От парадигмы индустриального роста к парадигме устойчивого развития: новая роль городов
От парадигмы индустриального роста к парадигме устойчивого развития: новая роль городов
А.А. Петрунина, Омский государственный университет, кафедра инноватики и коммерческой деятельности
Начавшись в ХIХ веке в Европе, современная урбанизация охватила значительную часть человечества. Опыт ХIX и ХХ столетий доказывает, что город является настолько многоплановым организмом, что по своей сложности и структурным составляющим его можно сопоставить с обществом в национальных границах.
В современной урбанизированной экономике проблемы городов имеют особую актуальность. В первую очередь это проблемы, порожденные динамикой городского роста, экономические и нравственные, общецивилизационные. Это проблемы транспорта и коммуникаций, задачи охраны окружающей среды, человеческого отчуждения. Одной из наиболее значимых проблем в настоящий период является проблема жилья и обновления городов. Особенно осложняется разрешение вопроса обновления жилого фонда российских городов, так как из-за специфики формирования городского хозяйства российский город не в полной мере подчиняется универсальным закономерностям урбанизации. Положение усугубляется кризисом городских бюджетов на фоне общей неблагоприятной ситуации в стране. Чтобы анализировать проблемы и парадоксы, порожденные урбанизацией и динамикой роста городов, находить решения и давать рецепты, необходимо определить историческую цивилизационную миссию городов, рассмотреть, каково экономическое обоснование их развития, в чем причина их возникновения и роста.
Исследование причин возникновения городов (или урбанизированных территорий) имеет продолжительную традицию как в отечественном обществоведении, так и в зарубежной науке. Уже 6000 лет назад, по словам Арнольда Тойнби (1970), города выполняли роль "кузниц цивилизации". Традиционно поиск причин возникновения и развития городов происходит в доминирующей парадигме промышленного (индустриального) роста, т.е. исследователи в той или иной степени признают наличие связи между характером расселения и развитием производительных сил, хотя существуют и другие подходы (например, психологический, при котором главный мотив возникновения городов и причина их развития - природная любознательность личностей, их стремление к общению).
Западная теория economics рассматривает следующие экономические обоснования существования городов: внутренняя экономия от роста масштабов производства; экономия на местоположении (транспортировке); внешняя экономия от роста масштабов производства. К факторам, объясняющим рост городов, относят также наличие на городской территории развитой инфраструктуры и значительного рыночного спроса.
Экономия, обусловленная агломерацией, стала возможной в первую очередь потому, что среди издержек по обеспечению производства ресурсами важнейшее место занимают затраты на преодоление географического пространства, т.е. на транспортировку и связь. Следовательно, экономическими преимуществами пользуются те фирмы, которые образуют агломерат или, иными словами, располагаются рядом со своими рынками и друг с другом. Простейшей основой географической концентрации является экономия от укрупнения производства. При значительном эффекте масштаба крупному производителю обслуживание нескольких разрозненных рынков обходится дешевле, чем множеству небольших предприятий. Следовательно, города, потенциально представляющие собой крупные рынки, дают крупным производителям возможность снизить средние долгосрочные издержки и затраты на единицу продукции (рис. 1). Данное явление носит название внутренней экономии от роста масштабов производства.
Величина транспортных издержек фирмы зависит от существующей транспортной сети и близости ресурсов и рынков сбыта. Стремясь сократить издержки, фирмы выбирают местоположение вблизи дешевых транспортных узлов, природных либо созданных человеком. Возросшая специализация производства заставляет промышленно связанные фирмы находится в непосредственной близости друг от друга, так как в этом случае они могут добиться существенной экономии на издержках транспорта и связи. Если ряд фирм объединится, то они как группа могут достичь более низкой цены на ресурсы, а следовательно, этот фактор экономии позволяет добиться смещения вниз кривой издержек отдельной фирмы, что невозможно при географической разбросанности (Рис. 2).
Рис.1. Внутренняя экономия от роста масштабов производства
Рис.2. Внешняя экономия от роста масштабов производства
То есть в случае объединения специализированным фирмам становится выгоднее выполнять определенные функции в рамках отрасли на более широкой основе, а таким образом, с меньшими издержками, чем могла бы каждая фирма в одиночку. Это явление называется внешней экономией от роста масштабов. Подобно внешним факторам, наличие на городской территории инфраструктуры также является источником преимуществ в издержках. Город предоставляет необходимые фирмам услуги и удобства, такие как водо- и электроснабжение, очистные сооружения, транспортные средства, финансовые учреждения и банки и т.д., самообеспечение которыми обошлось бы слишком дорого.
Город является также не только местом более дешевого производства товаров и услуг, но и местом, где потребители могут наиболее полно удовлетворить свои запросы благодаря широкому диапазону предлагаемых товаров и цен. Наличие достаточного спроса объясняет существование (с коммерческой точки зрения) театров, симфонических оркестров, профессионального спорта и высокоспециализированных медицинских услуг. Но за критическим рубежом, который уже прошли некоторые наиболее крупные города, дальнейший рост и географическая концентрация промышленности помимо экономии порождают нежелательные последствия или побочные эффекты. Расползание городов (т.н. "бегство в пригороды"), вызванное увеличением количества привлекаемых вышеописанными эффектами людей, приводит к политико-административной раздробленности, неравномерному географическому распределению богатства и доходов. Возникают проблемы жилья и его обновления, которые являются следствием бегства в пригороды, транспортная проблема, вызванная значительным географическим несовпадением между рабочими местами и рабочей силой в пригородах и центре города, проблема загрязнения окружающей среды, преступность.
Под влиянием научно-технического прогресса, изменений в характере процесса создания богатства, специализации и разделения знаний, интенсификации глобальных экономических сил, возрастающей сложности межличностных и межорганизационных отношений, а также под воздействием понимания того, что индустриальное развитие без учета человеческих и экологических ценностей может привести к необратимым последствиям, сформировалась новая парадигма устойчивого развития. Переход к постиндустриальной структуре хозяйства нивелирует экономию, обусловленную агломерацией. Производство и потребление становятся все более наукоемкими. С развитием коммуникаций производство не требует постоянного присутствия работника на "рабочем месте" в традиционном смысле этого слова. В некотором роде "антиурбанистическая революция" кардинально изменила характер труда: рабочий день инженера, юриста, финансиста, программиста, дизайнера может длиться 24 часа в сутки при том, что сегодняшнее производство все реже требует присутствия в общих производственных помещениях больших масс работников. Прогресс в технике и технологии позволяет без значительных затрат включать автономные рабочие места в вычислительные сети предприятий, следовательно, проблема связи уже теряет свою актуальность. Как это скажется в конечном счете на форме расселения, сказать трудно. По прогнозам Международной комиссии по экологии и развитию, города утрачивают свою роль центров промышленного производства, а их развитие все больше связывается с науками и образованием. Это предполагает фундаментальные изменения в экономике и развитии городов. Экономика городов трансформируется: главное место будет принадлежать уже не производству и вывозу готовой продукции на мировой рынок, а экспорту решений и знаний.
К сожалению, данные прогнозы еще очень далеки от реальной ситуации в России. По-видимому, крупные российские города еще не подошли к той черте, за которой в соответствии с новой системой ценностей устранение отрицательных побочных эффектов урбанизации, таких, как неблагоприятная экологическая обстановка, преступность, является более важной проблемой, чем сохранение положительных эффектов агломерации. Пока высокотехнологичные общедоступные средства связи, инфраструктура, транспортные сети не будут развиты в достаточной степени, пока производственные технологии не станут более совершенными, развитие городов будет определяться количественными производственными факторами, а не заинтересованностью в повышении качества жизни. К тому же, поскольку в постиндустриальной фазе развитие, основанное на наукоемком промышленном производстве, в высшей степени ограничено с географической, индустриальной и организационной точек зрения, лишь немногие города отвечают условиям, необходимым для подобного развития. Но если рассматриваемый спектр знаний расширить и включить в него также коммерческие, административные, экологические, культурные (воспитание, здравоохранение, туризм, обучение) и производственные познания, творческое, исполнительское искусство, ремесла, то источники знаний можно обнаружить в любом городе, независимо от его размеров и местоположения.
Список литературы
Ричард В. Найт. Устойчивое развитие - устойчивые города // Международный журнал социальных наук. 1993. \No 2. С.43.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа