Теория и практика психотерапии в России (работа 2)
Теорияи практика психотерапии в России
В последнее
десятилетие наблюдаются значительные
изменения в содержании психотерапии
идеятельности врача-психотерапевта в
России. Прошли те времена, когда под
психотерапией у нас обычно понимался
гипноз, а интерес к другим ее
методампресекался из-за идеологических
соображений. Прошло также время
безоглядного "импорта"
психотерапевтических технологий –
увлечение отдельнымизарубежными
методами. Освоив достижения современной
психотерапии, российское психотерапевтическое
сообщество вступило в новый период –
творческого развитияспециальности с
учетом особенностей здравоохранения,
нынешней социально-экономической
ситуации, отечественной медицины и
психологии,обращения к своим историческим
корням.
Первые шаги психотерапии в
России прослеживаются уже с концаXVIII –
начала XIX века и связаны с именами
Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, А.И.Галича и
других просветителей – философов,
психологов, педагогов, а такжевыдающихся
врачей своего времени С.Г.Зыбелина,
М.Я.Мудрова, И.Е.Дядьковского [1]. Они
заложили основы понимания в России
психогенных заболеваний,психосоматических
соотношений, роли личности в патологии
и психологической терапии. Такое начало
формирования отечественной психотерапии
предполагало еедальнейшее становление
в виде личностно- и клинико-ориентированной
области медицины интердисциплинарного
характера, что вполне соответствовало
бысовременному положению психотерапии,
формирующейся на границах медицины,
психологии, педагогики, философии и
других наук.
Диалектика развития
российской психотерапии заключалась,
однако, в том, что в русской медицине
второй половины XIX века набирают силуидеи
нервизма. И.М.Сеченов и далее И.П.Павлов
показали, что в основе психических
явлений лежат материальных физиологические
процессы, происходящие вголовном мозге,
которые могут быть изучены объективными
методами. В борьбе за объективно-научное
исследование постепенно, уже после
смерти И.П.Павлова, втрудах его
последователей представления о
биопсихосоциальной сущности болезни
по сути были сведены в теории и практике
медицины до признания определяющейроли
первого звена этой триады.
Первая
четверть XX века в зарубежной психотерапии
во многомпроисходит под знаком интереса
к психоанализу. Психоанализ не получил
широкого развития в России и не только
потому, что в условиях тоталитарного
строямедицина и особенно психотерапия
были идеологизированы. Это правда, но
это не вся правда. Идеи нервизма, учение
И.П.Павлова на определенном этапе в
Россиивзяли верх над так называемыми
субъективно-идеалистическими концепциями,
к которым, конечно, в первую очередь и
был причислен психоанализ. Это может
бытьпроиллюстрировано на судьбе
нескольких ленинградских ученых,
симпатизировавших поначалу психоанализу
и применявших его в своей практической
работе(Л.Б.Гаккель, Н.Н.Трауготт,
Б.Н.Бирман, Е.К.Яковлева). В развернувшейся
полемике между учением И.П.Павлова и
психоаналитическими идеями верх
одержалопервое. Б.Н.Бирман начал работать
с И.П.Павловым и стал одним из его
ближайших учеников, Л.Б.Гаккель возглавила
отделение неврозов в больнице, которая
внастоящее время носит имя И.П.Павлова,
и где он проводил свои знаменитые
"клинические среды", Н.Н.Трауготт
возглавила в одном из
научно-исследовательскихфизиологических
институтов отдел патологии высшей
нервной деятельности, Е.К.Яковлева
начала работать с В.Н.Мясищевым, хотя и
воспринявшим ряд идейпсихоанализа, но
развивавшим его уже с иных теоретических
позиций – психологии отношений и
клинической психофизиологии. В дальнейшем
психоанализ действительнобыл запрещен,
а еще позже и сама психология практически
была исключена из преподавания и резко
ограничена в исследовательской
работе.
Послереволюционный период
оказался в целом крайне неблагоприятным
для психотерапии. Идеологизация
психотерапии, отрыв ее от ведущих
направленийэтой науки в западных странах
явились причиной задержки в развитии
отечественной психотерапии при формальном
признании ее важнейшей роли вмедицине
и здравоохранении. А это было время
становления основных психологических
концепций личности и органически
связанных с нимипсихотерапевтических
направлений в западных странах.
40–45-е
годы – период упрочения в нашей стране
директивной,главным образом
гипносуггестивной психотерапии, который
вполне соответствовал и общественному
сознанию страны, и теории медицины,
построенной на ученииИ.П.Павлова. Но
здесь необходимы существенные оговорки.
И.П.Павлов был и остается одним из
выдающихся ученых XX века, его учение
сегодня входит, вчастности, и в фундамент
бихевиоральной психотерапии, и в целом
развивающейся бихевиоральной медицины
на Западе. Гипнотерапия также сохраняет
свое значение впсихотерапии в качестве
одного из важнейших ее направлений, и
это относится как к классическому
гипнозу, так и к современным его вариантам
(эриксоновскомугипнозу и др.). Речь идет
лишь о том, что в условиях идеологизации
психотерапии в стране с определенным
социальным устройством произошел почти
полный отрывотечественной психотерапии
от ряда ведущих психотерапевтических
направлений в мире.
Несколько особое
место в отношении исследований и практики
вобласти психотерапии занимал в 30–70-е
годы Психоневрологический институт
им. В.М.Бехтерева в Ленинграде. Здесь
развивался отечественный вариант
динамическойпсихотерапии, который
получил название "этиопатогенетической"
психотерапии, позже "патогенетической"
и основывался на пониманиинарушений
личности и восстановлении ее
функционирования с позиций психологии
отношений, наиболее известной концепции
личности в отечественной медицине
имедицинской психологии, берущей начало
в трудах А.Ф.Лазурского и далее
разработанной В.Н.Мясищевым [2]. На основе
патогенетической психотерапии в 80-егоды
сформировалась личностно-ориентированная
(реконструктивная) психотерапия
[3].
Последняя четверть нашего века
имела определяющее значениедля развития
отечественной психотерапии и превращения
ее в массовую общемедицинскую
специальность. И это несмотря на то, что
именно этот период былтрудным, а в
дальнейшем и просто трагичным для нашего
народа, что свидетельствует о все большем
осознании роли психотерапии для
современноймедицины и здравоохранения
в обществе.
Можно было бы выделить три
важные вехи на этом пути. Это,во-первых,
Приказ Министерства здравоохранения
СССР ‹791 от 2 сентября 1975 г. "О мерах
по улучшению психотерапевтической
помощи населению",содержащий
положение об открытии в стране в качестве
эксперимента нескольких сот
психотерапевтических кабинетов в
общесоматических поликлиниках крупных
городов,приблизивших психотерапию к
населению и сделавших ее более доступной
и понятной для пациентов. В связи с этим
впервые возник также вопрос о
необходимостисистематической подготовки
психотерапевтов-профессионалов. Она
проводилась на двух кафедрах психотерапии
в институтах усовершенствования врачей,
а также впрофильных научно-исследовательских
институтах.
Вторым приказом
Министерства здравоохранения СССР ‹750
от31 мая 1985 г. был сделан следующий шаг
в развитии отечественной психотерапии:
психотерапия была включена в качестве
самостоятельной отрасли медицины
вноменклатуру врачебных специальностей,
а в номенклатуре врачебных должностей
появилась должность "врач-психотерапевт".
В связи с положениемприказа об открытии
психотерапевтических кабинетов в
городских поликлиниках, обслуживающих
не менее 30 тыс. взрослого населения,
наметилась тенденцияпревращения
психотерапии в массовую общемедицинскую
специальность.
Третьим приказом
Министерства здравоохранения России
‹294от 30 октября 1995 г. были сформулированы
основные требования к образовательному
стандарту по специальности "психотерапия",
типовымпрограммам и планам непрерывной
подготовки по данной специальности;
нормативные требования к оснащению
психотерапевтических подразделений(кабинетов
и отделений); к должностным инструкциям
бригады специалистов, оказывающих
психотерапевтическую помощь (в число
этих специалистов входятврач-психотерапевт,
клинический психолог, специалист по
социальной работе – социальный
работник).
Существенное значение имели
и приказы Министерства здравоохранения
России ‹391 от 26 ноября 1996 г. и ‹226 от 28
июля 1997 г. Вних, в частности, содержатся
требования к профессиональной непрерывной
подготовке медицинских психологов и
специалистов по социальной работе, а
такжепринципы взаимодействия бригады,
состоящих из указанных специалистов.
Таким
образом, была сформулирована концепция
развитияпсихотерапевтической службы,
в основу которой заложены следующие
элементы: образовательные стандарты и
требования к обучению специалистов,
оказывающихпсихотерапевтическую
помощь; система образовательных
учреждений, проводящих подготовку
специалистов, положения по их
взаимодействию; нормативы
оснащенияпсихотерапевтических
подразделений (кабинетов и отделений);
потребность в психотерапевтической
помощи для населения.
В результате
работы по разработке нормативно-методических
документов, конкретной организационной
деятельности региональныхпсихотерапевтических
служб территорий, активной деятельности
врачей-психотерапевтов за последнее
время отмечается определенный
ростпоказателей развития психотерапевтической
службы.
Предусмотренный норматив
открытия психотерапевтическихкабинетов
из расчета 1 кабинет на 25 тыс. взрослого
населения и 1 кабинет на 200 коек в
многопрофильных больницах, а также
открытие психотерапевтическихотделений
из расчета 1 отделение на 200 тыс. взрослого
населения в настоящее время не достигнут,
однако за последние несколько лет
значительно увеличилосьчисло
психотерапевтических кабинетов в
лечебно-профилактических учреждениях;
до 1800 (с 1200 в 1994 г.) увеличилось число
психотерапевтических кабинетов
втерриториальных поликлиниках,
многопрофильных больницах, других
специализированных учреждениях.
Вместе
с тем в настоящее время в учреждениях,
оказывающих психиатрическую и
психотерапевтическую помощь, работает
1500 психологов, чтосравнимо по числу с
работающими психотерапевтами, и более
350 специалистов по социальной работе
(тогда как в указанных учреждениях
специалистов по социальнойработе
требуется не менее 2500, социальных
работников со средним образованием –
не менее 9000, а медицинских психологов
– не менее 5600).
Об интеграции
психотерапевтической помощи в различные
области медицинской практики
свидетельствует также значительное
расширение спектра стационарныхподразделений
больниц, осознанно применяющих
психотерапию и включающих ее в программы
лечения широкого круга психических и
психосоматических расстройств.
Важным
признаком становления самостоятельной
психотерапевтической службы в рамках
системы служб охраны психического
здоровьяявляется значительное увеличение
числа и наращивание организационно-методического
потенциала региональных
психотерапевтическихцентров. Эти
специализированные отделения во многих
случаях не только оказывают сложные
виды психотерапевтической помощи
населению на территории обслуживания,но
и формируют систему оказания
психотерапевтической помощи, проводят
координацию работы всех психотерапевтических
подразделений на основе технологийи
медико-экономических стандартов, что
создает условия для дальнейшей интеграции
психотерапевтической помощи в
развивающиеся системы
региональногоздравоохранения.
Прогнозируя
дальнейшее становление российской
психотерапии, следует указать на ряд
серьезных проблем, которые должны быть
осознаны и вдальнейшем разумно преодолены.
Некоторые из этих проблем имеют общий
для всех стран характер, другие типичны
для России.
Первая из этих проблем
отражает общенаучное содержание
понятий "дифференциация" и
"интеграция" в современной науке[4].
Применительно к психотерапии это,с
одной стороны, тенденции к выделению
ее в самостоятельную область медицины,
прежде всего из психиатрии, с другой
–интегративное движение, активное
использование в ее становлении не только
медицинских, но и других наук, а также
интеграция в лечебную практику
различныхпсихотерапевтических
направлений, подходов, методов, технических
приемов. Дифференциация в психотерапии
отличается не только большей
интенсивностью,сравнительно с
интегративным движением, но имеет и
некоторые особенности, характерные
именно для психотерапии. В то время как
в клинике внутреннихболезней, хирургии
и других областях медицины дифференциация
происходила и продолжается на базе уже
сложившихся в теоретическом и практическом
отношениимедицинских дисциплин, в
психотерапии она осуществляется в
условиях лишь ведущейся разработки ее
научных основ (методов, механизмов
лечебного действия,эффективности и
др.). Не успев оформиться в самостоятельную
область медицины, психотерапия практически
уже распалась на множество субспециальностей.
Ониобразуются на основе теорий и
концепций и связанных с ними ведущих
методов психотерапии – динамическая,
поведенческая, гуманистическая,
когнитивная и др.;по областям медицины,
в которых она применяется – психотерапия
в психиатрии, кардиологии, онкологии,
трансплантационной хирургии и др.; с
учетомонтогенетического (возрастного)
принципа – психотерапия детская,
подростковая, гериатрическая и др.; в
связи с областями социальной практики
– психотерапияспортивная, военная и
др. Самостоятельное значение приобретает
работа психотерапевта в экстремальной
психологии и медицине катастроф.
Не
удивительно, что подобная дифференциация
не способствует ясному представлению
о содержании специальности "психотерапия"
ипонятия "врач-психотерапевт". В
то время как в нашей стране они уже
официально на государственном уровне
вошли в перечни дисциплин и
номенклатурудолжностей, во многих
странах такая специальность в качестве
самостоятельнойне существует. В связи
с указанной проблемой большие трудности
ожидаются приусовершенствовании
образовательного стандарта психотерапевта,
требований к его сертификату и т.п.
Вторая
проблема связана с интердисциплинарным
характером психотерапии. Психотерапия
как медицинская специальность не может
неучитывать такие понятия, как
"диагностика", "клиника",
"нозология", "механизмы патологии",
"лечение","эффективность",
"прогноз", далее "история болезни",
"юридическая ответственность за
больного" и т.п. Вэтом плане весьма
сложной и до конца неопределенной
является роль в психотерапии психолога,
не имеющего медицинского образования,
однако весьмамотивированного не столько
на психодиагностику, сколько на
психотерапию. Причем особую сложность
этот вопрос приобретает в странах с
развитой страховоймедициной. Может ли
психолог-психотерапевт заниматься
психотерапевтической практикой (иными
словами лечением) самостоятельно или
в его компетенцию входитлишь использование
методов психотерапии для целей
психогигиены, психопрофилактики,
реабилитации, а собственно лечебной
деятельностью онзанимается в условиях
"бригадной работы", где является
партнером (подобно специалисту по
лечебной физкультуре, физиотерапевту
и др.) лечащеговрача, который при этом
несет полную юридическую ответственность
за больного. Опыт и литература показывают,
что с такой позицией согласны далеко
не всепсихологи как у нас, так и за
рубежом.
Третья проблема обусловлена
постоянно возрастающимчислом методов,
методик, технических приемов в области
психотерапии. Как писал в свое время
С.Ледер, уже не всегда ясно, для кого
создаются эти методики – длябольного
или больной существует для этих методик.
Для нашей психотерапии это также проблема
продолжающегося импорта самых различных
психотерапевтическихтехник, на овладение
навыками работы с которыми у
психотерапевта-практика просто не
хватает времени. Очевидно также, что
это обычно ведет к неэффективнойпсихотерапевтической
полипрагмазии, невозможности полноценного
контроля за применением отдельных
методов и, что самое важное, при этом
отсутствуют чаще всегопредставления
об истинной эффективности метода [5].
Возможны ли подобные ситуации в других
областях медицины, связанных с лечебным
процессом – вфармакологии (в том числе
психофармакологии), физиотерапии,
лучевой терапии и т.д.?
Проблемой в
большей степени нашей собственной
являетсятрудность перехода от
преимущественно суггестивной директивной
психотерапии, вполне соответствовавшей
установкам тоталитарного периода нашей
истории, кметодам личностно-ориентированным
и социо-ориентированным. Эта проблема
еще долго будет сказываться на
психотерапевтической практике у нас,
поскольку тесносвязана с менталитетом
как наших врачей, так и, особенно,
пациентов с их отчетливо экстернальной
позицией, воспитанной в течение
десятилетийсоциалистическим
здравоохранением.
Наконец, следовало
бы также коснуться проблемы
альтернативнойпсихотерапии, точнее
"альтернативного взрыва" в нашей
популяции в последнее десятилетие. Он
не сопровождался, как это можно было
ожидать,адекватными опасности
мероприятиями государства, медицины и
здравоохранения. Более того, значительное
распространение получила точка зрения,
что подобныеявления наблюдались в
истории и нашей, и других стран в период
кризисов и самопроизвольно исчезали
при выходе из них. К сожалению, пока эти
ожидания неоправдываются.
Своеобразие
альтернативной медицины и альтернативной
психотерапии, в частности, в нашей стране
в данный момент заключается в том,что
она все в большей мере становится частью
парапсихологии (психической онтологии),
включающей передачу образного и
мысленного содержания нарасстояние;
перемещение объектов без непосредственного
к ним прикосновения; определение
состояния внутренних органов при
поднесении к телу рук(паранормальная
диагностика) и т.п. Общее, что объединяет
сторонников этих направлений, – это
отвергание трудного, длительного пути
познания в пользуодномоментного,
мгновенного "постижения" внешнего
мира с помощью озарения, откровения,
прозрения и т.д. На этом пути отпадает
необходимость впрофессиональном
обучении и поиске подлинно научного
знания с помощью все более совершенной
техники, поскольку для познания
разнообразных явлений природы
ичеловеческого организма вполне
достаточно установления "парапсихологического
контакта при помощи рук" [6].
Известнаяустойчивость альтернативных
идей, в общественном сознании объясняется
многими причинами, но также и снижением
интереса и уважительного отношения к
науке,истинно научному знанию в нашей
стране, охваченной многосторонним
кризисом веры.
В последние годы в
России происходят глубокие изменения
впсихотерапии, которая ориентируется
на развитие личности, раскрытие ее
потенциала, улучшение психологического
и социального функционирования
человека,при этом директивные методы
все более сменяются личностно- и
социально-ориентированными.
Социально-экономические перемены в
России исоответствующие им изменения
общественного сознания, деидеологизация
психотерапии приводят к все большему
осознанию ее роли не только в медицине,
нои в осуществлении комплексных программ
по сохранению и укреплению психического
здоровья нации. Это означает: движение
от медицинской модели психотерапии
кпсихологической социологической и
другим моделям; к возрождению интереса
к теории и практике долговременной
психотерапии динамической ориентации
иодновременно, в силу экономических
трудностей, – к настоятельному поиску
эффективных интегративных краткосрочных
вариантов преимущественнокогнитивно-поведенческой
направленности; к необходимости
разработки государственно-правового
регулирования психотерапевтического
образования ипрактики [7].
Заканчивается
разработка законопроекта "О психотерапии
и специалистах, занимающихся
психотерапевтической деятельностью".Необходимость
специального Закона по психотерапии
обусловлена потребностью в законодательном
упорядочивании психотерапевтической
деятельности с цельюдальнейшего
совершенствования психотерапевтической
помощи населению. Это необходимо также
для развития психотерапии как области
науки и практики встране с активным
строительством правового общества.
Существенная задача подготавливаемого
Закона – охрана интересов граждан,
обращающихся запсихотерапевтической
помощью. Из-за нечеткого определения
понятий психотерапии, ее методов, форм
и других вопросов, в этой области велико
числонеподготовленных и плохо
подготовленных специалистов, манипулирующих
сознанием людей. Учитывая, что в настоящее
время не существует единого
общепринятогонаучного определения
психотерапии, авторы законопроекта
исходили из того, что действие Закона
будет распространяться на все методы,
формы психотерапии инаучные теории,
которые реализуются на практике. В этом
смысле законопроект "внеконфессионален"
по отношению к различным
профессиональнымпсихотерапевтическим
школам, течениям и группам.
В соответствии
с историческими традициями развитие
российскойпсихотерапии определяется
ее моделью медицинской. Одновременно
все больше осознается роль в становлении
психотерапии как медицинской науки и
практикипсихологических ее основ.
Дискуссия о психотерапии как гуманитарной
специальности, не требующей базисного
медицинского и психологическогообразования,
с учетом лишь начального этапа формирования
научно-методологических и
организационно-практических основ
российскойпсихотерапии в русле медицины,
не может найти поддержки. Это касается
также и призывов к отделению психотерапии
от психиатрии при недоучете того, что
нетолько в психиатрических клиниках,
но и в других областях медицины определение
целей, задач, направленности психотерапии,
выбор ее методов осуществляются
наосновании знания особенностей психики
и личности больных.
Необходима жесткая
регламентация подготовки и интеграции
вздравоохранение психоанализа.
Психоанализ не самостоятельная
специальность, а одно из трех направлений
современной психотерапии. Только
развиваясь в руслеобщей психотерапии,
психоанализ имеет будущее в нашем
здравоохранении, поскольку при этом
удается избежать разгула "дикого
психоанализа" вРоссии. Завершение
дискуссий о праве клинических психологов
на самостоятельную психотерапевтическую
практику возможно лишь после решения
возникающих здесьсложных юридических
вопросов в рамках подготавливаемого
государственного закона о психотерапии.