"Опорность" как принцип развития координации движений в борьбе

"Опорность" как принцип развития координации движений в борьбе

А.Л. Кабанов, г. Пушкин

"Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю."

Архимед

В теории управления движением человека основополагающие понятия - координация движений, определенная выдающимся российским нейро- и психофизиологом Н.А. Бернштейном как "преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превращение последнего в управляемую систему", и ее высшая форма - ловкость, являющаяся интегральной качественной характеристикой [1, 2]. Ловкость принято рассматривать как системное качество и дифференцировать ее на отдельные координационные способности (КС). Теория выделяет более 20 разных видов КС, которые можно дифференцировать в зависимости от специфики их проявления в двигательных действиях на специальные, специфические и общие, а также на элементарные и сложные [3-5]. Дифференциация координации движений и ловкости на отдельные КС позволяет целенаправленно осуществлять процесс их развития в соответствии с предполагаемой двигательной деятельностью тренирующегося. Анализ двигательной деятельности спортсменов в динамике борьбы позволяет выделить опорность в отдельный вид специальной сложной двигательно-координационной способности человека, развитие которой особенно актуально для этого вида спорта.

Опорность - основной принцип, которым пронизывается вся двигательная деятельность спортсменов в процессе борьбы. Практически невозможно произвести ни одного контролируемого технического действия в борьбе, не обеспечив собственную опорность и не нарушив опорности соперника.

По своему смыслу опорность означает способность человека благодаря биомеханическим свойствам его тела создавать опору внешним предметам и телам и тем самым контролировать их перемещение в каком-либо направлении.

Опорность коррелирует с равновесием, имеет структуру, во многом схожую со структурой равновесия, подробно рассмотренной Л.Д. Назаренко [6], но при этом выходит за рамки взаимодействия тела лишь с земной гравитацией, так как опорность обеспечивается не только по отношению к ней, но одновременно и к другим силам, имеющим внешние источники и действующим в других направлениях. В этом контексте равновесие тела в поле гравитации можно рассматривать как конкретное проявление опорности и называть его "аутоопорностью".

Принцип опорности можно рассматривать как базовый эволюционный принцип психомоторного развития человека. Гравитация земли - главный фактор, определивший появление и развитие в филогенезе опорно-двигательного аппарата (ОДА) у живых существ, в том числе и у человека. Весь ход эволюции связан с совершенствованием и приспособлением опорно-двигательных систем разных видов животных к разнообразным условиям жизни и двигательным задачам, возникающим перед ними. При решении любых двигательных задач гравитация служит основной константой, относительно которой должно быть обеспечено устойчивое равновесие тела - "аутоопорность".

Развитие в филогенезе и онтогенезе ОДА человека и его центральной нервной системы (ЦНС) также детерминируется вертикально направленной силой тяготения. Нормальное психомоторное развитие ребенка характеризуется приобретением в определенные периоды его жизни навыков сохранения статического и динамического равновесия.

При использовании предметов человек кроме веса собственного тела испытывает силу тяжести предметов, а также возникающие при манипулировании ими силы реакции, инерции и т.д., относительно которых оперативно и гибко также должна была быть обеспечена функция опорности, являющаяся главным условием достижения целей использования предметов. Полагается, что именно использование человеком предметов в своей жизнедеятельности послужило катализатором и условием развития в филогенезе его высших психомоторных функций.

Для обеспечения опорности при внешних динамических воздействиях как обязательное условие одновременно должны быть решены следующие задачи:

- правильное, оптимальное выстраивание, взаиморасположение частей тела по отношению к силе гравитации и действующим внешним силам - принятие определенной позы;

- фиксация их дифференцированными дозированными мышечными усилиями.

При обеспечении опорности вследствие анатомического строения ОДА на костных рычагах относительно суставов действуют разворачивающие моменты. Принятие определенной позы позволяет минимизировать эти моменты, но они никогда полностью не сведутся к нулю. Поэтому взаиморасположение частей тела, а значит, и костных рычагов ОДА может быть оптимальным или не- оптимальным по критерию минимизации вращающих моментов. Так, например, оптимальная поза по отношению к силе гравитации есть условие правильной осанки. Неправильная, сколиозная осанка вызывает необходимость компенсировать появляющиеся излишние вращающие моменты дополнительными мышечными усилиями. Минимизация вращающих моментов относительно суставов при условии сохранения опорности обеспечивает возможность максимального расслаблениия скелетных мышц и снижения в них энергозатрат, уменьшениия активности нейроструктур ЦНС, обеспечивающих сохранение позы.

Сознательное рациональное управление фиксирующими мышечными усилиями позволяет оперативно изменять конфигурацию позы, сохраняя заданный вектор опорности, - поза становится пластичной, но опорной.

При условии ограничения избыточных степеней свободы кинематическая цепь становится способной создавать опору силам, действующим на нее извне, а управляемая подвижность по остальным степеням свободы привносит качество пластичности, вариабельности перестроений кинематической цепи. Тогда под опорностью мы можем понимать способность выстраивать биокинематические цепи ОДА в локально устойчивые жесткие линии, по которым действие внешней силы, приложенной к одному концу цепи, приводится к другому, опирающемуся на прочное основание . Эти линии можно назвать силовыми линиями опорности . А сама опорная функция осуществляется за счет естественной жесткости костных звеньев, выстроенных в определенном порядке, и ограничения степеней свободы этих звеньев мышечными усилиями. Таким образом, развитие опорной функции в различных динамических условиях связано с развитием координации движений в ее классическом определении и может служить методологической основой для ее развития.

Суть метода развития координации движений на принципе опорности: организация специальным образом динамического воздействия на тело человека, вынуждающего последнего адаптироваться к этому воздействию в природосообразном порядке посредством координации и регуляции своих движений, а именно: обеспечить опорность своего тела по отношению к этому воздействию.

Человек во внешних динамических взаимодействиях проявляется как активная сложная биомеханическая система, в которой под управлением ЦНС происходят сложнейшие динамические процессы и которая способна при правильной адаптации обеспечить возможность опорной функции по отношению к внешним, действующим не только по вертикали, силам.

Например, рассмотрим довольно критическую ситуацию, когда один партнер своей ладонью надавливает на ладонь горизонтально вытянутой перед грудью руки другого партнера, стоящего с вертикально расположенным позвоночником на двух или на одной ноге на горизонтальной поверхности опоры, пытаясь вывести последнего из равновесия. На первый взгляд не вызывает сомнений, что устойчивость второго партнера может быть легко нарушена. Но специальная тренировка позволяет ему за счет правильного расположения звеньев тела и оперативного перераспределения тонуса скелетных мышц компенсировать опрокидывающий момент внешней силы. При этом партнер, оказывающий давление, ощущает, что он как будто давит на ось несдвигаемого стержня, направление которой совпадает с вектором силы давления. Это субъективное ощущение "стержня" есть критерий правильной организации и адаптации ОДА к внешнему динамическому воздействию, что является сутью координационных упражнений на опорность, применяемых в методе. При снятии внешнего давления в идеале равновесие ("аутоопорность") не должно нарушаться. Нарушение равновесия после снятия воздействия указывает (кроме некоторых вариантов упражнений) на то, что компенсация производится неадекватными усилиями или что взаимная опорность была достигнута вследствие принятия неправильной позы.

Для развития координации движений на основе принципа опорности применяются разнообразные специальные "упражнения на опорность", выполняемые с партнером или с партнерами.

Суть упражнений: один партнер осуществляет дозированное направленное надавливание (или тягу) на тело другого партнера с целью нарушения его устойчивости. Партнер, находящийся под воздействием первого, изменением конфигурации своей позы и ее фиксированием, а также сознательной регуляцией и перераспределением мышечных усилий обеспечивает свою опорность по отношению к оказываемому воздействию.

Важным условием правильного выполнения упражнений на опорность является сознательное преодоление возникающего желания противодействовать внешней силе. В противном случае после прекращения воздействия практикант тут же теряет равновесие. Специфика упражнений заключается в сознательной регуляции тонуса мышц, их максимальном "отпускании" при сохранении опорности, что субъективно ощущается как "проведение" приложенной извне силы вниз к опоре.

Упражнения на опорность разделяются на статические и динамические.

Статические упражнения выполняются при внешне неизменяемой геометрии позы (стойки) и неизменяемом векторе силы, прикладываемой партнером.

Динамические упражнения выполняются:

- при изменении собственной позы (стойки) и неизменном векторе внешней силы;

- при изменении собственной позы (стойку) в соответствии с изменением вектора внешней силы.

Тренирующее воздействие в упражнениях направлено:

- на развитие проприорецепторной чувствительности;

- на развитие способности ОДА адекватно адаптироваться к внешнему динамическому воздействию;

- на развитие способности противодействовать моментам сил в суставах, стремящихся нарушить конфигурацию позы, т.е. связывать степени свободы движений костных звеньев;

- на развитие способности сознательной регуляции мышечных усилий.

Предварительные выводы. На основании двухлетнего опыта применения этого метода при работе с детьми в возрасте от 8 до 12 лет можно сделать предварительные выводы:

- метод вполне доступен для работы с детьми начиная по крайней мере с 8-летнего возраста;

- при его использовании значительно улучшается проприорецепторная сенсорика, развивается специфическое суставно-мышечное "чувство опорности";

- значительно развивается способность сохранять равновесие, что, в частности, проявляется в увеличении длительности сохранения устойчивого равновесия стоя на одной ноге при выполнении стандартизированных движений другой ногой. Это связано с улучшением проприорецепторной чувствительности, которая, как было показано В.С. Фарфелем [7], является определяющей при сохранении равновесия;

- развивается и расширяется индивидуальный векторный динамический диапазон опорных направлений движений;

- значительно сокращается время на освоение технических действий, вследствие их интерпретации как конкретных динамических реализаций принципа опорности;

- развивается волевой контроль внимания;

- при правильном выполнении упражнений на опорность у детей, как правило, происходит отключение личностной рефлексии (самооценки, анализирования, суждения) при сохранении полной осознанности происходящего. Внешние признаки этого: изменение мимики - мышцы лица расслабляются, выражение лица становится "благообразным", но в то же время "присутствующим"; изменение взгляда - мышцы глаз расслабляются, прекращаются саккады.

Из-за отсутствия возможности произвести полные исследования всех аспектов метода развития координации на основе принципа опорности сделанные выводы имеют предварительный и далеко не полный характер. Тем не менее представляется, что данный метод может заинтересовать тренеров и педагогов, работающих в различных видах спорта, и телесно ориентированных практиках. Метод может применяться как самостоятельная развивающая практика, а также стать составляющим компонентом тренировочного процесса в разных видах спорта, и особенно в единоборствах.

Список литературы

1. Бернштейн Н.А. О построении движений // Биомеханика и физиология движений /Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

3. Курамшин Ю.Ф., Двейрина О.А. Координационные способности и методика их развития //Теория и методика физ. культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 1999.

4. Лях В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна //Теория и практика физ. культуры. 1996 № 11 с. 20-25

5. Лях В.И. Координационные способности школьников. - М.: Физкультура и спорт, 1975.

6. Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества //Теория и практика физ. культуры. 2000 № 1 с. 54-58.

7. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1975.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа