Философия в жизни человека и общества
Философия
в жизни человечества и общества.
План.
1.Сущность и жизненный смысл
мировоззрения. Структура
миро-
воззрения.
2.Исторические типы
мировоззрения: мифологическое,
религиоз-
ное, философское. Религиозная
картина мира.
3.Что такое философия и
зачем она? Предмет философских
раз-
мышлений в истории философской
мысли.
4.Основной вопрос философии.
Материализм, идеализм,
агности-
цизм.
5.Предназначение
философии, ее задачи и функции.
6.Философия
и частнонаучные знания. Предмет философии.
Проб-
лемы научности философского
мировоззрения.
Философия (с греч. - любовь к истине,
мудрости) - форма об-
щественного
сознания; учение об общих принципах
бытия и познания,
об отношении человека
к миру, наука о всеобщих законах
развития
природы, общества и мышления.
Философия вырабатывает обобщенную
систему
взглядов на мир, место человека в нем;
она исследует поз-
навательные ценности,
социально-политическое, нравственное
и эс-
тетическое отношение человека
к миру.
1
Каждый человек сталкивается
с проблемами, обсуждаемыми в фи-
лософии.
Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто
или что опреде-
ляет эти законы развития?
Какое место занимает закономерность,
а
какое - случай? Положение человека
в мире: смертен или бессмер-
тен? Как
может человек понять свое предназначение.
Каковы позна-
вательные возможности
человека? Что есть истина и как ее
отличить
от лжи?
Морально-нравственные
проблемы: совесть, ответственность,
справедливость,
добро и зло.
Эти вопросы поставлены
самой жизнью. Тот или иной вопрос
оп-
ределяет направление жизнедеятельности
человека.
Философия призвана правильно
решить эти вопросы, помочь пре-
образовать
стихийно сложившиеся взгляды в
миропонимании, что яв-
ляется необходимым
в становлении личности.
Эти проблемы
нашли решение задолго до философии - в
мифоло-
гии, религии. Эти вопросы не
просто философия, а мировоззрение.
Мировоззрение
шире, чем философия.
_Мировоззрение .
- система обобщенных чувствований и
интуитив-
ных представлений и
теоретических взглядов на окружающий
мир и
место человека в нем, на
многосторонние отношения человека к
ми-
ру, самому себе и другим людям,
система не всегда осознанных жиз-
ненных
установок человека, определенной
социальной группы, их
убеждений,
идеалов, социально-политических,
нравственных, эстети-
ческих и
религиозных принципов познания и
оценок.
Объект мировоззрения - мир в
целом. Предмет мировоззрения
-
взаимоотношение мира природы и мира
человека (в Др.Греции макро-
косма и
микрокосма).
Мировоззрение невозможно
без совокупности знаний о природе,
обществе,
человеке. Мировоззрение - не простая
совокупность зна-
ний, не сумма наук;
она отличаетсяот суммы наук тем, что в
центр
своего внимания ставит вопрос
о соотношении миропонимания как
та-
кового и такой разумной части
мироздания, как люди.
По Рубинштейну,
мировоззрение - показатель зрелости
личнос-
ти.
Для характеристики
мировоззрения имеет значение
пропорцио-
нальное соотношение знаний,
убеждений, верований, надежд, настро-
ений,
норм, идеалов.
Структура мировоззрения
- компоненты: познавательный,
цен-
ностно-нормативный, морально-ролевой
и практический.
Познавательный
компонент базируется на обобщенных
знаниях.
Он включает в себя
конкретно-научную и универсальную
картину ми-
ра. Всякое познание формирует
мировоззренческий каркас.
Понимание
мировоззрения связывается
всегда с философскими взглядами.
Любая
философия является мировоззрением,
но не всякое мировоззрение
фи-
лософично.
Философия - это теория
мировоззрения, она теоретически реша-
ет
те или иные проблемы. Чтобы знание
приобрело мировоззренческий
смысл,
оно должно быть оценено, т.е.освещено
лучами нашего к нему
отношения.
Ценностно-нормативнй
компонент включает в себя ценности,
идеалы,
нормы, убеждения. Главное назначение
этого компонента в
том, что бы человек
опирался не только на обобщенные знания,
но и
мог руководствоваться общественными
идеалами.
Ценность - свойство того или
иного предмета, удовлетворяюще-
го
потребности людей в системе. Наверху
иерархии ценностей стоит
абсолютная
ценность. В религиозном мировоззрении
это бог.
В этих ценностях есть обязывающий
момент. Нормы являются тем
средством,
которое связывает ценностно-значимое
для человека с
его практическим
поведением.
Чтобы нормы, знания,
ценности реализовались в практических
поступках
и действиях, необходимо превращение в
личностные взгля-
ды, убеждения,
идеалы.
Выработка психических установок
на возможность действовать.
Формирование
этой установки осуществляется в
эмоционально-волевой
составляющей.
Мировоззрение
- реальная готовность человека к
определенному
типу поведения в
определенных обстоятельствах.
Мировоззрение
складывается под
воздействием социальных условий,
воспитания, об-
разования. Мерилом
мировоззренческой зрелости личности
являются
поступки, дела.
По характеру
формирования и способу функционирования
можно
выделить жизненно-практический
и теоретический уровень мировозз-
рения.
Жизненный уровень часто называется
жизненной философией.
Теоретический
уровень - религия, традиции, образование,
духовная
культура, профессиональная
деятельность. Здесь очень часто
при-
сутствуют предрассудки.
К
теоретическому уровню, наряду с наукой
принадлежит филосо-
фия, которая
претендует на теоретическую обоснованность
не только
как содержания, так и способов
достижения обобщенных знаний
дейс-
твительности, а также норм,
ценностей, идеалов.
2
Можно говорить
об исторических типах мировоззрения.
Принято
считать, что:
1 - мифологическое
мировоззрение. Это начальный тип
миро-
воззрения, который можно назвать
предмировоззрением.
Мифология возникла
на той стадии общественного развития,
когда
человечество пыталось дать ответы на
такие вопросы, как
происхождение и
устройство мироздания в целом.
Значительную
часть мифологии составляют космологические
ми-
фы. Большое внимание в мифах
уделяется рождению, смерти, испыта-
ниям.
Особое место занимает добыча огня,
изобретение ремесел,
одомашнивание
животных.
Миф - это не первоначальная
форма знаний, а вид мировоззре-
ния,
образное представление о природе и
коллективной жизни. В ми-
фах объединились
зачатки знаний, религиозных верований.
Для пер-
вобытного сознания мыслимое
должно совпадать с переживаемым,
действительное
с тем, кто действует.
Генетический
принцип - сводится к выяснению кто кого
поро-
дил. Мифы построены на установлении
гармонии между миром и чело-
веком.
Наряду
с мифологией существует и религия. Но
чем отличается
мифологическое
мировоззрение от религиозного?
Воплощенные
в мифах представления тесно переплетаются
с об-
рядами. Мифология находится в
тесном взаимодействии с религией.
Спецификой
религии является то, что основой здесь
является куль-
товая система, т.е.
система обрядовых действий, направленных
на
установление определенных отношений
со сверхъестественным. Миф в
той мере
религиозен, в какой он включен в культовую
систему.
С помощью обрядности религия
культивирует человеческие чувс-
тва
любви, совести, долга, милосердия, придает
им особую ценность.
Вера - свойство
человеческого сознания, есть вера в
идеалы в
любом мировоззрении.
Основная
функция религии состоит в том, чтобы
помочь преодо-
леть человеку относительную
изменчивость его бытия. и возвысить
человека
до чего-то абсолютного, вечного. Религия
помогает чело-
веку преодолеть житейские
трудности. Главная и самоценная идея
-
идея Бога. Из нее выводится все
остальное содержание. Идея Бога
является
не только принципом, сколько такой
идеей, которая связы-
вает человека с
нравственной идеей.
Религия - ответ
на вопрос о смысле жизни. "Искать бога
- ра-
зобраться в понятиях добра и зла",
- писал Достоевский.
Три великих
религии: буддизм, христианство, ислам.
Религия
считает, что наша эмпирическая
действительность несамостоятельна
и
несамодостаточна. Она вторична, она
результат творения. Бог -
трансцендентная
сущность (над миром).
Современная
религия не отвергает достижения науки
и подчер-
кивает, что дело науки -
изучать. Главное, чтобы человечество
не
забывало, что над ним существует
неусыпный контроль.
Центральный пункт
- образ Бога или богов. Бог представляет
собой
высшую власть над другим миром.
Христианский бог абсолютно
всесилен
и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями:
Отца, Сына и
Святого Духа. Все они
неслияемы и неразделимы. Христианский
Бог
творит мир из ничего (креационизм).
Он самовластно управляет этим
миром.
Но Бог наделил людей свободой выбора.
Откуда
в мире столько зла? Это дело рук
человеческих, одно
из противоречий
христианской философии: человек свободен
и пре-
допределен.
Богу противостоит
Дьявол. Дьявол - не созидающее начало,
но
он может переманивать на свою
сторону заблудившиеся силы. Но Бог
всегда
сильнее.
Пространство в религии
удвоено: пространство эмпирическое
+
запредельное: небо и адские слои.
Время для христианства линей-
ное.
Имеет начало и конец. История нециклична,
линейна. Сотворе-
ние мира, грехопадение,
пришествие Христа.
Бытие человека
трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и
Ева
согрешили и этот грех выбросил
человека из райского сада на зем-
лю.
Даже младенец грешен первородным
грехом.
Христианство изложено двумя
основными заповедями: возлюби
Бога
всем сердцем своим, возлюби ближнего
как самого себя.
Особенно сильно
подрывал мифологию новый общественный
уклад.
Возникает особая форма общения
- доказательство, искусство аргу-
ментированно
убеждать, - которые привели к строгому
систематичес-
кому мышлению, что
вступило в противоречие с бездоказательной
ми-
фологией.
На протяжении веков
философов интересовала природа, о
чем
свидетельствуют труды Лукреция
"О природе вещей", Дж.Бруно
"О
бесконечности Вселенной и мирах",
Д.Дидро "мысли об истолковании
природы",
Гегеля "Философия природы".
В
изучении природы философов интересовали
вопросы возникно-
вения и строения
мира, первооснова сущего, из которого
все возни-
кает, и в которое все
превращается.
Интересовал вопрос
общественной жизни людей.
Труды: Платон
"Государство", Аристотель "Политика",
Т.Гоббс
"О гражданине", Д.Дидро
"2 трактата о государственном
управле-
нии", Ш.Монтескье "О духе
закона", Гегель "Философия права",
Эн-
гельс "О происхождении семьи,
частной собственности и государс-
тва.
Но в общественной жизни философы
разработали общие полити-
ческие,
теоретические принципы.
Философы
думали о наилучшем устройстве общества
и завещали
другим поколениям найденные
ими идеалы нравственности, свободы.
Предметом
раздумываний являлся и сам человек, его
ум, чувс-
тва, язык, мораль.
Например,
у Сократа главный философский вопрос
- человечес-
кая жизнь и смерть, смысл
жизни, нравственные добродетели.
Другие
труды: Аристотель "О душе", "Этика".
Б.Спиноза "Эти-
ка", Т.Гоббс "О
человеке", Дж.Локк "Опыт о человеческом
разуме",
Гельвеций "О человеке,
о душе", Гегель "Философия
религии".
Философия теоретически
сформулировала мышление, как система
самых
общих взглядов на мир и место человека
в нем. В центре фи-
лософии находится
человек в его соотношении с природным
и соци-
альным миром.
Многие философские
проблемы связаны с вопросом о
соотношении
материи и сознания. Вопрос
об отношении сознания к бытию Энгельс
назвал
основным вопросом философии. Он имеет
две стороны:
1) Что является первичным,
определяющим: материальное или
духовное?
2)
Соотношение материи и сознания с точки
зрения того, как
человеческое сознание
относится к действительности? Способно
ли
сознание познать мир?
Философы
разделились на два лагеря: материалисты
и идеалис-
ты. Оба взгляда являются
монистическими (исходящими из одного).
Но
в истории философии существует еще и
дуалистическое направле-
ние, которое
признает материальное и духовное
независимо друг
от друга.
И материализм,
и идеализм прошли в своем развитии
несколько
форм:
1. Стихийный
материализм.
2. Метафизический,
механистический материализм 17 века.
3.
Отечественный материализм 60-х годов 19
века. (Чернышевс-
кий).
4. Современная
форма материализма - диалектический
материа-
лизм (Маркс, Плеханов,
Ленин).
Идеализм.
Объективный идеализм
- первичность духовного мира, мира
идей,
чистой мысли, мирового разума, существующих
вне субъекта.
Мир людей, вещей -
порождение духовного мира (Платон и
Гегель).
Субъективный идеализм -
первичны человеческие ощущения,
че-
ловеческое сознание, т.е. что-то
субъективное, а материальный
мир
рассматривается как порождение
и результат творческой деятельнос-
ти
субъекта.
Материалисты считают, что
мир познаваем, но процесс познания
сложен,
диалектически противоречив.
Есть
пессимистические системы взглядов
скептицизм, агности-
цизм. Первый
утверждает, что существует два
взаимоисключающих
мнения: утверждение
и отрицание. Агностики принципиально
отрицают
познаваемость мира.
Кант
пришел к выводу о существовании границ
познания. Он
предупреждал об опасности
всезнайства, о том, что есть граница
между
знанием и незнанием. Как бы не натворить
чудес для себя? "Я
ограничил
возможность науки и дал место
вере."
Агностицизм - философское
учение согласно которому не может
быть
окончательно решен вопрос об истинности
познания окружающей
человека
действительности. Этот термин введен
английским естест-
воиспытателем
Гексли в 1869 г. для обозначения философской
пози-
ции, ограничивающей сферу
компетенции философскими рамками
"пози-
тивного знания". Наиболее
последовательно в истории философии
аг-
ностицизм проведен в скептицизме
Юма, который полагал, что все
познание
имеет дело лишь с опытом и принципиально
не может выйти
за его пределы, а потому
не может судить о том, каково отношение
между
опытом и реальностью.
Вульгарный
материализм - течение в буржуазной
философии сер.
19 в. Упрощали положения
старого материализма и, отвергая
диалек-
тику, оставались на позициях
метафизики и механицизма в ту эпоху,
когда
уже сложились исторические условия для
преодоления ограни-
ченности
предшествовавшего материализма. Они
популяризировали
достижения
естествознания, указывали на атеистические
выводы, от-
рицали специфику сознания,
которое непосредственно сводилось
к
веществу. Содержание сознания
определялось главным образом хими-
ческим
составом продуктов питания.
Деизм -
философское воззрение, получившее
распространение в
эпоху Просвещения,
согласно которому бог, сотворив мир, не
прини-
мает в нем никакого участия и
не вмешивается в закономерности те-
чения
событий.
Дуализм - двойственный.
Философское учение, исходящее из
признания
равноправными, не сводимыми друг к другу
два начала -
дух и материю. Представитель
- Декарт.
Истина - адекватное отражение
объекта познающим субъектом,
воспроизводящее
его так, как он существовал сам по себе
вне и не-
зависимо от человека и его
сознания, объективное содержание
чувств,
эмпирического опыта, понятий, идей,
суждений, теорий,
учений и целостной
картины мира в диалектике ее развития.
Катего-
рия истины характеризуется
как результат процесса познания, так
и
методы, с помощью которых осуществляется
познавательная деятель-
ность.
Мифология
- форма общественного сознания, способ
понимания
природной и социальной
действительности на ранних стадиях
общест-
венного сознания. Предпосылки
мифологической "логики"
служили
неспособностью человека
выделить себя из окружающей среды и
не-
расчлененного мифологического
мышления.....
Монизм - способ, рассматривающий
многообразие явления мира,
исходящее
из одного начала, единой основы всего
существующего и
построение теории в
форме логически последовательного
развития
исходного положения.
Пантеизм
- философское учение, отождествляющее
бога и мир.
Скептицизм - античное,
философское направление, основанное
Пирроном.
Опираясь на Демокрита о недостоверности
знания, не до-
пускали возможность
достоверности знания. Отвергали
существующие
причины явлений,
объективное существование добра и зла.
Считали
всех философов глупцами.
Солипсизм
- крайняя форма субъективного идеализма,
в которой
признается только мыслящий
субъект, а все остальное существует
лишь
в сознании индивида.
Теизм - религиозное
мировоззрение, исходящее из
понимания
абсолюта как бесконечного
личностного начала, сотворившего мир
в
свободном акте воли и затем им
распоряжающегося.
5
В свое время Кант
сформулировал три вопросы, которые
имеют
принципиальное значение для
философии: что я могу знать, что я
должен
делать, на что я могу надеяться.
Эти
вопросы отражают 3 типа отношений
человека к миру: поз-
навательное
(гносеология), практическое (праксиология),
ценност-
ное (аксиология).
Кант
подчеркивал, что без знаний нельзя стать
философом, но
одних знаний мало, т.к.
подлинный философ - практический,
воспи-
тывающийся учением и делом.
Любые цели, знания должны согласовы-
ватьсяс
высшими целями человеческого разума.
Без этого стержня
достижения людей
теряют смысл.
Кант считает, что эти
три вопроса сведены к четвертому,
"Что
есть человек?" Если существует
наука, действительно нужная че-
ловеку,
то это та, их которой можно научиться
тому, чтобы быть
человеком.
Высшая
цель для Канта - человек, как цель, а не
средство.
Пока человечество этого не
добилось.
В центре внимания философии
находится человек с его природ-
ным и
социальным миром. Что имеется
ввиду?
1.Человечество не как объект в
философии, но как субъект
(творец,
деятель).
2. Философия рассматривает
человека не просто как субъект,
но
человека в его отношении к миру.
Она
должна определять то конкретное и
уникальное место, ко-
торое занимает
человек в универсуме бытия. Без общей
мировоззрен-
ческой установки невозможна
никакая активно-творческая деятель-
ность
человека.
3.Философия должна ответить
на центральный вопрос, возникаю-
щий
при рассмотрении отношения человека к
миру, на основании воп-
роса философии
о первичности объекта или субъективности
бытия.
- о формах отражения субъектом
мира объектов;
- О способах истинности
субъективного образа
объективного
мира.
4.Философия должна
освободить человеческий ум от скрытых
в
нем препятствий к адекватному
восприятию мира, т.е. выполнить
миссию
методологического чистилища для ищущего
себе верную дорогу
опытного и вообще
частнонаучного знания.
5.Философия
должна обосновать свой предмет как
универсальный
стержень процесса
познания вообще.
Мы говорим: "К
Вселенной надо подходить объективно",
т.е.
так, как она существует в
действительности.
Литература:
1.Введение в философию.
Ч.1 М., 1989.
2.Философия. Учебник для вузов.
1995
3.На переломе. Философские дискуссии
20-х годов. Философия и
мировоззрение.
М.,1990.
4.Ильин И.А. Философия и жизнь.
5.Франк
С.Н. Понятие Философии. Взаимоотношение
философии и
науки.
6.Вернадский В.И.
Научное мировоззрение.
7.Соловьев В.С.
Исторические дела философии // Из
истории
русской гуманистической
мысли. М., 1993
8.М.Хайдеггер. Что такое
философия? // Вопросы философии
1993. -
N8.
9.ФЭС. Статьи: агностицизм, вульгарный
материализм, деизм,
дуализм, идеализм,
материализм, мировоззрение, мифология,
монизм,
основной вопрос философии,
пантеизм, скептицизм, солипсизм,
фило-
софия.
10. Энгельс Ф. Людвиг
Фейербах и конец классической
немецкой
философии. гл.2.