Теория ключевой двигательной компетенции
Теория ключевой двигательной компетенции
Доцент Д.А. Завьялов, Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина Красноярского государственного педагогического университета, Красноярск
Потребности практики стремительно меняющейся социальной жизни и производства требуют формирования системы привития обучаемым не просто знаний и умений, а умений, проявляемых в конкретных жизненных ситуациях [4, 7, 10, 15].
В связи с этим в последние годы основной в образовании становится идея формирования ключевых компетенций, например коммуникативной компетенции [6, 9, 12, 24], языковой компетенции [8, 16, 21], интегральное развитие компетентности [2, 11, 19, 27].
Принятие компетенции как основы для формирования учебного, учебно-тренировочного планов образовательного учреждения, спортивной школы и определения содержания учебных и учебно-тренировочных программ вызывает глобальную проблему обоснования перечня объективно необходимых компетенций [3, 5, 13, 14, 17, 18, 22, 23, 25, 29].
Компетенция не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, так как значительную роль в ее проявлении играют обстоятельства. Быть компетентным - значит уметь в данной ситуации мобилизовать полученные знания и опыт. Непроявленная компетенция - не компетенция, а самое большее - скрытая возможность. Таким образом, компетенции не сводятся ни к знаниям, ни к умениям. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих реализовать их соответствующим образом в нужный момент. В условиях перестройки системы образования, продолжающегося процесса ее стабилизации не представляется возможным дать точное определение перечня ключевых компетенций. Поэтому мы можем говорить о некоторой совокупности компетенций, особо актуальных для становления общества [3, 28].
Создание новой теории требует составления понятийного аппарата и соответствующих определений. Используя толковые словари, раскроем следующие понятия.
Ключевой - открывающий возможности овладения, управление чем-нибудь [20].
Двигательный - приводящий что-либо в движение [20].
Компетенция - круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен [26].
Компетентный - знающий, сведущий в определенной области [26].
Если мы объединим термины "ключевой" и "компетентный", то получим новый термин - "ключевая компетентность". Ключевая компетентность - это осведомленность, открывающая возможность овладения управлением чем-либо при наличии знаний в определенной области.
Теперь сгруппируем термины "ключевой", "двигательный", "компетенция" и "компетентный", которые в совокупности можно последовательно расшифровать следующим образом:
1) по терминам "ключевой" и "двигательный" - "дающий возможность управления чем-либо", в данном случае - двигательными действиями;
2) по термину "компетенция" добавляем - "это управление двигательными действиями по тем двигательным задачам, пути решения которых нам хорошо известны";
3) по термину "компетентный" завершаем - "это управление двигательными действиями по тем двигательным задачам, пути решения которых в данной области нам хорошо известны (например, различные виды спорта)".
Теперь мы можем дать общее определение нового термина: "Ключевая двигательная компетенция - это управление двигательными действиями по двигательным задачам, пути решения которых в определенной двигательной области исполнителю хорошо известны ". Таким образом, мы получили три определения, отражающих совершенно различные стороны этого сложного термина, дополняющих друг друга. Соединив их, дадим наиболее полное определение нового термина.
Ключевая двигательная компетенция - это управление двигательными действиями по двигательным задачам в определенной области, двигательные навыки решения которых исполнителю хорошо известны. Оно представляет собой технологический многозвенный процесс, позволяющий эффективно достичь поставленной цели; последовательность и значимость каждого звена этого процесса (алгоритма) являются ключевыми (без этого звена или при нарушении последовательности цель недостижима).
В процессе разработки определения ключевой двигательной компетенции появился новый термин - "алгоритм", обозначенный в толковых словарях как "система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи" [20, 26]. Отсюда ключевой алгоритм двигательной компетенции - это звено (алгоритм) в технологическом, многозвенном двигательном процессе, в котором последовательность и значимость каждого звена являются ключевыми, т.е. при отсутствии какого-либо звена или нарушении последовательности цель недостижима.
Ключевой алгоритм - основная единица ключевой двигательной компетенции. Теперь мы можем дать определение других терминов, необходимых для понимания теории ключевой двигательной компетенции:
• реализуемая ключевая двигательная компетенция - обладание исполнителем основными, необходимыми знаниями, навыками, позволяющими эффективно решить двигательную задачу - достижение поставленной цели; представляет собой технологический, последовательный многозвенный двигательный процесс, в котором значимость каждого звена (алгоритма) является ключевой, т.е. при отсутствии какого-либо ключевого алгоритма или нарушении последовательности цель недостижима;
• развитие двигательное - это бесконечный процесс непрерывного совершенствования технологии движения в целях оптимизации ключевых двигательных компетенций, составляющих технологическую цепочку звеньев (алгоритмов) для наиболее эффективного достижения цели.
Стремление к наиболее эффективному достижению цели - процесс бесконечной оптимизации и совершенствования двигательных ключевых компетенций на разных технологических этапах, включая при необходимости введение дополнительных алгоритмов. Если в технологической цепочке не реализуется конкретное звено и не достигается цель, - значит, это звено в ряду других является одним из ключевых. Ключевая компетенция имеет несколько иерархических соподчиненных систем.
Как указывалось ранее, основная единица ключевой двигательной компетенции - ключевой алгоритм, представляющий собой звено в технологическом многозвенном двигательном процессе. Каждая целевая двигательная задача состоит из набора алгоритмов.
Для создания последующих единиц необходимо использовать общепринятые составные приставки сложных слов:
• микро- - первая составная часть сложных слов, обозначающая "малый", "малых размеров", противоположна слову "макро" [26];
• мезо- - первая составная часть сложных слов, обозначающая промежуточное положение чего-либо [26];
• макро- - первая составная часть сложных слов, обозначающая "большой", "крупный", "больших размеров" [26];
• цикл - совокупность связанных процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени [26].
Используя эти приставки, выводим определения следующих терминов.
Микроцикл ключевой двигательной компетенции - управление исполнителем двигательными действиями для решения двигательной задачи в определенной области, двигательные навыки и решения которых исполнителю хорошо известны и представляют собой технологический многозвенный процесс, позволяющий эффективно достичь поставленной цели, в котором последовательность и значимость каждого звена (алгоритма) являются ключевыми (без этого звена или при нарушении последовательности цель недостижима).
Примером микроцикла ключевой двигательной компетенции, например в спортивной борьбе, может служить техническое действие (прием борьбы), завершившееся выигрышным положением - оценкой в баллах, а двигательным алгоритмом - его элементы (технико-тактические ходы, варианты). При этом необходимо отметить, что двигательный микроцикл - это удачная атака, когда прием проведен (цель достигнута), или неудачная атака, независимо от того, на каком этапе она прервалась. Для решения поставленной задачи (все-таки необходимо провести прием) следует повторить двигательный микроцикл так же, как предыдущий, или с соответствующей поправкой в конкретных (ранее неудачных) алгоритмах, не исключая введения новых. Последнее совершенствует технику борьбы исполнителя, увеличивая его двигательную компетентность.
Мезоцикл ключевой двигательной компетенции - это двигательные компетенции, состоящие из микроциклов ключевой двигательной компетенции. Продолжительность (или объем) мезоцикла неограниченна, но у него есть своя особенность: набор определенных микроциклов решает ту же конкретную задачу. Например, тренировка спортсмена или несколько тренировок, приводящих к положительному результату на конкретных соревнованиях, и даже сам поединок на соревнованиях, состоящий из нескольких атак - двигательных микроциклов.
Макроцикл ключевой двигательной компетенции состоит из ключевых двигательных мезоциклов, решает задачи большого масштаба и по временному параметру может занимать от месяца до нескольких лет.
Продолжительность двигательных макроциклов зависит от величины и трудоемкости поставленной основной или промежуточной задачи. Например, в спортивной деятельности - формирование спортсмена по конкретному виду спорта в течение года или четырехлетний цикл тренировки при подготовке к Олимпийским играм.
Нам понадобится еще очень распространенное определение модели, однако в теории ключевой двигательной компетенции этот термин получает несколько иную окраску.
Модель - схема, изображение или описание какого-либо предмета, явления или процесса в природе и обществе, изучаемые как их аналог [26].
Аналог - нечто представляющее соответствие другому предмету, явлению или понятию [26].
Динамическая модель в спорте - отражение основных ключевых двигательных компетентностей.
Таким образом, мы сделали первые шаги к развитию нового научного направления "теории ключевой двигательной компетенции" и дали определение соответствующих терминов, положив начало новой терминологии.
Теория ключевой двигательной компетенции позволит нам по-новому взглянуть на уже известные факты и осмыслить их результаты и последствия.
Список литературы
1. Агапов И.Г. Учимся продуктивно мыслить/Библиотечка "Вестника образования". 2001, № 2, с. 3-22.
2. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех//Теория и практика физ. культуры, 1993, № 4, с. 21-22.
3. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 4, с. 21-28.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа., 1991. - 204 с.
6. Гез Н.И. Книга для учителя к "Учебнику немецкого языка для VIII класса школ с углубленным изучением немецкого языка". - М.: Просвещение, 1987. - 126 с.
7. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пос. - М.: Знание, 1999. - 304 с.
8. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциологии. - М.: Наука, 1984. - 268 с.
9. Емельянов Ю.В. Помоги себе сам: Советы всем, кто еще не нашел свое место в жизни. - М.: Вече, 1997. - 566 с.
10. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2 частях. - М.: АО "Аспект-Пресс", 1994. Ч.1. - 384 с., ч.2. - 240 с.
11. Железняк Ю.Д. Целостная профессиональная деятельность как системообразующий фактор построения обучения специалистов по физической культуре и спорту в вузе// Теория и практика физ. культуры. 1994, № 12, с. 17-20.
12. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: МГУ, 1990. - 104 с.
13. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Биопедагогика или спортивная тренировка? - Красноярск: МП "Полис", 1992. - 61 с.
14. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Физическое воспитание студенческой молодежи: Учеб. пос. - Красноярск: КГПУ, 1996. - 128 с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
16. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность/Отв. ред. Д.Н. Шмелев. - М.: Наука, 1987. - 261 с.
17. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.: Высшая школа. 1990. - 140 с.
18. Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении/Ред. Л.М. Позина. - Л.: Лениздат, 1991. - 143 с.
19. Неверкович С.Д., Родионов А.В., Стамбулова Н.В. Европейский взгляд на спортивную психологию // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 7, с. 62-63.
20. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1989. - 750 с.
21. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1993. - 158 с.
22. Подливаев Б.А. Анализ соревновательной деятельности борцов на олимпийском турнире в Сиднее по вольной и греко-римской борьбе//Всерос. научно-практ. конф., посвящ. 80-летию проф. каф. борьбы Е.М. Чумакова: Спортивные единоборства на рубеже столетий: пути и перспективы развития. - М.: Блок, 2001, с. 14-29.
23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. для пед. вузов. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
24. Скалкин В.Л. Английский язык в ситуациях общения: Учеб. пос. для вузов. - М.: Высшая школа, Университет, 1998. - 189 с.
25. Сластенин В. - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.
26. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. - СПб.: Дуэт, 1994. - 752 с.
27. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие (пер. с нем.). - СПб.: Наука, 2000. - 379 с.
28. Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Ин-т практ. псих. - Воронеж: "МОДЭК", 1997. - 288 с.
29. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа