Школьное сообщество как основа формирования активной жизненной позиции учащихся
Школьное сообщество как основа формирования активной жизненной позиции учащихся
Чернявская Анна Павловна, ст. преподаватель кафедры педагогических технологий ЯГПУ, кандидат психологических наук
Во все времена школа кроме обучения детей основам наук выполняла еще и важнейшую задачу подготовки подрастающих поколений к самостоятельной жизни в обществе. Данная задача решалась всегда в зависимости от исторических, социальных и иных условий, при этом успешнее всего справлялись с ней те образовательные системы, которым удавалось в структуре неформальных отношений в школе воссоздать модель, отражающую основные особенности социального взаимодействия в обществе. Неформальные взаимоотношения в советской школе были достаточно точной моделью норм отношений в обществе и требований, предъявлявшихся им к своим гражданам. Поэтому она успешно справлялась с выполнением задачи подготовки учеников к взрослой жизни.
В настоящее время и социальные нормы общества и требования, которое оно предъявляет к людям, значительно меняются. Школа столкнулась с очень непростыми проблемами: какой должна быть новая модель и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить свою работу в соответствии с ней. На настоящий момент отношения, складывающиеся в школах между учениками и учителями, не являются моделью отношений, существующих в демократическом обществе и, следовательно, могут помешать молодым людям стать полноправными членами общества. Данная статья посвящена описанию одного из возможных путей решения этой проблемы.
Развитие современного общества возможно при соблюдении демократических, цивилизованных норм взаимодействия и росте активности и ответственности его членов. Наиболее точной моделью подобных отношений является существующий в Европе и Америке подход к образованию, который носит название "школьное сообщество".
Понятие "школьное сообщество" возникло в американской педагогике и педагогической психологии несколько десятилетий назад. При проведении школьной реформы в Европе и Америке данный подход получил широкое распространение и сейчас является одним из ведущих. Он базируется на принципах демократии, коллегиальности, эффективности школы, ситуационного лидерства, взаимного интереса учащихся и учителей друг к другу и применяется как к результатам, так и к процессу обучения (то есть получения знаний учащимися) и преподавания (то есть деятельности учителя).
По определению одного из ведущих специалистов в этом подходе T.J.Sergiovanni, важнейшей характеристикой школ, действующих на уровне "школьного сообщества", является равноправное взаимодействие между всеми участниками процесса обучения - администрацией школ, учителями, учениками и родителями - в их стремлении жить по законам "сообщества". Другими характеристиками являются рефлексия происходящего всеми участниками и экзистенциальный подход к опыту, получаемому в процессе обучения и преподавания (V.Battistics и др); постоянная рефлексия и развитие процесса взаимодействия (P.Hall); свободно согласованная учебная деятельность, отличающаяся всесторонним и легко доступным обучением высокого качества (P.Hall). "Школьное сообщество" предполагает сотрудничество, взаимосвязь учеников и учителей в творческом решении их проблем. Противоположной моделью является "формальная организация", то есть тип организации, при котором школа рассматривается как жесткая иерархия, в которой существуют четко обозначенные роли и соответствующие ролевые ожидания.
В русле этого подхода школа рассматривается как организация учителей и учащихся, которая не может существовать без:
1. взаимного доверия всех участников педагогического процесса;
2. соблюдения всеми этических и моральных норм;
3. участия всех, начиная с первоклассни-ков и кончая директором, в совместной выработке и достижении целей обучения. Разумеется, каждый делает это на уровне своих умений и знаний, но выслушиваются и обсуждаются мнения всех;
4. осознания учениками и учителями своей причастности и значимости в общем деле, правомочности в решении школьных проблем и организации работы;
5. постоянного проведения работы (дискуссий, рефлексии), направленной на то, чтобы в школе существовал общий подход к пониманию ценностей образования;
6. сотрудничества и взаимосвязи учеников и учителей;
7. работы на основе диалога и дискуссии как метода обучения;
8. активного участия всех в свободно согласованной учебной деятельности, ведущей к намеченным результатам.
"Школьное сообщество" - реальный путь построения нового общества в школе. Для этого не требуются глобальные структурные перестройки, большие финансовые затраты, но результатом будут демократические, "семейные" взаимоотношения, которые смогут служить ученикам реальной моделью отношений в обществе в целом. Процесс обучения и воспитания в таких школах направлен на то, чтобы подготовить детей к будущей самостоятельной жизни в обществе путем передачи им знаний, стилей отношений и мышления, норм, ценностей, устремлений и моделей деятельности. Отношения на уровне "школьного сообщества" дают детям демократическую модель взаимоотношений на не словах, а на деле.
Существующий в других странах обширный опыт не может быть прямо перенесен в российские школы, поскольку построение сообщества находится в большой зависимости от национальных и социальных особенностей страны и конкретного региона. Поэтому прямой его перенос из одной страны в другую невозможен. В то же время не учитывать его, не проводить его анализ и научно обоснованную адаптацию в России также было бы ошибкой.
В России накоплен и реально используется богатый опыт построения "школьного сообщества". Именно на этих позициях основана педагогика А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш.Амонашвили, С.Т.Шацкого, П.Н.Иванова. Изменению позиций учителей, их стиля общения с учениками будут способствовать исследования социальной психологии и психологии общения. Достижения психологии управления и менеджмента помогут директорам школ в изменении их работы с педагогическими и ученическими коллективами.
Тем не менее, в настоящее время крайне необходимы научные исследования реальных путей построения школьного сообщества. Ощущается недостаток всесторонних психолого-педагогических теоретических исследований, а также изучения возможных путей, методов и технологий, приводящих к изменениям взаимоотношений в школе. Необходимы разработка социально-психологических программ изучения реальной ситуации в школе и тренингов для администрации, учителей, учащихся и их родителей; анализ условий и разработка практических социально-психологических методов обеспечения условий для развития школы в целом и профессионального развития педагогов, а также создания в школе взаимоотношений, моделирующих реальные взаимоотношения в обществе, обучения учителей оказанию помощи и поддержке учащимся в их процессе осознания своего статуса как членов общества, развития рефлексии учителей и учащихся, развития взаимодействия учащихся разного возраста и др.
Изменение взаимоотношений в коллективе, особенно таком разноликом, как школьный - процесс очень длительный и сложный. Он предполагает изменение психологических позиций учителей и учеников. Для учителей это означает, что они должны избавиться от сверхопеки над учениками и и воспринимать себя и их как партнеров, в одинаковой мере ответственных за обучение и все, происходящее в школе. Для учеников - забыть о позиции иждивенцев, бесправных и безответственных. Скорее всего, процесс этот будет одинаково труден для обеих сторон, и возможен он только при условии постоянной рефлексии происходящего всеми членами зарождающегося школьного сообщества.
Первым шагом для построения школьного сообщества может стать процесс передачи ответственности учащимся за обучение и дела школы. Воспитание ответственности предполагает развитие способности принимать решения и нести ответственность за их претворение в жизнь. Взрослые играют решающую роль в нем, давая возможность ученикам принимать равноправное участие в делах школы и как бы по частям передавая им равноправие.
Опытные педагоги начинают процесс передачи ответственности, как только дети переступают порог школы. В семь лет дети в состоянии без напоминания взрослых приносить все необходимое для учебы, выполнять повседневные обязанности и многое другое. Задача учителя - организовать деятельность учеников и оказать им поддержку в делах. Важным шагом в воспитании ответственности являются классные собрания по обсуждению дел школы и класса, событий в жизни города или района, которые можно и нужно проводить уже в начальной школе.
У.Глассер [1] пишет, что классные собрания с социальной направленностью способствуют созданию организационного единства класса, дети начинают воспринимать себя как частицу общества, школы и класса и учатся говорить и мыслить не только лично за себя, но и от лица коллектива. Такое восприятие важно и для поддержания психологической стабильности учеников, поскольку у них не возникает чувства одиночества. Проведение собраний является, кроме того, эффективным средством решения множества школьных проблем социального характера, в том числе и дисциплинарных. "Уже с самого раннего школьного возраста ребенок должен усвоить, что класс - это единая рабочая группа, которая должна решать те или иные проблемы и где каждый ученик несет как личную, так и групповую ответственность", - пишет У.Глассер и продолжает: "Если дети привыкнут справляться с трудностями с самого начала своего пребывания в школе, мир перестанет казаться им таинственным, враждебным или опасным, они поймут, что происходящими событиями можно управлять" [1].
Учитель не сможет организовать и провести подобное собрание, если он идет с намерением "выяснить и пресечь" или "наставить на путь истинный" детей. Только желание выяснить реальные причины происходящего, завоевать и сохранить доверие учеников и подвести их к осознанному принятию социально значимого решения будет способствовать успеху учителя.. Поиск виновных - это псевдорешение проблемы, для процесса воспитания оно зачастую бессмысленно. Его спутник - наказание - также много раз доказывало свою неэффективность. Разумеется, времени на такие собрания и их подготовку затрачивается гораздо больше, чем на обычные. Эффектом будет осознание и личное принятие детьми решения, что станет залогом его выполнения учениками без дополнительных усилий со стороны учителя.
Очень важно, чтобы учитель не навязывал своего мнения детям. Соображения, которые высказывают ученики, как правило, и без того имеют позитивную направленность. Исключение составляют ситуации, глубоко задевшие самолюбие, или случаи негативных реакций как способа психологической защиты. Поэтому задача учителя - собрать воедино все высказывающиеся позитивные решения и направить усилия класса на выбор наиболее приемлемого из них. Каждый ребенок должен видеть, что его мнение услышано, с ним считаются. Вызванное этим чувство удовлетворения поможет ученикам активнее взяться за выполнение решения. На собраниях ученики не только получают опыт решения проблем, но и утверждаются во мнении о том, что они несут ответственность за принятые решения. Контроль и необходимая помощь должны быть незаметны для ребят или не вызывать у них протеста.
С возрастом спектр проблем, выносимых для обсуждения, расширяется и затрагивает не только проблемы социального и морального характера, но и участие детей в планировании политики школы, их отношение к программам обучения, жизненным перспективам и другие. Процесс передачи ответственности возможен не только в социальной сфере, но и в учебе. Ответственность учеников за учебу, достижения в ней - мечта, наверное, всех учителей. Успешен будет тот педагог, цель которого - показать ребенку его прирост в знаниях (или регресс).
В процессе передачи ответственности, как и в других процессах формирования активной жизненной позиции, происходит взаимная аффективная поддержка учеников и учителя, обучение рефлексии, развитие умения справляться с незнакомыми жизненными ситуациями, освоение коммуникативной и социальной компетентности. Таким образом, продуктивность деятельности учителя по формированию активной жизненной позиции учащихся повышается, поскольку в данном случае этот процесс сопровождается формированием убеждений учеников и их когнитивных моделей.
"Школьное сообщество" может существовать во множестве форм, важнее стиль отношений, складывающихся в школе: личностно ориентированных, аутентичных, заботливых, внимательных по отношению друг к другу, характерных для семьи, дружбы и других типов сообществ.
Для построения сообщества необходимо осознание учителями и директорами школ реальной ситуации в школе, а также целей и возможных путей изменений. Переход на новый базовый подход в образовании означает, что всем его участникам необходимо изменить способ мышления и позиции по отношению к школе и взаимоотношениям, в ней складывающимся. Вместо ранее существовавшего внешнего контроля в школу как "школьное сообщество" должны прийти взаимоотношения, основанные на демократических социальных нормах, ценностях, профессионализме, коллегиальности и автономности как учителей, так и учащихся.
Список литературы
1. Глассер У. Школы без неудачников. М.:Прогресс,1991. С.184.
3. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем. /Под ред. И.В.Раввич-Щербо. М.: Педагогика, 1987. С.176.
4. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Ростов-н/Д.: Феникс, 1995. С.480.
5. Холл П. Community Education: ответы на нужды и трудности детей / Новые ценности образования. № 3. М.: Инноватор, 1995. С.82-85.
6. Школы как Communities. Уровни бедности ученических "популяций". Позиции, мотивация и успеваемость учеников: многоуровневый анализ /Новые ценности образования. N 5. М.: Инноватор, 1995. С. 75-80.
7. Cusick,P. The educational system: Its Nature and Logic. New York, 1992.
8. Postman,N. The end of Education: Redefinding the value of school>- New York, 1995.
9. Sergiovanni,T.J. Building Community in Schools.- San-Fransisco, 1994.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа