О полных затратах на подготовку специалистов высшей квалификации
О полных затратах на подготовку специалистов высшей квалификации
Н.Я. Гарафутдинова, Администрация Омской области, комитет по делам науки и высшей школы
Структура полных затрат на подготовку специалистов высшей квалификации содержит следующие элементы :
- расходы государства из федерального бюджета по финансированию деятельности высших учебных заведений;
- расходы из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- расходы предприятий и организаций на целевую контрактную подготовку специалистов, проведение учебной и преддипломной практик, частичное возмещение затрат на обучение и выплату стипендий;
- затраты семейного бюджета на обучение одного из членов семьи в вузе (питание, проживание, коммунальные платежи, учебные расходы, одежда, обувь и др.);
- затраты самого обучающегося на получение специальности (обучение в специализированных школах, подготовительные курсы, досрочные экзамены, тестирование, потеря потенциального заработка в процессе обучения). Во время обучения студента обычно рассматривают как "иждивенца", который находится на содержании семьи и государства. Однако на уровне обыденного сознания можно признать, что учеба - это тоже труд, имеющий свои специфические черты, и, соответственно, определенный статус и количественное измерение. Учеба сопровождается активной работой мозга, затратами нервов, физических сил человека. В процессе обучения студент развивает имеющийся у него интеллектуальный потенциал, кругозор, эрудицию. Итогом обучения является специалист высшей квалификации, обладающий определенным спектром качеств.
Результатом обучения в вузе является рабочая сила молодого специалиста в новом статусе. При таком подходе к формированию рабочей силы важным становится вопрос отношений собственности на нее. Эту проблему попытаемся рассмотреть, сопоставляя труд студента и производственный труд рабочего. Если работник соединяет свою рабочую силу со средствами производства и это соединение факторов производства обеспечивает ему в дальнейшем возможность использовать результаты своего труда, то в работе студента потребление ресурсов "образовательные услуги" приводит к созданию нового интеллектуального продукта - специалиста высшей квалификации, а его потребление, т.е. реализация полученных знаний, и, соответственно, получение отдачи от своего труда, занимают достаточно продолжительный период времени. Следует подчеркнуть, что и рабочим в процессе трудовой деятельности приобретаются дополнительные знания и опыт, а его способности к труду также растут количественно и качественно. Растет стоимость его рабочей силы.
В процессе общественного производства рабочий временно отчуждает свою рабочую силу и в конечном итоге обменивает свой труд на заработную плату или предметы потребления. У студента в процессе обучения не происходит ни отчуждения рабочей силы, ни его труда. Обучаясь, т.е. затрачивая свою рабочую силу, студент получает ее вновь с определенным приращением, т.е. в процессе обучения он наращивает свой интеллектуальный потенциал, создавая таким образом свой "человеческий капитал". Капитал, полученный в результате обучения, необходимо измерить количественно.
Если обратиться к мировому опыту, то основными расходами студентов в период обучения в вузе являются: плата за обучение, проживание в общежитии, питание, книги и материалы, различные взносы, издержки, связанные также с научными исследованиями.
Плата за обучение является основным видом расходов студентов. В зависимости от типа и рейтинга высшего учебного заведения она колеблется от 1500 дол. (в двухгодичных колледжах) до 15000 дол. Как правило, плата за обучение в частных высших учебных заведениях выше, чем в государственных. Кроме того, ее размер в государственных вузах для студентов, проживающих в штате, где находится их вуз, ниже, чем для студентов из других штатов. Многие колледжи и университеты требуют кроме платы за обучение уплаты ежегодного взноса для покрытия различных услуг (медицинское страхование, библиотечное обслуживание, пользование спортивными и культурными принадлежностями, парковочными площадками и т.п.).
В США, например, сложилась следующая структура финансирования высшего образования: 50% - правительственные органы всех уровней; 33% - плата студентов (включая кредит правительства, которым пользуются 46% студентов; 15% доходы вузов [1].
В структуре полных затрат на подготовку высококвалифицированного специалиста, одной из составляющих частей являются затраты самого обучающегося и его семьи на получение образования. Для Омской области наиболее характерны семьи из 2 - 4 человек, они составляют 84% семей. При переходе к рыночным отношениям семья не только испытывает определенные трудности адаптации к меняющимся условиям жизни, но и получает определенный импульс для своего развития и укрепления. Наиболее полно раскрывается при этом экономическая и хозяйственно-бытовая функция семьи. В семье происходит перераспределение доходов. Некоторые показатели по уровню доходов в семье приведены в таблице.
Места областей Западной Сибири по уровню доходов, % [2]
Регион |
По средней заработной плате |
По денежному доходу на душу населения |
По покупательской способности заработной платы |
По отношению среднедушевых доходов к прожиточному минимуму |
Республика Алтай |
66 |
44 |
70 |
50 |
Алтайский край |
57 |
62 |
52 |
55 |
Кемеровская область |
17 |
7 |
3 |
2 |
Новосибирская область |
37 |
56 |
31 |
66 |
Омская область |
41 |
30 |
27 |
19 |
Томская область |
25 |
16 |
21 |
19 |
Тюменская область |
5 |
3 |
1 |
3 |
Затраты семейного бюджета на обучение складываются из следующих составляющих: дошкольное образование, группы дошкольного развития ребенка; обучение в средних школах; обучение в специализированных школах, гимназиях, лицеях, где соответственно для получения более качественных и углубленных знаний значительные средства необходимы для получения дополнительной литературы, учебных пособий; обучение абитуриента на подготовительных курсах в вузах (в Омске стоимость обучения по одному предмету колеблется от 70 до 1300 рублей); система предварительного тестирования и досрочной сдачи экзаменов, которая также является платной услугой; занятия с репетиторами: в зависимости от выбранного предмета 1 час работы оплачивается от 60 до 200 рублей.
Кроме того, в структуру затрат обязательно входят расходы семейного бюджета на содержание жилья, приобретение одежды, обуви, продуктов питания обучающегося, транспортные расходы. Обучение на коммерческой основе в Омской области доступно лишь для 5 - 7% семей. Стоимость обучения в Омских вузах составляет от 3,5 до 8 тысяч рублей за семестр.
Общая стоимость за весь период обучения в вузе составляет 20 - 60 тысяч рублей. Например, в СибЭКО стоимость обучения в 1996/97 учебном году составляла 6,5 и 7,5 тысяч рублей за первый и второй семестры, за год - 14 тысяч рублей. Если студент обучается 5 лет, то даже без учета последующей инфляции за его обучение необходимо заплатить 70000 рублей.
По данным Управления статистики Омской области семья тратит в среднем 500 рублей в месяц на одежду, обувь и питание, что за год составляет: 500 х12 = 6000 рублей. Минимальные же затраты в месяц на одежду, обувь и питание составляют 300 рублей, за год - 3600 рублей. На содержание ребенка родители затрачивают от 4 до 6 тысяч рублей в год.
Подготовительные курсы - от 1,5 до 3,5 тысяч рублей за один цикл; репетиторство: 60 х 20 час = 1200 рублей, а иногда - до 2,5 тысяч рублей. Досрочные экзамены (обычно сдают 2 или 3 экзамена) обходятся до 360 рублей; разовый взнос при поступлении от 1,5 до 3 тысяч рублей.
В итоге только на питание, одежду, обувь, подготовительные курсы и на репетитора за год минимальные затраты составляют: 4000 + 1500 + 1200 = 6700 рублей.
В процессе обучения семейный бюджет несет определенные затраты на протяжении 4 - 6 лет. За весь период обучения эти затраты составляют 15 - 45 тысяч рублей в среднем, исходя из минимального потребительского бюджета по региону (области).
Для иногородних студентов возникают дополнительные расходы: проезд к месту учебы; проживание в общежитии; наем квартиры (при отсутствии общежития или нежелания проживания в нем).
Одной из статей расхода для всех студентов является посещение культурно-развлекательных массовых мероприятий, что является также обязательным для развития общего уровня любого человека. Наиболее значимым показателем экономического неравенства студентов является уровень доходов в их семьях. Однако, надо признать, что существуют определенные трудности его измерения у студентов. Многие молодые люди, опекаемые родителями, просто не знают размер того дохода, которым располагают их семьи. Но вместе с тем по результатам опроса у молодежи отмечена тенденция к финансовой самостоятельности. Каждый седьмой студент постоянно подрабатывает, и зачастую эта работа не связана с будущей специальностью. Молодые люди работают в различных сферах деятельности, имея дополнительный источник дохода (торговля, посредничество, бытовые услуги).
Для определения доли затрат самого обучающегося на получение образования проведено социологическое обследование по изучению бюджета времени студентов (анализ недельных затрат времени студентов). В качестве гипотезы выдвигалось изучение разных аспектов бюджета времени студентов и их взаимосвязь в общих затратах времени на обучение, самостоятельную работу и отдых. Проводилось выборочное исследование, выборка репрезентативная (из общего числа обучающихся выбраны отдельные группы на каждом курсе с I по V): - гуманитарном - Омском Государственном университете (ОмГУ), специальность "Экономика труда"; - техническом - Омском Государственном Техническом университете (ОмГТУ), специальность "Экономика и управление на производстве"; - коммерческом - "СибЭКО" институте мировой экономики, специальность "Мировая экономика".
Предметом исследования являлся удельный вес затрат на обучение, самостоятельную подготовку, свободное время и т.д. (всего 8 составляющих) в общем бюджете времени студентов.
Основная задача исследования - изучение доли затрат обучающихся в различных вузах для их операционализации - преобразования с помощью коэффициентов редукции теоретических понятий в показатели, имеющие числовые величины, с целью их дальнейшего анализа, определения доли затрат самого обучающегося в общей стоимости затрат на получение высшего образования.
Используемая методология редукции обеспечивает объективность оценок качества различных видов конкретного труда; количественную определенность этих оценок, т.е. выявление уровня качества отдельных видов труда; универсальность оценок, применимость их к различным видам труда. Обязательным условием является при этом установление объективной связи между учитываемыми факторами и уровнем качества труда. Поскольку различные виды конкретного труда качественно различаются, (абстрактный труд - это труд, сведенный к единому качеству), постольку данная постановка вопроса и означает постановку проблемы редукции - сведения качественно различных видов труда к определенному количеству однородного труда. Сравнивать различные виды труда по количеству можно, либо отвлекаясь от их качества, либо сводя его к известному количеству.
Так, К.И. Куровский предлагает использовать метод редукции по прямым затратам на воспроизводство рабочей силы, не включая затраты на содержание других членов семьи. При этом предлагается учитывать личные затраты времени работника на подготовку, начиная со школьного возраста (с определенной редукцией этого учебного времени). Данные затраты можно условно назвать затратами на "самовоспроизводство" рабочей силы. Поэтому при редукции труда необходимо учитывать затраты на всех этапах образования и получения определенной квалификации (независимо от их источника), принимая во внимание как общественные, так и личные затраты обучающихся.
Необходимость и правомерность учета личных затрат времени обучающихся обусловливаются несколькими моментами. Известно, что приобретение той или иной квалификации в определенной мере происходит за счет личных затрат времени обучающихся: рост квалификации по мере увеличения продолжительности трудового стажа, за счет личных затрат труда, расходуемого, например, в свободное от работы время (включая обучение экстерном или заочно) и т.д. Качество труда данных работников в той его части, которая оценивается по уровню затрат на подготовку, нельзя определить иначе, как через личные затраты самих обучающихся, ибо без личного труда вообще невозможно развитие способностей человека.
Таким образом, в основу редукции труда можно положить общие затраты на образование и профессиональную подготовку рабочей силы и затраты, связанные с ее применением (использованием), т.е. с текущим содержанием рабочей силы - затратами на питание, отдых, лечение и т.д., величина которых зависит от различий в интенсивности труда. Эти затраты, характеризующие в целом прямые затраты на воспроизводство рабочей силы в данных условиях ее функционирования, при редукции труда необходимо корректировать в зависимости от их влияния на производительность труда.
Для оценки различных по сложности трудовых функций используется аналитический метод их расчленения на составляющие признаки, основанный на анализе технологии работ. Аналитический метод оценки сложности выполняемых работ осуществляется поэтапно в следующей последовательности:
1. Устанавливаются оценочные признаки сложности и их удельные веса в общей оценке сложности работ;
2. Определяются число степеней каждого признака и критерии отнесения к ним работ;
3. Разрабатывается шкала бальной оценки сложности;
4. Рассчитывается сложность выполнения конкретной работы;
5. Определяется интегральный показатель сложности работ. Анализ различных работ осуществляется посредством дифференцированного рассмотрения признаков, общих для всех видов труда, и оценки их значений. Полученные в результате обработки анкет данные отражают долю затрат, связанную с потерей потенциального заработка студентом во время обучения. Кроме того, определяются суммарные затраты семейного бюджета во время обучения ребенка в вузе.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы. При все более устойчивом расширении рынка образовательных услуг и смещении акцентов подготовки кадров для нужд региональной экономики необходимо правильное установление цены на образовательные услуги. Цена образовательных услуг должна быть основана на анализе данных платежеспособности региона. Для этого актуальным становится вопрос сопоставления цены на образовательные услуги со средним уровнем заработной платы по региону и доходом населения. Формой платежеспособной потребности является платежеспособный спрос, представленный денежным доходом работников и членов их семей. Суммарная потребность в материальных благах и платных услугах с точки зрения платежеспособного спроса должна быть равна этому денежному доходу. Создается видимость, что все дело в величине денежных доходов. В действительности же при более глубоком проникновении в сущность потребностей воспроизводства совокупного работника оказывается, что не денежные доходы определяют удовлетворение этих потребностей, а, наоборот, потребности воспроизводства рабочей силы определяют денежные доходы, представляющие платежеспособный спрос на необходимые материальные блага и платные услуги для воспроизводства совокупного работника. Поэтому важно изучение уровня жизни с помощью исследования бюджетов семей для того, чтобы определить ту долю расходов, которые семья будет в состоянии направить на потребление образовательных услуг и выявить долю затрат самого обучающегося в общей структуре затрат на подготовку специалистов высшей квалификации.
Список литературы
Alma mater 33: 1993. С.12.
Кто и как живет в Сибири // ЭКО. 1997. 3. С. 116.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа