Новый методологический подход в подготовке специалистов-тренеров на выпускающих кафедрах РГУФКА
Новый методологический подход в подготовке специалистов-тренеров на выпускающих кафедрах РГУФКА
Кандидат педагогических наук, доцент В.Л. Дементьев
Достижения в теории и практике в любой сфере человеческой деятельности, и в частности физической культуры и спорта, в полной мере зависят от качества подготовки специалистов в высшей школе. Уровень же выпускаемых специалистов далеко не всегда соответствует требованиям современности. Проблема совершенствования подготовки специалистов в высшей школе приобретает особую значимость в процессе формирования социально ценностных ориентиров. В нашей стране она становится еще более актуальной в связи с существующей социально-экономической ситуацией с ее приоритетами и противоречиями. Именно поэтому назрела острая необходимость реформирования высшего образования в целом и физкультурного в частности. Это также связано с тем, что основная цель образования заключается прежде всего в упреждающей подготовке специалиста, рассчитанной на решение принципиально новых задач, для решения которых ему потребуется наличие таких качеств, которые пока просматриваются лишь как тенденции по отношению к желаемому будущему [11].
Проявление данной тенденции нашло свое отражение в изменениях статуса ведущего вуза страны в сфере физической культуры и спорта: Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры в 1993 г. трансформировался в Российскую государственную академию физической культуры, а в 2003 г. - в Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.
Необходимость выведения высшего физкультурного образования на новый, университетский, уровень выдвигает ряд конкретных требований к выпускающим кафедрам вуза по совершенствованию подготовки специалистов, а именно: 1) фундаментальность образования; 2) разносторонность рассмотрения предмета с привлечением различных взаимосвязей, взаимовлияний и процессов; 3) совершенствование учебно-познавательной деятельности на основе дальнейшего освоения и внедрения в учебный процесс активных методов обучения; 4) многопрофильность подготовки.
Для успешного выполнения вышеперечисленных требований необходимы не отдельные улучшения в содержании образования или совершенствование средств и методов обучения, а изменение методологии профессиональной подготовки специалистов на выпускающих кафедрах специализации. При этом под методологией понимается определенное мировоззрение, сформированное на основе совокупности естественно -научных, философских, социально-политических, моральных и прочих взглядов, влияющих на человеческую деятельность [1]. Для методологии характерны следующие проблемы: соотношение теоретического и эмпирического уровней знания; структура научного мышления; типы научных абстракций; взаимоотношение отдельных дисциплин; специфика исследовательских методов; идеализация объектов и их отношение к действительности [2]. Принцип системности помогает исследовать объект с позиций закономерностей, системного целого и взаимодействия его частей. Причем изучение объекта одновременно с нескольких сторон позволяет получить более общие знания [3].
Методологическая работа соединяет конструирование и проектирование с исследованием. Причем суть методологической работы состоит не столько в познании, сколько в создании методик и проектов, она не только отражает, но и в большей мере создает, творит заново, в том числе - через конструкцию и проект. Методология именно тем и отличается от методики, что она до предела насыщена знаниями (в точном смысле этого слова) и включает четко очерченное выделенное исследование [13].
Методология научного исследования анализирует средства, приемы и методы познания, которые применяются для получения конкретного знания [10]. При этом по своему строению методологические исследования - это исследования особого типа, поскольку их объектами являются не физические, химические и биологические явления, а научные предметы, т.е. знания из тех или иных наук вместе с объектами этих знаний и вместе с деятельностью порождения и использования знаний [13].
В данном случае особенность методологического знания в отличие от естественно-научного заключается в том, что оно должно состоять из двух знаний - знания о профессиональной деятельности будущего специалиста и знания об объекте этой деятельности. Таким образом, методологическое знание объединяет и заключает в себе много разных и разнородных знаний. Но при этом оно одновременно должно быть единым и целостным (в рамках профессиональной подготовки специалиста), несмотря на всю свою внутреннюю сложность и разнородность. Поэтому в рассматриваемой методологической работе мы должны иметь знания, объединяющие в себе как наши представления о деятельности (например, тренерской деятельности), так и представления об объекте деятельности (спортсмен и его спортивная деятельность). Причем соединены они должны быть так, чтобы мы могли пользоваться этой связкой в своей практической деятельности (подготовка специалиста-тренера в физкультурном вузе). Именно в этом способе соединения разнородных знаний с помощью знаний о деятельности и через эти знания и заложена специфика методологии научного исследования в сфере высшего физкультурного образования [4].
Для профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта готовятся следующие основные типы специалистов: тренер, судья, руководитель, исследователь, спортивный врач [8]. Специалист-тренер в данном перечне на первом месте стоит неслучайно, так как именно тренер является главной фигурой в подготовке спортсменов. Поэтому подготовка тренеров по видам спорта является основной задачей выпускающих кафедр ИФК [9, 12].
Специфика обучения в ИФКе характеризуется тем, что большая часть изучаемого материала по спортивно -педагогическим дисциплинам приходится на различные двигательные действия. Это связано с тем, что тренер в своей работе должен использовать огромное число физических упражнений, приемов, защит, контрприемов и комбинаций, применяемых с различными тактическими подготовками. При этом тренер должен не только знать, но и уметь обучать наиболее рациональной технике и тактике вида спорта, а также должен создавать все более сложные комбинации тактико-технических действий (ТТД), которые его ученики могли бы использовать в соревновательной деятельности. Данное положение наиболее характерно для ситуационных видов спорта, и особенно - для спортивных единоборств.
Тактико-техническая подготовка спортсмена - основной компонент деятельности специалиста-тренера в спортивных единоборствах, так как параметры владения техникой и тактикой являются определяющими по сравнению с другими видами подготовки спортсмена для достижения высокого спортивного результата. Такая зависимость обусловливается остроконфликтным характером соревновательной деятельности, успешность которой определяется тактикой ведения единоборства и результативностью технического выполнения приемов.
Исходя из этого можно заключить, что определяющим компонентом деятельности специалиста -тренера в спортивных единоборствах является его профессиональная тактико-техническая подготовленность, обеспечивающая высокую эффективность тренерской деятельности в осуществлении тактико-технической подготовки (ТТП) спортсменов.
Существующая методология профессиональной ТТП студента базируется на формировании и становлении личного тактико-технического опыта борьбы, который состоит из: 1) знаний, умений и навыков, полученных от тренера; 2) передачи педагогического опыта преподавателей вуза; 3) накопления и осмысления собственного опыта студента как спортсмена; 4) педагогической и тренерской практики для закрепления и формирования профессионально-педагогических умений и навыков. При этом содержание образования и методика ТТП спортсменов осваиваются студентом через формализацию личного спортивного опыта посредством классификации и терминологии вида спорта, описания техники приемов, комбинаций и комплексов ТТД, объяснительных моделей техники, тактики и взаимодействия спортсменов.
В существующей системе физкультурного образования спортивная квалификация абитуриента должна быть как можно выше, что далеко не всегда возможно реализовать на практике, а результат процесса подготовки специалиста-тренера становится зависимым от личностей, участвующих в этом процессе. Это связано с тем, что результат процесса профессиональной ТТП определяется наличием таланта у тренера, преподавателей и студента и поэтому во многом становится случайным, так как зависит от личностного фактора: если есть талант - есть результат, нет таланта - нет результата.
Содержание ТТП тренера аналогично подготовке спортсмена высокой квалификации и сводится в основном к изучению техники, а не к изучению способов ведения единоборства. При этом тактический аспект подготовки осуществляется за счет увеличения вариативности использования приемов избранного вида спорта. Студент осваивает тактику эмпирически, методом проб и ошибок, тактико-технический арсенал формируется стихийно, что значительно сдерживает рост его спортивного мастерства и создает трудности в совершенствовании и управлении профессиональной ТТП.
Методика ТТП, основанная на применении объяснительно-иллюстративного метода, используемая при подготовке как спортсмена, так и тренера, закрепляет существующие эмпирические традиции в обучении и не стимулирует разработки нового содержания образования.
Переход от подготовки тренера-практика к подготовке тренера-аналитика требует разработки нового методологического подхода и теоретической концепции профессиональной ТТП специалиста-тренера в вузе.
В теоретических основаниях предполагаемого методологического подхода лежат: теория деятельности, системный подход, структурно-функциональный анализ, теоретические основы общедидактических методов обучения. Теоретической концепцией построения методики профессиональной ТТП является взаимосвязь изучаемого содержания и методов обучения, которая определяется подбором методов осваиваемой и учебной деятельности аналогичной структуры к соответствующему содержанию ТТП специалистов -тренеров, при этом основу формирования практических навыков составляет педагогическое проектирование.
Имитационное моделирование конфликтного поведения в соревновательном поединке позволяет эффективно осуществить замену накопления соревновательного опыта. Последовательность усвоения техники определяется увеличением вариативности при решении технических и тактических задач, а последовательность освоения тактики - усложнением конфликтного взаимодействия спортсменов в поединке.
Методика профессиональной ТТП является эффективным способом органического включения теоретических знаний в конкретную практику подготовки тренера, при этом она способствует формированию у студентов исследовательского отношения к тренерско -преподавательской деятельности и установок на профессиональное совершенствование [7].
Проделанная методологическая работа (на примере специализации "Спортивная борьба") позволила выделить теоретические основы профессиональной ТТП специалистов-тренеров:
- тактику конфликтного взаимодействия как раздел общей теории конфликтной деятельности, которая базируется на усвоении обобщенных моделей освоения техники, тактики и конфликтного взаимодействия;
- смысловые биомеханические модели техники борьбы как раздел биомеханических основ спортивной техники, которые осваиваются посредством ситуационного и имитационного моделирования от самых простых форм борьбы до тактико-технического взаимодействия с противником;
- активные методы обучения как конкретизация теории обучения, применение которых осуществляется по уровню обобщения конфликтного взаимодействия от эмпирических форм обобщения в объяснительно -иллюстративном методе к алгоритмическим моделям в методе поэтапного формирования действий, затем к образным моделям в игровом методе и структурно -функциональным моделям в проблемном обучении;
- соотнесение методов обучения и изучаемого содержания, которое осуществляется в смысловых биомеханических моделях техники и тактики борьбы, начиная от смысловых биомеханических моделей базовой техники, далее к смысловым биомеханическим моделям вариативной техники, а затем к комбинациям и тактико-техническим структурам.
На основе предлагаемого методологического подхода построение профессиональной ТТП специалиста-тренера реализуется как восхождение от эмпирически осваиваемого содержания к теоретическому содержанию и соответствующим методам обучения. На каждом этапе обучения двигательный компонент, присутствующий в виде физических упражнений, уменьшается, а интеллектуальный - возрастает за счет увеличения процедур моделирования, имитации, конструирования и педагогического проектирования. Теоретический уровень в профессиональной ТТП характеризуется тем, что решение практических задач техники и тактики находится не путем перебора или интуитивного поиска, а с помощью теоретического анализа соревновательной деятельности, аналитических построений и решений практических задач исходя из теоретических концепций и обобщенных моделей.
Необходимо подчеркнуть, что для осуществления предлагаемой ТТП потребовалось решить следующие методологические задачи: 1) выбор из накопленных практических и теоретических знаний изучаемого предмета - необходимого содержания образования - исходя из требований профессиональной подготовки; 2) выявление структуры и видов содержания исходя из целей и задач обучения; 3) выделение видов осваиваемой профессиональной деятельности и адекватный подбор методов обучения отдельным видам содержания исходя из эффективности организации учебно-познавательной деятельности; 4) уточнение и дополнение содержания образования исходя из требований методов обучения к структуризации изучаемого содержания и разработанности необходимых концептуальных обобщенных моделей (например, схемы материализации изучаемых действий и ориентировочные основы действий в методе поэтапного формирования действий).
Основываясь на приоритете деятельностного подхода к профессиональной подготовке специалиста -тренера, можно сделать вывод, что ведущее значение в определении содержания образования имеет изучение смысловых биомеханических моделей спортивной техники и тактики конфликтного взаимодействия.
Теория конфликтной деятельности позволила определить тактику конфликтного взаимодействия борцов в спортивном поединке. Конфликтное взаимодействие борцов в поединке реализуется посредством проведения тактических и технических действий, аналитическое представление этого процесса находит свое воплощение в ситуационной модели и конфликтной структуре поединка [6].
В теории обучения сформулированы необходимые требования по взаимосвязи содержания и методов обучения и их зависимости от организации учебного процесса в высшей школе, которая определяется будущей профессиональной деятельностью подготавливаемых специалистов. При этом методы адекватно соотносятся с содержанием образования, т.е. к конкретному содержанию подбирается оптимальный метод обучения. Объемность и разноплановость содержания профессиональной ТТП студентов определяется: во-первых, усложнением техники от базовой к вариативной и, далее, к комбинациям и тактико-техническим структурам; во-вторых, усложнением тактики от преодоления к использованию действий противника, а затем к его обыгрыванию и тактическому взаимодействию. Так как основу выделенного и дополненного содержания образования составляют концептуальные обобщенные модели, эффективность их освоения требует применения активных методов обучения. Все вышеперечисленные причины влияют на достижение эффективности формирования профессионально-педагогических умений и навыков тренера при подборе методов обучения к конкретному содержанию образования. Именно поэтому в предлагаемой нами профессиональной ТТП было проведено соотнесение основных разделов содержания ТТП с методами обучения на фоне усложнения конфликтного взаимодействия спортсменов.
Методы обучения, соотнесенные с содержанием, образовали иерархически упорядоченную последовательность их использования, начиная от объяснительно-иллюстративного метода, ориентированного в основном на внешние признаки усваиваемого содержания, переходящую к методу поэтапного формирования действий, характеризующемуся высокой структуризацией и последовательным формированием психических функций, затем к игровому методу, основанному на конфликтном характере освоения содержания, и заканчивающуюся проблемным методом, преломляющим содержание образования через научно-исследовательские процедуры при изучении осваиваемого материала.
Каждый из перечисленных методов позволяет последовательно изучать содержание образования, соотнесенное с методами обучения технике и тактике с помощью ситуационного моделирования конфликтного взаимодействия в соревновательном поединке. Ситуационное моделирование конфликтного взаимодействия каждый раз завершает собой освоение содержания образования, и оно же является началом формирования навыков преподавания техники и тактики борьбы через освоение педагогического проектирования и разработку частных методик обучения. Педагогическое проектирование представляет собой квинтэссенцию профессиональной ТТП. Оно строится на аккумулировании теории и практики спортивной борьбы на основе использования модели формирования вариативной техники в конфликтном взаимодействии спортсменов и позволяет студентам творчески осваивать необходимые профессионально-педагогические умения и навыки [5].
Список литературы
1. Аверьянов А.Н. Методология, мировоззрение и факторы повышения эффективности научной деятельности // Методологические проблемы современной науки. - М.: Политиздат, 1979, c. 237 - 251.
2. Волков В.Е. О методологических проблемах химии // Методологические проблемы современной науки. - М.: Политиздат, 1979, с. 147 - 153.
3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук // Сов. энцикл. 1974. Т. 1, с. 100 - 101.
4. Дементьев В.Л. Методология научного исследования в сфере высшего физкультурного образования // Актуальные проблемы спортивной борьбы. - М.: СпортУниверПресс, 2003, с. 126 - 130.
5. Дементьев В.Л. Профессиональная тактико-техническая подготовка специалиста-тренера по спортивной борьбе. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 108 с.
6. Дементьев В.Л., Малков О.Б. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах // Теория и практика физ. культуры. 1986, № 10, с. 37 - 39.
7. Дементьев В.Л. Теоретические основы методики тактико-технической подготовки тренеров по борьбе // Теория и практика физ. культуры. - 1999, № 2, с. 51 - 52.
8. Игуменов В.М., Блеер А.Н., Свищев И.Д. Особенности профессиональной деятельности специалистов в сфере спортивной борьбы // Актуальные проблемы спортивных единоборств. - М.: ФОН, 2000, с. 6 - 13.
9. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 120 с.
10. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М.: Мысль, 1975. - 237 с.
11. Свищев И.Д. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки студентов ИФК, специализирующихся по видам борьбы и восточных единоборств // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 2, с. 11 - 15.
12. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: Учеб. пос.: Кн. 1.: Пропедевтика. - М.: Сов. спорт, 1997. - 285 с.
13. Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. М., 1981, с. 193 - 227.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа