Русская философия XIX века (работа 1)
Концепции
человека в русской философии XIX века.
Философско-антропологическая мысль в
России XIX века демонстрирует предельное
многообразие подходов к проблеме
человека. На протяжении столетия менялись
духовные установки и господствующие
мировоззренческие течения. Однако тема
человека оставалась неизменной, она
служила фундаментом для самых разных
теоретических исканий. "Излюбленная
- тема русских размышлений - человек"
/Франк/.
Панорама
концепций человека, созданных в XIX веке,
обширна. В нее входят "авторские"
антропологии представителей различных
философских направлений.
Так,
русская философия первой половины XIX
века предстает перед нами как история
борьбы двух противоположных направлений:
стремления организовать жизнь на
европейский лад и желания оградить
традиционные формы национальной жизни
от иностранного влияния. Это был
"болезненный процесс национально-
исторического самонахождения и раздумья"
/Флоренский/, в результате которого
возникли две идейные программы:
западничество и славянофильство.
Западничество
и славянофильство составляет главный
фокус, вокруг которого и по отношению
к которому оформился идеологический
горизонт эпохи 1840-1850 гг., сыгравший
решающую роль в формировании русского
национального самосознания и определяющий
дальнейшие судьбы русской
философии.
Среди
широкого круга тем,обсуждаемых западниками
и славянофилами, особо выделяется
антропологическая проблематика.
Основатели славянофильства А.С.Хомяков
и И.В.Киреевский обосновали концепцию
человека, в центре которой - истолкование
духовно - нравственных ценностей с
позиций православия.
В
своих богословских трудах А.С.Хомяков
обратился к теме соборной Церкви,
через которую только и может совершиться
преображение человека. В отношении
Церкви Хомяков определял соборность
как "единство во множестве". Если
взять это понятие в контексте социальной
философии, то можно определить соборность
как общность людей, свободную от
антагонизма, объединенных верой в
православные ценности, гарантирующие
цельность личности и соборность познания.
Соборность - это примирения в христианской
любви и свободы каждого и единства
всех.
Из
учения о Церкви Хомяков выводит
собственное учение о личности. "Отдельная
личность есть совершенное бессилие и
внутренний непримиримый разлад "
/Хомяков/. Лишь в Церкви , то есть свободном,
проникнутом братской любовью к другим
людям единении во имя Христа, - только
здесь личность обретает все свои дары,
всю полноту ее личного богатства.
В
антропологии Хомякова с особой силой
выдвигается учение о целостности
в человеке, под которой он понимает
"иерархическую структуру души":
существуют "центральные силы нашего
богообразного разума, вокруг которого
должны располагаться все силы нашего
духа" .
Очевидно,
что антропологические построения
Хомякова перекликаются с учением
И.В.Киреевского о целостности
духа.
Цельность
духа - это вопрос о внутреннем устроении
жизни, о постоянном поиске "того
внутреннего корня разумения, где все
отдельныесилы сливаются в одно живое
и цельное зрение ума" /Киреевский/.
В
основу всего построения философ положил
различие "внешнего" и "внутреннего"
человека. Внутренний человек -
это совокупность способностей человека:
способности любви к богу, и помощи к
ближнему; способность ощущать вину,
стыд, сострадать, чувствовать красоту.
Внешний человек - это,
выражаясь языком современной социальной
психологии, совокупность социальных
ролей, которые весьма часто противоречат
друг другу, вызывая самоотчуждение
человека, расколотость и противоречивость
внутренней и внешней жизни.
Обретение
цельности, то есть путь к господству в
человеке "внутреннего средоточия",
- в "собирании сил души". И задача
эта достижима "для ищущего", но
нужен труд, нужна духовная работа над
собой. Человеку необходимо проникнуться
стремлением "собирать все отдельные
части души в одну силу, отыскать то
внутреннее средоточие бытия, где разум,
воля, и чувство, и совесть, прекрасное
и истинное, удивительное и желаемое,
справедливое и милосердное, и весь объем
ума сливаются в одно живое единство, и
таким образом восстанавливается
существенная личность в ее первозданной
неделимости"/Киреевский"/.
Антропологические
построения Хомякова и Киреевского
восходят к христианскому видению
цельного человека.
В
противоположность этому исходным
пунктом философских взглядов западников
было рационально - аксиологическое
понимание человеческой
личности.
В.Г.Белинский
не создал собственной антропологии как
стройной философской системы. Однако
все его размышления так или иначе носят
антропоцентрический характер.
Эволюция
взглядов в конечном итоге привела его
к утверждению абсолютной ценности
человеческой личности. "Для меня
теперь человеческая личность выше
истории, выше общества, выше человечества"
/Белинский/. Во имя личности, во имя ее
полноценного развития и обеспечения
"каждому" возможности этого
развития, стоит Белинский за социалистические
идеалы. "Человек метафизически не
прочен...Мертвая и бессознательно
разумная природа поступает с индивидуумом
хуже, чем злая мачеха". Но если природа
безжалостна, то тем более оснований для
людей бережно заботиться о каждом
человек.
Мотивы
персонализма, поиска "социальной
правды" во имя освобождения личности
от гнета современного строя вместе с
Белинским разделяли и другие представители
западничества.
Оригинальное
философское творчество А.И. Герцена,
его особый подлинный "философский
опыт" были сосредоточены на проблеме
человека: "личность - вершина
исторического мира, к ней все примыкает,
ею все живет" /Герцен/.
В
некотором смысле Герцен был основателем
русского материализма и позитивизма с
их ориентацией на естественные науки.
Так , он хотел объяснить человека из
мира природы. Но увы, природа слепа. В
ней царит бессмысленная случайность -
таков печальный итог его размышлений.
Противоположный природе полюс бытия -
моральная личность во всеоружии
своего знания и нравственной
ответственности. При всем желании ее
невозможно дедуцировать ни из мира
природы, ни из мира истории. Нужно
принимать ее как неоспоримую
данность.
"Вне
нас все изменяется, все зыблется; мы
стоим на краю пропасти и видим, как он
осыпается.., и мы не сыщем гавани иначе,
как в нас самих, в сознании нашей
беспредельной свободы, нашей самодержавной
независимости.."/Герцен/. Так рождается
позиция трагического противостояния
миру, который не внушает доверия.
Единственное, что остается непоколебимым
- это вера в личность, в ее нравственные
силы, в защиту "естественных движений
души".
Сходные
умонастроения суммируются в некое
психологическое единство и переживаются
как отличия "новых людей" второй
половины XIX века от предыдущего
поколения.
Идейным
вождем и ярким представителем материализма
и радикализма этого периода был
Н.Г.Чернышевский.
В
его основной философской статье
"Антропологический принцип" в
философии" учение о человеке
преподнесено с позиций "новой"
антропологии, базирующейся на
материалистическом биологизме. "На
человека надо смотреть, как на существо,
имеющее только одну натуру, чтобы не
разрезать человеческую жизнь на разные
половины, и рассматривать каждую сторону
деятельности, как деятельность всего
организма" /Чернышевский/. Защищая
единство человека с "научной точки
зрения", Чернышевский подчиняет
познание принципам, господствующим в
сфере физико - химических процессов.
Что вполне соответствовало позитивистским
тенденциям эпохи.
Известно,
что Чернышевский представлял себе
"положительно" нравственного
человека как "человека вполне",
цельного и гармоничного в котором корень
всех движений - и корыстных, и бескорыстных
- один и тот же, а именно "любовь к
самому себе". Однако теория разумного
эгоизма "не мешала Чернышевскому
верить в "почти чудотворную силу
личности и горячо сочувствовать всем
тем, кто угнетен условиями
жизни.
Позиции
позитивизма, веры в науку разделяли и
представители народничества, радикализма
и социализма. Однако во второй половинеXIX
века на примере многих философских
построений можно было наблюдать как
"независимость и самобытность
морального вдохновения полагают границы
позитивистской установке ума"
/Зеньковский/. И у Герцена, и у Чернышевского,
и с особенной ясностью у П.Л.Лаврова на
первое место выступает примат
этики.
Антропологизм
Лаврова основывается на понятии "цельного
человека". "Человека есть
единство бытия и идеала" /Лавров/,
прочным основанием которого является
"наличность морального сознания".
Моральное сознание, начиная с простого
"желания", создает идеал и движет
творчеством человека, вырывает человека
из потока бессознательного бытия,
создает историческую действительность.
Лавров суммирует свой антропологизм
так: "человек есть источник природы
/ибо из данных опыта человек воссоздает
"природу", источник истории /борется
за свои идеалы, бросает семя в почву
окружающего мира/, источник собственного
сознания /перестраивает свой внутренний
мир/".
Проблемы
полноты и целостности, нераздельности
человеческой личности, высокий этический
пафос размышлений о человеке оказываются
общими для всей русской философской
антропологии XIX века. Но в разнородных
идейных течениях эти проблемы получают
различную аранжировку.
Панорама
антропологических концепций XIX века
могла бы быть представлена более
значительным числом персоналий, но, без
включения в нее творческого наследия
Ф.М.Достоевского, она вряд ли могла быть
полной.
Вместе
со всей русской мыслью Достоевский -
антропроцентричен. Нет для Достоевского
ничего дороже и значительнее человека,
хотя, быть может, нет и ничего страшнее
человека. Человек - загадочен, соткан
из противоречий, но он является в то же
время - в лице самого даже ничтожного
человека - абсолютной ценностью. Поистине
- не столько Бог мучил Достоевского,
сколько мучил его человек, - в его
реальности и в его глубине, в его роковых,
преступных и в его светлых, добрых
движениях.
Сила
и значительность подобного антиномизма
у Достоевского в том, что оба члена
антиномии даны у него в высшей своей
форме. Основная тайна человека, по
Достоевскому, состоит в том, что он есть
существо этическое, что он неизменно и
непобедимо стоит всегда перед дилеммой
добра и зла, от которой он не может никуда
уйти: кто не идет путем добра, тот
необходимо становится на путь
зла.
Эта
этическая сущность человека, основная
его этическая направленность не
предвзятая идея у Достоевского, а вывод
из его наблюдений над людьми.
"Идея
человека" пронизывает, центрирует
русскую философию XIX века. Во всех
различных течениях русской мысли главным
является утверждение того, что "человек
в своей индивидуальности является
нравственной ценностью высшей
иерархической ступени" /Бердяев/.