Биографические нарративы советской эпохи

Биографические нарративы советской эпохи

Цветаева Нина Николаевна - научный сотрудник Социологического института Российской академии наук

Описывая результаты анализа нарративов "крестьянского" поколения, мы уже говорили о том, что в самом определении дискурса как коммуникативного акта и социального диалога содержится проблематика его обусловленности временем - эпохой, в которой живут участники диалога. В нашем исследовании речь идет о биографическом дискурсе советской эпохи, о том, насколько стереотипы и ценности советской идеологии, языка эпохи, укоренены в привычках и навыках осмысления собственной жизни авторами нарративов.

Понятно, что процесс складывания языка эпохи развивается во времени и имеет на каждой ступени свою историю. Биографические нарративы дают возможность уловить, реконструировать эту историю. В силу этого биографический дискурс советской эпохи рассматривается в исследовании через призму нарративов представителей тех поколений, которые символизируют определенные этапы этого процесса - переходные периоды жизни советского общества. Это позволяет не только обосновать критерии отбора нарративов для анализа, но и подчеркнуть поэтапную симптоматику социально-культурных изменений в советском обществе, включая и сегодняшние.

Напомним также, что методическим "ключом" данного исследования является характеристика биографического дискурса через те смысловые структуры ("фигуры логики") нарративов, которые образуются при анализе отношения между событийной канвой нарратива и высказываемыми его автором оценочными суждениями, что речь идет не о референциальности истории жизни, а о том, как строится человеком дискурс этой истории, каковы его навыки осмысливать свою жизнь или, используя терминологию П. Бурдье, каковы "практические схемы" его мышления. Причем, как это и предполагает биографический метод, интерес представляют прежде всего диапазон и вариативность обнаруженных в текстах смысловых структур, "репертуар возможностей", а не частота их обнаружения.

Первый этап исследования - анализ "истоков" биографического дискурса советской эпохи - проводился на нарративах людей, принадлежавших к поколению очевидцев и участников социальных коллизий становления советской власти. Тот факт, что большая часть представителей этого поколения являлись крестьянами по происхождению, определил схему анализа их нарративов. Основной акцент в анализе был сделан на взаимодействии крестьянской культуры авторов нарративов с идеологией советской эпохи, на трансформации крестьянского мировосприятия под воздействием этой идеологии, на том, как начинал складываться дискурс советской эпохи, как запомнились этим людям, жившими в эпоху перемен, такие судьбоносные для их жизни события, как гражданская война, революция, коллективизация, как эти события представлены в их биографической памяти, какими идеологическими формулами и обобщениями они сопровождаются.

Результаты исследования биографических нарративов этого поколения (для краткости названного "крестьянским") свидетельствовали о низком уровне индивидуализации мировосприятия авторов нарративов, их неумении рационализировать свою биографию, об отсутствии в их рассказах смысловых моделей жизни и способов самоутверждения кроме тех, которые задавались стандартными формулами идеологии советской эпохи. Кроме того, в нарративах этого поколения обнаруживались деформации и противоречия, свидетельствующие о неспособности человека совместить практическую логику своей жизни и логику советской идеологии, его закрепощенности и беззащитности перед властью структурной мифологической схемы.

Следующим поколением, нарративы которого характеризовали особенности биографического дискурса советской эпохи, стало поколение, вошедшее в советскую историографию под именем "шестидесятников". Как и "крестьянское", это поколение символизировало своего рода "переходную" эпоху - годы "оттепели", годы разоблачения "культа личности" Сталина и некоторого смягчения идеологии. Это позволяло надеяться, что анализ нарративов этого поколения не только выявит межпоколенческую динамику биографического дискурса, но и обнаружит свидетельства освобождения мировосприятия человека от давления идеологических стандартов советской эпохи.

Основу для анализа нарративов этого поколения составили материалы тематического конкурса автобиографий "шестидесятников" "Гляжу в себя как в зеркало эпохи", проведенного осенью 1994 - весной 1995 годов среди граждан Санкт-Петербурга Биографическим Фондом Санкт-Петербургского филиала Института социологии Российской Академии наук. Участниками конкурса оказались 93 человека, 44 женщины и 49 мужчин, чаще всего 30-ых годов рождения, то есть те, кто встретил свое взросление в 50-ых - начале 60-ых. Так как среди участников конкурса оказались люди самых разных профессий (от медсестры и шофера до инженера, врача, начальника стройки), можно сказать, что тема конкурса не ограничила круг его участников и результаты анализа характеризуют скорее "простого советского человека", чем моральных активистов эпохи 60-ых.

Образование и "зримые следы" социальных и политических событий юности

Ориентируясь на позицию, что каждое поколение несет на себе "зримые следы социальных и политических событий эпохи своей юности", от биографического дискурса участников конкурса "шестидесятников" "Гляжу в себя как в зеркало эпохи" можно было ожидать подробных и развернутых характеристик эпохи. И первым шагом уяснения этих характеристик было то, как люди, приславшие биографические нарративы на конкурс, объясняют свое участие в конкурсе и представляют эпоху 60-ых, каковы "зримые следы" событий их юности.

Анализ нарративов участников конкурса показал, что эти "следы" образуют два типа дискурса, в каждом из которых действуют свои символы и метафоры. Один тип дискурса - это язык литературный, язык образованных людей, интеллигенции. Другой - язык людей малообразованных.

Вот как выглядит эпоха 60-ых в нарративах образованных участников конкурса: "на какое-то время мы поверили, что мы свободны и можем жить по совести, быть самим собой", "все вздохнули свободно", "много стали говорить о новой жизни, появилось много публикаций"; "60-ые - самые интересные и насыщенные: слушали наших шестидесятников-поэтов, зачитывались (чаще скрытно) "Одним днем Ивана Денисовича"; "60-ые - это время, когда все щурились от солнца, как сказал Жванецкий"; "отношу себя к числу шестидесятников - тех, чье идейное формирование на базе коммунистической идеологии происходило после смерти Сталина, кто испытал очистительное влияние ХХ съезда"; "мы кожей чувствовали духовный рост общества, презирали обыденность, рвались к интересной работе"; "в это время происходило освоение космоса, целины"; "знаменательное событие - доклад Хрущева - началось осмысливание"; "моральный кодекс строителя коммунизма", "всенародная государственная власть", "поклонение науке".

У малообразованных участников конкурса прямые оценки эпохи 60-ых очень редки. Можно сказать, что фактически они не выделяют это время как особую эпоху и не объясняют с этой точки зрения свое участие в конкурсе. В тех же случаях, когда в их нарративах все же появляются характеристики этого времени, они конкретны и "материальны", а эпоха 60-х определяется прежде всего как время хрущевских реформ ("перебои с хлебом", "вместо привычных культур на полях кукуруза", "хозяйки расставались со своими буренками"...). Другими словами, 60-ые годы вообще не фиксируются ими как "оттепель", как освобождение страны и личности, как смягчение режима и изменения идеологии.

Итак, то, что запомнилось первым и символизирует для них эпоху 60-ых, не входит "в круг внимания" вторых. Явное различие мировосприятия образованных и малообразованных участников конкурс производит впечатление, что жизненные миры этих групп почти не соприкасаются и что интеллигенция российского общества (если так называть людей, имеющих высшее образование) действительно утратила свою сакральную функцию "хранителей идеалов", трансляторов универсальных культурных образцов и продолжает лишь "воображаемое, фантомное существование".

Специфика советского адаптивного габитуса

Остановимся теперь на той характеристике биографического дискурса, которая оказалась определяющей в нарративах представителей "крестьянского" поколения, - зависимости их мировосприятия от идеологических формул советской эпохи и самом ярком выражении этой зависимости - противоречиях. Противоречия прочитывались в нарративах, когда их авторы, рассказывая о разорении в результате коллективизации крестьянской жизни своей семьи, не только не осуждали порядок, искалечивший эту жизнь, а даже оправдывали его, демонстрируя приверженность идеологическим формулам прошлого.

При описании результатов анализа нарративов "крестьянского" поколения уже говорилось о том, что эту характеристику биографического дискурса можно интерпретировать по схеме, которую применяет в своем исследовании автобиографий Пекка Руус. Он пользуется терминологией Пьера Бурдье, соглашаясь с ним, что народные классы в основном приспосабливаются к своим обстоятельствам, "выбирая необходимость" и их габитус можно определить прежде всего как адаптивный. С этой позиции оценивая противоречия в нарративах "крестьянского" поколения, мы говорили, что в адаптивном крестьянском габитусе появляются несвойственные ему элементы. Основу своеобразия составляет то, что "глубокий реализм" адаптивного габитуса размывается, в результате чего нарративах обнаруживаются противоречия, свидетельствующие о неспособности человека совместить практическую логику своей жизни и логику высказываемых им оценок или, в терминах Бурдье и Рууса, логику истории жизни и логику поля (то есть "общества" и "культуры").

В нарративах участников конкурса тоже читаются эти противоречия. Прежде всего их можно прочитать в нарративах малообразованных участников конкурса. Это происходит в тех случаях, когда, с одной стороны, они описывают свою трудную и полную лишений жизнь ("жизнь-колотушку", как говорит один из них): бедность, отсутствие нормального жилья, пьянство мужей, несправедливость начальства и т.п., а с другой, оценивают советскую эпоху как время, в котором: "человек чувствовал себя членом одной большой семьи", "все было доступно... не боялись за завтрашний день", "твердо знали, что государство не оставит".

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа