Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (работа 1)

1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2

2. ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЭД В РФ 3

3. ОРГАНИЗАЦИИ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВЭД 7

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ ВЭД 9

5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВЭД 12

6. КВОТИРОВАНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК 14

7. СЕРТИФИКАЦИЯ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ 16

8. РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСПОРТНЫХ КОНТРАКТОВ НА ВЫВОЗ СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ 17

9. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КОЛИЧЕСТВА, КАЧЕСТВА И ЦЕНЫ ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ 18

Литература 20

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятель­ности (ВЭД) предприятий включает:

• законодательно-правовую базу регулирования;

• институционно-организационную структуру регулирования;

• государственное программирование ВЭД;

• квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

• сертификацию импортных товаров;

• регистрацию некоторых экспортных контрактов;

• обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экс­портируемых товаров;

• таможенное регулирование;

• валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

• использование внешнеэкономических связей для ускорения созда­ния в России рыночной экономики;

• содействие повышению производительности труда и качества на­циональной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую кон­куренцию;

• создание условий доступа российских предпринимателей на миро­вые рынки посредством оказания государственного, организаци­онного, финансового, информационного содействия;

• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

• создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международ­ными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной эко­номики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

• единство внешнеэкономической политики и национальной (внут­ренней) экономической политики;

• единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъ­ектов в области управления ВЭД;

• обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных орга­нов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

• определение основных принципов осуществления ВЭД и внешне­экономической политики России в целом;

• разработка соответствующих федеральных программ;

• защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдель­ных субъектов и граждан в частности;

• разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

• подготовка и заключение международных договоров и государст­венных соглашений, контроль за их исполнением;

• организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

• определение и реализация валютной политики страны;

• формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) то­варных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

• разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики право­мочны:

• осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодатель­ству;

• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответст­вующие региональные программы;

• предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Феде­рация не отвечает);

• заключать соглашения по международному сотрудничеству в рам­ках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федера­тивных государств);

• иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубе­жом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

• координация действий участников ВЭД;

• выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их вы­полнение касается интересов регионов);

• разработка и выполнение межрегиональных и региональных про­грамм ВЭД;

• регулирование приграничной торговли;

• информационное обеспечение ВЭД.

2. ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЭД В РФ

В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следую­щими функциями:

• осуществлять общее руководство государственной внешнеэконо­мической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);

• подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;

• регулировать военно-техническое сотрудничество;

• определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, рас­щепляющихся материалов.

Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и ко­миссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслу­шивают отчеты руководителей ведомств.

Правительство РФ выполняет следующие функции:

• проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осу­ществляет разработку соответствующих программ;

• участвует в организации и проведении международных перегово­ров;

• участвует в формировании экспортного и импортного режимов;

• осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;

• регулирует величины ставок таможенного тарифа;

• принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от мас­сированного импорта;

• разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.

Специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство внешних экономических связей (МВЭС) РФ. В его функции входят:

• государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; учас­тие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импорт­ных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);

• координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики; координа­ция действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совер­шенствование институциональной организационной структуры управ­ления ВЭД; координация действий российских экспортеров и т.д.);

• оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической конъюнкту­ры; участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэко­номической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);

• кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и по­вышение квалификации специалистов по ВЭД; формирование еди­ной информационной системы, выпуск соответствующих специаль­ных изданий; консультирование участников ВЭД; содействие про­ведению выставок, ярмарок, презентаций);

• создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудни­чества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов; участие в деятель­ности соответствующих международных организаций; борьба про­тив дискриминации российских экспортеров, обеспечение равно­правной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и т.д.);

• участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг», «Росвнешторг» и др.);

• руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппа­ратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппа­ратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.

В систему МВЭС входят:

1. Центральный аппарат (департаменты: поддержки промышленного экспорта; координации ВЭД; многостороннего экономического сотрудничества; регулирования ВЭД; экономики и информации; валютно-финансовый и др. Центральный аппарат имеет также ряд отделов и управлений).

2. Внешнеэкономические объединения, осуществляющие внешнетор­говую деятельность по определенной номенклатуре товаров.

3. Всероссийская академия внешней торговли, осуществляющая под­готовку руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для рабо­ты в международных экономических организациях. На обучение прини­маются, как правило, лица с высшим образованием, имеющие практиче­ский опыт работы в народном хозяйстве. При Академии имеется аспи­рантура, ее преподаватели активно занимаются консультационной дея­тельностью.

4. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный инсти­тут (ВНИКИ). Его сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйст­венных связей, конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляются платные информационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Выполняются соответствующие заказные рабо­ты, издается Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), содержащий актуальную коммерческую информацию зарубеж­ных информационных агентств.

5. Объединение информационного обеспечения и автоматизирован­ной обработки данных (ИнформВЭС). Оно является генеральным под­рядчиком при разработке и внедрении информационных систем, обеспе­чивающих выполнение функций регулирования, координации ВЭД, вне­дрении автоматизированной системы валютного и экспортного контро­ля. Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального ап­парата МВЭС и его уполномоченных на местах, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно участников ВЭД. Ин­формВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям, располагает сервисным центром.

6. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет ин­ститут уполномоченных МВЭС в регионах. К их важнейшим функциям от­носятся:

• проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей территории России, общий государственный надзор;

• обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между федерацией и регионами;

• оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки;

• помощь региональным властям в подготовке и осуществлении го­сударственных и региональных программ международного сотруд­ничества;

• регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сы­рьевых товаров.

7. В структуре МВЭС важное место занимают торговые представитель­ства РФ за рубежом. Их задачи:

• защита и представительство интересов российских участников ВЭД в стране пребывания, снабжение их необходимой информацией, оказание консультационных услуг;

• контроль за соблюдением резидентами страны размещения торг­предств и российских участников ВЭД межгосударственных согла­шений;

• содействие в установлении и расширении деловых контактов меж­ду фирмами соответствующих государств;

• сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.

Министерство экономики, помимо разработки и проведения единой государственной социально-экономической политики в целом, также играет важную роль в управлении ВЭД России. Согласно утвержденному 26 августа 1995 г. Положению о Министерстве экономики Российской Федерации оно участвует в разработке предложений по экономической политике в сфере международного сотрудничества, совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических свя­зей, осуществлению совместных проектов и программ, участвует в состав­лении платежного баланса страны. Министерством разрабатываются и осуществляются меры по привлечению иностранных инвестиций, разме­щению российского капитала за рубежом. Оно координирует взаимодей­ствие с международными финансовыми институтами. Этими вопросами заняты: департаменты международного инвестиционного сотрудничест­ва; внешнеэкономической деятельности; экономического сотрудничест­ва с государствами — участниками СНГ; инвестиционной политики.

Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по со­глашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществле­нии ВЭД, определяет методические основы разработки платежного ба­ланса.

Центральный банк России определяет совместно с Министерством финансов условия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании соответствующего законодательства, регулирует ва­лютные операции и курс рубля по отношению к валютам другим госу­дарств, вывоз российского капитала, выдает лицензии коммерческим бан­кам на осуществление валютных операций. Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту.

Государственный комитет РФ по науке и технологиям призван контро­лировать и координировать международное научно-техническое сотруд­ничество, финансирование международных проектов, принимать учас­тие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.

Государственный таможенный комитет (ГТК) непосредственно подчи­нен Президенту РФ и выполняет следующие функции:

• осуществляет контроль за пересечением государственной границы РФ гражданами и грузами, декларированием соответствующих гру­зов и имущества;

• принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и раз­меров таможенных сборов;

• участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств имущества граждан;

• осуществляет защиту экономических и иных интересов России че­рез борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и т.д. из Рос­сии и путем предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т.д.;

• ведет таможенную статистику;

• принимает участие в валютном и экспортном контроле;

• принимает участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.

3. ОРГАНИЗАЦИИ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВЭД

Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ является негосударственной некоммерческой общественной организацией. Она призвана содейство­вать всем формам предпринимательства в России, а также содействовать развитию разнообразного международного сотрудничества. Она состоит из региональных палат, объединяющих несколько тысяч предприятий и организаций, различных их союзов и объединений. Ее деятельность регу­лируется Федеральным законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», подписанным Президентом РФ 7 июля 1993 г.

Задачами ТПП в сфере ВЭД являются:

• содействие развитию экспорта российской продукции;

• оказание помощи российским участникам ВЭД в их внешнеторго­вых операциях, освоении новых форм международного экономи­ческого и научно-технического сотрудничества;

• организация мероприятий по обучению и повышению квалифика­ции российских предпринимателей в сфере ВЭД;

• помощь зарубежным предпринимателям в нахождении надежных

российских партнеров.

ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельнос­ти 8 смешанных международных палат. При ТПП РФ действуют: Между­

народный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комис­сия, Третейский суд для разрешения экономических споров.

В систему ТПП входят следующие внешнеэкономические предприятия:

АО «Совинцентр» — центр международной торговли и научно-техни­ческих связей с зарубежными фирмами. Он оказывает более 200 видов услуг коммерческого, делового и бытового, характера. Центр имеет собст­венную гостиницу, коммерческий банк, помещение под офисы, вычис­лительный центр, развитую систему современных связей.

ЗАО «Экспоцентр» регулярно организует представительные междуна­родные выставки по самой широкой номенклатуре товаров, которые со­действуют развитию прямых контактов между российскими участниками ВЭД и зарубежными предпринимателями.

ВО «Союзэкспертиза» — специализированное независимое агентство, осуществляющее по заявкам предприятий экспертизу экспортных и им­портных товаров как за рубежом, так и в России.

«Союзпатент» занимается патентованием изобретений, промышленных образцов, регистрацией наименований фирм, товарных знаков.

ВЭ рекламное агентство «Северо» — крупнейшая рекламная организа­ция, располагающая штатом высококвалифицированных специалистов, выполняющая комплекс услуг по подготовке и проведению рекламных компаний по заказу заинтересованных фирм.

Внешнеэкономическое предприятие «Внешэкономсервис», деятельность которого направлена на:

• оказание услуг по поиску покупателей и продавцов;

• предоставление агентских и посреднических услуг, осуществление экспортно-импортных операций с различными товарами;

• осуществление поставок технологического оборудования. В целях повышения степени надежности выбора деловых партнеров ТПП ведет «Реестр надежности российских предприятий и предпринима­телей» для совместной экономической деятельности. На его базе создано Российское агентство экономических рисков. В сферу его задач входит:

• прогнозирование рисков (рисков национализации, экспроприации или конфискации, риска ограничения доступа к производственным и финансовым ресурсам);

• экспертиза степени надежности потенциальных партнеров для предпринимательской и внешнеэкономической деятельности с уче­том репутации, хозяйственного и финансового положения партне­ра;

• всесторонний анализ потенциальных объектов инвестирования, оценка их уязвимости с учетом возможных рисков.

Отраслевые объединения производителей и экспортеров (свыше 15), включая «Союз нефтеэкспортеров России», «Всероссийскую ассоциацию рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров», «Международный союз машиностроителей», «Совет производителей и экспортеров черных металлов» и др. Их основные задачи:

• координация ценовой политики российских экспортеров;

• представительство и защита общих интересов на мировых рынках;

• создание системы контроля количества, качества и цены экспорт­ных товаров;

• участие в разработке российской внешнеэкономической политики по основным товарным группам;

• сотрудничество в продвижении российской продукции на зарубеж­ные рынки.

В целях выработки согласованных позиций в сфере ВЭД, осуществле­ния согласованной внешнеэкономической политики, повышения ее эф­фективности, улучшения отраслевой и региональной структуры внешне­торгового оборота создан Совет отраслевых объединений производителей и экспортеров при МВЭС. К его важнейшим задачам относятся:

• взаимодействие отраслевых объединений производителей и экспор­теров с МВЭС;

• разработка рекомендаций по совершенствованию экспортной по­литики;

• координация ценовой политики российских участников ВЭД;

• подготовка предложений по совершенствованию таможенного ре­жима;

• участие в защите интересов российских экспортеров;

• содействие экспортоориентированному производству;

• участие в формировании системы учета ВЭД;

• участие в создании системы контроля качества, количества и цен экспортируемых товаров и др.

Банк внешней торговли России осуществляет все виды операций по внеш­неторговым расчетам внутри страны и за рубежом: экспортно-импортные расчеты, кредитование, операции с ценными бумагами, открытие и веде­ние счетов как в валюте, так и в рублях, гарантийные операции, а также предоставление консультационных услуг.

Экспортно-импортный банк РФ призван предоставлять долгосрочные кредиты российским экспортерам, кредитовать предприятия, способные выпускать экспортную продукцию, страховать кредиты.

Российский банк реконструкции и развития финансирует и кредитует инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отрасле­вой структуры экономики, в том числе путем стимулирования россий­ского экспорта и развития импортозаменяющего производства.

Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных экономических связей созданы разнообразные ассоциации делового со­трудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Франци­ей и т.д. Существуют и другие организации, в том числе и иностранные

(консультативные, контактные и др.), призванные, с одной стороны, со­действовать выходу российских участников ВЭД на мировой рынок, с другой — информировать потенциальных зарубежных партнеров о пер­спективах российского рынка.

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ ВЭД

Общую правовую базу регулирования ВЭД в России составляют зако­ны РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, различ­ные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.

Из числа действующих ныне законов, регулирующих ВЭД в России, прежде всего следует назвать: Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (от 13 октября 1995 г.). Закон «Об иност­ранных инвестициях в РСФСР» (от 4 июля 1991 г.), Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 9 октября 1992 г.), «Патентный закон РФ» (от 2 сентября 1992 г.), Закон «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г.), «Таможенный кодекс Российской Федерации» (от 10 июня 1993 г.), Закон «О международном коммерческом арбитраже» (от 7 мая 1993 г.) и др. Законы определяют общие условия и принципы осуществления ВЭД в России.

13 октября 1995 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В нем определены принципы государственного регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности; четко разграничены сферы компетенции Федера­ции и ее субъектов во ВЭД; перечислены важнейшие функции федераль­ных исполнительных органов, ответственных за регулирование ВЭД; дана краткая характеристика важнейших методов государственного регулиро­вания внешнеэкономических связей: таможенно-тарифное регулирова­ние; количественные ограничения экспорта и импорта; экспортный и им­портный валютный контроль и т.д. Особое внимание уделено системе мер по содействию и стимулированию деятельности российских участников ВЭД.

Конкретные меры и направления развития ВЭД определяются и ука­зами Президента РФ. Одним из важнейших явился Указ «О либерализа­ции внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (от 15 ноября 1991 г.). Право на осуществление ВЭД, в том числе и посредниче­ской, было предоставлено всем зарегистрированным на территории РФ предприятиям и их объединениям независимо от их форм собственнос­ти. Ключевая предпосылка — наличие конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Система лицензирования и квотирования уже успела пройти два эта­па: первый — внедрения, второй — отмены. Так, с 1 января 1992 г. было введено в действие Положение о системе лицензирования и квотирова­ния товаров, услуг и работ на 1992 г. с использованием конкурсной или аукционной системы продажи квот и лицензий. Банкам, уполномочен­ным на ведение валютных операций на территории России, разрешалось открыть валютные счета всем юридическим лицам и гражданам. С этого времени была установлена и обязательная продажа части валютной вы­ручки предприятиями, расположенными (либо зарегистрированными) на территории России, Центральному банку РФ для формирования валют­ного резерва страны.

23 мая 1994 г. был подписан Указ Президента «Об отмене квотирова­ния и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт», направлен­ный на дальнейшую либерализацию ВЭД. Согласно этому указу с 1 июля 1994 г. была отменена система квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг (за исключением продукции, экспортируемой в соответ­ствии с международными обязательствами). Были также ликвидированы все льготы по налогообложению импортных товаров. В развитие этого указа 1 июля 1994 г. Правительством России было принято Постановле­ние «О мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг», в соответствии с которым для стратегически важных сырьевых товаров введена обязательная регистрация экспортных контрактов в МВЭС или в его уполномоченных конторах в регионах. Но­менклатура товаров, для которых эта регистрация обязательна, определя­ется правительством. Она подтверждается сертификатом регистрации контракта.

6 марта 1995 г. были подписаны президентские указы: «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» и «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента Российской Федерации в части предоставления таможенных льгот». Тем самым отменены льготы в сфере ВЭД и количественные огра­ничения экспорта и импорта товаров (за исключением товаров, связан­ных с международными обязательствами России), не допускаются огра­ничения экспорта товаров путем установления обязательного объема по­ставок на внутренний рынок.

С 25 марта 1995 г. вывоз стратегически важных сырьевых товаров про­водится без регистрации соответствующих предприятий-экспортеров в МВЭС. Была поставлена задача принять решение о введении единой го­сударственной системы внешнеторгового и валютного учета.

В интересах обеспечения правовой основы развития системы валют­ного контроля и уменьшения утечки валюты за рубеж 21 ноября 1995 г. издан Указ «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации». Его задача — усиление учета и кон­троля за импортными операциями российских участников ВЭД. Расчеты по внешнеторговым операциям, по которым оформлены паспорта им­

портных сделок, осуществляются исключительно через уполномоченные банки, их подписавшие.

Импортный товар должен быть ввезен в Россию в течение 180 кален­дарных дней с даты его оплаты. Если же по каким-то причинам поставка не будет осуществлена, валюта должна быть возвращена в пределах того же срока. В случае нарушения этих условий импортер должен заплатить штраф в размере 100% суммы сделки. Штраф не налагается, если при на­личии соответствующих документов произошло уничтожение или безвоз­вратная потеря товаров вследствие аварии, действия обстоятельств непре­одолимой силы, недостачи, происшедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. Не пла­тится штраф, если товары выбыли из владения российского участника ВЭД вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. Контроль за реализацией Указа возложен на Государственный таможенный комитет РФ.

4 июня 1992 г. был подписан Указ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Феде­рации», призванный дать толчок созданию в пределах отдельных регио­нов льготных условий для предпринимательства, в том числе для инвес­тирования зарубежного капитала. Однако реализация этого указа была затруднена отсутствием общего Закона о СЭЗ и Закона о соглашениях о разделе продукции.

22 января 1996 г. пописан Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», определяющий правовые, организационные и экономические основы и условия образования и функционирования экономической зоны «Янтарь». Определены инвестиционный режим, си­стема налогообложения, таможенного, валютного регулирования. Закон должен благодаря созданию преимущественных условий для предприни­мательской деятельности дать новые импульсы для ускоренного социаль­но-экономического развития региона с привлечением иностранных ин­вестиций, интеграции всей российской экономики через этот анклав в мировую экономику.

Создание первой в России оффшорной зоны должен обеспечить За­кон «О центре международного бизнеса "Ингушетия"» (подписан 30 ян­варя 1996 г.). Закон рассчитан исключительно на компании международ­ного бизнеса — нерезидентов РФ. Зарегистрированным в Центре фир­мам предоставляются существенные налоговые, таможенные льготы. Их операции выводятся из сферы валютного и экспортного контроля РФ. Уп­рощены регистрация и контроль за их деятельностью. Центр создается на территории г. Назрань.

С 30 декабря 1995 г. действует Закон «О соглашениях о разделе продукции», которым установлены правовые основы отношений между государ­ством и инвесторами — субъектами предпринимательской деятельности по поводу поиска, разведки, добычи минерального сырья на российской территории. Он призван гарантировать как российским, так и зарубеж­ным инвесторам налоговую стабильность. Определены порядок заклю­чения соглашений и условия выполнения работ. В отдельных статьях сфор­мулированы принципы раздела продукции, распределения и реализации государственной доли произведенной продукции. Особое внимание уде­лено налогам и платежам за пользование недрами. Условия соглашения сохраняют свою силу на протяжении времени его действия. Изменения допустимы лишь по согласованию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае радикального изменения обстоятельств его осуществ­ления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВЭД

Государственные программы в сфере ВЭД рассчитаны на оказание помощи российским участникам внешнеэкономических отношений с тем, чтобы лучше ориентироваться в государственной внешнеэкономической политике, становиться объектами этой политики. Программы создают возможность для участия субъектов ВЭД в разнообразных, финансируе­мых из государственного бюджета проектах, для получения ими выгоды от государственных мер по субсидированию, страхованию, кредитованию внешнеторговых операций. Таким образом, государственное программи­рование при надлежащем его финансово-организационном обеспечении может в качестве косвенного рычага существенно содействовать повы­шению эффективности ВЭД в целом и действенности деятельности рос­сийских участников ВЭД в частности.

13 октября 1995 г. Правительство РФ утвердило «Комплексную про­грамму стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в эко­номику Российской Федерации». Особое место в Программе уделено при­влечению иностранных инвестиций. Предполагается, что их доля в об­щем объеме капитальных вложений вырастет с 3,3% в 1995 г. до 5,2% в 1997 г. Они должны содействовать прежде всего решению следующих основ­ных проблем:

• освоению невостребованного научно-технического потенциала РФ;

• продвижению российских технологий и продукции на внешние рынки;

• расширению и диверсификации экспортного потенциала, органи­зации импортозамещающих производств;

• созданию новых рабочих мест и освоению передовых методов уп­равления производством;

• формированию современной рыночной инфраструктуры;

• притоку инвестиций в регионы с избытком рабочей силы и с бога­тыми природными ресурсами.

Тем самым планируется создать благоприятный для инвестирования климат. В этих целях предусмотрены налоговые льготы, «налоговые ка­никулы», ускоренная амортизация, государственные заказы и иные сти­мулы. К иностранным инвесторам будет применяться национальный ре­жим налогообложения и меры экономического содействия. Новым явля­ется переход от административного распределения бюджетных средств на капитальное строительство к избирательному (долевому) финансирова­нию конкретных объектов за счет государственных средств на возврат­ной основе и формированию списка таких избранных объектов на кон­курсной основе.

8 февраля 1996 г. Правительством РФ одобрена федеральная программа развития экспорта. Она разработана в развитие Указа Президента РФ (от 30 ноября 1995 г.) «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» и Постановления Правительства РФ «О дополнительной поддержке отече­ственного экспорта товаров и услуг» (от 20 января 1996 г.). Ее стратегичес­кая цель — совершенствование структуры экспорта на основе расширения ассортимента за счет готовой и машинотехнической продукции, повыше­ние качества российских товаров, совершенствование географической и товарной структур российского экспорта. Важно, что программа рассчита­на не только на собственно экспортеров, но и на предприятия, выпускаю­щие экспортозначимую продукцию. Предусмотрены меры экономическо­го, организационно-правового и специального содействия. Важнейшими организационно-правовыми и специальными мерами являются:

• совершенствование законодательства в сфере ВЭД;

• совершенствование сертификации экспортной продукции;

• содействие в продвижении продукции российских экспортеров на внешние рынки, в том числе через рекламу;

• совершенствование информационного, консультационного обес­печения ВЭД;

• создание благоприятного для российского экспорта климата в за­рубежных странах на основе межправительственных соглашений, участие РФ в работе соответствующих международных экономиче­ских организаций.

На первом этапе осуществления программы (1996—1997 гг.) основное внимание уделяется совершенствованию законодательных основ ВЭД;

формированию государственных служб, содействующих экспорту, созда­нию информационно-консультационного обеспечения и механизмов го­сударственной поддержки кредитования оборотных средств предприятий-экспортеров; страхованию экспортных операций и кредитованию экспор-тоориентированных проектов.

В результате этих и других мероприятий ежегодный объем экспорта должен стабилизироваться на уровне 70—75 млрд. долл. без существен­ных изменений его структуры. На втором этапе (1998—2000 гг.) начнется переход к активной экспортной политике. Для этого увеличатся бюджет­ные средства для кредитования и страхования экспорта; расширяются про­граммы кредитования экспортоориентированных производств; будет ока­зана государственная поддержка экспорту предприятий мелкого бизне­са; расширяется система страхования экспортных сделок; усилится зару­бежная рекламная деятельность, прежде всего посредством участия в меж­дународных ярмарках и выставках. Это приведет хотя и к незначительно­му, но зато устойчивому росту экспорта, расширению его ассортимента, некоторому улучшению его структуры в пользу готовой продукции. Уве­личится доля экспорта в страны ближнего зарубежья и развивающиеся страны.

На третьем этапе (2001—2005 гг.) усилится диверсификация россий­ского экспорта в пользу наукоемкой продукции. В этих целях государст­венная финансовая поддержка экспорта будет доведена до уровня промышленно развитых стран; будет создана широко разветвленная сеть сбы­та и обслуживания машинотехнической продукции за рубежом; активи­зируется участие РФ в деятельности соответствующих международных экономических организаций и союзов; активизируется роль финансово-промышленных групп в продвижении российской продукции на миро­вой рынок.

Это приведет к значительному увеличению в структуре экспорта на­укоемкой продукции, доля машин и оборудования вырастет до 20—25% при сокращении доли топлива и сырья до 60—65%. Доля экспорта в стра­ны ближнего зарубежья вырастет до 33%, в развивающиеся государства — до 25%.

Программа предусматривает комплекс рекламных, выставочно-ярмарочных мероприятий по освоению зарубежных рынков. Начиная с 1997 г. формируется перечень наиболее важных для стимулирования экспорта ме­роприятий, пользующихся поддержкой государства. Для содействия рос­сийским производственным предприятиям в получении заказов от зару­бежных фирм на изготовление и поставку за рубеж комплектующих, де­талей, узлов создается Российский международный центр субконтракта­ции.

21 марта 1996 г. утверждена Федеральная целевая программа «Разви­тие туризма в Российской Федерации». Иностранный туризм не только обеспечивает получение валютной выручки, но и содействует развитию многих сопряженных сфер экономики: транспорта, общественного пи­тания, строительства и т.д. Главная цель программы — формирование в стране эффективного и конкурентоспособного туристического комплек­са. К важнейшим ее задачам относятся:

• создание и совершенствование нормативно-правовой базы туриз­ма в России;

• приоритетное развитие внутреннего, социального и въездного ту­ризма;

• содействие развитию материальной базы туризма;

• обеспечение обучения и повышения квалификации работников ту­ристического бизнеса.

Программа рассчитана на 2 этапа:

1995—1997 гг.: формирование нормативно-правовой базы, механизма государственного регулирования туризма, совершенствование и расши­рение его материальной базы, формирование рекламно-информационного, научно-методического и кадрового обеспечения;

1998—2005 гг.: завершение процесса создания современного туристи­ческого комплекса, расширение его инфраструктуры, реклама за рубежом российских туристических услуг.

Расчеты показывают, что после завершения первого этапа ежегодный прирост валютной выручки от въездного туризма составит 1 млрд. долл.

6. КВОТИРОВАНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК

Выдача лицензий на экспорт и импорт товаров в России регламенти­руется «Положением о порядке лицензирования и квотирования экспор­та и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации», утверж­денным 6 ноября 1992 г.

Квота — максимальный объем (в стоимостном или натуральном выраже­нии) поставок определенного товара в пределах оговоренного режима. Кво­ты можно классифицировать следующим образом:

• общие (для государственных нужд, региональные, аукционные) — определяются Министерством экономики;

• естественные, связанные с ограниченностью пропускных способ­ностей нефтепроводов, нефтетерминалов в портах. Режим их функ­ционирования определяется Постановлением Правительства «О вы­возе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 г.». Нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия получают доступ к нефтепрово­дам пропорционально объемам добычи или переработки нефти;

• исключительные квоты, вводимые Правительством в исключитель­ных случаях, связанные с обеспечением национальной безопасно­сти России, защитой внутреннего рынка, выполнением междуна­родных обязательств.

Лицензия — выдаваемое компетентными государственными органами разрешение на осуществление конкретных экспортных и импортных опе­раций. Лицензии бывают двух видов:

генеральная — выдается на один календарный год, причем внешнетор­говые операции осуществляются по одной или нескольким сделкам;

разовая — оформляется по каждой отдельной сделке.

Лицензии выдаются компетентными федеральными органами испол­нительной власти, уполномоченными Правительством РФ:

1. МВЭС лицензирует товары двойного применения: отдельные виды оборудования, сырья, материалов, технологий, которые могут быть ис­пользованы как для производства гражданской продукции, так и для про­изводства вооружений; химикаты, оборудование, имеющие мирное на­значение, но пригодные и для создания химического оружия; оборудова­ние, технологии и материалы, используемые для создания ракетной тех­ники; наркотические средства, яды и психотропные средства; ядерные материалы и технологии, соответствующее оборудование; изделия с со­держанием драгоценных металлов и камней, янтаря.

2. Министерство здравоохранения РФ выдает лицензии на лекарствен­ные препараты, фармацевтические продукты и материалы, дикорастущие растения, диких животных, кости ископаемых животных.

3. Главное управление государственного надзора за связью в России выдает лицензии на радиоэлектронные средства, высокочастотные уст­ройства.

Механизм выдачи лицензии можно рассмотреть на примере поставок некоторых изделий из стали в рамках «Соглашения между РФ и Европей­ским объединением угля и стали о торговле некоторыми изделиями из стали». Основанием для выдачи экспортных лицензий являются: доку­мент, подтверждающий выделение квоты; подписанный или парафиро­ванный контракт с иностранным партнером; оригинал или заверенная копия договора комиссии. Отказ в выдаче экспортной лицензии может быть следствием:

• неправильного оформления заявления на получение лицензии;

• несоответствия сведений, указанных в заявлении, данным, содер­жащимся в контракте;

• отсутствия у предприятия-изготовителя или организации-заяви­теля квоты экспорта данной группы товара на дату подачи заявле­ния;

• неиспользования по вине экспортера ранее выданных экспортных

лицензий в течение срока их действия.

За выдачу лицензии взимается сбор. При решении вопроса о выделе­нии квоты и выдаче лицензии учитываются факторы:

• соблюдение экспортером всех требований законодательства;

• степень реализации экспортером ранее выданных лицензий;

• принадлежность заявителя к традиционным поставщикам товара в страны ЕС.

С 1 июля 1994 г. лицензирование экспорта осуществляется лишь для товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными обя­зательствами. Важнейшие из них: ткани, нити и пряжа, некоторые виды готовой одежды. Например, согласно соглашению с ЕС Россия ограни­чила в стоимостном выражении поставки текстильной продукции в Со­общество. На экспорт российского текстиля нужна лицензия.

Лицензирование импорта существует лишь в отношении специфи­ческих товаров: вооружений, продукции двойного назначения, химиче­ских средств защиты растений, шифровальных средств, промышленных отходов.

7. СЕРТИФИКАЦИЯ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ

Импортируемая продукция, ввозимая на российскую территорию, должна отвечать требованиям безопасности, установленным российским ГОСТом. Это соответствие должны подтверждать сертификаты, выдан­ные по правилам системы сертификации. Они могут также свидетельст­вовать о признании зарубежных сертификатов. Сертификация зарубеж­ных товаров может проводиться органами по сертификации, аккредито­ванными в международной системе сертификации или в соответствии с положениями межгосударственного соглашения по стандартизации, ме­трологии и сертификации.

Протоколы, полученные зарубежным продавцом или производителем товара за пределами РФ, недостаточны для таможенного оформления вво­за товара на территорию России. Требуется еще сертификат соответствия. Для этого надо обратиться в один из органов сертификации, аккредито­ванных в системе ГОСТ либо в зарубежной национальной системе серти­фикации (при условии прохождения им проверки Государственного ко­митета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации).

В качестве органов по обязательной сертификации и испытательных лабораторий могут быть аккредитованы зарегистрированные некоммер­ческие объединения и организации любых форм собственности, облада­ющие соответствующей компетенцией. Деятельность по аккредитации организуют и осуществляют: Госстандарт РФ и Госсанэпидемнадзор.

Орган по сертификации не только выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия, но и занимается инспекционным кон­тролем сертифицированной продукции. Аккредитованные испытатель­ные лаборатории проводят испытания конкретной продукции и выдают соответствующие протоколы.

При сертификации отдельных товаров к ним могут предъявляться до­полнительные требования. Так, на ввозимые в РФ измерительные прибо­ры должен оформляться сертификат об утверждении типа средств испытаний. Для этого они проверяются на соответствие метрологическим нор­мам и требованиям безопасности.

Для продуктов растительного и животного происхождения, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, помимо обычной сертификации необходимо соблюдение ветеринарных, гигиенических норм. Поэтому Минздрав РФ дополнительно выдает гигиенический сер­тификат. Продукция, не прошедшая предварительного гигиенического контроля и не получившая положительного заключения Госсанэпидемслужбы, не допускается к сертификации.

Для реализации импортной продукции требуется отметка в сертифи­кате соответствия реквизитов гигиенического сертификата на данный продукт. Если они указаны, то не требуется оригинал или копия гигиени­ческого сертификата.

Гигиеническая оценка продукции осуществляется исключительно ор­ганами Минздрава РФ. Ведомственные санитарные службы их выдавать неправомочны. Для детского питания, оборудования, упаковочных мате­риалов, контактирующих с пищевыми продуктами и продовольственным сырьем, табачных изделий обязателен гигиенический сертификат, выда­ваемый Минздравом РФ. В основу гигиенической оценки импортной продукции должны быть поставлены сертификаты фирмы-производите­ля и официальной соответствующей инстанции, подтверждающие каче­ство и безопасность продукции. Могут быть учтены также результаты ис­следований, осуществленных испытательными лабораториями, аккреди­тованными Госкомэпиднадзором. Гигиенические сертификаты оформля­ются не на каждую поставку (партию) товара, а на вид продукции. Срок действия сертификата соответствия не может превышать срока действия гигиенического сертификата, определяемого в зависимости от вида про­дукции и условий его производства.

Перечень подлежащих обязательной сертификации товаров разраба­тывается Государственным комитетом РФ по стандартизации, метроло­гии и сертификации. Подтверждение безопасности не обязательно при ввозе товаров физическими лицами для собственных (не коммерческих) нужд, а также ввозе для официального пользования представительств иностранных государств и международных межправительственных орга­низаций.

8. РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСПОРТНЫХ КОНТРАКТОВ НА ВЫВОЗ СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ

Вместо института спецэкспортеров, которые регистрировались в МВЭС, Постановлением Правительства РФ «О мерах по совершенство­ванию государственного регулирования экспорта товаров и услуг» с 1 июля

1994 г. введена система обязательной регистрации контрактов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. На его основе были разработа­ны «Порядок регистрации контрактов на экспорт товаров в Российской Федерации» и «Инструкция о порядке оформления сертификата регист­рации контрактов на экспорт товаров в Российской Федерации» (Опуб­ликованы в журнале «Внешняя торговля», 1995 г., № 1).

Регистрация осуществляется регистрационной комиссией МВЭС РФ. Для получения сертификата следует обращаться в адрес Уполномоченно­го МВЭС в регионе по месту регистрации заявителя как юридического лица или в регионе по месту регистрации организации — изготовителя или владельца товара. МВЭС ведет Федеральный банк данных сертифи­катов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров.

Для регистрации требуются следующие документы:

• заявление на получение сертификата;

• проект сертификата с заполненными соответствующими реквизи­тами;

• оригинал подписанного экспортного контракта и его копия, заве­ренная продавцом;

• документ, подтверждающий получение копии заявления о регист­рации контракта с заверенными продавцом копиями приложений к нему территориальным управлением отраслевого министерства (ведомства), имеющего региональные представительства по месту расположения организации-экспортера;

• справка ГВЦ Госкомстата РФ.

Ответственность за достоверность и правильность оформления доку­ментов несет продавец. Отказ в регистрации контракта может быть обу­словлен:

• отсутствием в заявлении сведений, необходимых для оформления сертификата;

• несоответствием сведений, указанных в заявлении, данным, содер­жащимся в контракте;

• несоответствием указанного в контракте номера расчетного рубле­вого счета или текущего валютного счета номеру счета экспортера, зарегистрированного Центральным банком России;

• отсутствием документа, подтверждающего получение копии и за­явления о регистрации контракта, с копиями приложений, заверен­ными территориальным управлением Минсельхозпрода и Рослеспрома о закрепленной за продавцом номенклатуре товара. Сертификат или мотивированный отказ в регистрации контракта на­правляется заявителю Уполномоченным МВЭС не позднее 21 дня с даты регистрации Уполномоченным заявления на выдачу сертификата. В случае обстоятельств, ведущих к угрозе экономическим интересам РФ или срыву международных обязательств РФ, МВЭС правомочно аннулиро­вать или приостанавливать действие выданного сертификата. При неис­полнении указаний МВЭС о прекращении поставок по контракту прода­вец может быть лишен права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Срок действия сертификата определяется сроком действия кон­тракта.

При вывозе продуктов по контрактам, предусматривающим срок по­ступления валютной выручки или встречных поставок товаров, превы­шающий 180 дней, требуется наличие у продавца лицензии Централь­ного банка России на совершение валютной сделки, связанной с дви­жением капитала. Сроки поступления валютной выручки от экспорта товаров определяются самим экспортером на основе расчетов времени движения товаров по территории России, с учетом времени пробега бан­ковской документации и формы расчетов по контракту. Если Уполно­моченный МВЭС считает, что цены контракта ниже, чем мировые, а так­же некоторые условия контракта вредят интересам России, он обязан рекомендовать экспортеру внести соответствующие коррективы в текст контракта.

9. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КОЛИЧЕСТВА, КАЧЕСТВА И ЦЕНЫ ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ

26 декабря 1995 г. Правительство РФ приняло Постановление «О вве­дении единой системы обязательной экспертной оценки количества, ка­чества и цены экспортируемых товаров». Система введена с 1 января 1996 г. для всех участников ВЭД независимо от их организационно-правовых форм. Ее цели: осуществление единой государственной внешнеторговой политики; повышение эффективности ВЭД, а также усиление контроля за своевременным и полным поступлением валютных средств от экспор­та. Российские и зарубежные экспертные организации допускаются к проведению экспертной оценки решением Комиссии Правительства Рос­сийской Федерации по вопросам экспертной оценки количества, качест­ва и цены экспортируемых товаров.

Решение о допуске к экспертизе или мотивированном отказе прини­мается в течение 30 дней с даты получения документов.

Разрешение действительно в течение трех лет и может быть продле­но на тот же срок. Комиссия утверждает Перечень экспортируемых то­варов, по которым проводится экспертная оценка количества, качества и цены.

На рассмотрение независимых экспертных организаций должны быть представлены:

• инспекционный отчет о проверке экспортных грузов;

• инспекционный отчет о прибытии экспортных грузов. Задачи Комиссии:

• решение о разрешении российским и зарубежным организациям осуществлять экспертную оценку количества, качества и цен;

• определение сроков ввода независимой экспертной оценки по кон­кретным видам экспортируемых товаров;

• контроль за деятельностью независимых экспертных организаций;

• разработка предложений по развитию на территории России сис­темы обязательной оценки количества, качества и цены;

• анализ предложений заинтересованных федеральных ведомств по изменению форм отчетности и информационному обеспечению си­стемы обязательной оценки количества, качества и цены.

Комиссия имеет право:

• запрашивать от федеральных органов исполнительной власти, го­сударственных учреждений, предприятий всех форм собственнос­ти необходимые информацию и материалы;

• привлекать при необходимости экспертов и консультантов для про­работки вопросов, входящих в пределы ее компетенции.

Организация, желающая получить допуск к проведению экспертной оцен­ки, должна представить контролю следующие документы:

• письменное заявление;

• заверенные копии учредительных документов (устава, учредитель­ного договора, протокола учредительного собрания), а также сви­детельства о государственной регистрации организации;

• финансовый отчет организации за последние два финансовых года, аудиторское заключение по нему;

• справку, содержащую информацию о наличии подразделений и фи­лиалов, занимающихся экспертной оценкой товаров в России и за рубежом, состоянии их технической и организационной готовнос­ти к экспертной деятельности, о наличии опыта и ресурсов, позво­ляющих создать современную информационную автоматизирован­ную систему, а также о характере предоставляемых услуг, их стои­мости, сроках осуществления и условиях расчетов, гарантий и отчетности.

Литература

    Под ред. д.э.н., проф. Э.Э. Батизи “Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России” – М., 1998.

    С.Г. Попов “ВЭД фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга” – М., 1999.

    Е.Ф. Авдокушкин “Международные экономические отношения” – М., 1998.

    К.А. Семенов “Международные экономические отношения” – М., 1998.

Ðåôåðàò ïî ãîñóäàðñòâåííîìó ðåãóëèðîâàíèþ âíåøíåýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ (â ÐÔ). Ñäàâàëñÿ â ìàå 1999ã.