Внешняя торговля Сибири
Томский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра мировой экономики
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СИБИРИ
Курсовая работа
студента 2 курса
А. Г. Фарахова
Научный руководитель
канд. экон. наук,
доцент
С. А. Кологривов
Томск 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
I.Анализ внешнеторговых операций Сибири
1.Общие тенденции внешней торговли 5
2. Экономические связи Сибири
3. Проблемы выхода Сибири на мировой рынок 7
II.Формирование новой экономической роли Сибири в мировом сообществе
1. Обеспечение развития региона на национальном уровне 16
2. Продвижение Сибири в мировое хозяйство 21
III.Кемеровская область на фоне региона 25
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Введение
Совершенствование мирохозяйственных связей сегодня происходит с участием уже не только стран, но и отдельных сегментов национальных экономик. Учитывая это, необходимо рассматривать ряд регионов, способных влиять на существующие международные связи. К этим регионам можно отнести и Сибирь.
На сегодняшний день, данный регион является стратегически важным для развития не только России, но и для ряда стран, для которых Сибирь является важным партнёром.
Поэтому правительство Российской Федерации должно уделять повышенное внимание к такому региону как Сибирь. А также к её внешней торговле. Так как Сибирь способна выступить на мировом рынке как регион одной из держав мира, способных обеспечить экономический рост мирохозяйственных связей Земли.
Необходимость в развитие внешней торговле объясняется тем, что сегодняшний день диктует условия, которые позволяют, в условиях интеграционных объединений, ускорить экономический рост и смягчить экономический спад. Таким образом, Сибирь является одним из регионов приоритетного государственного рассмотрения.
Сибирь обладает на сегодняшний день многочисленными ресурсами. Подчас эти ресурсы являются уникальными. Поэтому необходимо развивать производственный потенциал Сибири, который является одним из перспективных в развитие народного хозяйства Российской Федерации.
Целью данной работы является анализ внешнеэкономических связей Сибири, а также анализ проблем, связанных с обеспечением внешней торговли.
Анализ внешнеторговых операций Сибири
Общие тенденции внешней торговли
Чтобы понять тенденции внешней торговли необходимо проанализировать состояние импортно-экспортных операций. Так как на сегодняшний день ситуация постоянно меняется по сравнению с положением, которое существовало несколько лет назад. Меняется номенклатура объектов торговли, а также происходит приобретение новых рынков сбыта и потеря связей с бывшими контрагентами торговли. Происходит диверсификация внешней торговли.
Так как на сегодняшний день происходит перераспределение сил на мировом рынке, то Россия должна занять свою нишу в мировом конгломерате.
Рассматривая направления дальнейшего развития Сибири, мы можем их разделить по их географической направленности.
Во-первых, это северное направление, оно связано с организацией транспортного выхода, увязывающего железнодорожные, речные и океанские перевозки крупнотоннажных грузов по Северному морскому пути в Скандинавию и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Во-вторых, это восточное направление, оно связано с активным включением Сибири в рынок энергоносителей, также необходимо упрочнение инвестиционного сотрудничества и развитие торговли. В-третьих, это южное направление, оно связано с целесообразностью усиления экономического и политического взаимодействия со странами средней Азии и Казахстаном на основе усиления приграничного сотрудничества и кооперации. Необходимость развития данного направления, также мотивирована этнокультурным фактором. В-четвёртых, это западное направление, оно на сегодняшний день по-прежнему является самым валютоёмким для Сибири. Здесь необходимо разработать перевод старых экономических связей с традиционными партнёрами Западной Европы на более высокий уровень, то есть на основу экономической интеграции. Также существует необходимость восстановления интеграционных связей в странах Восточной Европы, формирования новых экономических и торговых отношений со странами СНГ и Балтии.
Помощью, для осуществления Россией своих замыслов, может оказаться участие в интеграционных объединениях. Например, таких как Тихоокеанский экономический совет (ТЭС; The Pacific Basin Economic Council, PBEC), Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС, Council for Pacific Economic Cooperation, PECC), Межправительственный форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС, the Asia Pacific Economic Cooperation, APEC), зона свободной торговли АСЕАН (the ASEAN Free Trade Area, AFTA), Восточно-Азиатское экономическое соглашение о свободной торговле (the East Asian Economic Caucus, EAEC), Североамериканское соглашение о свободной торговле (the North American Free Trade Agreement, NAFTA). (Ковалёва Г. Д. Новое в торговле Сибири со странами Азиатско-Тихоокеанского региона // Регион: экономика и социология -№3-1996 Стр. 56). А так как основными контрагентами взаимодействия со стороны Росси будут являться Сибирь и Дальний Восток, то необходимо учесть специфику региона при составление программ по решению данной проблемы. Но для разработки программ по включению Росси в интеграционные объединения, необходимо произвести комплексный анализ сегодняшнего положения Росси и того положения, которое возникнет при вступление России в объединение. Так условия, при которых Россия может вступить в интеграционное сообщество, могут оказаться неприемлемыми для нашей страны.
2. Экономические связи Сибири
На сегодняшний день Сибирь, как один из крупнейших районов Российской Федерации, занимает одно из ведущих мест во внешней торговли. В 1995 году на неё приходилось около 50% российского экспорта. Доля «собственно регионального экспорта» составляла менее 25%. (Ковалёва Г. Д. Внешнеэкономические связи Сибири // Регион: экономика и социология. -1998.-№1 стр. 4). Причём половина экспортной выручки валютообразующих сибирских отраслей традиционно не возвращается в регион.
Также приводятся данные, что поступления в Сибирь в общих валютных поступлениях страны в 1995 г. составили лишь 27%.(См.: там же). Сибирские регионы сводят свой торговый баланс со значительным активом. Импорт Сибири из стран дальнего зарубежья составлял в 1994-1995 гг. менее 9 % импорта России. Также можно заметить, что происходит рост машинотехнического импорта. Эта негативная тенденция связана с понижением конкурентоспособности отечественных продуктов на мировом рынке. Это ставит задачу импортозамещения перед российской экономикой, в том числе перепрофилирования военно-промышленного комплекса на выпуск оборудования для топливно-энергетического, аграрно-промышленного, лесного, металлургического комплексов. Приоритеты в создании импортозамещающих производств на базе передовых технологий, лицензий и «ноу-хау» отдаются также отраслям с критической импортозависимостью: сельхозпереработке, лёгкой и пищевой промышленности и др. (Ковалёва Г. Д. Внешнеэкономические связи Сибири // Регион: экономика и социология. -1998.-№1 стр. 5).
На данный момент складывается неблагоприятная обстановка с иностранными инвестициями. Доля Сибири в общем объёме иностранных инвестиций в начале 1996 г. составляла около 16 %. Также статистические данные свидетельствуют, что значительная доля инвестиций была направлена на покупку акций предприятий, что не привело к их техническому перевооружению и росту производства. Фактом, даже на сегодняшний день, является то, что Сибирь остаётся зоной повышенного инвестиционного риска. Помимо обычных проблем по созданию инвестиционного климата, присутствуют некоторые специфические проблемы для данного региона. К ним можно отнести:
повышенные затраты на производство (транспортные и энергетические тарифы);
климатические условия;
несовершенство транспортной, банковской, коммуникационной связи;
недосягаемость государственных гарантий;
отсутствие надёжной системы страхования;
заорганизованность таможенного обслуживания;
удалённость от Центра;
более дорогие кредиты, более жёсткое налоговое и таможенное обслуживание.
Чтобы определить положение Сибири необходимо провести анализ структуры экспортно-импортных операций. Рассмотрим экспорт Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона:
Товарная структура экспорта Сибири в АТР в 1994 г.
(таможенные данные)
Таблица 1
Продукция |
Экспорт Сибири в АТР |
Доля стоимости экспорта в АТР |
||
Млн. дол. |
Доля, % |
в экспорте Сибири, % |
||
в стоимости |
в весе |
|||
Продовольствие |
10,9 |
0,4 |
0,1 |
26,2 |
Сырьё и материалы |
9,2 |
0,3 |
0,3 |
15,7 |
Энергоносители |
180 |
6,2 |
28,8 |
15 |
Химическая продукция |
207,3 |
7,2 |
9,4 |
21,6 |
Товары народного потребления |
18,5 |
0,6 |
0,1 |
14,8 |
Лесная продукция |
109,7 |
3,8 |
6 |
28,5 |
Машины и оборудование |
60,4 |
2,1 |
0,8 |
13,3 |
Черные металлы |
774 |
26,8 |
41 |
79,8 |
Цветные металлы |
1519,9 |
52,6 |
13,6 |
64,5 |
Всего Сибирь в АТР |
2890 |
100 |
100 |
44,1 |
(Ковалёва Г. Д. Новое в торговле Сибири со странами Азиатско-Тихоокеанского региона // Регион: экономика и социология.-1996.-№3 стр. 49)
Рассматривая данную таблицу можно заметить, что экспорт сырья является преобладающим. К данной ситуации необходимо подойти с точки зрения системного рассмотрения положения сложившегося в регионе. Так как на сегодняшний день происходит спад во многих отраслях народного хозяйства, то в целом можно сказать, что Сибирь показывает, что в целом внешняя торговля не затухла. И что важно экспорт продолжает увеличиваться. Но также из таблицы мы видим, что экспорт чёрных и цветных металлов является главной составляющей сибирского экспорта, а также то, что экспорт товарных групп заметно снизился. На всё это влияет снижение производственной активности за последние годы.
Одним из перспективных рынков, для Сибири является рынок лесной продукции. Около 1/3 лесного экспорта уходит в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Доля Сибири в экспортной выручки от поставок продукции лесной промышленности (без целлюлозно-бумажной) в 1994 г. в целом по Росси составляла 20 %. Также Сибирь поставляет на мировой рынок лесную продукцию 77 наименований. К числу крупных контрагентов Сибири по данному рынку относятся Япония, Таиланд, Тайвань, Гонконг, Сингапур.
Сибирь выставляет на мировой рынок продукцию достаточно простую в изготовление, то есть лес круглый, лесоматериалы и пиломатериалы. На их долю приходится около 93.3 %.а на долю различных плит, панелей, фанеры приходится лишь 5.3 %.
Основным партнёром на данном рынке является Япония. Она закупает огромные партии лесоматериалов. Таким образом, проанализировав выше упомянутое, мы можем сказать, что данный рынок достаточно развит и по странам, и по числу участников. Одним из плюсов данного рынка является восполняемость ресурса. Для совершенствования данного рынка необходимо увеличение доли готовой продукции и заготовок в объеме экспорта.
Экспортные грузы, отправляемые из Западной Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, оказались в 1,4 раза тяжелее по весу, но почти в 2 раза дешевле, чем суммарная стоимость экспортных грузов, отправленных из восточных регионов (основную массу грузов вывезла Кемеровская область, получив определённые льготы, позволившие ей обеспечить приемлемую эффективность экспортных сделок по крупнотоннажным грузам). (Ковалёва Г. Д. Новое в торговле Сибири со странами Азиатско-Тихоокеанского региона // Регион: экономика и социология.-1996.-№3 стр. 51).
Также необходимо проанализировать структуру импорта Сибири. Для этого рассмотрим таблицу импорта Сибири из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Товарная структура импорта Сибири из стран АТР в 1994 г.
(таможенные данные)
Таблица 2
Продукция |
Млн. дол. |
Доля, % |
|
в стоимости |
в весе |
||
Продовольствие |
94,2 |
16,3 |
31,5 |
Сырьё и материалы |
668,5 |
11,9 |
41,9 |
Энергоносители |
23,5 |
4,1 |
14,6 |
Химическая продукция |
32,7 |
5,7 |
2,5 |
Товары народного потребления |
59,1 |
10,2 |
3,3 |
Лесная продукция |
1,5 |
0,3 |
0,1 |
Машины и оборудование |
276,9 |
48 |
3,4 |
Чёрные металлы |
19,5 |
3,4 |
2,7 |
Цветные металлы |
0,7 |
0,1 |
0.0 |
Всего |
576,6 |
100 |
100 |
(Ковалёва Г. Д. Новое в торговле Сибири со странами Азиатско-Тихоокеанского региона // Регион: экономика и социология.-1996.-№3 стр. 53)
Сибирь ввозит из стран Азиатско-Тихоокеанского региона более широкий спектр товаров, нежели вывозит, и импорт более диверсифицирован по товарным группам.
Из таблицы мы видим, что в структуре импорта из стран АТР определяющие позиции принадлежали по стоимостному рейтингу группе «машины и оборудование» 48 %.
На долю Западной Сибири приходится 2/3 общего веса ввезённых импортных товаров, но лидером ввоза по весовому рейтингу в 1994 г. была Иркутская область (45 % всего веса сибирского импорта из АТР), что обеспечивало на 38 % сырье для Братского алюминиевого комбината. (Ковалёва Г. Д. Новое в торговле Сибири со странами Азиатско-Тихоокеанского региона // Регион: экономика и социология.-1996.-№3 стр. 52). На 11 сибирских предприятий приходилось 35 % стоимости импорта из АТР и 45 % веса импортных грузов из АТР. Это свидетельствует о том, что российский рынок не способен обеспечить внутренние потребности в полной мере, не смотря на самодостаточность.
Анализируя импорт Сибири, можно сделать вывод, что данному региону необходимо усиливать внутреннее положение, чтобы сменить структуру импорта на более благородную. Также необходимо принять меры по развитию в регионах Сибири конкурентоспособного, ориентированного на экспорт производства готовой продукции. Основным курсом развития региона должен провозгласиться экспорт машин, оборудования и технологий, конструкций, материалов совместно с услугами, лицензиями, ноу-хау, в том числе поставок для объектов технического содействия.
Также стимулом расширения сибирской торговли должен стать рост активности сибирских администраций в установлении новых связей с мировым сообществом.
3. Проблемы выхода Сибири на мировой рынок
К основным нерешенным проблемам экономического сотрудничества Сибири со странами мирового хозяйства можно отнести:
в существующих условиях возможности экстенсивного развития экспорта в традиционных валютообразующих отраслях исчерпаны;
продолжается рост доли сырья и материалов в структуре регионального экспорта Сибири (в 1996 г. – 90,7 %);
конкурентоспособность не только готовой продукции, но и материалов крайне низка;
негативным фактором для экспорта машиностроительной отрасли является высокая (свыше 50 %) доля предприятий военно-промышленного комплекса;
сложившееся соотношение внутренних цен, транспортные и энергетические тарифы;
вытеснение московскими филиалами системы региональных банков с территории Сибири;
не отработана система расчетов, гарантий и контроля за качеством товаров со странами мирового хозяйства;
распространение бартера в торговле;
наличие долгов;
не реализованы резервы в сфере услуг: в области образования, консультирования, медицинского обслуживания, обслуживания внешнеторговых операций и приема иностранных инвестиций.
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо снижение ставки налогов для региона, а также установление налоговых каникул на ближайшее время. Также необходимо оставлять, как можно большую часть таможенных поступлений в регионе. Существует необходимость снижения железнодорожных тарифов, повышения привлечения иностранных инвестиций в регион, повысить контроль за качеством ввозимой продукции, довести сроки таможенного оформления до общепринятых норм и ввести экономическую ответственность таможен за неоправданное задержание грузов.
Формирование новой экономической роли Сибири в мировом сообществе.
1.Обеспечение развития региона на национальном уровне
Но для того чтобы обеспечить выход Сибири на мировой уровень надо поднять ступень развития экономики на более высокий уровень. Для этого необходимо выполнение ряда социально-экономических программ.
Потребности экономики диктуют необходимость дальнейшего увеличения масштабов хозяйственного потенциала Сибири.
Проблемы развития Сибири должны рассматриваться, прежде всего, не только с точки зрения ситуации, сложившейся в настоящее время в западной части, но и с позиций отдалённой перспективы, то есть как важнейшая долгосрочная региональная комплексная программа, от успешной реализации которой зависит рост экономического потенциала страны, оптимизация его территориальных пропорций и, в конечном счете, — обеспечение успешного функционирования всего народнохозяйственного комплекса Российской Федерации. По существу речь идёт о длительной программе коренной перестройки системы организации производительных сил страны, направленной на ускоренное развитие Сибири. Естественно, что начальный этап хозяйствования в неосвоенных районах Сибири потребует значительно больших капитальных затрат на обустройство территории, создание производственных объектов, чем в обжитой западной части страны. Но это позволит поднять уровень развития Сибири на ступень стран гуманитарно-ориентированного инновационного транснационального капитализма.
Наивысшей величины отдача средств здесь достигнет лишь после сооружения всего комплекса запроектированных взаимосвязанных производств, на что потребуется много времени.
Необходимо учитывать и то, что в настоящее время и в будущем от поставок сырья из Сибири во многом зависят результаты производственной деятельности ряда стран. Исходя из этого, целесообразно подходить к оценке экономической эффективности развития производительных сил Сибири с точки зрения конечных результатов функционирования единого мирохозяйственного комплекса, принимая во внимание при этом и потребности отдалённой перспективы.
Однако задача комплексного развития производительных сил Сибири вовсе не означает ориентацию на универсализм района. Решение проблемы повышения производительности общественного труда требует дальнейшего усиления территориальной специализации и хозяйственной кооперации отдельных районов страны. В каждом из них преимущественное развитие должны получить те отрасли и производства, которые эффективны с точки зрения интересов не только народного хозяйства, но и мирового сообщества. Поэтому особую важность приобретает формирование таких пропорций отраслевой структуры хозяйства, которые бы способствовали скорейшему получению максимального эффекта от реализации многих преимуществ этого региона страны.
В условиях перехода к массовому освоению природных ресурсов Сибири резко возрастают масштабы отправки грузов из данного региона в другие страны, что делает необходимым постоянное расширение сети транспортных коммуникаций. Однако исторически сложившаяся удалённость сырьевых баз Сибири от потребителей затрудняет транспортировку грузопотоков сырья из восточных регионов России. Кроме того, большое увеличение параметров отправляемой продукции приводит к чрезмерно высоким транспортным издержкам, резко снижающим экономический эффект, получаемый за счёт более низкой себестоимости добычи природных ресурсов. Дальнейшее усиление магистрального транспорта, связывающего Сибирь с европейской частью континента, необходимо осуществлять путём сооружения с учётом достижений научно-технического прогресса железных дорог, трубопроводов, линий электропередачи, а также совершенствования морского транспорта. Магистральный транспорт, как известно, может нормально функционировать только при условии развития всех видов транспорта, обеспечивающих внутрирайонные перевозки.
В специфических условиях Сибири решение задачи форсированного развития производительных сил должно опираться на применение новейших достижений науки и техники.
Определяя задачи на будущее, видимо, основной упор при размещении производительных сил нужно делать на создании в восточных районах территориально-производительных комплексов, где ведущая роль принадлежала бы не добывающим отраслям, как сейчас, а главным образом энергоёмким производствам: цветной и чёрной металлургии, нефтехимической промышленности, предприятиям по выпуску волокон, минеральных удобрений и жидких синтетических топлив из угольного сырья.
В новых промышленных комплексах необходимо предусмотреть ускоренное развитие производств по глубокой механической и химической переработке древесины. Новые лесопромышленные комплексы должны иметь более сложную и развитую технологию, чем нынешние предприятия. Восточные территории могут достаточно полно удовлетворять потребности АТР в основных видах лесопродукции, особенно в целлюлозе и картоне. Причём лесопродукция должна быть изготовлена на месте: вывозить полуфабрикаты экономически нецелесообразно.
Формирование нового промышленного комплекса наряду с транспортным обеспечением предполагает строительство промышленных и гражданских объектов, а также развитие инфраструктуры. Поэтому инвестиционная программа, осуществляемая в Сибири, требует ускоренного, опережающего развития всего строительного комплекса и, кроме того, совершенствования организации строительства применительно к местным условиям и с учётом достижений научно-технического прогресса.
Но для того, чтобы способствовать выходу Сибири на мировой рынок необходимо осуществление внутренней социально-экономической программы, основными положениями которой являются:
ускоренное повышение благосостояния трудящихся, обеспечение им более высокого жизненного уровня;
развитие местной продовольственной базы;
ускоренное развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство);
совершенствование заработной платы.
Наиболее перспективными направлениями в экономике Сибири, скорее всего, будут являться следующие:
расширение специализации экономики Сибири за счёт создания новых отраслей общероссийского значения с невысокой степенью концентрации производства;
усиление геологоразведочных и поисковых работ, связанных главным образом с добычей нефти, угля, руд чёрных и цветных металлов;
укрепление взаимовыгодные направления в торговле со странами Тихоокеанского региона;
более полные, качественные уровень, масштаб и степень обработки сырья (древесины, нефти, руд металлов и т.д.);
развитие машиностроительных производств, ориентированных главным образом на выпуск техники, предназначенной для специфических условий региона;
усиленное развитие отраслей строительной индустрии и усиление материально-технической базы строительства;
укрепление транспортной сети, создание новых и повышение пропускной способности действующих транспортных коммуникаций;
расширение сельского производства, особенно малотранспортабельных продуктов;
обеспечение высокого уровня жизни населения;
развитие существующих и формирование новых территориально-производительных комплексов как наиболее прогрессивной и рациональной формы территориальной организации хозяйства в районах, развивающихся на базе освоения в крупных масштабах природных ресурсов.
2. Продвижение Сибири в мировое хозяйство
На сегодняшний день в условиях перераспределения позиций на мировом рынке, необходимо, чтобы Российская Федерация заняла «нишу» обеспечивающую её экономический рост. А это связано с необходимостью повышения роли отдельных регионов в международных отношениях. Поэтому для Сибири необходимо обозначить пути развития внешней торговли, способные поднять уровень экономического развития региона и в целом Росси на более высокий уровень.
Рассматривая Сибирь сегодня, мы видим, что постепенно происходит географическая диверсификация её внешней торговли. Сибирь всё больше и больше усиливает и расширяет экономические и торговые связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Также географическое положение Сибири имеет множество преимуществ. Возможно появление новых транспортных путей Европа-Азия, помимо уже существующих.
Рассматривая выше указанное, можно с уверенностью заметить, что Сибирь постепенно вклинивается в структуру мирового хозяйства не как регион одной из стран мира, а как самостоятельное звено. И это звено является экономически связующим между Западом и Востоком.
Усиливающаяся связь Сибири со странами АТР продиктована рядом причин. Во-первых, произошел некоторый разрыв во взаимоотношениях между странами Европы и Сибирью. Во-вторых, быстрый экономический рост стран АТР.
Сибирь со своими ресурсами способна наладить более эффективный хозяйственный механизм благодаря интеграционному объединению со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому необходимо снижение таможенных тарифов и квот, для того чтобы способствовать развитию региона. Так как возможности региона не используются в полной мере, то необходимо разработка ряда социально-экономических программ по содействию региону. Государство должно разработать оптимальную законодательную базу для регионального выхода на мировой рынок.
Перспективы торговли Сибири в АТР определяются формирующейся структурной спроса и предложения на товарных рынках региона. Эксперты прогнозируют рост потребностей стран АТР в чёрных металлах, стали, стальном прокате, химической продукции, углеводородах и в древесном сырье. Но важной проблемой является не только привлечение капитала для освоения ресурсов, но и для углубления переработки добываемого сырья.
Также об интенсификации торговли Сибири, как самостоятельного субъекта мирового рынка, говорит то, что с каждым годом увеличивается доля самостоятельного экспорта. Но чтобы качество внешней торговли Сибири повышалось, необходимо развивать научно-технический потенциал Сибири. Потому что в условиях сильной конкуренции на мировом рынке, возможен и такой исход, что Сибирь станет экспортером одного лишь сырья.
Прогнозируя будущее, можно сказать, что в среднесрочной перспективе (до 2005 г.) определяющая роль будет оставаться за сырьевым экспортом, обеспечивающим финансовую базу экономических и социальных преобразований в стране. Но чтобы в дальнейшем развивался экспорт готовой продукции необходимо, чтобы произошли институциональные изменения. А это значит создание эффективно действующего механизма притока капитала в производство и внешнюю торговлю; создание надёжного механизма государственной поддержки региональных систем кредитования, страхования, патентования, сертификации, лизинга, залога; совершенствование бюджетного и валютного регулирования; поддержка на государственном уровне становления информационных и посреднических услуг в регионах, расширения международных контактов.
Однако зачастую расширение внешнеэкономической деятельности Сибири и Дальнего Востока происходит за счёт непосредственных контактов предпринимателей; действуют также двусторонние межправительственные экономические соглашения. Из всего этого можно сделать вывод, что необходимо сконцентрировать усилия на создание механизма комплексного регионального сотрудничества.
Решение задач интеграции Сибири в мировую экономику требует системного рассмотрения проблемы присоединения России к различным международным соглашениям.
На решение данных проблем направлена федеральная целевая программа «Сибирь». Её реализация призвана обеспечить точки экономического роста в регионах, выход Сибири на уровень равного и взаимовыгодного партнёрства в международной экономической интеграции.
Кемеровская область на фоне региона
Кузбасс входит в десятку регионов Российской Федерации с высоким экспортным потенциалом – наряду с Москвой, Тюменской областью, Иркутской, Свердловской, Челябинской областями, республиками Коми и Татарстаном, Красноярским и Хабаровским краями.
Также Кузбасс обладает более активной по сравнению с другими регионами внешнеэкономической деятельностью. Это позволяет иметь области относительно благоприятные социально-экономические показатели:
высокий уровень заработной платы (5-е место среди российских регионов);
наименьшие темпы спада производства среди субъектов Российской Федерации (объем промышленного производства в Кемеровской области снизился в 1994 г. по сравнению с 1993 г. на 13 %, а в России – на 23 %);
возможность реализации программ развития инфраструктурных отраслей (2-е место по автодорожному строительству в Российской Федерации).
(Лоскутова О. Р., Балашова М. В., Кудряшова И. А. Внешнеэкономические связи Кемеровской области // Регион: экономика и социология .-1996.-№4 стр. 107).
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот области в 1995 г. составил 2927,4 млн. долларов США, в том числе экспорт 2262,4 млн. долларов, импорт 665 млн. долларов. А сальдо торгового баланса достигло рекордного уровня – 1597,4 млн. долларов (в 1994 г. – 1 млрд. долларов США, что составило около 15 % от сальдо торгового баланса России).
Изменения на мировом рынке принесли Кузбассу как положительные, так и отрицательные изменения в тенденциях для кузбасского экспорта:
произошла стабилизация цен на основную продукцию черной металлургии;
произошло падение мировых цен на каменный уголь на 8,3 %, что резко снизило эффективность его экспорта. В результате доля угля в структуре экспортных доходов уменьшилась с 14,5 до 10,4 %;
рост мировых цен на алюминий на 12,5 % повлёк за собой повышение его экспортной доли с 57,7 % в 1993 г. до 92,4 % в 1995 г. Это дало реальную возможность для увеличения эффективности экспорта алюминия и повышения его роли в развитие кузбасского экспорта.
Но до сих пор наиболее характерной и постоянно усиливающейся чертой остаётся многосырьевая направленность экспорта. Структура экспорта отражена в таблице №3.
Структура экспорта по основным экспортообразующим товарам, % к объёму экспорта в дальнее зарубежье.
Таблица 3
-
Товары
1991
1992
1993
1994
1995
Уголь каменный
45,7
37,3
14,5
14,2
24,3
Кокс металлургический
5,5
0,0
0,2
0,0
0,2
Алюминий
15,3
29,9
24,0
22,0
21,1
Ферросплавы
4,3
7,5
8,2
3,8
1,7
Чугун
5,7
3,9
8,3
3,8
1,5
Прокат чёрных металлов
2,8
1,9
31,4
45,5
40,1
Азотные удобрения
5,8
6,2
2,3
2,6
4,5
Аммиак
2,3
1,6
0,0
0,0
0,0
По всей группе товаров
87,4
88,3
88,9
91,1
93,4
(Лоскутова О. Р., Балашова М. В., Кудряшова И. А. Внешнеэкономические связи Кемеровской области // Регион: экономика и социология .-1996.-№4 стр. 108).
В то же время постоянный рост железнодорожных тарифов, недостаток пропускной способности железнодорожного транспорта, перевод взаиморасчётов на конвертируемую валюту резко подорвали торговлю углём со странами СНГ; если в 1991 г. экспорт угля в них составлял 16 млн. тонн, то в 1992 г. – 5 млн. т., в 1993 г. – 2,8 млн. т., в 1994 г. – 2 млн. т.
В то же время почти полностью прекратилась торговые связи с потребителями Узбекистана, Кыргызстана, Прибалтики.
На сегодняшний день, оценка перспектив дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности в целом и экспорта угля в частности является достаточно сложной. Отсутствие координации экспортной политики и в России, и в Кузбассе отрицательно сказывается на позиции Кузбасса на мировом рынке. В 1994 г. доля Кемеровской области в мировом экспорте угля составляла около 2 %. Российский и Кузбасский уголь постепенно вытесняется с рынков Греции, стран Восточной Европы и Балтии, резко сокращается его экспорт в Японию.
Вывоз продукции за пределы Российской Федерации осуществляется в экстремальных условиях: «транспортное плечо» до Риги составляет 4346 км., Туапсе – 4423 км., Одессы – 4768 км., Владивостока – 5836 км. Индексация транспортных тарифов делает экономически невыгодной отправку угля дальше Урала, он становится неконкурентоспособным даже для Европейской части России.
Необходимо налаживать контакты с мировыми угольными дилерами (Mark Rich, Energy, Stinitz и рядом других), поскольку угольный рынок является одним из наиболее монополизированных и контролируемых.
Рассмотрим динамику внешней торговли Кузбасса в 1991 – 1995 гг.
Динамика экспорта и импорта в Кемеровской области
Таблица 4
Показатель |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
Объем экспорта, млн. долларов |
13 |
126 |
776 |
1691 |
2262 |
Индекс роста, (1991 г. =1) |
1 |
10 |
60 |
130 |
174 |
Объем импорта, млн. долларов |
8 |
31 |
261 |
691 |
665 |
Индекс роста, (1991 г. =1) |
1 |
4 |
33 |
86 |
83 |
(Лоскутова О. Р., Балашова М. В., Кудряшова И. А. Внешнеэкономические связи Кемеровской области // Регион: экономика и социология .-1996.-№4 стр. 110).
К положительным сторонам активизации внешней торговли можно отнести: благоприятная динамика движения средств в иностранной валюте на счетах предприятий. К отрицательным:
исключение значительной высококачественной продукции из внутреннего торгового оборота;
подъём внутренних цен на продукцию более низкого качества до уровня мировых;
использование большей части валютных поступлений на поддержание текущей деятельности предприятий в ущерб задачам стратегического инвестирования.
Рассмотрим отраслевую структуру экспорта, прибыли, инвестиций в промышленности Кемеровской области в 1994 г., %
Таблица 5
Отрасль |
Доля |
||
в экспорте |
в прибыли |
в инвестициях |
|
Черная металлургия |
53,18 |
26,4 |
15,59 |
Цветная металлургия |
21,99 |
12,16 |
|
Топливная промышленность и электроэнергетика |
14,23 |
32,41 |
64,47 |
Химико-лесной комплекс |
2,68 |
5,52 |
9,75 |
Машиностроение |
0,03 |
9,90 |
1,67 |
Промышленность стройматериалов |
0,0 |
… |
3,45 |
Лёгкая промышленность |
0,00 |
0,14 |
1,40 |
Пищевая промышленность |
0,00 |
8,09 |
3,09 |
(Лоскутова О. Р., Балашова М. В., Кудряшова И. А. Внешнеэкономические связи Кемеровской области // Регион: экономика и социология .-1996.-№4 стр. 113).
Из таблицы мы видим, что доля инвестиций является наибольшей в топливную промышленность и энергетику. А также доля прибыли является наибольшей в данной отрасли и в металлургии. Хотя максимальная прибыль должна обеспечиваться за счет машиностроения. Это показывает, что система распределения инвестиций и в целом развитие экономики происходит не самым эффективным образом.
Также из таблицы видно, что доля экспорта сырьевых ресурсов преобладает, а это значит, что хотя и регион является одним из крупнейших экспортёров сырья, но существует необходимость в развитие производства и торговли готовой продукции.
Также на сегодняшний день Кузбасс является регионом социальной напряженности. Поэтому необходимо уделение данному региону более тщательного внимания со стороны правительства, как государства, так и со стороны местной администрации.
Заключение
Итак, рассмотрев внешнюю торговлю Сибири, можно сделать выводы, что данная часть сферы обмена обладает на сегодняшний день рядом не решенных проблем. Которые необходимо решать как можно быстрее, но с учетом специфики региона.
Также существует необходимость перерассмотрения целевой государственной политики в отношение к данному региону. Так как без обеспечения государственной поддержки регион будет не способен, выйти полноценным конкурентоспособным субъектом на мировой рынок.
Государство должно уделить, как можно больше внимания к региону так как Сибирь является стратегически важным регионом. Сибирь способна обеспечить экономический рост всей Российской Федерации. Сильная Сибирь – сильная Россия.
Сибирь обладает огромным потенциалом, и при эффективном его использование данный регион способен поднять не только уважение мирового сообщества к России, но и поднять уровень развития экономики Российской Федерации на уровень развитых стран.
Поэтому существует необходимость развития внешней торговли Сибири и подключения России к интеграционному процессу, протекающему на сегодняшний день в ряде регионов мира.
Список использованной литературы
Богомолова, Коклягин, Ушаков Интеграция Сибири в мировую экономику // ЭКО.-1993.-№8
Бушуев В. В. Стратегические цели Сибири // ЭКО. -1997.-№10
Гранберг А. Г. Тихоокеанское экономическое сообщество – перспективы и её восточных регионов // Регион: экономика и социология .-1994.-№3
Ковалёва Г. Д. Внешнеэкономические связи Сибири // Регион: экономика и социология. -1998.-№1
Ковалёва Г. Д., Коклягин Экспорт и импорт Сибири в зеркале таможенной статистики // ЭКО. -1994.-№2
Ковалёва Г. Д. Новое в торговле Сибири со странами Азиатско-Тихоокеанского региона // Регион: экономика и социология.-1996.-№3
Ковалёва Г. Д. Тенденции развития внешней торговли регионов Сибири // Финансы в Сибири .-1996.-№3(29)
Ковалёва Г. Д., Шпак О. А. Состояние и направления развития торговли Сибири со странами Азиатско-Тихоокеанского региона // Регион: экономика и социология .-1995.-№2
Лоскутова О. Р., Балашова М. В., Кудряшова И. А. Внешнеэкономические связи Кемеровской области // Регион: экономика и социология .-1996.-№4