О направлениях участия банков в инвестиционной деятельности
О направлениях участия банков в инвестиционной деятельности
Кузьмина Л.А., доцент Государственного университета управления, Соколов Ю.А., зам. начальника инженерно-эксплуатационного управления ФА
Стимулирование инвестиций становится одним из приоритетов российского правительства. Под инвестированием понимается, как правило, проектное финансирование и более традиционное для нашей страны словосочетание "капитальные вложения". При этом особенное внимание уделяется банковским инвестициям.
Чем вызван столь пристальный интерес к российским коммерческим банкам и каковы основания для того, чтобы рассматривать их в качестве реальных долгосрочных инвесторов российской экономики? Ведь в настоящее время данные статистики свидетельствуют о малой значимости инвестиций для банков: долгосрочные кредиты российских коммерческих банков на инвестиционные цели составили за прошлый год всего 5,2% от общего объема кредитных вложений.
Банковская система России дальше других секторов рыночной экономики продвинулась вперед и должна сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной активности. Эта роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности, так как не набрали необходимой финансовой мощи, кроме того, их деятельность затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный.
Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России. Поэтому столь велико значение вдумчивого и последовательного изучения зарубежной практики, приемов и форм аккумуляции денежных ресурсов, кредитования и расчетов, которые являются продуктом длительного исторического отбора в жестких условиях конкурентной борьбы и которые продемонстрировали свою высокую эффективность и приспособляемость к разным условиям хозяйственного развития. Хотя в чистом виде ни один западный образец экономической или банковской модели в нашей стране неприменим. Россия - страна со своей спецификой, и поэтому модель должна быть специфической.
В последнее время появились некоторые признаки оживления инвестиционной активности российских банков. Растет понимание того, что период безраздельного господства "коротких денег" близится к завершению, а с началом экономической стабилизации банки, осуществляющие инвестиции в производство, получат ощутимое преимущество. Это позволяет предположить, что даже существование общеизвестных негативных факторов - высокой инфляции, слишком длительного периода отдачи, дороговизны проектов и т.д. - не станет препятствием для участия банков в процессе модернизации российской экономики. Ряд крупных банков уже сейчас пересматривают свою стратегию развития и начинают активно включаться в инвестиционный процесс.
Появились декларации о создании чисто банковских холдингов и консорциумов крупных банков в целях концентрации средств для инвестиций. Банки участвуют в создании инвестиционных фондов и компаний, подключают к финансированию перспективных проектов других инвесторов (включая иностранных).
Каковы основные направления участия банков в инвестиционном процессе? Их несколько:
проведение операций, связанных с государственными инвестиционными ресурсами;
осуществление инвестиций за счет собственных средств; w участие в инвестициях в составе финансово-промышленных групп;
трастовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами );
привлечение западных инвестиционных ресурсов.
При долевом участии (совместно с государством) в финансировании инвестиционных проектов доля государственных средств в общем объеме инвестиций составляет не более 20%. В чем же заключается заинтересованность банков в финансировании госпрограмм? Такая заинтересованность банков состоит из трех основных моментов:
маржа; за обслуживание средств уполномоченному банку полагается 3% годовых (сами ресурсы выделяются Минфином под 7%) с многомиллиардных сумм - прибыль получается значительная;
возможность использования госресурсов в обороте (пусть даже короткое время), например, на межбанковском рынке "коротких денег" или при спекуляциях с валютой;
надежда на помощь государства в случае возможных затруднений.
Уже сегодня крупные финансовые структуры, сформировавшие достаточные для дорогих и долгосрочных вложений кредитные портфели, напрямую финансируют некоторые инвестиционные высокоокупаемые проекты. Деньги в рублях и СКВ идут в добычу нефти, газа, лесозаготовки, в электро- и теплоэнергетику, производство стройматериалов, нефтепереработку, в авиа- и автомобилестроение и судостроительную промышленность.
Количество банков, решившихся на финансирование инвестиций в прошлом году, увеличилось. Особенно быстро росла доля банков, выдававших до половины кредитов на долгосрочные цели; появились банки, имеющие в своем портфеле более 50% кредитов со сроком дольше года.
Кроме того, взаимоотношения между банками и промышленными предприятиями переходят к новому этапу, который характеризуется значительно большим проникновением банков в промышленную сферу путем финансирования инвестиционных проектов как в прямой форме (долгосрочное кредитование), так и в портфельной (покупка акций новых выпусков, эмитированных специально под инвестиционные проекты).
Создание ФПГ - один из вариантов решения проблемы выработки эффективно действующего механизма инвестирования. Целью создания всех ФПГ является объединение интересов промышленных предприятий и финансовых организаций в рамках совместной реализации инвестиционных проектов.
С позиции коммерческих банков под ФПГ подразумевается группа промышленных и инвестиционных структур, тесно взаимосвязанных в финансовом плане. Само по себе объединение банка с несколькими предприятиями путем скупки пакетов их акций при отсутствии механизма долгосрочного финансирования совместных инвестиционных проектов банками как ФПГ не воспринимается. В начале 1994 г. появилось "Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания", после чего под ФПГ стали понимать объединения, в состав которых входят промышленные и финансовые структуры, созданные в соответствии с указанным "Положением".
Развитие связей между банками и промышленностью пошло двумя различными путями:
формализованный, с официальной регистрацией ФПГ в государственных органах;
без официальной регистрации, на основе договоров о совместной деятельности, кредитных договоров, приобретения пакетов акций.
Отношения между кредитно-финансовыми и промышленными участниками являются определяющими для развития многих ФПГ. Можно выделить следующие обстоятельства, определяющие стремление российских банков к сотрудничеству:
эволюция соперничества российских банков; конкуренция банков смещается в сферу кредитования промышленности;
низкое качество управления в российских предприятиях нередко сочетается с фактическим контролем со стороны инвесторов - резерв эффективности;
дефицит квалифицированных менеджеров, которыми как раз и обладают банки;
возможность сокращения инвестиционного риска; "в России невозможно делать надежные инвестиции, если фактически не контролируешь заемщика";
подготовка к экспансии зарубежных банков.
Для предприятий же в условиях отвлечения части оборотных средств особую остроту приобретает задача сохранения платежеспособности производственных структур. Сотрудничество их с банками развивается по направлениям экономии оборотных средств, оптимизации налоговых обязательств. Точки притяжения - реальные и потенциальные денежные потоки. Высокая доля неплатежей повышает для банков привлекательность сотрудничества с экспортными предприятиями. Более доступным в этом случае становится и вывоз капитала.
Во взаимодействии банка ФПГ с ее участниками можно выделить два принципиальных этапа - создания группы и ее функционирования. Если банк изначально предлагает долгосрочное участие в группе, то разработку ее концепции он зачастую берет на себя. Причем в договоре о создании ФПГ нередко речь идет об образовании единого финансово-расчетного центра группы на основе ее банка. В этом случае закладывается фундамент превращения головного банка ФПГ в орган анализа и стратегического планирования наряду с центральной компанией. Так, в оргпроекте ФПГ "Русхим" выделяются следующие направления деятельности банка:
участие в инвестиционных программах;
разработка эффективных финансовых схем для ускорения взаиморасчетов между участниками группы;
проведение единой кредитной и депозитной политики;
разработка схемы осуществления валютных операций;
разработка и внедрение механизмов фьючерсной торговли и системы хеджирования;
разработка плана эмиссии акций ФПГ.
Нетривиальный факт: некоторые ФПГ создавались с участием проблемных банков. Причина: перераспределение в рамках ФПГ дебиторской задолженности проблемных банков. Так, после включения остатков концерна "Микродин" в группу ОНЭКСИМ в ней оказался и относящийся к этому концерну РАТО-банк. По некоторым сведениям, кредиторы (ОНЭКСИМ банк, Сбербанк России) сумели получить с РАТО-банка часть долгов до отзыва у него лицензии через длинные цепочки переуступки долгов кредитных предприятий.
Нахождение долгосрочного баланса интересов между промышленными и банковскими участниками - одна и главных проблем формирования/развития ФПГ. А обеспечение такого баланса затрудняется многообразием и эволюцией практических задач, совместно решаемых партнерами.
Процесс формирования ФПГ идет вяло. Это вызвано многими причинами.
В "Положении о финансово-промышленных группах и порядке их создания" введены ограничения на владение пакетами акций предприятий (не более 10% акций любого предприятия - участника ФПГ) и запрет на перекрестное владение акциями. Между тем еще до выхода "Положения" ряд банков уже занимались операциями с акциями приватизированных предприятий, стремясь получить в собственность крупные пакеты акций, дающих возможность участвовать в контроле и управлении предприятием. Эти банки, являющиеся крупными совладельцами предприятий, не заинтересованы в официальной регистрации. Кроме того, те банки, которые скупали акции предприятий - своих собственных учредителей, не устраивает запрет на перекрестное владение акциями. Этот запрет уже создал прецедент невозможности официального оформления ФПГ группой "Уральские заводы". Нынешний порядок, при котором доля банковского участия в ФПГ ограничена 10%, а сами эти группы могут включать не более 20 предприятий с численностью занятых не более 100 тысяч человек, приводит к тому, что доля возможной прибыли не оправдывает риск финансовых вложений.
Отсутствие льгот для участников ФПГ, кроме пункта 4 Указа Президента РФ "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации", в котором обещаются государственные гарантии для привлечения инвестиционных ресурсов, что не является достаточным стимулом для официальной регистрации. Получается, что кроме статуса ФПГ ни одна из зарегистрированных групп ничего не получила.
Банки склонны рассматривать официальную регистрацию ФПГ как возможность влиять на их инвестиционную политику и навязывать им финансирование невыгодных проектов.
Незаинтересованность банков имеет те же причины, которые мешают им осуществлять долгосрочные инвестиции: повышенный риск, инфляция, недостаточные размеры капитала и т.д.
Поэтому параллельно с формированием официальных ФПГ будет происходить и дальнейшее объединение банковских и промышленных структур в самых различных формах.
Определенные возможности для банков кроются во внебюджетных фондах. Там накапливается достаточно долгосрочных денег, часть из которых можно вкладывать в инвестиционные проекты, если банки работают с этими структурами.
Наиболее эффективным может считаться трастовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами), то есть масштабное кредитование правительства под передачу банковскому консорциуму в трастовое управление государственных пакетов акций вместо их продажи на аукционах, специализированных аукционах, инвестиционных торгах.
Консорциум предлагает правительству льготный кредит и тем самым отсрочку. За это время можно подготовить инфраструктуру фондового рынка, провести активную предпродажную подготовку приватизируемых предприятий, получив большую выручку. Механизм предоставления кредитов в самых общих чертах (детальная разработка предстоит в ходе переговоров с правительством) выглядит как некая смесь траста и залога. Банк, участвующий в этой схеме, предоставляет государству кредит, получая взамен в трастовое управление определенные пакеты акций. Условия траста должны включать: неограниченное право голосовать доверенным пакетом; право его закладывать и осуществлять операции "репо"; право готовить акции к продаже - и в любой момент предложить государству продать эти акции по составленной банком схеме. В случае согласия саму продажу будут осуществлять госорганы.
Очевидно, что главный источник крупного проектного финансирования - это западные инвесторы. Чтобы привлечь их средства, прежде всего надо иметь соответствующие финансовые институты и структуры, которые могут отвечать по займам и долговым обязательствам в российской индустрии. Необходимо создать систему финансовых институтов развития, действующих по разным направлениям. Определенная база и основа для взаимодействия с международными финансовыми организациями и инвесторами уже создается.
Российская финансовая корпорация будет заниматься в основном портфельными инвестициями и работать с акциями приватизированных предприятий, хотя этим могут заниматься и другие структуры. Банк содействия предпринимательству должен помогать среднему и малому бизнесу. Государственная инвестиционная корпорация будет занята защитой и страхованием, прежде всего от политических рисков.
Эти финансовые структуры должны стать основными партнерами международных финансовых организаций в деле привлечения финансовых ресурсов от западных инвесторов к конечному заемщику.
Уже сегодня российские банки осуществляют инвестиции не только за счет собственных средств. Часть капитальных вложений производится за счет средств международных финансовых организаций, фондов, банков. В этом случае часто действует так называемая апексная схема - международный банк или финансовая организация открывают кредитную линию российским банкам-агентам, а те уже отбирают и финансируют конкретные проекты в рамках оговоренных ограничений. Ограничения устанавливаются по объемам инвестиций, региональной и отраслевой направленности вложений. Контроль осуществляется включением в состав правления банка-агента или в его кредитный комитет иностранного представителя. На основе соглашения разделяются риски.
Подводя итоги, можно сделать несколько основных выводов.
Анализ сегодняшнего состояния российской кредитно-финансовой системы, а также рассмотрение возможных тенденций ее развития (сопоставительный анализ кредитно-финансовых систем Запада и российской кредитно-финансовой системы) убеждают в том, что в России существует сильный императив для становления банковского сектора в качестве основного источника долгосрочного финансирования экономики.
Низкий уровень инвестиционной активности российских коммерческих банков объясняется отсутствием механизма компенсации риска.
Решение проблемы стимулирования банковских инвестиций в производство должно осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях: формирование благоприятной среды для инвестиционного процесса в стране в целом; стимулирование с помощью финансово-кредитных рычагов инвестиционной активности хозяйства и банковского капитала.
К основным направлениям участия банков в инвестиционной деятельности относятся: проведение операций, связанных с государственными инвестиционными ресурсами; осуществление инвестиций за счет собственных средств; участие в инвестициях в составе финансово-промышленных групп; трастовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами); привлечение западных инвестиционных ресурсов.
В последнее время все большее распространение получает принципиально новая форма работы коммерческих банков с инвестиционными проектами, получившая название "проектное финансирование".
Наблюдается явное усиление интереса российских коммерческих банков и повышение их активности в участии в долгосрочном финансировании российской экономики. Об этом свидетельствует практика проектного кредитования десяти крупнейших российских коммерческих банков. Появились банки, имеющие в своем инвестиционном портфеле более 50% кредитов со сроком больше года.
Что касается ближайшей перспективы, то, очевидно, говорить об инвестиционном буме пока рано, но несомненно то, что роль банков в структурной перестройке экономики будет расти. Потенциал рынка "коротких денег" не безграничен и это понимают многие банки, которые уже сегодня меняют свою стратегию развития и более активно включаются в инвестиционный процесс.
В заключение рассмотрения основных направлений банковской инвестиционной деятельности можно сказать, что в последнее время наблюдается усиление интереса российских коммерческих банков и повышение их активности в участии в долгосрочном финансировании российской экономики. При условии сотрудничества банков консорциума и клуба с международными финансовыми институтами, с одной стороны, и с правительством - с другой, может сложиться взаимогарантированный механизм финансирования российских предприятий, который так необходим для привлечения в промышленность российских и зарубежных инвестиций.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа