Библия. Параллели Ветхого и Нового Заветов
Библия. Параллели Ветхого и Нового Заветов
№ п.п. |
Разделы канона |
Тип |
Название Книги |
||
Перевод Кирила и Мефодия |
Септуагинта |
Масоретский текст |
|||
Пятикнижие |
Тора (Закон) |
||||
1. |
З-н |
Бытие |
Генесис |
Берешит (В начале) |
|
2. |
З-н |
Исход |
Эксодос (Исход) |
Шемот (Имена) |
|
3. |
З-н |
Левит |
Левитикон |
Вайикра (И Он воззвал) |
|
4. |
З-н |
Числа |
Аритмой |
Бамидбар (В пустыне) |
|
5. |
З-н |
Второзаконие |
Девторономион |
Деварим (Речи) |
|
Книги Первых (ранних) пророков |
Невиим ришоним |
||||
6. |
Ист. |
Книга Иисуса Навина |
Йегошуа |
||
7. |
Ист. |
Книга Судей |
Шофтим |
||
8. ‘ |
Ист. |
Книги Самуила (I, II Царств) |
Шмуэль |
||
9. ‘ |
Ист. |
Книги Царей (III, IV Царств). |
Млахим |
||
Книги Поздних пророков |
Невиим ахароним |
||||
10. |
Пр. |
Исайи |
Йешаягу |
||
11. |
Пр. |
Иеремии |
Ирмеягу |
||
12. |
Пр. |
Иезекиля |
Йехезкель |
||
13. |
Пр. |
12 Книг «малых пророков» |
|||
Писания |
Агиографы |
Кетувим |
|||
14. |
Уч. |
Псалмы |
Тегилим |
||
15. |
Уч. |
Притчи Соломоновы |
Мишлей |
||
16. |
Уч. |
Книга Иова |
Ийов |
||
17. |
5 свитков |
Уч. |
Песнь Песней |
Шир гаширим Мегилот |
|
18. |
Ист. |
Руфь |
Рут |
||
19. |
Ист. |
Плач Иеремии |
Кинот (или Эйаха) |
||
20. |
Уч. |
Екклесиаст |
Когелет |
||
21. |
Ист. |
Есфирь |
Мегилат Эстер |
||
22. |
Пр. |
Даниила |
Даниэль |
||
23. ‘ |
Ист. |
Ездры и Неемии |
Эзра (и Нехемья) |
||
24. |
Ист. |
2 Книги Паралипоменон |
Диврей гаямим |
||
Неканокические |
|||||
1. |
Ист. |
2 Ездры(150 до Р.Х.) |
|||
2. |
Ист. |
3 Ездры(100 до Р.Х.) |
|||
3. |
Ист. |
Товита |
|||
4. |
Ист. |
Юдифь Iв до РХ |
|||
5. |
Уч. |
Прем.Соломона(40 по РХ) |
|||
6. |
Уч. |
Прем. Иисуса, сына Сирахова |
|||
7. |
Прор.Варуха 100пРХ(писец Иеремии) |
||||
8. |
Ист. |
1 кн. Маккавеев I в до РХ |
|||
9. |
Ист. |
2 кн. Маккавеев I в до РХ |
|||
10. |
Ист. |
3 кн. Макавеев I в до РХ |
|||
11. |
13,14 гл. Пр. Даниила |
||||
12. |
Песнь 3-х иуд. Детей 3,23 пр. Даниила |
||||
13. |
Молитва Манасии 2 Паралип. 33,19 |
||||
14. |
Молитва Есфири (Кн. Есфирь) |
||||
Талмудический |
Уровни толкования Св. Писания: |
||||
1. |
Пшат |
буквальное толкование |
«простой смысл» |
||
2. |
Ремез |
иносказание |
«скрытый намек» |
||
3. |
Друш |
аллегория |
«изыскание» |
||
4. |
Сод |
божественные истины |
«тайна» |
||
Христианский |
ПАРДЕС (ср.paradise англ., paradies нем.) |
||||
1. |
Исторический, буквальный |
||||
2. |
Исторически-аллегорический (Израиль, Церковь) |
||||
3. |
Мессианский |
||||
4. |
Духовный |
Мессианские стихи Торы:
1) ..И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт. 3,15)
2) И вторично воззвал к Аврааму ангел Господень с неба, И сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сне дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, То Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; . И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. (Быт. 22, 15-18)
3) Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и ему покорность народов. (Быт. 49,10).
4) "Говорит Валаам, сын Вееров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит ведения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. (Чис. 24,17).
5) "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - его слушайте, -так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили тебе; Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того я взыщу" (Втор.18:15-19).
Ветхозаветные параллели.
I. Адам.
·В переводе значит "человек". Адам противопоставляется Христу, Которого мы называем вторым Адамом. Он первый человек, носящий образ и подобие Божие. И если первый Адам - первенец земного народа, то последний Адам - первенец уже Небесного Царства.
·Смерть входит в мир через одного человека- Адама; второй Адам дает миру жизнь (Рим. 5:17).
·Первый, ветхий Адам падает, согрешает; в час искушения второй Адам - Богочеловек Христос - побеждает.
·Первый человек стал душою живою, последний Адам, есть Дух Животворящий.
·Первый человек взялся из праха земного, второй с неба.
II. Исаак и Авраам.
·Принесение Авраамом в жертву Исаака служит прообразом и указанием на жертвенную смерть Христа Спасителя на Голгофе. Гора Мориа соответствует холму Голгофы.
·И там и там - единственный сын; у Авраама растет единственный долгожданный сын - и Господь нам отдает Единственного Сына Своего.
·Исаак сам, добровольно идет на заклание, неся дрова, как и Христос, Который идет добровольно, неся Свой крест.
·Образ древа и образ хождения на Голгофу. Авраам спрашивает: "Отец, где агнец?" Что мы принесем в жертву? - "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1, 29). Как сказано. Бог усмотрит Себе Агнца для всесожжения. А Христос предназначен для жертвы прежде создания мира.
·Авраам не пожалел сына своего единородного - и Господь не пощадил Сына Своего.
·Авраам думал: Бог силен из мертвых воскресить сына моего, евангелист Лука говорит: "Сего Иисуса Бог воскресил из мертвых".
III.Иосиф.
·Символизирует жизнь и смерть Иисуса Христа. Любимый сын отца - о Христе сказано: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф. 3,17).
·Покорный воле отца своего (ему сказал отец: "Пойди к братьям своим", и он пошел, хотя ему этого и не хотелось). Господь говорит: "Вот, иду исполнить волю Твою, Боже".
·Братья сговорились против Иосифа, священники и книжники сговорились против Христа Спасителя.
·Иосиф предан был своими братьями - так и Господь был предан своими братьями; продан был Иосиф - так и Христа продают.
·Все, что он ни делает, во всем успевает. Так и Господь: вся Его жизнь - это благодать, исходящая на людей.
·Все были благословлены и прощены ради Иосифа. Ради Христа Бог благословляет нас во Христе.
·Иосиф мужественно противостоит искушению, отвергает его - и Господь говорит: "Отойди от меня, сатана".
·В момент скорби Иосифа осуждаются двое других виночерпий и хлебодар, так и вместе с Иисусом - два разбойника, по правую и по левую сторону.
·Иосиф освобожден - и Господь воскрешается от мертвых.
·Вся власть дана в Египте Иосифу - и сказано: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф. 28,17).
·Он прощает своим братьям - и Господь говорит: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23, 34).
·"И делайте, что он вам скажет", - говорится про Иосифа. "Что скажет Он вам, то сделайте" (Ин. 2, 5) - это сказано в Кане Галилейской.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа