Французские философы-просветители XVIII века об общественном прогрессе и цивилизации
План:
1)
Французское Просвещение XVIII века и его
основные черты.
2) Идея общественного
прогресса.
3) Понятие цивилизации
4)
Представления о государстве.Теория
разделения властей.
1)
Французское Просвещение и его основные
черты.
18 столетие в истории Европы
известно под названием "века
Просвеще-
ния".В первую очередь,это
был век Вольтера,Руссо,Дидро,Монтескье,Кон-
дорсэ,француских
философов,развивавших цельную и
достаточно стройную
философскую
концепцию - концепцию Просвещения.
В
философии Просвещения содержался целый
ряд идей и положений,кото-
рые в своей
совокупности определяли особенности
воззрений просветите-
лей на общество
и общественное развитие.
* Важнейшим
элементом,основной философии Просвещения
было убеждение в
том,что все существующее
в мире не только может,но и должно
быть
объяснено на основе разума,т.е.
рационалистически.Просветители
явля-
лись прямыми наследниками
"научной революции 17 столетия",связанной
с
открытиями Ньютона,Декарта,Галилея.Смысл
ее может быть прекрасно
передан
знаменитой фразой Галилея:"Природа,синьор,насмехается
на ре-
шениями и повелениями
князей,императоров и монархов и по их
требова-
нию не изменила бы ни на йоту
свои законы и положения".Деятелям
"на-
учной революции 17 в." было
введено понятие научного закона как
объ-
ективной и независимой от желания
человека связи между явлениями
природы.Просветители
распространили это понятие и на
общество.По
мнению философов
Просвещения,не только природа,но и
общество должно
быть подвергнуто
беспристрастному научному анализу,осмыслено
рациона-
листически,с точки зрения
действующих в обществе законов,
*
Важнейшим законом развития общества
философы - просветители считали
то,что
оно развивается от менее развитых форм
к более развитым,т.е.
по пути
прогресса.Именно просветителями была
введена в философский
оборот идея
общественно - исторического прогресса,
*
Рационализм в сочетании с идеей
общественно - исторического прогрес-
са
служил в теориях просветителей
обоснованием для критического ана-
лиза
существующей общественной
действительности.Критерием
разумности
существующих общественных
институтов служило прежде всего их
соот-
ветствие требованиям
разума,естественным правам человека
(к ним от-
носились независимость
личности и признание свободы
человека),идее
прогресса.Современный
общественный порядок порицался
просветителя-
ми.Они критиковали
абсолютную власть монарха,сословный
строй,ограни-
чение личных прав и
свобод,религиозные суеверия и
невежество.Просве-
тители сформулировали
стройную концепцию реформ,охватывающих
все
сферы общественной жизни,направленную
на достижение так называемого
"общественного
блага",общественного строя,при котором
удовлетворяют-
ся потребности каждого
члена общества,
* Осуществление этой
программы реформ они связывали главным
услови-
ем:Просвещением
общества,распространение в различных
его слоях науч-
ных знаний,норм
морали,искоренение суеверий и
невежества.Публикация
знаменитой
"Энциклопедии" под руководством
Дени Дидро рассматрива-
лась как первый
шаг к просвещению общества,
* Особые
требования предъявляли просветители
к верховной власти.Они
по-разному
трактовали вопрос о происхождении
государства, но были
одинаково убеждены
в необходимости установления власти
просвещенных
правителей,которые на
основе общих философских доктрин
разрабатывают
программу конкретных
политических действий и реформ.
Сказанного
достаточно,чтобы понять,почему именно
Просвещение стало
идейной основой
Французской революции 18 века,направленной
против
"старого порядка":абсолютизм
короля,сословного строя,бесправия
кресть-
ян,революции,выдвинувшей
знаменитый лозунг "свободы,равенства
и братс-
тва".
Теперь разберем
подробнее отдельные аспекты воззрений
философов -
просветителей.
2)
Идея общественного прогресса.
Идея
общественно - исторического прогресса
в определенном смысле бы-
ла ядром
философии просвещения.
1Далее
необходимо включить материал о:
а)
понятий общественно-исторического
прогресса у Кондорсэ,
б) критерии
общественно-исторического прогресса
у просветителей и
дать их оценку с
точки зрения последующего исторического
опыта и сов-
ременных представлений
(см.вопрос о "понятии и критерии
общ.ист.прог.")
3) Понятие
цивилизации.
Просветители первыми
ввели в широкий научный оборот и понятие
циви-
лизации.По их мнению,цивилизация
представляла собой,с одной
сторо-
ны,определенный этап в развитии
человеческого общества,следующий
за
дикостью и варварством,с другой ,-
всю совокупность достижений челове-
ческого
разума т их воплощений в общественной
жизни различных народов.
Употребляя
термин Цивилизация в первом его
значении,они подчеркива-
ли,сто
цивилизацию от ранних ступеней развития
человечества отлича-
ют:возникновение
пашенного земледелия,появление
государства и писанно-
го
права,городов,письменности.
Говоря о
цивилизации как о совокупности достижений
человеческого ра-
зума,они имели в
виду признание естественных прав
человека,уважение
его прав и
свобод,осознание верховной властью
ответственности перед
обществом,открытия
науки и философии.
4) Представления
о государстве.Теория разделения
властей.
Большое значение просветители
придавали государству.Напомним,с
поли-
тикой государства они связывали
надежды на успех общественных
преобра-
зований и достижение "общего
блага".
В философии Просвещении
развивались различные варианты теории
об-
щественного договора.Многие
просветители разделяли концепцию
Дж.Локка
(необходимо подробно рассказать
о ней - см.вопрос "теория
общ.до-
гов.).Своеобразный вариант
теории общественного договора
разработал
Руссо (необходимо подробно
рассказать о взглядах Руссо - "теория
о.д.")
В рамках общей концепции Локка
развил свою знаменитую теорию разде-
ления
властей Шарль Монтескье (1689-1755).В трактате
"О духе законов"
он утверждал,что
идеальный государственный строй должен
быть построен
на основе принципа
разделения властей,т.е. независимости
в своих сфе-
рах трех ветвей власти -
законодательной,исполнительной и
судебной.По
его мнению,такое разделение
властей устанавливает их равновесие,не
да-
ет простора для злоупотребления
,гарантирует соблюдение норм
"общего
блага".Законодательная
власть,опирающаяся на народное
представитель-
ство,уравновешивает
исполнительную власть короля и при это
обе они
признают независимость
третьей,судебной,власти.
Теория
разделения властей,восходящая к некоторым
идеям Аристоте-
ля,является важнейшим
элементом современной представительной
демокра-
тии.
Основные
понятия:
Просвещение,рационализм,теория
разделения властей,общественный
дого-
вор,"общее благо".
Вопросы
и задания:
1) Дайте определение
основным понятиям темы.
2) Какие
представления лежали в основе философии
Просвещения?
3) Почему философия
Просвещения явилась идейной основой
Французской
революции 18 века?
4) Какие
представления Просвещения отвергаются
современным обществоз-
нанием?
Используйте материал предыдущих тем.