Социальный контроль в переходном обществе
Социальный контроль в переходном обществе
Сидоров С.А.
Социальный контроль, являясь социально-детерминированном механизмом поддержания социального равновесия, служит важным элементом жизнедеятельности современного общества, его системы социального управления. Выполняя столь значительную для общества целевую регулятивную функцию, социальный контроль включает в первую очередь разнообразные формы воздействия на нежелательные для него проявления человеческой деятельности и их носителей. Вместе с тем, предназначение системы социального контроля не может ограничиваться лишь созданием условий для поддержания общества в равновесном состоянии, сохранения его социальной стабильности и устойчивости. Оно подразумевает и выполнение второй важнейшей целевой функции - конструктивной, т.е. "способствование" позитивным социальным изменениям в обществе, "содействие" его прогрессу. Последнее обстоятельство особенно важно для переходного общества, поскольку позволяет взглянуть на изучаемое явление (социальный контроль) - как на активный механизм общественных преобразований, систему, опосредующую воздействия на процессы трансформации общественных отношений.
Понятие социального контроля не является новым для отечественной науки. Оно широко используется и зарубежными социологами.
Исследованиям социального контроля в условиях "социалистического общества", осуществленным в последнее десятилетие его существования, были изначально присущи "естественный" характерный идеологический акцент на защите массовых интересов и преодоления "буржуазных пережитков", смещение функций контроля в пользу жесткой социальной детерминации поведения граждан со стороны партии, государства и его специальных органов и др.
В таких условиях социальный контроль часто сводился к проблемам партийного контроля, осуществлению партией контрольных функций в обществе, к ограничению его понимания лишь как совокупности государственно-правовых форм контрольной деятельности и т.п. Иного подхода к пониманию социального контроля, его целей, задач и функций в тоталитарном обществе ожидать было бы невозможно.
Однако сегодня российскому обществу, переживающему переходный период и осуществляющему коренные демократические преобразования, требуется выработка принципиально иной концепции социального контроля, которая отвечала бы требованиям нового социального организма, соответствовала принципам правового государства и характеру гражданского общества. Научные исследования в этой области пока лишь начинают разворачиваться. В этом отношении могли бы оказать существенную помощь теоретические разработки, прежде всего таких зарубежных ученых, как Р. Лапьер, Э.Росс, Р. Парк, А. Коэн, Г. Винтер, Г. Тард.
Что собой представляет социальный контроль, каковы его цели, функции, принципы организации? Общепризнанным сегодня считается определение социального контроля как механизма саморегуляции в социальных системах - группах, коллективах, организациях, обществе в целом, - осуществляющего его посредством нормативного (правового, административного, морального и др.) регулирования поведения людей.
Согласно общесоциологическому пониманию, социальный контроль есть способ саморегуляции любой социальной системы, регламентирующей и консолидирующей деятельность своих членов, стабилизирующей собственное функционирование и развитие посредством формирования личностных, групповых и институциональных стандартов деятельности (норм, ценностей, идеалов), оценки на их основе реальной деятельности людей и последующего приведения этой деятельности в соответствие со стандартами при помощи системы социальных санкций.
В социологической науке существует много определений социального контроля и каждое из них, безусловно, выражает важные, существенные стороны этого понятия. Попытки свести воедино разрозненные характеристики (формы) социального контроля может служить следующий подход, в соответствие с которым понятие социального контроля охватывает три важных функциональных блока: социальный контроль как функция управления, как способ саморегуляции общества и как самоконтроль личности.
Если суммировать наиболее ценные позиции различных авторов относительно сущностных задач социального контроля, то можно дать его интегральную характеристику.
Однако, вначале необходимо оговориться, что определение категориальной сущности какого-либо явления есть научная абстракция, а как любая абстракция оно объективно не может охватить все многообразие характеристик самого явления, для этого требуется развернутое изложение существа отдельных его фрагментов, целей, задач, принципов, функций, смежных категорий, эндогенных и экзогенных связей и взаимообусловленностей.
Итак, социальный контроль, как продукт осмысленной человеческой деятельности, является неотъемлемым элементом социального бытия любого общества, принимающим конкретно-исторические формы, имманентные характеру и особенностям определенной модели социального организма, его политического, экономического и социо-культурного устройства. Отмеченная социальная детерминированность системы социального контроля предопределяет специфику и особенности построения и функционирования в том или ином обществе, оставляя при этом неизменным главное предназначение самого социального контроля, выступающего ключевым механизмом поддержания социального равновесия и способом саморегуляции любого общества. Реализуя свое предназначение, социальный контроль одновременно выступает и в качестве механизма разрешения общественных противоречий, главным из которых является противоречие между функционированием и развитием социальной системы, ее подсистемы социальных отношений. В связи с этим неправомерно сводить задачи социального контроля лишь к поддержанию устойчивости и равновесности общественной системы. Осуществляя опосредованно процессы саморегуляции общества, социальный контроль одновременно способствует и позитивному развитию социальных отношений, снятию противоречий между отношениями, уходящими с исторической сцены, и отношениями, их заменяющими. Иными словами, осуществление социального контроля связано с взаимообусловленной реализацией двух целевых функций - регулятивной и конструктивной. Данное обстоятельство, характеризуя предназначение социального контроля, имеет особое значение для переходных состояний общества, когда исполнение конструктивной функции выходит на первый план. Вместе с тем, если будет в таких условиях допущено ослабление первой, регулятивной функции, это может привести к обвальному росту социальных дисфункций и деструкций, потере управляемости в социуме и нарушению единого нормативного общественного порядка.
В чем состоит прагматический смысл социального контроля как способа саморегуляции социальной системы? Социальный контроль регламентирует и консолидирует деятельность членов социума, обеспечивая его стабильное (устойчивое, равновесное) функционирование, позитивное развитие и прогресс. В этом отношении можно отметить важное обстоятельство: названные свойства системы социального контроля впервые получают свое наивысшее развитие именно в условиях гражданского общества и правового государства.
Стабильное функционирование социальный контроль обеспечивает в первую очередь посредством социальных норм, ценностей, идеалов, т.е. за счет формирования стандартов деятельности (личностных, правовых, институциональных), оценки на их основе реальной деятельности людей и последующего ее приведения в соответствие с данными стандартами при помощи системы социальных санкций (правовых, административных, моральных и др.). Соответственно, объектом воздействия со стороны механизма социального контроля становится деятельность людей (на уровне индивида-личности, отдельных групп-коллективов, социальных слоев и общностей). При этом предметом особого внимания со стороны его регулятивно-конструктивной функции становится именно отклоняющееся, девиантное поведение, выраженное в негативных, асоциальных проявлениях. Последнее, однако, не должно означать, что социальный контроль может пониматься лишь как санкционный механизм, в котором гипертрофированную роль играют уголовно-правовое регулирование и санкции. Подобное понимание сущности социального контроля присуще этатическим политическим режимам. В обществе же демократическом подход совершенно иной, и социальный контроль должен, по нашему убеждению, трактоваться значительно шире и гуманитарнее - включать контроль, как со стороны институтов правового государства, так и самого гражданского общества, перенося акцент с репрессивных санкций на доминирование эволюционно-реструктуризационного ("вытесняющего") подхода, на замещение отклоняющегося поведения его позитивными, социально одобряемыми формами, на повышение респонсивности общества и т.д.
По сферам своего действия социальный контроль охватывает различные области жизнедеятельности общества - социальные отношения и взаимодействия людей на уровне межличностных контактов в семье, референтной группе, трудовом коллективе, партиях, корпоративных ассоциациях и т.д., в сфере экономики, политики, культуры, науки и т.д. В каждой из этих сфер жизнедеятельности осуществление социального контроля имеет свою специфику, что позволяет говорить, например, о "социальном контроле в экономике", " социальном контроле в науке" и т.п.
Санкционный механизм социального контроля включает систему правовых и неправовых мер, запретов, воздействий. Следует заметить, что социальные санкции по характеру своего действия можно, в свою очередь, разделить на две группы: санкции, основанные на принуждении, и санкции, основанные на убеждении. В первую группу входят меры воздействия (физического или психологического) на человека, имеющие целью вопреки его воле (под страхом наказания) заставить совершать те или иные действия, придерживаться определенной линии поведения. Убеждение исходит из принципа доверия к личности и ориентировано, в первую очередь, на моральную мотивацию общественно одобряемого поведения, на апелляцию к сознанию и чувствам индивида, как ассоциированного члена общества посредством рационального разъяснения или эмоционального влияния. Социальный контроль, основанный на использовании второй группы санкций и реализующий вариант добровольного выполнения социальных норм, универсален, экономичен и наиболее приемлем для демократического общества. Санкционный механизм относится к внешнему контролю, как одной из важнейших форм социального контроля, используемых государством, обществом и соответствующими социальными институтами.
Второй важнейшей формой социального контроля является "внутренний контроль", или "самоконтроль личности", под которым понимается саморегуляция поведения личности, основанная на интернализации общественно приемлемых и одобряемых социальных ценностей и норм, усвоении и освоении нормативных требований к поведению в обществе, идентификации в социальных общностях и социальных группах.
Социальный контроль в единстве своих нормативно-оценочной и санкционной сторон касается границ индивидуальной и социальной свободы личности, меры ее конформности (соответствия норме), степени девиантности (отклонения от нормы), уровня толерантности (терпимости) и ригоризма (строгости, "жесткости").
Особое место в анализе системы социального контроля принадлежит его функциональной характеристике. Как отмечалось, важнейшими целевыми функциями социального контроля выступают регулятивная и конструктивная. Если первая функция в целом предназначена обеспечить саморегуляцию общества в целях поддержания его социальной устойчивости и равновесности, то вторая выполняет роль специфического катализатора саморегулирующегося развития социума, реализации прогрессивных социальных трансформаций. Все остальные частные функции социального контроля соподчинены и в совокупности призваны обеспечить их достижение.
Об особенностях и чертах социального контроля в переходном обществе.
Попытаемся сформулировать наиболее значимые из них.
Во-первых, существующая неадекватность механизма социального контроля, его форм и методов по отношению к новой социальной обстановке в обществе, глубине и скорости трансформационных сдвигов в его социальной структуре, к характеру, масштабам и спектру социальных девиаций,
Во-вторых, переходный характер форм социального контроля, отсутствие их целостности, полноты свойств и признаков, сохранение рудиментов старой системы контроля, параллельное сосуществование новых и старых элементов контроля.
В-третьих, дезориентация ценностно-нормативных основ социального контроля и связанная с ней дезинтеграция системы эндогенных (внутренних) форм контроля - самоконтроля личности, неупорядоченность и неопределенность процессов замещения старых социальных ценностей и социальных норм новыми, доминирование неинституциональных норм, часть из которых ведет к социальным дисфункциям, деструкциям личности, выражает интересы девиантных слоев и групп населения.
В-четвертых, значительное расширение сфер (поля) воздействия социального контроля в связи с анемичностью переходного общества, возрастание масштабов и спектра девиаций. Так, например, для современного российского бизнеса девиантное поведение считается скорее нормой, нежели отклонением. Сформировался и особый массовый девиантный субъектарий рыночных отношений - бизнесмен-делинквент. Крайне опасными темпами идут процессы наркоманизации населения. Быстро растет алкоголизм, косвенным показателем которого может служить количество смертей от отравления алкоголем, уже превысившее число жертв от насильственной смерти.
В-пятых, сочетание противоположных, разнонаправленных тенденций в использовании подходов (форм и методов) социального контроля: с одной стороны, неизбежное (с позиции принципа разумной достаточности пределов свободы в переходном обществе) определенное усиление репрессивных санкций, в первую очередь, уголовно-правового порядка, с другой стороны - обусловленные процессами демократизации расширение спектра действия норм самоконтроля личности, декриминализация ряда форм поведения, считавшегося преступным и др.
В условиях переходного общества особую роль играет фактор позитивных перемен. Специфика реформирования российского общества обусловливает определение общих черт и свойств той модели социальной организации, в соответствие с идеалами которой идет поступательное движение социума, осуществляются прогрессивные социальные трансформации. Для того чтобы определить подходы к формированию новой концепции социального контроля, приемлемой для условий демократического общества, выделить ключевые принципы, которые должны быть положены в основание этой социальной подсистемы (социального контроля), необходимо, в первую очередь, исходить из новой парадигмы соотношения личности, государства и права. В общих чертах ее смысл состоит в ретрансформированной системе приоритетов: личность - как высшая самоценность социума, ее свобода, независимость и развитие - как высшая социальная цель, государство - как механизм и основной гарант обеспечения этой цели посредством реализации единого, интегрального интереса, право - как выражение и гарант свободы, как имманентный позитивный элемент вечных антиномий "право - бесправие", "свобода - несвобода", "добро - зло".
Данная система приоритетов, ориентированных на достижение целей демократического общества, предопределяет и существо самого социального контроля в его идеальном представлении. В этой связи необходимо подчеркнуть важные обстоятельства: идеальная модель будущего социального контроля будет, видимо, предполагать расширение поля своего действия. Что имеется в виду? Прежде всего, социальный контроль, в отличие от традиционного его понимания, в будущем обществе свободы и демократии мог бы реализовывать свою собственную контрольную функцию, начиная с главных приоритетов: контроль за соблюдением прав и свобод личности, за обеспечением гарантий ее политической и экономической независимости и контроль за соблюдением императивов правового государства и гражданского общества - реальным обеспечением разделения властей, верховенства закона, независимости средств массовой информации и т.д. Социальный контроль должен постепенно смещаться из сферы прямого государственного воздействия в область косвенного регулятивного влияния на поведение индивидов и групп посредством механизмов гражданского общества, т.е. на систему естественной саморегуляции общества.
Список литературы
1. Краткий словарь по социологии. М., 1989, с. 124;
2. Игошев К.Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Горький, 1976, с. 30.