Типология К.Г. Юнга и модель информационного метаболизма Аушры Аугистинавичюте
Наиболее зрелой
для понимания совместимости и
несовместимости разных типов людей
является типология К.Г.Юнга. Этому
способствует подход автора к психике
человека как к определенной структуре,
тогда как все типологии других авторов
имеют описательный характер. Может
возникнуть вопрос, почему вышеупомянутые
авторы не заметили закона дополняемости
человека человеком. Во-первых, наверное,
потому что все они психиатры, которые
по роду своих занятий работали с
отдельными пациентами, углубляясь в
познание качеств отдельных типов людей,
и не могли наблюдать за их взаимодействием
в постоянных микроколлективах: в семье,
на работе. Кроме того, достаточно долго
бытовало мнение, что полностью психически
здоровые люди - однотипны, что определенные
типические черты проявляются лишь при
некотором отклонении от нормы. Что все
люди "средние", и лишь у пациентов
с отклоненным поведением можно заметить
типичные черты какой-то акцентуации
или психопатии. Хотя, например, А.Е.Личко
недвусмысленно говорит, что определенные
акцентуации появляются на базе
определенного типа личности. Мы от себя
можем добавить, что тип личности
определяет склонность человека не
только к разным психическим, но и к
совершенно другим соматическим
заболеваниям.
Типология К.Г.Юнга
кардинально отличается от всех других
типологий, которые, как правило,
ограничиваются описанием поведения
людей и классификацией этого поведения.
Типология К.Г.Юнга - это типология
здоровых людей, позволяющая понять и
психику больного человека, а не наоборот,
как это обычно бывает. Но она не совершенна.
Юнг дал лишь контурную карту человеческих
типов, требующую доделки и завершения.
В чем же заключаются преимущества
типологии Юнга ?
Это - структурный
подход. Кроме того, автор классифицирует
здоровых, а не больных людей, поэтому
пользуются не такими неприятными
названиями как другие. За его названиями
не психические отклонения, а самые
сильные стороны психики человека,
называемые автором психическими
функциями. Основные функции - это
способности человека с особым умением
разбираться в определенных аспектах
мира.
Но существует и другая типология,
разработанная на принципах типологии
Юнга и теории информационного метаболизма
А.Кемпинского, созданная Аушрой
Аугустинавичюте из Литвы в конце 70-х
годов.
Автор теории, научных открытий
и основатель науки соционика - Аушра
Аугуста (Аугустинавичюте), родилась 4
апреля 1928 г. в Литве под
Каунасом. В
1953 г. окончила экономический факультет
Вильнюсского Государственного
Университета, по специальности -
финансист. Работала в Министерстве
финансов Литвы, затем преподавала
политэкономию в учебных заведениях
Вильнюса. В настоящее время на
пенсии,
продолжает научные работы над
усовершенствованием программирования
информационных (психических) процессов.
Во многих странах бывшего Советского
Союза имеет много учеников и
последователей.
Эта типология
сходится с другими известными типологиями:
с типологией и акцентуациями А.Е.Личко,
К.Леонгарда. В отличии от западных
психологов, пользующихся типологией
Юнга и типологией Майерс-Бриггс, Аушра
Аугуста /Аугустинавичюте/ усовершенствовала
ее и теоретически доказала 16-типность
типологии человека.
Ее типология
воспринимает каждого человека как
носителя определенного типа переработки
информации. Под типом переработки
информации подразумевается порядок
восприятия, селекции и переработки
получаемых извне и из самого организма
сигналов.
Многие психологические
свойства - внимание, способности,
склонности, интересы, память,
целенаправленность и мотивация
поведения,
отношения с другими людьми могут быть
выведены из предложенного ею механизма
информационного метаболизма.
Ее
классификация типологии исходит из
следующих предпосылок:
1. Необходимым
условием существования любого организма
являются его двойные связи с окружающим
миром. Процессом энергетического
метаболизма/ЭМ/ он включен в химический
обмен веществ. Процессом информационного
метаболизма/ИМ/ в систему информационного
взаимодействия с окружающим миром. Как
образно выразился А.Кемпинский - для
информационного метаболизма внешние
сигналы являются тем же самым, чем пища
для энергетического метаболизма.
2.
Мозг функционирует как аппарат ИМ при
условии его обеспечения химическими
веществами/ЭМ/ и постоянными сигналами
/ИМ/ из
окружающего мира. Если поток
сигналов обрывается, через некоторое
время наступает начало дезинтеграции
психики.
3. Сама по себе жизнедеятельность
живого существа, т.е. любое взаимодействие
организма с окружающей средой является
источником
двухстороннего потока
сигналов: потока принимаемых и потока
посылаемых сигналов.
4. Человеческая
психика, как любая другая система,
воспринимает только тождественную
информацию, т.е. принимает сигналы только
о том, о чем и сама может сигнализировать.
Раздражитель воздействует на организм
лишь постольку, поскольку он сам в нем
в каком-нибудь виде находится. А.Аугуста
создала энергетическую модель структуры
психики человека, образованную из двух
колец, в которой свое место, но уже в
ином порядке, нежели у К.Юнга, нашли все
8 элементов информационного метаболизма
(Юнг их называл психическими функциями).
Данная модель позволяет с математической
точностью описать механизм психических
процессов человека и функционирования
общества в целом. По сути А.Аугуста
создала теорию математизации мышления.
С ее появлением модель К.Юнга потеряла
свою актуальность.
Кроме этого,
А.Аугуста является автором ряда научных
открытий об интертипных отношениях и
основоположником новой науки СОЦИОНИКА
- "науки о соционе, соционной природе
человека и соционной структуре общества,
о разных формах взаимоотношений между
ними. Это точная наука, показывающая,
что в основе восприятия и мышления
человека, как и в основе функционирования
и развития общества лежат законы
физики".
Первым крупным открытием
А.Аугусты было открытие закона диады
или дополняемости психологических
типов. Оказалось, что общество
образовано
не только из 16 различных типов
информационного метаболизма, но и из
восьми диад (8 пар взаимодополняемых
психологических
типов).
Вторым важным открытием было
открытие особенностей так называемой
третьей функции в структуре психики
человека, того, что у
А.Е.Личко называется
местом наименьшего сопротивления/МНС/,
и что, как оказалось, является причиной
стрессовых конфликтных отношений.
Третьим открытием было установление
того факта, что все восемь диад образуют
два кольца социального прогресса или
социон, которыми и можно объяснить давно
замеченную спиралевидность социального
развития общества. Социон, как образование
из 8 диад, оказался
самостоятельным
информационно-энергетическим образованием.
Это высшая форма организации психической
энергии. Кроме этого, значимым для
конкретной практики при организации
малых групп, является открытие квадры
(состоящей из двух диад), оптимальной
по психотерапевтическому самовоздействию
рабочей и лечебной группы людей. Знания
соционики имеют большое прикладное
значение и могут применяться везде, где
требуется определить адекватное
соответствие
данного индивида
(социотипа) его профессиональной
деятельности, где требуется прогноз
степенипсихологической совместимости
с
определенными типами людей.
Знания
этого необходимы для выбора спутника
жизни, воспитания ребенка, для определения
тактики и стратегии поведения с любым
партнером, для формирования любой
компактной долгодействующей
производственной группы под определенную
цель.
Соционика, в какой-то мере,
продолжает и дополняет экономическую
теорию К.Маркса. Она учитывает все
проблемы того, что К.Маркс
называл
рабочей силой, а мы называем рабочим
фактором. Можно сказать, что соционика
- это теория рабочей силы или
использование
рабочего фактора в
современных условиях производства.
Конечно, можно дать и более точные
названия, по той причине, что соционика
-
многофункциональна. Например, только
соционику, а не какую-то другую науку,
сегодня можно назвать физикой живого
организма.
По-видимому, в будущем
появятся новые научные направления:
соционическая биология, соционическая
история, соционическое
литературоведение,
соционическая лингвистика (наука о
типальности языка каждого человека) и
т.п. Области применения соционики:
социально - экономическая сфера
(педагогика, психология, медицина,
социология, бизнес армия, космонавтика
и многие другие). Теоретические разработки
соционики используют в Российском
Центре подготовки космонавтов.
Таким
образом на основании открытий А.Аугусты
можно предположить, что совершенно
новым этапом развития человеческого
общества будет СОЦИОНИЗМ - такая
общественно-экономическая формация,
которая будет организована на знании
соционических законов, законов организации
не только человеческого интеллекта, но
и интеллекта всего "живого" во
Вселенной, со своими, присущими только
этому этапу стадиями развития:
1.
Дуализация (объединение в диады).
2.
Объединение в квадры
3. Объединение
между квадрами
4. Объединение в СОЦИОН
( объединение 16 различных типов в
самостоятельную энергетическую единицу
общества)
5. Объединение соционов.
Аушра Аугустинавичюте пишет в своей
работе "О дуальной природе человека":
"Люди всегда мечтали жить в хороших
отношениях, мечтали быть понятыми и
хотели понимать других. Хотели видеть
кругом доброжелательство и самим быть
доброжелательными. Мечтали все, удавалось
немногим. Сегодня мы знаем, что нельзя
мечтать по-настоящему о гармоничной,
мирной и творческой жизни общества и
отдельного человека, пока люди не поняли
своей разнотипной природы и скрытых за
своими типами закономерностей общения.
Совершенно новым этапом в жизни общества
будет такая его реорганизация, которая
каждому человеку предоставит возможность
для достаточного количества контактов
с нужными для его психического здоровья
людьми. Трудно сказать, когда сбудется
эта мечта, но другой дороги нет".
Список
литературы:
1. АУШРА АУГУСТИНАВИЧЮТЕ
Дуальная природа человека.Очерк по
соционике.
2. В. Гуленко Концепция
соционики.