Философия языка (работа 1)
Диалектика.
В
неопозитивистских концепциях центральное
место
занимает, следовательно, философия
языка. Почему? И еще
одна проблема:
ведь язык - сложное и многомерное
образование.
Какие именно стороны, аспекты языка
особо
интересовали неопозитивистов?
Сведение
философии к анализу языка, особенно
жесткое"
на первых этапах развития неопозитивизма,
как
раз и было обусловлено культом
точности, строгости
знания, стремлением
сделать философию наукой. В XX веке
это
отнюдь не случайно выразилось в том,
что на первый
план выдвинулась особая
философия языка - некоторый
синтез
логического, лингвистического,
математического
подходов. Ибо именно
в их "точке пересечения" были
получены
важнейшие новые научные результаты.
Математика
- а после победных реляций
середины Х1Х века об
"окончательной
завершенностях она вдруг попала
в
состояние кризиса, затрагивавшего
самые ее основы,-
стала выбираться из
кризиса во многом благодаря новому
типу
логического, логикоматематического
анализа. Эта
"точка пересечения"
обещала стать - и впоследствии
действительно
стала - также и перспективной "точкой
роста"
новой науки. Немалое научное
чутье
неопозитивистов проявилось в
том, что они опирались на
те достижения
и анализировали те трудности, с которыми
в
конце XIX - начале XX века было связано
развитие
математики и логики, прежде
всего логики
математической. Отправным
пунктом для неопозитивистской
концепции
были новые теоретические
возможности,
реализованные выдающимися
логиками и математиками
(прежде всего
Г. Фреге, Б. Расселом, А. Уайтхедом) на
пути
объединения логики и лингвистики,а
также на пути
применения логики для
обоснования математики.
Проблемы
связи языка и процессов мысли, которые
в
наибольшей мере занимали классическую
философию, в
неопозитивизме оттеснялись
на задний план. Логический
анализ они
связывали не с действительным мышлением,
но
с мышлением "в форме его рациональной
реконструкции"
(Р. Карнап). Лишь в
языковой форме, полагали
неопозитивисты,
процессы мышления становятся
доступными
логическому исследованию.
Вступив на путь непривычного
для
философской классики максимального
сближения, а то
и прямого отождествления
форм языка и форм логики,
философия
XX века стремилась укрепить
рационализм,
открывая новые возможности
комплексного научного - в
данном случае
логико-лингвистического - анализа.
В
чем же состояли эти новые возможности?
Проблемы
тут весьма трудные, требующие
специальной подготовки.
Попытаемся,
однако, вникнуть в них. Возьмем для
примера
несколько предложений: "Роза
(есть) цветок"; "Наполеон
(есть)
победитель при Иене"; "Наполеон
(есть)
побежденный при Ватерлоо";
"Сила есть произведение
массы на
скорость". При всех различиях в них
есть общее
- это языковая и логическая
форма. С точки зрения
логики все эти
предложения суть утвердительные
суждения,
где его субъектам, то есть тому, о чем
в
суждении идет речь (роза, Наполеон,
сила),
приписываются некие относящиеся
к ним характеристики,
свойства -
предикаты и где отнесенность предиката
к
субъекту утверждается с помощью
явной или
подразумеваемой связки
"есть". Высказывания имеют
общую
логическую форму "S есть Р".
Приведение данных
высказываний к
логической форме позволяет объединить
их,
да еще и присоединить к целому классу
подобных
высказываний. Далее, к ним
же можно отнести имеющие ту
же логическую
форму формулы математики или
естествознания,
например знаково-символическую, а
не
словесную запись физического
определения силы. Тогда
возникает (и
может быть записана в каких-либо
исходно
принятых знаках) более общая,
чем в обыденном языке и в
математике,
логическая форма. Иными словами,
движение
от языковой формы к
формально-логической, а также
от
математико-логической формы - к
более общему
логическому формообразованию
открывает возможность, с
одной стороны,
возрастающего "восходящего"
обобщения,
все более широкой нормализации,
а с другой -
возможность "нисхождения"
от более общих логических
форм к более
конкретным языковым высказываниям. На
пути
"восхождения" возможно
построение множества
относительно
обособленных или взаимосвязанных
языковых,
формально-логических,
математико-логических систем:
достаточно
взять в качестве отправной точки
какие-либо
языковые образования
(имена, предложения, их
комплексы),
договориться (заключить
"конвенцию")
относительно
обозначающих их общих символов.
Предлагалось
и принципиально иное решение
логического
вопроса об отношении множества,
совокупности
и их элементов: то, что включает
всю
совокупность, не должно включать
себя. Слова "все
критяне лгут",
стало быть, имеют смысл только
при
предположении, что в класс "все
критяне" Эпименид не
включает самого
себя. Впрочем, парадоксы теории
множеств
другие авторы предлагали решать
иными
способами.
Расселовская теория
логических типов приобрела
большое
значение для дальнейшего развития
логики и
философии неопозитивизма.
Она и дала новый толчок тому
процессу
формирования логико-лингвистических
систем
самых разных уровней.