О вере в науку
О вере в науку
Савельева Ф. Н.
В школе человека учат пониманию и развитию мышления, закладывают фундамент будущего мировоззрения молодого человека, ибо пустым место в душе человека оставаться не может. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие вкусы у детей. Каждый школьный предмет предназначен не только учить тем или иным знаниям, но должен прививать детям определенные умения и навыки.
Умением и навыком в предметах естественно-математической области может служить понимание смысла существования окружающего мира и своего места в нем. Через эти предметы учениками постигаются величие мироздания, его мудрое, целесообразное, цельное и прекрасное устроение. Учитель на своих уроках помогает увидеть эту чудную гармонию, единство, взаимосвязи явлений окружающего. Учитель становится авторитетной ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом, дает ему представление о содержании предмета, детализирует его, поясняет, проверяет усвоенное. Он оживляет способности восприятия, раскрывает азы естественных законов и приучает к правильному их применению.
Таким образом, именно через школьного учителя в большой мере происходит формирование мировоззрения ученика. И надо особо отметить, именно учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира. От него во многом зависит, каким выйдет выпускник в жизнь: по настоящему образованным, стремящимся служению Истине и Добру или «завоевателем мира» с инструментами современной химии, физики, техники, который живет одним сегодняшним днем, нимало не заботясь о мире горнем.
Очень красноречиво и точно описал то, что происходит в наших школах диакон Андрей Кураев: «Уже века полтора светские школы выращивают тараканов для подселения их в головы учеников. Один из самых откормленных тараканищ где-то в районе левого уха и своими усами раздражает ту нейронную цепочку, с помощью которой вышколенный человек твердит: « Наука несовместима с христианством! Наука рождалась, преодолевая яростное сопротивление церковных мракобесов! И только по мере высвобождения людей от оков средневековой схоластики родилась научная мысль!»
Такой ход мысли стал настолько привычен, что превратился в некий штамп. Однако при серьезном отношении к себе и своему знанию мы способны освободиться от чар атеистической пропаганды.
Откуда же происходит распространенное среди даже образованных людей мнение, что наука противоречит религии? Его главной причиной русский мыслитель И. Ильин называл полуобразованность, заключающуюся в поверхностном знании как в области науки, так и в области религии. Этим подтверждается мысль: «Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него». Полузнание – бич нашего времени, которое создает такое предубеждение.
Еще Сократ учил, что для обеспечения правильных выводов мы должны уметь определять понятия, поэтому постараемся и мы дать возможно точное определение науке.
Наука – система достигнутых знаний о наблюдаемых нами явлениях действительности, т.е. вовсе не случайный набор знаний, а стройное, упорядоченное сочетание этих. И следует особо подчеркнуть, здесь имеются в виду не ВСЕ знания, а только достигнутые.
Содержанием той или иной науки является научное знание, которое подлинно отражает действительность. Тут мы имеем в виду знания доказанные и логически, и эмпирически, и умозрением, и опытом. Следует особенно подчеркнуть, что наши научные знания касаются явлений, проявлений природы, но никак не являются знаниями о сущностях природы. Ведь мы изучаем окружающий нас мир каким мы его видим, узнаем его, созерцая. При этом совсем неправомерно считать, что изучаем его таким, как он есть сам по себе, по своему существу. Явления окружающего нас мира – это то, что доступно для наших пяти познавательных органов, вооруженных микроскопами, телескопами, спектрометрами и другими научными инструментами. Поэтому нам важно помнить, что область точной науки ограничена настолько, насколько ограничены сами органы познания в своей познавательной деятельности. Это с одной стороны.
С другой стороны, процесс познания внешнего мира прежде всего опирается на данные опыта. Дальше происходит систематизация, обобщение знаний и представлений о внешнем мире, полученных в результате наблюдений, специальных опытов или логических заключений обобщения этого опыта. Наконец, на основе логических обобщений и, как правило, с опорой опираясь на ряд интуитивных соображений, появляется те или иные научные модели явлений. Причем часто существенные научные открытия делаются именно на последнем этапе этого процесса, то есть при исследовании моделей.
Удачно “сконструированные” модели замечательно описывают широкий круг наблюдаемых фактов, и обладают также предсказательной силой. Примеров этому в естественных науках бесконечно много (предсказание существования планеты Плутона, предсказание новых элементов на основе таблицы Менделеева, предсказание ограниченности скорости света и т. д.).
Обратим внимание здесь на то, что в процессе совершенствования и преобразования моделей существенную роль играет общественное мнение и инерция в представлениях людей. Причем, часто решающим становится не мнение ученых, а общественное мнение господствующей идеологии. Множество примеров такого влияния можно найти в истории развития советской науки. В настоящее время нечто подобное происходит с эволюционной моделью развития мира. Мы сегодня узнаем о многочисленных фактах, которые невозможно объяснить в рамках модели эволюционного развития. В научной деятельности на такого рода необъяснимые факты смотрят как на некоторый “вызов” науке и верят в то, что совершенствование моделей или обнаружение новых явлений или эффектов позволит дать объяснение этим фактам. При преподавании или популяризации науки о таких фактах предпочитают умалчивать.
Мы видим, что научная деятельность есть некий динамический процесс «поиска истины путем опыта и умозрения». И поиск этот нельзя назвать безоблачным и простым. Он проходит через вопросы, искания, сомнения, предположения, наконец, возможные заблуждения.
Из всего сказанного следует важный вывод о том, что наши знания и представления о внешнем мире будут всегда ограничены, так как они по существу опираются на ограниченное число опытных фактов, доступных человечеству на данном этапе его развития: истинное знание больше, чем наука. Оно достигается и теми высшими способностями духа, которыми вовсе не располагает наука, которая с помощью моделей, созданных человеком, стремится познать тайны Божественного Творения, законы бытия и развития внешнего мира.
Человеческое сознание часто становится в тупик перед совершенством форм и явлений, наблюдаемых во внешнем мире и не осмысливаемых современной наукой. Выявление таких необъяснимых явлений всякий раз дает нам понять, что познание всегда будет ограничено рамками моделей, и, поэтому, успехи развития науки не должны формировать в людях представления о всесильности человеческого разума и безграничных возможностях окружающего нас мира.
Еще Кант выяснил, что теоретический разум одинаково бессилен, и доказать, и опровергнуть бытие Бога, бессмертие души и свободу воли. Эти вопросы выходят за рамки, за пределы науки. Разумом мы можем познать лишь внешний факт, а не внутреннюю сущность. Вообще, мы не видим предметы, как они есть, а усматриваем их согласно личному углу зрения, из которого их наблюдаем.
Наука часто смешивается с мнением ученых. Между тем именно эти мнения часто противоречат и религии, со временем и природе, и самой науке, поскольку эти мнения отражают более всего вкусы ученых, их мировоззрение, убеждения, но не столько объективную природу.
Беда не в том, что существуют эти частные мнения, а в том, что мы их принимаем за истину, удивительно наше легковерие, проявляемое нами в области науки, и некая внушаемость, которую святитель Лука Войно-Ясенецкий называет гипнозом научной терминологии. Он говорит: «Пусть нам предъявляют непонятные и невероятные вещи, но если говорят с ученым пафосом, да еще облекают в форму латинских или греческих терминов, мы уже слепо верим, боясь быть изобличенными в невежестве».
Важно всем нам, особенно учителям, понимать, что наука движется, она находится всегда состоянии становления, следовательно, она может и имеет право заблуждаться. Важно это понимание донести до ученика, воспитывая в нем желание познавать мир, который представляет не случайное сочетание стихий, идущее к разрушению, но дивный космос, являющий развернутую книгу познания Творца. Привем слова из конца курса физики ученого (Цингера), взятые из «Книги Премудрости Соломона» : «Сам Он (т. е. Бог) даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действия стихий... (7.17)
Мы видим, что мотивация научной деятельности лежит в области религиозных устремлений человека. Самые качества упорного исследователя – самоотверженный труд, вера в конечный результат, умение благоговейно внимать процессам природы, смирение – является более всего продуктами религии. Разработка основополагающего аппарата науки – моделей явлений – опирается на мировоззрение ученого, его представления о внешнем мире. Поэтому любая серьезная наука не отделима от религии (материализм, атеизм и т.д. – это тоже религии) и выводы ученого, хочет он того или нет, всегда связаны с его религиозными мировоззренческими представлениями.Школа обязана объяснять, где границы науки, что она не отвечает экспериментально на вопрос о смысле жизни. Лишь вера, которая есть «истинное познание, имеющее недосказываемые начала, превышающие ум и слово» (св. Максим Исповедник), говорит нам, что Бог создал человека, чтобы любить его и поделиться с ним блаженством любви.
Незачем науке противопоставлять себя вере. «Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая ставит Бога в начале, а вторая — в конце всех мыслей. Религия и наука нисколько не исключают друг друга» (Макс Планк). Последнее слово науки есть первое слово Библии.
Поэтому процесс обучения должен быть неразрывно связан с духовно- нравственным воспитанием, если мы хотим воспитать в процессе обучения активную, творческую личность, а не просто человека, умеющего расписываться и заполнять формуляры.
Чрезвычайно важно, чтобы дети вместе с самыми начальными естественнонаучными сведениями и знаниями получили бы правильные и здоровые духовно-нравственные ориентиры. Именно эти ориентиры, именно тонкое сердечное чувство дают ключ к пониманию истинности той или иной информации, ключ к осознанию своего места в природе, единства человека с ней и с человечеством, соотношения себя и Бога. В противном случае велика опасность того, что ребенок наберется туманных, пустых, мечтательных, а возможно и оккультных идей и знаний, большей частью противных даже здравому смыслу.
Список литературы
1. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. «Наука и религия. Дух, душа, тело», Троицкое слово.
2. Любимов Г. А. «Роль моделей в познании внешнего мира», доклад на конференции «Проблемы образования» в МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000 г.
3. Диакон Андрей Кураев. «Взрослым о детской вере», Троицкое слово.