Проблемы организации оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха и туризма
Проблемы организации оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха и туризма
Кандидат педагогических наук, заместитель директора Центра детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования РФ И.А. Дрогов Кандидат педагогических наук, руководитель научного Центра РМАТ Д.В. Смирнов Российская государственная международная академии туризма, Сходня, Моск. обл.
Организация детско-юношеского и молодежного туризма, отдыха и оздоровления - актуальная задача учреждений не только федерального, но и регионального и муниципального уровней. Прежде всего это обусловлено рядом объективных причин, и в первую очередь динамикой развития постиндустриального общества, в том числе резким сужением спектра семейного досуга, организованного отдыха детей, подростков и молодежи, а также полноценного времяпрепровождения.
Остаточный принцип при подходе к решению социальных проблем крайне болезненно отразился и на сфере культурно-экскурсионного и досугового обслуживания. Наиболее пагубно это отразилось на массовых формах спортивно-оздоровительного туризма: самодеятельных походах, массовых туристско-спортивных мероприятиях детей и молодежи - туристских слетах.
За годы рыночных реформ в России катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью утрачена материально-техническая и физкультурно-спортивная база детских загородных оздоровительных учреждений. Характерными для последнего десятилетия стали такие тенденции:
- хронический дефицит капитальных вложений в развитие оздоровительных учреждений (за редким исключением отдельных ведомств- монополистов);
- отсутствие прогресса в функционировании хозяйственного механизма;
- отсутствие программно-методического и образовательно -воспитательного обеспечения и сопровождения пребывания детей и подростков в данных учреждениях;
- недостаточный уровень квалификации психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания в учреждении.
Это не могло не отразиться на качестве и уровне удовлетворения потребностей населения российского общества, в частности детей и молодежи, в образовательных, физкультурно-оздоровительных (в том числе экскурсионных и туристских) и досуговых мероприятиях. Разрыв между предложением этих услуг (оздоровительных, экскурсионно-туристских и досуговых) и спортивно -туристских туров и их стоимостью, а также платежеспособностью различных слоев населения с каждым годом реформ становится все контрастнее. В то же время значительная часть учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков продолжает функционировать вхолостую. Отсутствует ощутимая реализация в них целей и задач уставной деятельности: разностороннее развитие и формирование личности детей и подростков, воспитание (в том числе духовное, патриотическое, нравственное и пр.), укрепление их здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности для продолжения учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Это, естественно, пагубно отражается на развитии, здоровье, работоспособности, образованности и гражданской активности подрастающего поколения.
В условиях экономических (рыночных) отношений, сложившихся в ряде регионов России, продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха, туристских баз и других учреждений оздоровительной и культурно-досуговой сферы, не приносящих учредителям сиюминутной финансовой прибыли.
Специалисты Минобразования РФ, Госкомспорта РФ, Минсоцстраха РФ отчетливо понимают необходимость формирования оптимальных условий функционирования учреждений детского, подросткового и молодежного отдыха, оздоровления и туризма с целью наиболее полного удовлетворения экскурсионно-познавательных, досуговых, спортивно-туристских и оздоровительных потребностей различных категорий населения, и в первую очередь детей и учащейся молодежи. Осознана эта проблема и законодателями, всей вертикалью государственной исполнительной власти.
На протяжении последних восьми лет в России прирост числа детей, отдохнувших летом по различным программам, в основном достигается благодаря развитию образовательной инфраструктуры. Имея неоспоримое преимущество в показателях "цена-качество", система образования предоставляет детям, подросткам и молодежи оздоровительные услуги, максимально учитывая потребности личности ребенка (подростка) и условия его развития и, что немаловажно, по весьма умеренной цене.
Но и здесь неоспоримое преимущество как по себестоимости (так и по отпускной цене), а в ряде случаев и по качеству имеет путевка, предлагаемая учреждениями дополнительного образования - Центрами (станциями) детско-юношеского туризма с активными формами отдыха и оздоровления детей в профильных туристских передвижных (палаточных) лагерях и туристских походах, путешествиях и экспедициях.
Во время туристско-оздоровительных мероприятий (походов) у педагогов имеется значительно больше возможностей для организации квалифицированного психолого-педагогического сопровождения и поддержки своих подопечных, чем в любом отряде стационарного лагеря, даже если учитывать реальную наполняемость отряда. Значительно более эффективными возможностями располагает и педагог - руководитель туристского похода для дифференцированного личностно ориентированного дополнительного образования детей, эмоционально -личностного воздействия на их внутренний мир в реальных условиях походной сред ы (совместное проживание педагога и коллектива детей).
Тем не менее в регионах России наиболее динамично развивается сеть лагерей при образовательных учреждениях с дневным пребыванием учащихся. На их долю в 2001 г. приходилось 45% от общего числа детей, находившихся в оздоровительных лагерях (в 2000 г. - 43,6%). Загородные стационарные учреждения отдыха и оздоровления, где процесс оздоровления детей происходит значительно эффективнее, приняли лишь чуть более 35% от общего числа детей (в 2000 г. - 38%).
Продолжается процесс дифференциации оздоровительных лагерей по формам собственности. Увеличилось число лагерей, находящихся в муниципальной собственности: в 2001 г. они составили подавляющее большинство - почти 92%. В ведении местных органов исполнительной власти (преимущественно - органов управления образованием) находятся все лагеря с дневным пребыванием учащихся и более 1/3 загородных оздоровительных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Увеличилось также число лагерей, находящихся в частной собственности (более 1,2%) и собственности общественных объединений. Число лагерей, находящихся в государственной собственности, сократилось с 7,2 до 4,5%.
В то же время сохраняется тенденция, когда большинство загородных детских оздоровительных лагерей стремится обрести полную хозяйственную самостоятельность: к 2001 г. число загородных стационарных лагерей, имеющих статус юридического лица, достигло 1/3.
Очень важная тенденция - возрождение местными органами управления образованием системы программ отдыха и оздоровления в "малые каникулы". Зимние оздоровительные лагеря, туристские походы старшеклассников по местам боевой славы и по памятным местам родного края, досуговые программы на свежем воздухе в период новогодних и рождественских праздников, лагеря актива во время весенних и осенних каникул, профильные лагеря юных экологов, спортсменов, туристов весной и осенью, различные спортивно-туристские соревнования и состязания обогащают досуг школьника, снижают вероятность девиантного поведения подростков и оказывают значительный оздоровительно -восстановительный эффект.
Эти тенденции обозначили необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного минимального обеспечения социальными услугами по организации оздоровления детей и учащейся молодежи во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.
Для ее решения в учреждениях отдыха и оздоровления детей и молодежи необходимо создать особый, отличный от традиционного, подход к организации и содержанию процесса отдыха и оздоровления. Требуется не только насыщение его научно обоснованными программами, технологиями и методиками, методическим сопровождением и обеспечением, материально -техническими ресурсами, но и подготовкой широкого круга специалистов (педагогов-организаторов, психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, врачебно-медицинского и прочего персонала, владеющего методиками адаптации и реабилитации, оздоровительной и лечебной физической культуры, анимационными технологиями организации досуга и т.д.).
Кроме того, как на федеральном, так и на муниципальном уровне необходимо внести коррективы в критерии оценки деятельности учреждений, предоставляющих услуги активного отдыха, оздоровления и туризма. Необходимо дифференцированно подойти ко всему спектру социальных услуг по организации отдыха, туризма, экскурсий, досуга и оздоровления на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Это необходимо осуществлять для каждого вида отдельно в строгом соответствии с направленностью и профилем реализуемых в этих учреждениях программ и проектов.
Требуется диверсификация содержания деятельности лагерей, значительная часть которых сегодня работает по вариативным программам, к сожалению, не всегда научно обоснованным с точки зрения адаптивной психологической, физической и функциональной нагрузки и не дающим положительного оздоровительного и реабилитационно-восстановительного эффекта.
В период подготовки к летней оздоровительной кампании Минобразованием РФ, ведущими научными и исследовательскими учреждениями, а также федеральными профильными учреждениями дополнительного образования ежегодно проводится работа по выявлению наиболее эффективных программ организации детского отдыха и оздоровления. Но, к сожалению, не всегда осуществляется обратная связь: передача и внедрение полученного ценнейшего опыта и материала в практику деятельности других учреждений отдыха и оздоровления.
Важную роль в научно-методическом обеспечении отдыха и оздоровления сегодня играют детские, подростковые и молодежные общественные объединения. Многие из программ, по которым строится жизнь в загородных лагерях и учреждениях отдыха и оздоровления, в туристских походах, путешествиях и экспедициях, разработаны в федеральных учреждениях дополнительного образования, в Научно-практическом центре Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО и прошли успешную апробацию в этих учреждениях, объединениях. Проведение ими различных профильных смен, походов, экспедиций, летних школ, детских творческих дач, малых научных академий способствует социальному и творческому развитию юной личности, реализации запросов и потребностей детей в различных видах деятельности в период школьных каникул и в течение всего года.
Сегодня очевидно, что российскому обществу в XXI в. предстоит реформирование сферы организованного каникулярного отдыха детей и молодежи.
Его определяющие компоненты следующие:
1. Обновление нормативного поля в сфере каникулярного отдыха и оздоровления детей и подростков. Ужесточение требований к обеспечению безопасности детей, а также требований к качеству досуговых, оздоровительных и образовательных услуг, оказываемых учреждениями отдыха и оздоровления со стороны как родителей и детей, так и муниципальных (региональных и федеральных) органов исполнительной власти.
Активно осуществляется межведомственное обновление санитарно-эпидемиологических правил для учреждений отдыха и оздоровления, в том числе с дневным пребыванием, а также полевых (палаточных лагерей).
Обновляются требования к порядку проведения смен лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха и профильных лагерей.
В законопроект "О дополнительном образовании" внесены как субъекты права "Детский оздоровительный лагерь" и "Детский оздоровительный центр".
Предпринимаются шаги к внесению в действующее законодательство о гарантиях прав ребенка в РФ статуса организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и увеличении льгот для сферы каникулярного отдыха детей.
Минобразования РФ поддерживает поступившие предложения и исправления в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и иные законодательные акты, которые:
а) уточняют статус учреждений отдыха и оздоровления и их льготы;
б) определяют уровень ответственности федеральных органов исполнительной власти в сфере каникулярного отдыха детей, в первую очередь гарантировав выделение из федерального бюджета средств на отдых и оздоровление;
в) определяют ответственность учреждений разных уровней государственной исполнительной власти за организацию не только летнего отдыха, но и круглогодичного отдыха и оздоровления детей;
г) определяют механизм адресной поддержки государством детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, введя прямой контроль за реализацией льгот для них;
д) изменяют ориентиры в системе "государство - учреждение отдыха - ребенок". (Сегодня же заказчиком услуг отдыха и оздоровления выступает государство, а не конкретный ребенок или родители. Поэтому у родителей, имеющих низкий уровень доходов, социально незащищенных категорий нет выбора, в какой лагерь отправить ребенка. Муниципальные органы социальной защиты и образования с данной категорией родителей и детей поступают по остаточному принципу: "берите, что дают". Лишь одаренные дети и дети, находящиеся в системе дополнительного образования детей, формально могут выбирать профиль лагеря исходя из собственных интересов);
е) изменяют принципиальные подходы к сфере отдыха и оздоровления как системе оказания оздоровительных услуг, введя при этом законодательные гарантии для ребенка и родителей в виде: во-первых, обязательной сертификации оздоровительных лагерей как учреждений, оказывающих оздоровительные услуги; во-вторых, обязательной страховой защиты ребенка, находящегося на отдыхе;
ж) определяют минимальный социальный стандарт (норматив) для оказания услуг отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи.
2. Под влиянием изменения спроса меняется лицо учреждений отдыха и оздоровления и содержание их деятельности. Прежде всего это организация психолого -педагогического процесса отдыха и оздоровления, всей жизнедеятельности учреждения по вариативным программам, ставящим во главу угла развитие личности ребенка, эффективность оздоровительных, восстановительных и реабилитационных услуг и работающих на последействие пребывания каждого конкретного ребенка (подростка) в каждой конкретной смене, на экскурсии, в походе или экспедиции .
Необходима всемерная поддержка создания малых отрядов и групп на основе учета половозрастных особенностей, дифференциации и индивидуализации. При построении и определении содержания реализуемых программ, развитии детского самодеятельного движения и самоуправления, малых и больших творческих коллективных дел необходимо помнить об интересах прежде всего потребителя социальных услуг по отдыху и оздоровлению - каждого ребенка, подростка.
3. Должна обрести новое содержание система подготовки педагогов к деятельности в период каникул.
Увеличившееся количество школьных педагогов, желающих трудиться в летних учреждениях отдыха и оздоровления, привносящих с собой классно-урочную систему, формы, методы и технологии общеобразовательных учреждений в учреждения отдыха и оздоровления, приводит к значительным психолого -педагогическим деформациям. Аналогичная негативная тенденция прослеживается и при массовом "десанте" в учреждения отдыха и оздоровления специалистов, не имеющих педагогического образования, адаптированного к организации оздоровительной и реабилитационной, досуговой работы с детьми и подростками.
Необходимо реформировать систему подготовки кадров не только по вертикали (от учреждения до управленческого аппарата, ответственного за организацию отдыха и оздоровления, в том числе каникулярного) и по горизонтали на уровне федеральных округов и регионов (включая вузы и работников образовательных учреждений), но и по содержанию.
РМАТ и созданная ею в федеральных округах, региональных центрах и крупных городах корпоративная сеть образовательных учреждений готовы к реализации программ для профессиональной подготовки широкого круга специалистов, к организации оздоровительной, реабилитационной, досуговой и адаптивных форм деятельности с детьми, подростками и молодежью - от аниматоров, педагогов-организаторов, менеджеров спортивного туризма, менеджеров гостеприимства, педагогов дополнительного образования, тренеров- преподавателей по видам туризма, специалистов по адаптивной физической культуре и других специалистов, остро необходимых в учреждениях отдыха и оздоровления.
4. Изменение содержания деятельности непрофильных здравниц, принимающих детей на отдых и оздоровление. В последние годы значительно увеличилось число детей, отдыхающих в пансионатах, на базах отдыха, в профилакториях в южных регионах страны, прежде принимавших работающих граждан. Перераспределение потока семейного и детского отдыха с Украины и дальнего зарубежья на юг России позволило значительно загрузить российские здравницы. Но эти неспециализированные оздоровительные учреждения, как показала практика последних лет, оказались не готовы к изменению и насыщению содержания своей деятельности специфическими потребностями образовательно-воспитательной работы с семьями и детьми. В них, как правило, отсутствуют кружки, спортивные секции и иные виды временных объединений дополнительного образования, специально организованных для детей и подростков. Реализуемые программы досуговой деятельности в лучшем случае сводятся к организации дополнительных платных спортивных и экскурсионных услуг по коммерческим ценам посредников. Детский отдых и оздоровление в этих здравницах, рассчитанных на контингент взрослых, оказались в окружении "питейных" точек и нездоровой коммерции.
Межведомственным комиссиям необходимо более требовательно подходить к оценке содержания и качества предоставляемых социальных услуг, оздоровительных программ, содержания досуговой и образовательно -воспитательной деятельности с детьми и семьями в любых учреждениях, принимающих детей на отдых.
5. Преодоление деформации организационных и педагогических целей и задач каникулярного времени. Систему летнего отдыха детей все чаще используют в качестве инструментария лишь социальной защиты детей в летний период. Летние детские здравницы превращаются подчас в учреждения социального обслуживания ("центр кормления детей" или "центр сезонного призрения за подростками"), а не местом для полноценного воспитания, творческого развития личности подростка, активной и рационально организованной физической нагрузки, закаливания организма, формирования здорового образа жизни. Эти учреждения все чаще становятся сезонными для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в то время как в процентном отношении доля детей из "нормальных" семей, имеющих возможность отдохнуть, значительно сокращается из-за финансовых затруднений родителей.
Подавляющее большинство детей, отдыхающих в лагерях, - младшие школьники. Значительные проблемы возникают как у педагогов, так и у руководителей при определении форм и содержания работы со старшеклассниками и особенно обучающимися в учреждениях начального профессионального образования. К сожалению, для них сеть учреждений отдыха и оздоровления значительно сокращена.
6. Изменение подходов к так называемой "занятости" подростков. Несмотря на развитие традиционных и инновационных форм трудового лета, численность детей, отдыхающих и работающих в лагерях труда и отдыха, неуклонно снижается. За пять лет это число в силу объективных и субъективных причин сократилось почти на 200 тыс. подростков. По предварительным данным, в 2002 г. в лагерях труда и отдыха отдохнуло чуть больше школьников, чем в 2001 г., в основном благодаря лагерям с дневным пребыванием.
Возрождение системы форм труда и отдыха лежит в следующих плоскостях:
- экономическая учеба старшеклассников в каникулярный период (смены юных предпринимателей, деятельность школьных компаний и т.д.);
- создание стационарных лагерей труда и отдыха на базе здравниц, туристских баз с посильным фронтом работы (обязательно оплачиваемого!);
- развитие форм молодежных и школьных бирж труда, позволяющих создать временные рабочие места для несовершеннолетних;
- активное возрождение школьных хозяйств, обработка участков земли сельских школ как возвращение традиций российского крестьянства;
- возрождение народных промыслов, создание лагерей для получения навыков народных традиционных ремесел (в том числе и для народов Крайнего Севера).
7. Создание государственных минимальных социальных стандартов детского отдыха и оздоровления как системы основных параметров, принимаемых в качестве государственных норм, обеспечивающих полноценный детский отдых и оздоровление, которые включают в себя государственные нормы:
- оздоровления, медицинской и социальной реабилитации детей, постоянного медицинского обслуживания и контроля;
- обеспечения возможности полноценного досуга детей, их занятий по дополнительным образовательным программам, физической культуре и спорту, туризмом, наличия необходимых для этого литературы, игр, оборудования, снаряжения, инструментов;
- размещения детей для отдыха на территории, в зданиях и помещениях, отвечающих архитектурным требованиям к профилю деятельности, санитарно -гигиеническим нормам, эпидемиологической и пожарной безопасности;
- состояния специально оборудованных пищеблоков или оборудованных мест для приготовления и приема пищи;
- возможности получения высококалорийной полноценной пищи, соответствующей физиологическим потребностям детей в пищевых веществах и энергозатратах, и другие нормы.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа