обязанность всех, а распределение происходит по потребности.
Создателемпервой литературной утопии, т.е. сказания о никогда и нигде не существовавшем,но желанном, прямо-таки идиллическом обществе (дословно "утопия"значит "нигдея", т.е. место, которого нет), был Томас Мор. Впервые вмировой литературе Мор нарисовал подробную картину социалистического строя,основанного на коллективной собственности на средства производства. Сокращенныйзаголовок главного произведения Мора -"Утопия" - дал название всему домарксистскому периоду социалистическихи коммунистических исканий и мечтаний.
КарьераТамаса Мора складывалась более чем удачно. Выходец из семьи лондонского юриста,он получил хорошее образование, стал просвещеннейшим человеком своего времени,дружил с самыми выдающимися учеными-гуманистами. В его доме написал ЭразмРоттердамский свою знаменитую "Похвалу глупости". Мор избиралсячленом парламента и его спикером, выполнял важные дипломатические поручениякороны и пользовался исключительным авторитетом как юрист. В 1529 году Мор сталлордом-канцлером и надеялся таким образом, используя высокий пост, влиять наполитику короля.
Мор неплохописал и его произведения оказали большое влияние, и не только на современников.Достаточно сказать, что его "История Ричарда III" явилась одним изисточников известной драмы Шекспира.
Но, какговорится, Мор сам себя погубил. Еще в 1516 году вышла в свет за границей"Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка онаилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" или попросту"Утопия". Напечатана была эта книга в бельгийском городе Лувене и закакие-нибудь два-три года выдержала несколько изданий.
Но в 1532году это произведение стало известно королю Генриху VII и карьере Мора наступилконец, а через 3 года Мора казнили. Причем его обвинили в государственнойизмене и приговорили к мучительной казни по требованию короля. Приговор гласил:" ...влачить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повеситьего так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер,отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затемчетвертовать его и прибить по одной четверти его тела над четырьмя воротамиСити, а голову выставить на Лондонском мосту".
В деньказни Мору сообщили о королевской милости: приговор заменялся обыкновенным отсечениемголовы, на что Мор заметил: "Избави Боже моих друзей от такоймилости".
Не менееизвестным мыслителем того же направления эпохи Возрождения был ТоммазоКампанелла и его произведение "Город Солнца". Его настоящее имя былоДжован Доменико. Позже, когда он принял монашество, ему в честь святого ФомыАквинского дали имя Фома, Томмазо. А еще с детства у него было прозвание впамять одного из прадедов - Кампанелла, что значит колокол. Под этим именем они вошел в историю.
Кампанеллабыл итальянцем по происхождению, уроженцем Калабрии - области Италии, котораянаходилась под властью испанцев. Он был сыном сапожника, но ему в детствеповезло и он смог овладеть грамотой. Ему хотелось учиться дальше, но для бедныхдорога к знаниям шла тогда только через монастырь. И он в 14 лет уходит вмонастырь ордена св. Доминика. В 23 года вышла его первая книга -"Философия, основанная на ощущениях". Именно тогда инквизиция впервыеарестовала его.
Когда емубыло 31 год Кампанелла готовит восстание, чтобы освободить родную Калабрию отиспанской тирании. Все было очень хорошо спланированно и подготовлено. Но планывосстания стали известны испанцам. Начались аресты и 6 сентября 1599 годаКампанелла был арестован. Он провел в тюрьме почти 27 лет.
Емупришлось пережить все - и пытки инквизиции, и одиночество заключения, иненависть своих близких - отца и брата, осужденных из-за него. Но страдания несломили его, он продолжал мыслить и творить даже в тюрьме. В 1601 году онначинает свой знаменитый трактат "Город Солнца" о справедливом иразумном государстве, пишет лежа, изуродованными пыткой пальцами. "Воковах, но все же свободный, один, но все же не одинокий, стеная, но спокойный,я слушаю своих врагов" - даже его мучители удивлялись спокойности Кампанеллы.А он считал своим долгом выжить, чтобы поведать о пути ко всеобщему счастью иблагоденствию, который он, как ему казалось, открыл.
И дажевыйдя из тюрьмы через почти четверть века, он продолжает писать трактат затрактатом, находясь под надзором в монастыре. И опять участвует в заговоре -ведь родная его Калабрия под пятой все тех же испанцев! И опять провал ибегство во Францию, где и проходят последние годы гражданина Города Солнца - внужде и изгнании.
Что же закниги эти были - "Утопия" и "Город Солнца", одна из которыхпривела своего автора на плаху, а другого заставила провести жизнь в нужде иневоле?
Сюжет этихкниг довольно прост: в них описываются порядки на острове Утопия и в ГородеСолнца и образ жизни их жителей. Томас Мор и Кампанелла пытались создать обликобщества, в котором нет никакой собственности, где все принадлежит всем, гдевсе трудятся и нет тунеядцев и никто не знает, что такое деньги. У Мора - этоостров Утопия, у Кампанеллы- отдельно взятый город. Обе книги написаны в формедиалога и от имени некоего путешественника, случайно открывшего неведомуюстрану.
В обществе,созданным Мором и Кампанеллой должны быть все равны. Однако в"Утопии" Мора встречается такой класс людей как рабы, "которыене только постоянно пребывают в работе, но и находятся в цепях".
И в"Утопии" Мора и в "Городе Солнца" Кампанеллы существуетсоциальная иерархия, где некие начальники и наблюдатели управляют всей жизньюграждан, а власть верховного правителя очень напоминает диктатуру, что явнопротиворечит подлинному равенству. А "наблюдение за тем, чтобы сочетаниемужчин и женщин давало наилучшее потомство" (по Кампанелле) вообщесмахивает на нацизм.
Сами людикак "перекати-поле", не имеют ни корней, ни привязанности ни друг кдругу, ни к своим детям. Каждые два года (по Мору) их перемещают из города вдеревню и наоборот. (Очень напоминает как совсем недавно направляли из городовв колхозы на уборочные работы). Каждые 10 лет жители обмениваются своимидомами. И вообще у них все регламентированно, все делается по звонку - ложатсяспать около 8 вечера, спят 8 часов, а в предрассветные часы (когда особеннохорошо спится нормальным людям) устраивают публичные чтения, причем участвуют вних только те, кто были кем-то отобраны для науки (поневоле захочетсябыть дураком, чтобы выспаться).
Люди одетыу обоих авторов совершенно одинаково - "одежду носят они белого цвета, истирается она ежемесячно (!)", а поскольку люди заняты в основномсельским хозяйством, можно себе представить эти сомнительные "белые одежды".Но выбор одежды это мелочи, по сравнению с тем, что те же начальники подбираютмужчин и женщин для продолжения рода, как скот: "Женщины статные икрасивые соединяются только со статными и крепкими мужчинами; полные же - схудыми, а худые - с полными дабы они хорошо и с пользой уравновешивали другдруга" (по Кампанелле).
"Вскормленный грудью младенец передается на попечение" некихстарцев, которые обучают их говорить, а впоследствии "эти старцызанимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска" и т.д.
"Дома,спальни, кровати и все прочее необходимое", (надо думать и зубные щеткитоже) как пишет Кампанелла у жителей города Солнца общие. Из этого следует, чтои болезни у них тоже общие и весьма часты всевозможные эпидемии.
"Должностные лица получают большие и лучшие порции, и из своихпорций они всегда уделяют что-нибудь на стол детям, выказавшим утром большеприлежания на лекциях, в ученых беседах и на военных занятиях". Угощениеобъедками - "считается одной из величайших почестей".
Итак, и уМора и у Кампанеллы - "производство потомства имеет в виду интересыгосударства, а интересы частных лиц - лишь постольку, поскольку они являютсячастями государства". Из этого следует, что человек - не индивидуум, алишь маленький винтик большой машины, называемой государство.
Прочтя обеработы можно сделать вывод, что в них изображен идеал тоталитарногогосударства, где верховный правитель избирается пожизненно и имеетнеограниченную власть, где все регламентированно, начиная с причесок и кончаявоспитанием детей, где человек никогда не принадлежит себе, но всегда находитсяпод наблюдением начальников. Остается одна малость - где найти такого правителяи столько умных и "совершенно чуждых скаредного корыстолюбия (как писал осамом Море Эразм Роттердамский)" начальников, чтобы они могли справедливои разумно управлять людьми.
Кампанелла,будучи в изгнании во Франции, на одной из своих книг, изданных в Париже сделалпосвящение кардиналу Ришелье: "И Город Солнца, который я изобразил, а тебенадлежит воздвигнуть, да воссияет вечным и немеркнущим светом". Остаетсятолько надеяться, чтобы это пожелание никогда не сбылось.