Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза

Динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза

Н.Г.Рукавишникова, Е.Г.Заверткина

Целью нашего исследования был анализ динамики ценностно-мотивационной сферы студентов в период обучения в педвузе. Почему наше внимание привлекли именно ценностные ориентации студентов? В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности. Что же такое ценностные ориентации? Приведем два определения, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают содержание и функции ценностных ориентаций в жизни человека.

“Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека” [6], определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Однако нам кажется интересным и полезным и иное определение: “ценностные ориентации - интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной Среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации” [3]. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.

Изучение влияния ценностных ориентаций личности индивида на различные сферы ее деятельности подтверждает положение о том, что общие и специфические условия деятельности, преломляясь в сознании, по-разному проявляются в реальном поведении. Причина существенных отклонений в поведении одного лица от другого - в субъективном восприятии данных условий, а также различиях в их ценностных ориентациях, в структуре жизненных ценностей различных людей.

В связи с тем, что ценностно-мотивационная сфера бесспорно имеет огромное значение в формировании и развитии личности индивида, в регуляции его поведения и деятельности, нам кажется, что выбор цели нашего исследования не требует дальнейших обсуждений.

Рост интереса к измерению ценностей и ценностных ориентаций наметился с начала 60-х годов и был связан с консультированием по вопросам образования и выбора профессии, прогнозированием социального поведения индивидов [1, 4]. В некоторых странах, прежде всего в США, подобные исследования стали неотъемлемой частью жизни общества. Среди известных тестов для диагностики различных аспектов направленности личности, - методика словацкого психолога Т.Тарочковой “Жизненные цели”, тест американских авторов Д.Сьюпера и Д.Невил “Шкала ценностей”, методика М.Рокича “Изучение ценностей человека”, опросник Олпорта-Верона-Линдсея и др. [5]. В качестве основного диагностического конструкта авторы этих тестов рассматривают направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессио-нальная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) обладают для разных людей различной степенью значимости.

В отечественной практике профконсультирования долгое время был распространен подход, основывающийся на том, что профессиональная деятельность является основным содержанием жизни человека. Однако практика показала, что для одного человека профессиональная жизнь - это возможность удовлетворения потребности в общении, для другого - это средство зарабатывания денег, а для третьего на первый план выступает сфера семейной жизни и т.д. Таким образом, сопоставляя преобладающие ценностные ориентации индивида с доминирующими для него жизненными сферами, можно определить и доминирующую направленность данной личности.

В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих жизненных целей и жизненных сфер деятельности студентов нами был взят Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) [5]. Опросник позволяет выявить иерархию ценностных ориентаций человека и преобладающие сферы его жизнедеятельности. Методика ОТеЦ позволяет диагностировать следующие ценностные ориентации личности:

1) собственный престиж;

2) высокое материальное положение;

3) креативность;

4) активные социальные контакты;

5) развитие себя;

6) достижения;

7) духовное удовлетворение;

8) сохранение собственной индивидуальности.

Опросник также позволяет определить степень значимости для индивида той или иной жизненной сферы, в рамках которой он пытается себя реализовать. Это:

1) сфера профессиональной жизни;

2) сфера обучения и образования;

3) сфера семейной жизни;

4) сфера общественной жизни;

5) сфера увлечений.

Нас интересовали различия в ценностях студентов разных факультетов, а также динамика ценностей студентов за годы обучения в университете. Естественно, что социальная ситуация развития личности первокурсника и пятикурсника неодинакова и ценностные ориентации как динамическая личностная структура претерпевают значительные изменения за годы учебы в педвузе. Таким образом, перед нами встали две задачи:

1) определить специфические особенности ценностных ориентаций студентов разных факультетов;

2) выявить динамику ценностных ориентаций студентов каждого факультета на протяжении их обучения в педвузе.

Для решения этих задач нами были отобраны 3 факультета: исторический , русской филологии и культуры (РФиК) и педагогический факультет. Выбор этих факультетов объяснялся рядом объективных причин. Наша выборка включала студентов первого и выпускного курсов названных факультетов. Всем студентам, включенным в нашу выборку, было предложено ответить на вопросы методики ОТеЦ (80 вопросов). Результаты обрабатывались на IBM PC-AT. Нас интересовали только высокие оценки по всем изучаемым шкалам (7 - 10), т.к. они дают нам представление о доминировании той или иной ценности. Поэтому нам показалось нецелесообразным использовать средние арифметические значения для сравнения отдельных групп студентов между собой. Мы считаем более целесообразным использовать процентное отношение высоких оценок по каждой шкале к общему числу студентов этой группы.

Результаты проведенных исследований представлены в таблице 1 (4-й курс на педагогическом факультете является выпускным).

Таблица 1

Количество студентов, имеющих высокие оценки по методике ОТеЦ (выражено в %)

Факультет

Курс

Педаго-

гический

1 к. - 4 к.

Истори-

ческий

1 к. - 5 к.

РФ и К

1 к. - 5 к.

Ценностные ориентации:

1. Престиж

2. Материальное положение

3. Креативность

4. Активные социальные контакты

5. Развитие себя

6. Достижения

7. Духовное удовлетворение

8. Сохранение собственной индивидуальности

Жизненные сферы:

1. Сфера профессиональной жизни

2. Сфера обучения и образования

3. Сфера семейной жизни

4. Сфера общественной жизни

5. Сфера увлечений

40 - 36

83 - 82

52 - 33

52 - 33

74 - 48

98 - 73

55 - 18

79 - 79

69 - 64

73 - 54

67 - 54

76 - 21

75 - 64

45 - 20

65 - 73

32 - 20

57 - 40

47 - 40

80 - 60

37 - 20

70 - 60

40 - 40

72 - 60

45 - 40

50 - 40

67 - 46

35 - 44

62 - 80

23 - 34

44 - 32

58 - 62

70 - 62

13 - 36

60 - 74

29 - 42

64 - 60

43 - 50

58 - 36

67 - 64

Анализ полученных результатов позволил нам дать ответ на два вопроса, поставленных в начале нашего исследования:

каковы особенности ценностных ориентаций студентов отдельных факультетов?

как изменяются ценностные ориентации студентов от первого курса к выпускному?

Для того, чтобы ответить на первый вопрос, мы проанализировали полученные результаты с точки зрения общих тенденций, характерных для ЦО студентов всех факультетов. Что же объединяет ценности студентов трех выбранных нами факультетов?

1. Для всех факультетов характерно большое число студентов, получивших высокий балл по показателю “высокое материальное положение” (от 83% до 62%). Это означает, что материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой социальной защищенностью студентов.

2. Для студентов всех факультетов характерна высокая потребность в достижениях (от 98% до 60%), т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов.

3. Большое количество студентов (от 79% до 60%) имеет высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.

4. Вопреки нашим ожиданиям, немногие студенты ставят удовлетворение своих духовных потребностей выше материальных (от 13% до 55%).

5. Наиболее значимыми сферами жизнедеятельности для всех студентов являются сфера обучения и сфера увлечений, причем на двух факультетах из трех сфера увлечений превалирует над сферой обучения (педагогический и РФиК).

6. Профессиональная же сфера для большинства студентов еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями.

Особенных различий в ЦО студентов отдельных факультетов мы не обнаружили, все различия касаются динамики ЦО от 1 курса к 5-му.

Для анализа динамики ценностных ориентаций студентов мы проранжировали все ценности и жизненные сферы по их значимости для студентов каждого курса. Ранговые места (от 1 до 8 для ЦО и от 1 до 5 для жизненных сфер, где 1 - наиболее значимая ценность и т.д.) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Ранговые места значимости для студентов отдельных ценностных ориентаций и жизненных сфер

Факультет

Курс

Педаго-

гический

1 к. - 4 к.

Истори-

ческий

1 к. - 5 к.

РФ и К

1 к. - 5 к.

Ценностные ориентации:

1. Престиж

2. Материальное положение

3. Креативность

4. Активные социальные контакты

5. Развитие себя

6. Достижения

7. Духовное удовлетворение

8. Сохранение собственной индивидуальности

Жизненные сферы:

1. Сфера профессиональной жизни

2. Сфера обучения и образования

3. Сфера семейной жизни

4. Сфера общественной жизни

5. Сфера увлечений

7 - 5

2 - 1

6 - 6

6 - 6

4 - 4

1 - 3

5 - 7

3 - 2

4 - 1

3 - 2

5 - 2

1 - 3

2 - 1

6 - 4

3 - 1

8 - 4

4 - 3

5 - 3

1 - 2

7 - 4

2 - 2

5 - 3

1 - 1

4 - 3

3 - 3

2 - 2

6 - 4

2 - 1

5 - 7

4 - 3

1 - 3

8 - 5

3 - 2

5 - 4

5 - 4

2 - 2

4 - 3

3 - 5

1 - 1

Проанализировав результаты таблицы 2, мы пришли к следующим выводам о динамике ЦО студентов педвуза от первого курса к выпускному.

1. Стремление к высокому материальному положению у всех студентов имеет тенденцию к повышению и к старшим курсам переходит со 2 - 3 места на 1-е. Первокурсники, вчерашние школьники, гораздо терпимее относятся к материальной зависимости от родителей. Студенты же старших курсов имеют более высокие потребности, стремятся быть независимыми от родителей, заводят собственную семью.

2. Наиболее значимая ценность всех первокурсников - потребность в достижениях (у всех на 1-м месте). Эта потребность имеет тенденцию к снижению (на 2 - 3 место), оставаясь, однако, одной из наиболее значимых в структуре ЦО студентов.

3. На третьем по значимости месте для первокурсников стоит потребность в сохранении собственной индивидуальности, которая к 5 курсу занимает уже второе место в структуре ценностей студентов, т.е. стремление к неповторимости и индивидуальности имеет тенденцию к увеличению в процессе обучения и взросления студентов.

4. Аналогично со стремлением к развитию себя. У большинства студентов значимость этой потребности к 5 курсу возрастает и выходит на 3-е место (4-е на педагогическом факультете).

5. На протяжении обучения в университете увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. Эта потребность выходит к 5 курсу на 4-е место и объясняется процессом изменения социального статуса выпускников по сравнению с первокурсниками (кроме того, многие старшекурсники начинают работать, заводят собственную семью).

6. Стремление к активным социальным контактам, креативность и духовное удовлетворение имеют небольшое значение для большинства студентов.

7. Отрадно отметить повышение значимости сферы профессиональной жизни для всех студентов от 1 курса к 5-му. Однако, несмотря на эту тенденцию, профессиональная жизнь все еще остается чуть ли не на последнем по значимости месте для большинства студентов. Исключение составляет лишь педагогический факультет, где к выпускному курсу профессиональная жизнь выходит на 1 место по значимости по сравнению с остальными сферами жизнедеятельности.

8. Сфера обучения является наиболее значимой для студентов исторического факультета (1 место как на 1, так и на 5 курсе). Для студентов факультета РФиК обучение стоит на 2 месте, уступая сфере увлечений. А на педагогическом факультете происходит снижение значимости обучения к выпускному курсу.

9. Интерес к семейной жизни, не являясь преобладающим, имеет тенденцию к росту с 1 курса к старшим, что, на наш взгляд, совершенно естественно и связано со стремлением к образованию собственной семьи.

10. Интерес к общественной жизни, в свою очередь, имеет тенденцию к снижению. Это объясняется тем, что на первых курсах студенты стремятся найти свое место в коллективе сверстников, занять определенное место в группе, расширить круг своих знакомств. К старшим курсам эта потребность у большинства студентов уже удовлетворена: сложился определенный круг общения, определилось положение студента в референтной группе. Поэтому интерес к общественным мероприятиям к старшим курсам значительно падает.

11. Что касается сферы увлечений, то она по-прежнему занимает одно из важнейших мест в жизни студентов ( 1 - 2 ).

Все результаты, полученные в ходе нашего исследования, являются, естественно, отражением частных проблем Ярославского педагогического университета и не могут быть перенесены на всю категорию студентов, но нам кажется, что мы обнаружили некоторые общие закономерности динамики ценностных ориентаций современного студента. Работа по изучению различных аспектов личности и деятельности студентов будет продолжаться, и мы надеемся, что результаты нашего исследования лягут в основу написания психологического портрета современного студента педагогического вуза.

Список литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1, 2. М., 1982.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 1990.

3. Психология современного подростка /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1987.

4. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В.А.Ядова. Л., 1979.

5. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль, 1991.

6. Человек и его работа. Социологическое исследование /Под ред. А.Г.Здравомыслова. М., 1967.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа