О предмете экзистенциальной психологии
О предмете экзистенциальной психологии
Леонтьев Дмитрий
Экзистенциальная психология (ЭП) - направление, не слишком популярное среди профессионалов-психологов в силу сложности его теоретических основ. Возникнув как не очень систематизированная (впрочем, ЭП в целом сопротивляется систематизации) совокупность методологических и теоретических идей в 1920-е -30-е гг., ЭП с тех пор сохраняет стабильное, не очень большое, но яркое и своеобразное место в ряду других школ и направлений научной и практической психологии. ЭП не противопоставляет себя другим направлениям и школам как альтернативу. Это скорее дополнение, шаг вглубь, открытие нового пласта человеческой жизни, который большинством других подходов и направлений не затрагивается.
Экзистенциальная психология тесно связана с экзистенциальной философией, однако не совпадает с ней. Первые попытки непосредственно перенести идеи философии экзистенциализма в психологическую и психотерапевтическую практику (Л.Бинсвангер и М.Босс) дали весьма ограниченные результаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов (М.Бубер, П.Тиллих, М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн, М.Мамардашвили) оказали на психологов большое и непосредственное влияние, но вершинами экзистенциальной психологии на сегодняшний день являются общепсихологические теории и методологические основы психологической практики, разработанные на основе философии экзистенциализма такими авторами как Виктор Франкл, Ролло Мэй, Джеймс Бьюджентал.
Экзистенциальная психология перекликается с феноменологической психологией (см. Олишевский, 1997; Улановский, 2001), однако не совпадает с ней, несмотря на оправданность в ряде случаев понятия <экзистенциально-феноменологическая психология>. Сущность феноменологического подхода заключается в анализе непосредственных переживаний в их максимальной конкретности и полноте и стремлении избежать сведения реальности переживания к теоретическим, категориальным и интерпретативным схемам. Это подход к постижению субъективной реальности, в то время как ЭП охватывает более широкий контекст реальных, практических взаимоотношений субъекта с миром, то есть онтологический, а не только феноменологический анализ. Феноменологический подход может дополнять экзистенциальный, а может сочетаться и с антиэкзистенциальной онтологией, как например в личностно-центрированном подходе К.Роджерса (см. Леонтьев, 1997).
Следует также отметить, что не может считаться однозначным признаком экзистенциального подхода работа с такими понятиями и стоящими за ними проблемами как Я, жизненный путь, судьба, ценности, смысл (в том числе смысл жизни), мировоззрение.Эти и ряд других понятий, входящих в глоссарий ЭП, отнюдь не монополизированы этим подходом, а получают достаточно развернутую трактовку и концептуальное наполнение в других подходах, с иных теоретических позиций.
Из всех теоретических подходов в психологии ЭП в наибольшей степени учитывает антропологическую сущность человека в ее нередуцируемой полноте. Однако эта сущность проявляется в жизнедеятельности человека далеко не всегда и у большинства людей нечасто. Представляется правомерным говорить об антропологическом образе пунктирного человека, подразумевая под этим, что в траектории своей жизнедеятельности эмпирический человек проявляет свои специфически человеческие особенности, человеческую сущность не постоянно, а пунктиром, прерывно, остальное же время действует на уровне животного или растительного существования (в этих понятиях меньше метафоричности, чем нам бы хотелось) или на уровне социального индивида (Столин, 1983). Мультирегуляторная модель личности (Леонтьев, 1999) раскрывает образ пунктирного человека на языке конкретно-психологических механизмов регуляции жизнедеятельности.
Из образа пунктирного человека и мультирегуляторной модели вытекает сфера применимости, компетенции и необходимости экзистенциального анализа. Во многих случаях поведение человека можно достаточно эффективно предсказать, зная его индивидуальные особенности и структуру ситуации. Но это верно в тех случаях, когда внешние условия стабильны, а сам человек не стремится прыгнуть выше головы, живя. Если же внешние условия ломаются, делая сложившиеся структуры приспособления к миру неэффективными, или если человек сам испытывает неудовлетворенность внешне весьма благополучным ходом своей жизни, только экзистенциальная психология может помочь понять, что происходит с человеком на острие кризиса - внешнего или внутреннего, угрожающего личности или выводящего ее на новый уровень существования. Фактически ЭП является психологией самодетерминируемой личности, направленной с одной стороны на объяснение тех аспектов ее жизнедеятельности, которые выходят за пределы возможностей объяснения в терминах влияния внешних и внутренних детерминант, традиционно учитываемых в психологическом анализе, с другой стороны, на стимулирование развития в человеке способности к такой самодетерминации, то есть стимулирование проявления человеческого в человеке, утолщения его жизененного пунктира.
Таким образом, под углом зрения объекта и предметной области ЭП предстает как психология взаимоотношений человека с жизненным миром, взятым как целое. Она исходит из признания наличия и принципиальной важности общих законов бытия человека в мире, познание которых необходимо для решения любых конкретных проблем. Экзистенциально-психологический анализ расширяет контекст рассмотрения человеческих проблем до общих принципов бытия, вовлекая в анализ <вечные> вопросы человеческого существования. Это оказывается не только единственно возможным способом решения этих <вечных> проблем, но и весьма продуктивным путем решения проблем, которые поначалу кажутся гораздо более простыми и локальными.
Специфика способа рассмотрения экзистенциальной психологией тех или иных конкретных проблем вытекает из принципа философии экзистенциализма <Существование предшествует сущности> (Ж.-П.Сартр). Это означает, что то, что происходит с нами в процессе жизни, невыводимо полностью (хотя в отдельных случаях такое выведение вполне возможно) ни из каких сущностей или структур типа характера, установок, темперамента, классовой принадлежности, национальности или даты рождения, а также стимульной ситуации, социальных норм и др. Имея возможность вверить себя действию любых из этих факторов, отказавшись - на время или насовсем - от своей экзистенциальной, человеческой специфики, человек сохраняет также возможность в любое время восстать против них и вернуть себе свою человеческую сущность.
Именно поэтому экзистенциальная психология особенно необходима в двух крайних случаях - в трагических ситуациях, перед лицом смерти, невосполнимой потери, разрушения личности и в ситуациях самотрансценденции - выхода личности за свои пределы, стремления вверх, к безграничному развитию, не вызванному никакой житейской необходимостью и потому необъяснимому.
Именно поэтому экзистенциальная психология встречает особый отклик в России. Именно поэтому она стала порождением XX века - века грандиознейших разломов и кризисов, краха прежних представлений о том, что такое человек и человечность.
Именно поэтому так актуально создание Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.temenos.ru/