Философия и наука (работа 3)
Непосредственной
целью науки является описание, объяснение
и
предсказание процессов и явлений
действительности, составляющих пред-
мет
ее изучения, на основе открываемых ею
законов. Философия всегда в
той или
иной степени выполняла по отношению к
науке функции методоло-
гии познания
и мировоззренческой интерпретации ее
результатов. Филосо-
фию объединяет
с наукой также и стремление к теоретической
форме пост-
роения знания, к логической
доказательности своих выводов.
Европейская
традиция, восходящая к античности,
высоко ценившая
единство разума и
нравственности, вместе с тем прочно
связывала фило-
софию с наукой. Еще
греческие мыслители придавали большое
значение
подлинному знанию и
компетентности в отличии от менее
научного, а по-
рой и просто легковесного
мнения. Такое различие имеет
принципиальный
характер для многих
форм человеческой деятельности, в том
числе и для
философии. Так чем же
являются результаты интеллектуальных
усилий фи-
лософов: надежным знанием
или только мнением, пробой сил, своего
рода
игрой ума? Каковы гарантии
истинности философских обобщений,
обоснова-
ний, прогнозов? Вправе ли
философия притязать на статус науки
или же
такие притязания беспочвенны?
Попробуем ответить на эти вопросы
обра-
тившись к истории.
Первую
попытку обрисовать круг задач философии,
перед лицом су-
ществующих и только
начинающих формироваться конкретных
наук, в свое
время предпринял Аристотель.
В отличии от частных наук, каждая из
ко-
торых занята исследованием своей
области явлений, он определил филосо-
фию
как учение о первопричинах, первопринципах,
самых общих началах
бытия. Ее
теоретическая мощь представилась
Аристотелю несоизмеримой с
возможностями
частных наук и вызывала его восхищение.
Он назвал эту
область знания 'госпожой
наук', считая что другие науки, как
рабыни,
не могут сказать ей и слова
против. В размышлениях Аристотеля
отражено
характерное для его эпохи
резкое расхождение философской мысли
и спе-
циальных дисциплин по уровню
их теоретической зрелости. Такая
ситуация
сохранялась в течении многих
веков. Подход Аристотеля надежно
утвер-
дился в сознании философов
титулами 'королева наук' и 'наука наук'.
В
Древней Греции философия зародилась в
качестве всеобъемлющей
науки - само
слово 'философия' означает 'наука'. Эта
наука была нап-
равлена на все, что
вообще было способно или казалось
способным стать
объектом познания.
Будучи сначала единой и нераздельной
наукой, фило-
софия, при дифференцированном
состоянии отдельных наук, становилась
отчасти
органом, соединяющим результаты
деятельности всех остальных
наук и
одно общее познание, отчасти проводником
нравственной и религи-
озной жизни.
Идеи а[НЕРАЗБОРЧИВО]стики, первоначально
выдвинутые еще в
античной философии,
лишь в 17-18 веках превратились в
естественно-на-
учный факт - можно
говорить об определенных прогнозирующих
функциях по
отношению к естествознанию.
В
19-20 веках, на новом этапе развития знаний,
зазвучали противо-
положные суждения
о величии науки и неполноценности
философии. В это
время возникло и
приобрело влияние философское течение
позитивизма,
поставившего под сомнение
познавательные возможности философии,
ее на-
учность, одним словом развенчивающее
'королеву наук' в 'служанки'. В
позитивизме
был сформирован вывод о том, что философия
это суррогат
науки, имеющий право на
существование в те периоды, когда еще
не сло-
жилось зрелое научное познание.
На стадиях же развитой науки познава-
тельные
притязания философии объявляются
несостоятельными. Провозгла-
шается,
что зрелая наука - сама себе философия,
что именно ей посильно
брать на себя
и успешно решать запутанные философские
вопросы, будора-
жившие умы в течении
столетий.
Ко всему прочему отличием
философского знания от других является
то,
что философия - единственная из наук
объясняет что такое бытие,
какова его
природа, соотношение материального и
духовного в бытие.
Посмотрим как наука
и философия взаимодействуют между
собой.
Научно-философское мировоззрение
выполняет познавательных функ-
ций,
родственных функциям науки. Наряду с
такими важными функциями как
обобщение,
интеграция, синтез всевозможных знаний,
открытие наиболее
общих закономерностей,
связей, взаимодействий основных подсистем
бы-
тия, о которых уже шла речь,
теоретическая масштабность,
логичность
философского разума
позволяют ему осуществлять также функции
прогноза,
формирования гипотез об
общих принципах, тенденциях развития,
а также
первичных гипотез о природе
конкретных явлений, еще не
проработанных
специально-научными
методами.
На основе общих принципов
рационального понимания философская
мысль
группирует житейские, практические
наблюдения различных явлений,
формирует
общие предположения о их природе и
возможных способах позна-
ния. Используя
опыт понимания, накопленный в иных
областях познания,
практики, она
создает философские 'эскизы' тех или
иных природных или
общественных
реалий, подготавливая их последующую
конкретно-научную
проработку. При
этом осуществляется умозрительное
продумывание принци-
пиально допустимого,
логически и теоретически возможного.
Т.о. филосо-
фия выполняет функцию
интеллектуальной разведки, которая
также служит
и для заполнения
познавательных пробелов, постоянно
возникающих в свя-
зи с неполной, разной
степенью изученности тех или иных
явлений, нали-
чием 'белых пятен'
познавательной картины мира. Конечно,
в конкретном
- научном плане предстоит
заполнить специалистам-ученым, иной
общей
системе миропонимания. Философия
же заполняет их силой
логического
мышления.
Специалисты,
изучающие всевозможные конкретные
явления, нуждаются
в общих, целостных
представлениях о мире, о принципах его
устройства,
общих закономерностях и
т.д. Однако сами она таких представлений
не
вырабатывают - в конкретных науках
используется универсальный мысли-
тельный
инструментарий(категории, принципы,
различные методы позна-
ния), но ученые
специально не занимаются разработкой,
систематизацией,
осмыслением
познавательных приемов, средств.
Общемировоззренческие и
теоретико-познавательные
основания науки изучаются, отрабатываются
и
формируются в сфере философии.
Итак,
философия и наука довольно сильно
взаимосвязаны, у них есть
много общего,
но есть и существенные различия. Поэтому
философию нель-
зя однозначно причислять
к науке и наоборот нельзя отрицать ее
науч-
ность. Философия - отдельная
форма познания, имеющая научные
основы,
проявляющая себя в те моменты
и в тех областях научного знания,
когда
теоретический потенциал в этих
областях либо мал, либо вообще
отсутс-
твует.