Боги (работа 2)

Боги

Общеславянское слово бог имеет соответствия в некоторых индоевропейских языках (др.-инд. bhágas - "одаряющий, господин; богатство, счастье"; др.-перс. baga - "господин, бог"). Первичное значение слова бог - "податель, наделяющий благом, богатством; достояние, счастье, доля, участь"; ср. лат. fortunatus - "богатый" и Fortuna - богиня судьбы, счастья, удачи; сущ. fortuna - "богатство, счастье".

Богатство связано со сверхъестественной и нечистой силой. Большим богатством владеет черт, змий, домовой и т.п. В Полесье считали, что без домовика (домового) в доме и селе не может быть богатства. Белорусский белун - добрый дух, выводящий заблудившихся из леса, может перед бедным человеком появиться с сопливым носом и сумой на шее. Если ему утереть нос, из сумы посыплется богатство и белун исчезнет. Дьявол дьявольски богат. Он покупает за богатство души. Ср. поговорку: "Не посадишь душу в ад, не будешь богат". У хорватов есть поверье: если положить в пеленки младенца, которого несут на крещение, денежку, то будет окрещена денежка, а не младенец; ребенок будет богат, но душа его попадет в ад.

Славянское бог может означать в диалектах и персонажей нечистой силы вроде серб. бог из воде - "черт", укр. богиня - "злой дух, обменивающий младенцев", серб. бóгиње -"оспа", морав.bohyňa - ворожея, пол. boginka - демонологический персонаж, преследующий рожениц и беременных, похищающий и подменяющий младенцев.

Табуирование слова *богъ в ряде случаев производится заменой конечного согласного, напр. bog → bor, или всего слова. Ср. серб. "Бор ме!" вместо "Бог ме!" - "Ей-Богу!" 1.

Многие культуры различают святое-положительное и святое-отрицательное, связанное с запретом для человека входить с ним в контакт. Ср. греч. ιερός - άγιος; лат. sacer - sanctus; готск. hails - weihs; авест. spanta - yaoždāta". (У древних евреев слово кедеш означало и "святое" и "нечистое"; у французов sácre - и "святой" и "проклятый"). Многие растения, животные в народной культуре наделены как положительными, так и "отрицательными свойствами". Считалось, напр., что прогнать дьявола можно палкой из боярышника, а убить - ножом, рукоятка которого сделана из боярышника. В то же время боярышник - место обитания демонов. В Болгарии боярышник называют гялово дърево "дерево дьявола". Бык в народной традиции - особо почитаемое животное, воплощение силы и мужского начала, космофор, опора земли (в Сербии полагали, что Земля держится на четырех быках); в славянских местных преданиях известны духи - охранители ключей, источников, колодцев и озер, являющиеся в виде быков. Бык - тотем, бог. Олонецкие охотники и рыболовы верили, что кость "ильинского" (т.е. зарезанного для сакральной трапезы в Ильин день) быка утраивает добычу. По болгарским представлениям, бык недосягаем для нечистой силы, но с другой стороны, нечистый сам мог появиться в виде быка. Можно вспомнить и неоднозначное использование в народной традиции аллилуйи (возгласа или песенного λληλούια,припева, часто употребляемого в церковном обряде - из греч. α восходящее к др.-евр. hallelū jah! "хвалите Господа!"). В Каринтии в пасхальное утро громко кричали "Alelujo!", чтобы нечистая сила не входила в зону слышимости этого слова. В зап. Болгарии Олелия - пустынное необитаемое место, куда отсылают градовую тучу в отгонных заклинаниях: "Тáмо, Боже, тáмо-о-о-о / У пýсту гору Олелиiу", а в вост. Сербии олалиjе - ночные нечистые существа, бродящие ватагами, как пьяные на свадьбе, появляющиеся обычно на Святки, т.е. в "некрещенные дни".

Список литературы

1. Толстой Н.И. Богатство; Бог // Славянские древности. Т.1. М., 1995, с.202-204

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа