Экзистенциализм (работа 5)
" Экзистенциализм
- это гуманизм". Название этой книги
французс-
кого философа , писателя и
драматурга Жана Поля Сартра может
служить девизом экзистенциализма ,
как самое краткое и точное вы-
ражение
смысла и назначения целого направления
современной филосо-
фии .
Экзистенциализм
, или философия существования ( от
позднелатинс-
кого existentia - существование)
зародился в начале 20 века и в
течение
нескольких десятилетий завоевал широкое
признание и попу-
лярность.Среди первых
представителей экзистенциализма принято
счи-
тать русских философов Льва
Шестова и Николая Бердяева , хотя
ос-
новное развитие это течение получило
после 1-ой мировой войны в
трудах
немецких мыслителей Мартина Хайдеггера
и Карла Ясперса и
в сороковых годах
в работах Альбера Камю , Жана Поля Сартра
и
Симоны де Бовуар.В то же время своими
предшественниками экзи-
стенциалисты
считают Паскаля , Кьеркегора , Достоевского
и Ницше .
В философском отношении на
экзистенциализм оказали преобладающее
влияние такое направление как философия
жизни , а также фено-
менология Гуссерля
и Шеллера .
Экзистенциализм как яркое
проявление нонкомформизма явился
своеобразной
реакцией на духовный кризис , вызванный
войнами и
страданиями .В ситуации
безнадежности и душевной растерянности
призыв экзистенциалистов к человеческой
подлинности , к чувству
человеческого
достоинства оказался источником мужества
и нравстве-
нной стойкости .
Экзистенциалистски настроенная личность
противопо-
ставляла личное решение ,
волевой акт уверткам "трусливого
разума".
В этом смысле характерными
являются слова Антуана Сент-Экзюпери
:
" Франция приняла бой вопреки
правде логиков . . . Логики были
правы
. Война для нас означала разгром . Но
разве должна была
Франция ради того
, чтобы избавить себя от поражения , не
при-
нимать боя ? Не думаю . И Франция
интуитивно пришла к тому
же решению
: никакие увещевания не заставили ее
уклониться от
боя . Дух в нашей стране
взял верх над разумом ."
Именно
поэтому экзистенциализм нельзя назвать
академической док-
триной .Его основная
тема - человеческое существование ,
судьба лич-
ности в современном мире
, вера и неверие , утрата и обретение
смысла
жизни , близкая любому художнику ,
писателю , поэту , с
одной стороны ,
делает это направление популярным среди
художе-
ственной интеллигенции ( Э.
Хемингуэй ,С. Беккет , А. Сент- Экзюпери
),
а с другой - побуждает самих
экзистенциалистов обращаться к язы-
ку
искусства ( Сартр , Камю , Марсель )
.
Экзистенциализм тесно соприкасается
с религиозным восприятием
мира , причем
это в равной степени относится как к
религиоз-
ному направлению экзистенциализма
( Ясперс , Марсель , Бердяев , Шестов),
так и к атеистическому ( Хайдеггер ,
Сартр , Камю , Мерло-Понти ),
поскольку
важный мотив экзистенциалистского
творчества - признание
того , что бог
умер ( " из жалости к человеку", как
часто цити-
руют Ницше) , сопровождается
утверждением невозможности и абсурд-
ности
жизни без бога .
Одним из крупнейших
представителей атеистического
экзистенци-
ализма является и Жан Поль
Сартр . Он родился в 1905 году,
образование
получил в лицеях Ла-Рошели , кончил
Высшую нормаль-
ную школу в Париже по
отделению философии , в 1934 году
ста-
жировался во Французском институте
в Берлине .Господствовавший тог-
да
во французской университетской культуре
абстрактный идеализм
Брюнсвика был
бессилен что-либо противопоставить
идеологии гит-
леризма , угрожавшего
миру разрушением всех человеческих
ценностей.
Именно в эти годы всеобщей
безысходности Сартр начал свою
ли-
тературную и общественную
деятельность . Известность Сартру
принес-
ли роман "Тошнота" (1938) и
сборник рассказов "Стена" (1939) ,
в
которых ярко проявилось мировоззрение
писателя . В самое труд-
ное для Франции
время ,в годы фашистской оккупации Сартр
, вер-
ный внутренним убеждениям , был
активным участником Движения
Соп-
ротивления ; тогда им была написана
основная философская работа
"Бытие
и ничто", ставшая его докторской
диссертацией . Но попу-
лярность Сартр
приобрел в послевоенные годы , когда он
, совме-
щая общественную и литературную
деятельность (Сартр был основате-
лем
и директором журнала "Les Temps Modernes",
участником много-
численных движений
и организаций) , проявил себя как писатель
и драматург , автор романной трилогии
"Пути к свободе"(1945-1949),
ряда пьес
и автобиографической повести "Слова"(1964)
, принесшей
ему высшее официальное
признание - Нобелевскую премию ( от
которой
Сартр поспешил отказаться ,
не желая связывать свое имя с иде-
ологически
ангажированным институтом ) . На закате
своего творчес-
кого пути Сартр все
более заметно склонялся к левым ,
социа-
листическим идеям , однако это
не помешало ему выступить с
критикой
марксизма как догматического ,
материалистического учения
("Марксизм
и экзистенциализм") .Независимая
жизненная позиция , бу-
нтарский дух
Сартра достаточно убедительно отражают
его фило-
софское мировоззрение ,
которое внесло значительный вклад в
развитие экзистенциализма .При этом
идеи Сартра достаточно
точно вписываются
в рамки базовой теории экзистенциализма
,
поэтому, прежде чем рассматривать
вклад французского философа
как
таковой , в методологическом плане
представляется целесо-
образным дать
общий анализ основных положений
экзистенциализма .
Экзистенциализм
как целостное учение строится на
принци-
пиально новом понятии такой
категории , как бытие . Экзистенци-
алисты
стремятся понять бытие как нечто
непосредственное и
преодолеть
интеллектуализм как традиционной
рационалистической фило-
софии , так
и науки , предполагающей опосредование
- этот основной
принцип мышления .
Бытие , согласно экзистенциалистам , не
есть ни
эмпирическая реальность ,
данная нам во внешнем восприятии , ни
та система связей , которая конструируется
научным мышлением , ни
мир умопостигаемых
сущностей , познание которого составляло
задачу
классического рационализма ;
во всех этих случаях проводится раз-
личие
и даже противопоставление субъекта
объекту . Преодоление этой
противоположности
объекта и объекта , если оно допускается
, как ,
например , у Спинозы или Гегеля
, для рационалистов возможно лишь
в
мышлении и является конечным пунктом
, целью их философство-
вания .
Экзистенциализм рассматривает бытие
как некую изначальную
непосредственную
, нерасчлененную целостность субъекта
и объекта ;
познаваемое и познающее
в их целостности должны совпасть , и
бытие может быть постигнуто только
через самое себя . При этом
в качестве
изначального и подлинного бытия выступает
переживание
субъектом своего "бытия-
в-мире". Таким образом , бытие здесь
дано
непосредственно , в виде собственного
бытия - существования , то
есть
экзистенции .Для описания структуры
экзистенции экзистенциа-
листами был
использован феноменологический метод
Гуссерля - в ка-
честве структуры
сознания выделялась его направленность
на дру-
гое , интенциональность . В
атеистическом варианте экзистенциализма
,
теоретиком которого был , в частности
Сартр , экзистенция опреде-
ляется как
бытие , направленное к ничто и сознающее
свою ко-
нечность . Структура экзистенции
описывается в виде набора моду-
сов
человеческого существования . Такие
модусы экзистенции , как
забота , страх
, решимость , совесть определяются через
смерть , как
способ соприкосновения
с ничто . Поэтому именно в пограничной
си-
туации человек прозревает экзистенцию
как глубочайший корень
своего существа
.Важнейшим свойством экзистенции
является выхождение
за свои пределы
, или трансцендирование . С точки зрения
религи-
озного экзистенциализма ,
трансцендентное - это бог , и хотя он
не
познаваем , но все духовное творчество
есть выражение стремления
к богу ,
попытка выразить его , хотя и терпящее
крушение из-
за невозможности адекватного
постижения бога .А продукты это-
го
творчества есть ни что иное , как шифры
трансценденции .Эк-
зистенциалисты-атеисты
, в свою очередь , определяют трансценденцию
как ничто , как глубочайшую тайну
экзистенции .
Социальный смысл учения
об экзистенции и трансценденции
ра-
скрывается в экзистенциалистских
концепциях личности и свободы .
Личность
, как ее видят экзистенциалисты , является
самоцелью , а
коллектив при этом
выступает лишь как средство , обеспечивающее
возможность материального существования
составляющих его индивидов
( поскольку
развитая экономика предполагает
объединение коллективных
усилий ). А
общество в целом призвано обеспечивать
возможность
свободного духовного
развития каждой личности , гарантируя
ей пра-
вовой порядок , ограждающий
личность от посягательств на ее сво-
боду
. Но роль общества , по мнению
экзистенциалистов , остается ,
в
сущности , отрицательной : свобода ,
которую оно может предоста-
вить
индивиду , является лишь частным ее
проявлением - свобода эко-
номическая
, политическая и т.д. Подлинная же свобода
начинается
по ту сторону социальной
сферы , в мире духовной жизни лично-
сти
, где индивиды сталкиваются не как
производители материальных
благ и
не как субъекты правовых отношений , а
как экзистенции.
Общество таким
образом лишь ограничивает личность .
Экзистенциализм перемещает центр
тяжести с родового , общест-
венного
на единичного человека . При этом , однако
, для религи-
озного экзистенциализма
важен индивидуум не сам по себе , а
лишь
постольку , поскольку он есть "явленность
трансцендентального".
В этой связи
вводится различие индивидуальности и
личности . По
словам Бердяева "личность
предполагает существование сверхличного
,
того , что ее превосходит и к чему
она поднимается в своей
реализации
. Личности нет , если нет бытия выше ее
стоящего .
Тогда есть лишь индивидуум
, подчиняемый роду и обществу , тогда
природа стоит выше человека и он лишь
часть ее ." Экзистенци-
ализм различает
в человеке как бы несколько слоев :
природ-
ный ( биологический и
психологический ) , изучаемый естественными
нау-
ками и составляющий его природную
, эмпирическую индивидуальность;
социальный , изучаемый социологией
; духовный , являющийся предметом
изучения истории и философии ; и ,
наконец , экзистенциальный , который
не поддается научному познанию и
может быть лишь "освещен" фи-
лософией
.Рассматривая проблему свободы ,
экзистенциализм отвергает
как
рационалистическую просветительскую
традицию , сводящую свободу
к познанию
необходимости , так и гуманистическую
, для которой
свобода состоит в
раскрытии задатков человека , раскрепощении
его
"сущностных" сил . Свобода в
понимании экзистенциалистов - это сама
экзистенция , экзистенция - это и есть
свобода . Поскольку же стру-
ктура
экзистенции выражается в направленности
вовне , в трансцен-
дировании , то
понимание свободы различными
представителями экзис-
тенциализма
определяется их трактовкой трансценденции
,которая в
сущности и является
"обиталищем" человеческой свободы
. Для рели-
гиозных экзистенциалистов
это означает , что только в боге мож-
но
обрести свободу .
В этом смысле
экзистенциалисты по-новому выразили
понятие
свободы воли , возрождая
кантовский категорический императив
. В
духе Канта экзистенциалисты
подчеркивают , что человек отличается
от всех природных существ способностью
выбирать самого себя и
нести
ответственность перед самим собой за
свой выбор ; более
того , выбирая себя
, человек тем самым выбирает и все
человече-
ство , так что выбор - не
просто его частное дело . Однако у
Канта
человек должен выбирать себя по закону
морального долга,
а в атеистическом
варианте экзистенциализма он не имеет
ника-
кого содержательного критерия
выбора : он выбирает себя перед
лицом
непознаваемого трансцендентного ничто
. Так , по Хайдеггеру,
выбор своего Я
предполагает поставить себя перед самой
после-
дней возможностью своего бытия
- смертью . Тем самым человек осво-
бождается
от власти сущего , от предметного и
социального мира,
и оказывается перед
лицом бытия , которое есть ничто .
Поскольку
подлинное бытие и его
"принципы" не могут быть сформулированы
в виде общезначимых моральных
требований , постольку человеку нич-
то
не может облегчить задачу выбора . Однако
бытие , по Хайде-
ггеру , "говорит"
человеку в минуту самого глубокого
молчания ,
и только актом своего выбора
перед лицом ничто человек обна-
руживает
- для себя и мира , что ему "сказалось"
в этом молча-
нии .
В религиозном
экзистенциализме выбор происходит
перед лицом
бога . Согласно Бердяеву
, подлинный выбор - это выбор в себе
образа "божьего" ,который
составляет сущность личности , но
явля-
ется скрытым для самого индивида
, пока он живет в мире
"обыденности".
Но поскольку в религиозном экзистенциализме
бог вы-
ступает лишь в своих отрицательных
определениях , то в такой
трактовке
свободы выбора нельзя найти какого-либо
содержательного
критерия , за что
экзистенциализм подвергается критике
со стороны
традиционного христианства
.
Характерна в этом отношении
экзистенциалистская трактовка такого
важного понятия нравственной философии
, как совесть . Поскольку
экзистенциализм
не устанавливает содержательных
критериев добра и
зла , т.е. не строит
систему нравственной философии ,
постольку
совесть определяется им
как призыв экзистенции выбрать себя
под-
линно , найти себя . Совесть не
есть призыв быть добрым и из-
бегать
зла - она есть призыв быть самим собой
, а не "другим",
не "посторонним".
Быть свободным - значит не поступать и
не думать
так , как поступают и думают
все . Быть свободным , быть экзис-
тенцией
значит быть самим собой , поэтому , по
слова Сартра
"человек обречен быть
свободным . Свобода предстает в
экзистен-
циализме как тяжелое бремя
, которое должен нести человек , пос-
кольку
он личность . Он может отказаться от
своей свободы,
перестать быть самим
собой , стать "как все" , но только
ценой
отказа от себя как личности .
Мир , в который при этом по-
гружается
человек , носит у Хайдеггера название
"ман" ( man -
неопределенно-личное
местоимение , аналогичное "всеемству"
Достоевс-
кого ) ; это безличный мир ,
в котором все анонимно , в кото-
ром
нет субъектов действия , а есть лишь
объекты действия ;
это мир , в котором
никто ничего не решает , а потому и
не
несет ни за что ответственности , мир
всеобщей круговой
поруки . У Бердяева
этот мир носит название "мира
объекти-
вации" , признаками которого
являются : "... 1) отчужденность объекта
от субъекта ; 2) поглощенность неповторимо
- индивидуального , лично-
го общим ,
безлично - универсальным ; 3) господство
необходи-
мости , детерминации извне
, подавление и закрытие свободы ;
4)
приспособление к массивности мира и
истории , к среднему че-
ловеку ,
социализация человека и его мнений ,
уничтожающая ориги-
нальность ."
Единственный способ преодоления этого
мира ,- учит эк-
зистенциализм ,- самому
стать личностью , перестать жить в
соотве-
тствии с внешними принципами
. Однако быть свободным гораздо труд-
нее
, чем отказаться от свободы : в век
всеобщей унификации и
тотальной
социализации остаться неунифицированным
, в век полного
отчуждения остаться
неотчужденным , в век всеобщего безверия
ос-
таться верным вере как таковой , в
то же время не имея дейс-
твительно
живой и конкретной веры , неимоверно
трудно . Это зна-
чит все время идти
против течения , быть обреченным на
нонком-
формизм , быть вечным аутсайдеромв
этом мире . Знать , что нет
сословия
или класса , внутри которого ты будешь
"своим", что
нет такого уголка
на земном шаре , где не пришлось бы жить,
постоянно сопротивляясь принятым
нормам жизни , что нет такой
"позитивности"
, с которой можно себя отождествить -
это и значит
жить "перед лицом
ничто", будет ли это ничто именем
неведомого
бога или названием
действительной пустоты . Поэтому под
знамя
экзистенциализма встают и те
, кто ищет нового , неведомого бога,
и
те , кто ничего не ищет , а лишь предает
анафеме все су-
ществующее . Таков
общий настрой постоянно ищущего ,
отрицающего ,
неудовлетворенного и
"безблагодатного", по выражению
Бердяева , экзи-
стенциализма . С
особенно страстным пафосом этот настрой
проявил-
ся в творчестве Жана Поля
Сартра , наверное , самого атеисти-
ческого
, левого и пессимистического из
экзистенциалистов . Миропо-
нимание
Сартра сформировалось в мире , зашедшем
в тупик , абсур-
дном , где все традиционные
ценности рухнули . Первый акт философа
должен был , следовательно , быть
отрицанием , отказом , чтобы выб-
раться
из этого хаотичного мира без порядка и
цели . Отстраниться
от мира , отвергнуть
его - это и есть в человеке специфически
человеческое : свобода . Выражаясь
словами самого Сартра , вся
его система
взглядов строится на двух постулатах
экзистенциа-
лизма . Во-первых , в
качестве отправной точки Сартр воспринял
формулу Достоевского "если бога
нет , все позволено", дав ей до-
статочно
широкое толкование : " В самом деле ,
все позволено , ес-
ли бога не существует
. И следовательно , человек покинут ,
бес-
помощен , потому что ни в себе , ни
вовне ему не на что
опереться . Прежде
всего , у него нет оправданий . Если бога
не
существует , мы не имеем перед собой
каких-либо моральных цен-
ностей или
повелений , которые оправдывают наши
поступки . Не мо-
жет быть больше добра
a priopi , так как нет бесконечного и
совершенного разума , чтобы его мыслить
. И нигде не записано,
что добро
существует , что нужно быть честным ,
что нельзя лгать,
и это именно потому
, что мы находимся в такой плоскости ,
где есть только люди . Мы одиноки , и
нам нет извинений ." Во-
-вторых ,
Сартр отталкивается в своих рассуждениях
от известного
экзистенциалистского
принципа "существование предшествует
сущности ".
Суть этого принципа
Сартр раскрывает достаточно подробно
: " Атеи-
стический экзистенциализм
учит , что если бога не существует ,
то
есть по крайней мере одно такое существо
, у которого су-
ществование предшествует
сущности , существо , которое начинает
суще-
ствовать прежде , чем его можно
определить каким-либо понятием .
Этим
существом и является человек , или , как
говорит Хайдеггер,
человеческая
реальность . Что означает здесь , что
существование
предшествует сущности
? Это значит , что человек сначала
сущест-
вует , оказывается , появляется
в мире и только потом он опре-
деляется
. В представлении экзистенциалиста
человек потому не под-
дается определению
, что он первоначально ничего собой не
пред-
ставляет . Он станет человеком
лишь позже и станет таким че-
ловеком
, каким он сам себя сделает . Таким образом
, нет чело-
веческой природы , как нет
и бога , который бы ее изобрел . Но
человек
не только таков , каким он себя представляет
, но таков,
каким он проявит волю стать
, и поскольку он представляет се-
бя
после того , как уже начал существовать
, и проявляет волю
после этого прорыва
к существованию , то человек есть лишь
то,
что он сам из себя сделает . Человек
- это существо , которое
устремляется
навстречу будущему и сознает , что оно
себя проек-
тирует в будущее . Человек
- это прежде всего замысел , который
живет своей собственной жизнью . Ничто
не существует до этого
замысла , ничего
нет на сверхчувственном небе , и человек
станет
прежде всего тем , чем он
запроектировал быть ". Это высказывние,
несмотря на кажущуюся пространность
, является очень важным для
понимания
дальнейших построений экзистенциалистской
теории Сартра .
Полагая человека
единственным источником воли , Сартр
справедливо
связывает эту волю с
ответственностью : " Но если действительно
существование предшествует сущности
, то человек ответствен за то,
что он
есть . Таким образом , первым делом
экзистенциализм дела-
ет каждого
человека собственником того , что он
есть , и возла-
гает на него полную
ответственность за его существование
... Но
когда мы говорим , что человек
ответствен за себя , то это не
значит
, что он отвечает только за свою собственную
личность .
Он отвечает за всех . Выбирая
себя , человек выбирает всех лю-
дей .
Нет ни одного такого нашего действия ,
которое , создавая
из нас человека ,
каким мы хотим быть , не создавало в то
же
время образ человека , такого ,
каким он , по нашим представлениям
должен быть . Выбор того или иного
означает в то же время
утверждение
ценности того , что мы выбираем , так как
мы ни в
коем случае не можем выбрать
дурное ."
Таким образом , концепция
свободы воли развертывается у Сар-
тра
в теории "проекта", согласно которой
индивид не задан самому
себе , а
проектирует , "собирает" себя в
качестве такового . Поэ-
тому трус ,
например , ответствен за свою трусость
, и "для че-
ловека нет алиби".
Экзистенциализм Сартра стремится
заставить че-
ловека осознать , что он
полностью в ответе за самого себя,
свое
существование и окружающее , ибо исходит
из утверждения ,
что , не будучи чем-то
заданным , человек постоянно строит
себя
посредством своей активной
субъективности , "проекта", "выбора".
Не
малую роль в этом играет воображение
, в котором открывается
существенный
акт сознания : суть его в том , чтобы
отстраниться
от данного мира "в
себе" и оказаться в присутствии того
, что
отсутствует . "Акт воображения
- магический акт : это колдовство ,
за-
ставляющее появиться вещь , которая
желательна ". Строя в своем
воображении
проекты самого себя , человек оказывается
"впереди , по-
зади себя , никогда -
сам ". А экзистенция и есть постоянно
жи-
вой момент деятельности , взятый
в виде внутрииндивидуального со-
стояния
, субъективно .
Но экзистенциализм
Сартра не находит иной основы , из
кото-
рой человек мог бы развить себя
в качестве подлинно самостоя-
тельного
субъекта , кроме абсолютной свободы и
внутреннего един-
ства "проектирующего
я". В этом своем возможном развитии
лично-
сть одинока и лишена опор . Место
активной субъективности в
мире , ее
онтологическую основу Сартр обозначает
как "ничто".
По мысли Сартра ,
"... человек , без всякой опоры и без
вся-
кой помощи , осужден в каждый
момент изобретать человека", и
тем
самым "человек осужден на свободу".
Но тогда основой под-
линности могут
быть только иррациональные силы
человеческого под-
полья , природа
самого индивида , его уникальные
биологические за-
висимости , события
и травмы глубокого детства , довлеющие
над
индивидом , как рок . Определяющие
человеческое поведение интуиции,
подсказки подсознательного , безотчетные
душевные порывы и рацио-
нально
неосмысленные решения неминуемо приводят
к пессимизму или
к агрессивному
своеволию индивида : "История любой
жизни есть ис-
тория поражения".
Появляется мотив абсурдности существования
: "Абсур-
дно , что мы рождаемся , и
абсурдно ,что мы умираем ". Человек ,
по Сартру , - бесполезная страсть
.
Сартр , несомненно , понимал , насколько
тяжел груз свободы
для человека , не
имеющего внутренней опоры , подавленного
насле-
дием подсознательного , постоянно
мучимого чувством тревоги и стра-
ха
перед самим собой . И он не стоил иллюзий
насчет способ-
ности человека быть
действительно свободным - тем более ,
что дей-
ствительность могла развеять
любые иллюзии . Поэтому неудивительно,
что все произведения Сартра пронизаны
критикой и неприятием ок-
ружающего
мира . Индивида в современном обществе
Сартр понимает
как отчужденное
существо , возводя это конкретное
состояние в ме-
тафизический статус
человеческого существования вообще .
Всеобщее
значение космического ужаса
приобретают у Сартра отчужденные фор-
мы
человеческого существования , в которых
индивидуальность стандар-
тизирована
и отрешена от исторической самостоятельности
, подчинена
массовым , коллективным
формам быта , организации , государства
, сти-
хийным экономическим силам ,
привязана к ним также и своим ра-
бским
сознанием , где место самостоятельного
критического мышления
занимают
общественно принудительные стандарты
и иллюзии , требования
общественного
мнения и безличной "молвы" и где
даже объективный
разум науки
представляется отделенной от человека
и враждебной
ему силой . Отчужденный
от себя человек , обреченный на
неподли-
нное существование , не в ладу
и с вещами природы - они глухи
к нему
, давят его своим вязким и солидно-неподвижным
присутст-
вием , и среди них может
чувствовать себя благополучно устроенным
только общество "подонков",
человек же испытывает "тошноту".
Жить
в этом обществе , по мнению Сартра
, как живет в нем "дово-
льное собой
сознание", можно лишь отказавшись от
себя , от ли-
чности подлинной , от
решений и выбора , переложив последние
на
чью-либо анонимную ответственность
- на государство , нацию , расу ,
семью
, других людей . Но и этот отказ -
ответственный акт лично-
сти , ибо
человек обладает свободой воли всегда
.
Неся критическую оценку
мироустройстройства , экзистенциализм
Сартра так и не смог предложить
достаточно определенных пу-
тей его
преобразования. Именно эта неконструктивность
и оказа-
лась самым слабым местом
экзистенциализма, что и определило его
дальнейшую судьбу.