Технологическое образование школьников в свете современных задач
Технологическое образование школьников в свете современных задач
Серебренников Лев Николаевич, Ярославский государственный педагогический университет (ЯГПУ)
В современных социально-экономических условиях подготовка школьников к трудовой и профессиональной деятельности приобретает новое значение. Наряду с сокращением и реструктуризацией рынка труда резко изменились требования к уровню и содержанию подготовки специалистов, основа которой закладывается системой общего образования. Анализ занятости населения показывает, что при достаточно высоком образовательном цензе молодежи вероятность реализации полученных знаний на практике невелика, и лишь малая часть выпускников средних и высших профессиональных учебных заведений получает возможность профильного трудоустройства. Низкая конкурентоспособность молодежи делает ее наиболее незащищенной категорией на рынке труда. Чаще всего это обусловлено несоответствием полученного образования профессиональным интересам и рыночному спросу, недостаточной квалификацией и неготовностью молодых специалистов к практической деятельности.
Качество подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях определяется структурой и содержанием предшествующего общего образования, подготовленностью школьников к профессиональному обучению. Общеобразовательная практикоориентированная подготовка включает в себя трудовое и технологическое обучение, завершающееся специализированной подготовкой старшеклассников. Анализ организации профессиональной подготовки школьников (таблица 1) указывает на современные тенденции и условия развития технологического образования. Отечественный педагогический опыт показывает, что практическая подготовка учащихся в настоящее время осуществляется преимущественно на базе школьных учебных мастерских. Это особенно актуально в условиях сельской школы. Ограниченные возможности механизации и материально-технического обеспечения учебно-производственных процессов приводят к изменению направленности трудовой подготовки школьников. Обучение в школьных мастерских в большинстве своем ориентировано на сферу ремесленного, часто ручного труда, что приводит к стагнации, а подчас и деградации целей и задач технологического обучения.
Таблица 1
Организация профессиональной подготовки старшеклассников (в %)
|
Школьные мастерские |
Учебно-производственные комбинаты |
Учебные участки предприятий |
На базе профессиональных учебных заведений |
Город |
47 |
45 |
6 |
2 |
Село |
85 |
10 |
5 |
- |
Роль учебно-производственных комбинатов (УПК) становится заметной в достаточно больших населенных пунктах с расширением системы межшкольного взаимодействия. Современные профессионально-образовательные потребности школьников выдвигают новые требования к содержанию деятельности УПК по решению задач технологического обучения, совершенствованию его научно-методического и организационного обеспечения. Практика последнего периода показывает, что с изменением социально-экономических условий резко сократились функции и возможности учебных участков предприятий, призванных осуществлять практическую подготовку и диагностику учащихся в процессе реального производства. Следует отметить, что в условиях современного сокращения экономической базы системы образования крайне слабо используются возможности взаимодействия и комплексного использования образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного и профессионального образования.
Опыт показывает, что работа в сфере материального производства является ориентиром лишь для некоторой части школьников. Среди объективных индикаторов личностных, в том числе профессионально значимых интересов можно отметить распределение учащихся по различным видам деятельности в системе дополнительного образования. Оно подтверждается спектром формирующихся в процессе обучения и творческой практической деятельности профессиональных интересов и устремлений подростков.
По окончанию основной школы около третьей части городских и почти половина сельских школьников переходят на обучение в систему начального и среднего профессионального образования по профилям производственных и, чаще, непроизводственных специальностей. На выбор профессиональной траектории влияют не только личностные качества, но и конъюнктура рынка труда, общественные условия и социальные возможности учащихся.
Перешедшие в старшие классы школьники продолжают технологическое обучение, которое может быть общетрудовым или профильным в зависимости от готовности системы образования к решению задач специализированной подготовки школьников.
Анализ отраслевой структуры рынка труда, относительного уровня заработной платы и профессиональных устремлений учащихся на примере областей центрального региона за последние годы (таблица 2) указывает на несбалансированность социально-экономического развития современного общества и необходимость совершенствования процессов его обеспечения.
Таблица 2
Отраслевая структура и профильное обучение школьников (в процентах)
Отрасли экономики |
Структура экономики |
Уровень оплаты труда отн. средн. |
Распределение учащихся |
||
Всего |
Город |
Село |
|||
Промышленность |
38 |
110 |
14 |
13 |
16 |
Сельское хозяйство |
9 |
55 |
7 |
3 |
35 |
Транспорт и связь |
9 |
125 |
9 |
8 |
11 |
Строительство |
4 |
150 |
0,5 |
0,5 |
- |
Торговля и общепит |
3 |
75 |
1 |
1 |
- |
Жил- ком. хозяйство |
6 |
70 |
11 |
12 |
7 |
Прикладная экономика |
1 |
520 |
6 |
7 |
- |
Управление, делопроизводство и коммуникации |
4 |
150 |
19 |
22 |
6 |
Наука, здравоохранение, образование, культура |
20 |
58 |
16 |
18 |
3 |
Прочие |
6 |
|
16 |
15 |
22 |
Однако среди особенностей существующей системы технологического обучения следует отметить социально обусловленное построение его базовой части по отраслям и компонентам хозяйственной деятельности. Это входит в противоречие с задачами личностно-ориентированного построения профессионально значимого обучения школьников в соответствии с объектами и типами профессиональной деятельности.
Кроме того, имеющее место в процессе технологического обучения разделение контингента учащихся по половому признаку (на мальчиков и девочек) отвечает традиционному решению вопросов самообслуживания и самообеспечения в процессе бытового разделения труда, однако не решает задачи профессионально-ориентированной подготовки учащихся. Следует также отметить низкий уровень профессиональной мотивации общего и трудового обучения школьников и необходимость обеспечения этой важнейшей составляющей целеполагания учебного процесса.
Перешедшие в 10 класс учащиеся через два года в несколько сокращенном составе оканчивают школу. Часть их (порядка 40%) поступает в ВУЗы, другая часть (около 33%) – в средние профессиональные учебные заведения, 12% выпускников проходят обучение в учреждениях начальной профессиональной подготовки. Следует отметить, что более 15% выпускников средней школы приступают к трудовой деятельности с багажом практической подготовки, полученным в школьных учебных мастерских и учебно-производственных подразделениях. Это еще раз указывает на актуальность обеспечения связи общего и профессионального образования.
Переход к системе 12-летнего обучения с выходом на начальное профессиональное образование делает профильную подготовку учащихся приоритетной составляющей новой концепции общеобразовательной школы.
В контексте существующей системы технологического образования специализированное обучение старшеклассников для отраслей материального производства может доводиться до уровня начального профессионального. В то же время подготовка школьников к деятельности в непроизводственной сфере экономики производства лежит вне рамок технологического обучения и осуществляется в известной мере стихийно, без соответствующего организационного и педагогического обеспечения. Существующее положение дел и стоящие перспективы развития системы общего образования выдвигают задачу создания целостной системы трудового обучения по всему спектру профессиональных интересов учащихся. Ее цели, сущность и методологические подходы едины как для подготовки к работе в области материального производства, так и в непроизводственных отраслях экономики. В основу их могут быть положены общие идеи и принципы трудового и технологического обучения и воспитания. Создание комплексной структуры практикоориентированного обучения позволяет создать единую систему трудовой, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки школьников по различным объектам и сферам профессиональной деятельности.
Необходимость развития и совершенствования системы технологического образования подтверждает передовой отечественный и зарубежный педагогический опыт и объективно существующая практика подготовки молодежи к труду и получению профессии.
На наш взгляд, общеобразовательная область “Технология” может выполнять функции комплексной системы трудового обучения, воспитания и формирования готовности школьников к получению профессий по различным направлениям во всех сферах экономической деятельности.
Достижение этих целей предусматривает решение следующих задач:
формирование знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом возможностей и интересов ребенка а также в соответствии с потребностями общества;
развитие творческих, профессионально значимых качеств личности учащихся;
достижение эффективного уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;
формирование культуры личности, связанной с практической деятельностью человека;
воспитание потребности учащихся в трудовой деятельности.
Мы считаем, что для выполнения обозначенных функций образовательная область “Технология” может быть построена с учетом следующих принципов:
фундаментальности и вариативности, что означает построение обучения на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которая дополняется региональной и гуманитарной вариативными составляющими;
многопрофильности, обеспечивающей возможность практического обучения по основным направлениям взаимодействия субъекта и объекта труда в системе технологических профилей; при этом обучение должно быть социально обусловлено и структурировано по различным сферам и типам профессиональной деятельности;
непрерывности и преемственности, для обеспечения системного практикоориентированного обучения на протяжении всего периода с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат.
многоуровневости, предполагающей подготовку к трудовой деятельности на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей учащихся, задач их воспитания и творческого развития, формирования готовности к получению профессии;
комплексности обучения, которая подразумевает единство воздействия ОО“Технология” на сознание и поведение учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности, формирование профессионально значимых качеств личности, взаимосвязь общего образования, трудового обучения, и самостоятельной деятельности.
В связи с этим структура ОО “Технология” должна включать в себя систему взаимосвязанных компонентов: интегративные разделы общего образования, трудовое обучение, творческую личностно-ориентированную деятельность и специализированную подготовку учащихся.
Важно, чтобы содержание технологического обучения обеспечивало отражение личностного взаимодействия субъекта и предмета труда в системах “человек - человек”, “человек - природа”, “человек - техника”, “человек - знаковая система”, “человек - художественный образ”, соотносилось на все сферы экономической деятельности, базировалось на современных отраслевых технологиях и способствовало самореализации учащихся в свободной творческой деятельности.
Возрастные и общеобразовательные возможности учащихся, решение задач трудовой подготовки и профессионального самоопределения обусловливают этапы технологического обучения: введение в труд, основы труда, введение в профессии, профильное обучение в соответствии с выбранной учащимися отраслевой технологией. Последний этап позволяет доводить подготовку до профессионального уровня, что содействует повышению социальной защищенности выпускника общеобразовательного учебного заведения.
Важно обеспечить творческий характер деятельности учащихся как условие формирования знаний, умений и навыков решения реальных задач в процессе практической деятельности. Организация творческой учебной и внеучебной деятельности должна носить системный, научно обоснованный характер и быть направлена на повышение мотивации и интенсификации процесса обучения, выявление профессиональных наклонностей и формирование профессиональных устремлений учащихся, приобретение и развитие профессионально значимых качеств личности: инициативности, деловитости, ответственности, предприимчивости, профессиональной мобильности.
Целеполагающее значение имеет профессиональная направленность (профессионализация) системы общего, включая технологическое, образования, предусматривающая формирование профессиональной культуры, профессионально значимых качеств и профессиональное самоопределение учащихся. Она должна обеспечивать:
формирование представлений о различных сферах, видах и формах профессиональной деятельности;
раскрытие возможностей и развитие способностей учащихся;
формирование профессиональных интересов и устремлений;
формирование адекватной самооценки;
достижение эффективного уровня компетентности в выбранной сфере трудовой деятельности;
формирование знаний, умений и навыков, необходимых для получения выбранной профессии.
Достижение намеченных результатов предусматривает комплекс взаимосвязанных действий:
профессиональную диагностику личности;
выявление профессионально значимых качеств;
профессиональные пробы;
формулирование профессионального выбора;
социальный анализ профессиональной ситуации;
принятие решения о выборе профессии и сферы практической деятельности;
составление жизненного плана;
принятие образовательно-профессиональных решений;
подготовку к выбранной сфере деятельности.
Профессиональная направленность систематизирует трудовое и технологическое обучение, актуализирует содержание и обеспечение учебного процесса, повышает личностную мотивацию, инициирует дополнительную образовательную и самостоятельную практическую деятельность учащихся.
По нашему, мнению структура технологического обучения объективно формируется в комплексе общего, дополнительного и самостоятельного образования в условиях практикоориентированной, профессионально значимой деятельности.
Технологическое образование детей практически начинается с дошкольного возраста посредством выработки элементарных представлений и навыков обитания в окружающем мире. Дошкольный период технологического обучения является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.
Задачей ООТ в начальной школе можно считать формирование основ культуры труда. Под этим понимается приобретение базовых представлений о природной и технологической среде обитания общетрудовых и начальных операционных умений по основным разделам практической деятельности, воспитание трудовой и технологической дисциплины, введение в профессии, привитие навыков использования современных технологий в условиях повседневной жизни.
Обучение ОО “Технология” в основной школе предполагает ознакомление с современными отраслевыми технологиями, получение знаний и умений выполнения обобщенных технологических операций, развитие навыков обучения, творческого мышления и решения практических задач, формирование профессионально значимых качеств личности во взаимодействии с основными объектами труда в базовых сферах экономической деятельности, достижение эффективного уровня профессиональной культуры, обеспечивающего выявление профессиональных интересов и склонностей для определения последующего образовательного маршрута учащегося.
Одной из основных целей ОО “Технология” в системе полного общего образования мы считаем раскрытие и развитие способностей, формирование профессиональных устремлений и жизненного плана посредством обучения и включение в реальную практическую деятельность, творческое развитие и воспитание учащихся.
В процессе общеобразовательного трудового и технологического обучения могут решаться задачи формирования практических основ самообслуживания, приобретения профессиональных навыков по отдельным отраслевым технологиям, получения профильной и начальной профессиональной подготовки.
Возможности школьного образования могут быть расширены обучением в системе дополнительного образования и структурах допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. Сфера дополнительного образования является неотъемлемой составной частью системы общего образования и профессионального становления учащихся. Ее построение и эффективное функционирование является важным условием комплексного обучения и воспитания школьников. Задачи дополнительного образования учащихся в начальной и средней школе решаются в форме имитации и моделирования практической деятельности взрослых. В последующем, на стадии профильного обучения старшеклассников, дополнительное образование становится составной частью допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки, что весьма важно в плане новой концепции общего 12-летнего образования. Формируясь в системе практикоориентированного обучения дополнительное образование становится элементом, а в дальнейшем основой непрерывного образования и повышения квалификации специалиста.
Широкая общеобразовательная подготовка является и условием самообразования и самостоятельной практической деятельности учащихся. Непрерывное компенсирующее и развивающее самостоятельное образование школьников и деятельность по интересам способствуют, в свою очередь, решению задач общего образования и дальнейшему повышению готовности выпускников к получению профессии. Они являются важными факторами процесса непрерывного профессионального, интеллектуального и духовного развития личности.
Конечными результатами технологического образования можно считать повышение уровня социальной устойчивости и конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда, их готовность к профессиональному обучению и развитию на протяжении всего периода профессиональной деятельности.
Возможности реализации целей и задач технологического обучения связаны с обеспечением активности образовательного пространства на основе научно- методического, кадрового, материально–технического обеспечения и управления развитием педагогического процесса.
Одним из важнейших и необходимых условий решения вышеизложенных задач технологической подготовки учащихся является кадровое обеспечение. Изучение процессов совеременной общеобразовательной школы указывает на повышение возрастного уровня, прогрессирующую феминизацию, замедление роста образовательного ценза преподавательского состава и другие негативные явления.
Причинами этого являются продолжение трудовой деятельности учителей пенсионного возраста, существующий уровень оплаты педагогического труда, составляющий около половины среднего уровня средней заработной платы с тенденцией дальнейшего относительного понижения, сокращение рабочих мест и вакансий для притока новых педагогических кадров.
В современных экономических условиях относительно высокий образовательный и интеллектуальный потенциал выпускников высшей школы позволяет им реализовать свои возможности в непрофильных сферах экономики. Существующая конъюнктура рынка труда приводит к дальнейшей феминизации общеобразовательной школы.
Снижение притока молодых педагогических кадров и увеличение доли работающих пенсионеров приводят к замедлению развития системы образования в целом и технологического обучения в частности и возрастанию противоречий между уровнем растущих образовательных потребностей учащихся и возможностями их удовлетворения в системе общего образования.
Очевидно, что содержание подготовки учителя данной образовательной области должно определяться целями и задачами учебного процесса в общеобразовательной школе. В соответствии с этим подготовка педагогических кадров ОО “Технология” должна быть направлена на реализацию следующих функций:
образовательной - освоения общекультурных, профессиональных и предметных знаний;
развивающей – развития интересов, потребностей, наклонностей и способностей студентов;
воспитательной - формирования профессионально значимых качеств личности,
социально-значимых мотивов и потребностей студентов в профессиональной деятельности;
компенсирующей – устранения несовершенств предыдущей подготовки студентов;
стимулирующей - побуждения к дополнительному образованию и самостоятельной практической деятельности;
актуализирующей – осознания важности и выявление резервов профессионального развития;
защитной - повышения уровня социальной защищенности будущих педагогов.
Для их обеспечения образовательная программа и структура подготовки учителя технологии могут быть построены с учетом следующих принципов:
системности и интегративности образования, трудовой и технологической подготовки и творческой деятельности студентов;
многопрофильности и многоуровневости подготовки учителя технологии по основным направлениям профессиональной деятельности на основе интеграции различных этапов и разделов профессионального образования;
дискретности и непрерывности блочно-модульного построения взаимосвязанных курсов и циклов обучения;
фундаментальности и вариативности федеральной, региональной и гуманитарной составляющих программы подготовки специалиста.
Мы считаем, что основными компонентами содержания и структуры подготовки педагогических кадров ОО “Технология” могут быть:
Освоение образовательной программы;
Технологическая подготовка:
а) базовое обучение по основным
направлениям профессиональной
деятельности человека,
б) специализированная
подготовка в соответствии с выбранной
сферой экономической деятельности;
Творческая подготовка:
а) овладение навыками творческой
практической деятельности,
б) освоение
теоретико-методических основ организации
и обеспечения творческой деятельности
учащихся,
в) развитие творческих
качеств личности специалиста;
Общая и специальная профессиональная подготовка.
Образовательная программа должна предусматривать обеспечение общекультурной, общепрофессиональной и предметной подготовки учителя для реализации задач трудового и технологического обучения школьников. Предметная подготовка специалиста может содержать базовую и специализированные составляющие. Фундаментальная предметная подготовка должна быть направлена на обеспечение обучения школьников по спектру основных объектов и видов практической деятельности человека. Это обусловливает предметно-модульное построение базовой части предметной подготовки специалиста на основе не только технической, но комплексной технологической подготовки по различным направлениям и типам профессиональной деятельности.
Предметные модули базовой подготовки, связанные с различными отраслями экономики, могут интегративно взаимодействовать с разделами общекультурной и общепрофессиональной подготовки. Наиболее эффективно они могут реализоваться в комплексе со специализированной предметной подготовкой (специализацией), осуществляемой в рамках предметной подготовки и направленной на непосредственное обеспечение разделов и дисциплин школьного технологического обучения в русле одной из отраслевых технологий. В соответствии с содержанием ОО “Технология” спектр направлений специализированной подготовки определяется требованиями обеспечения инвариантного комплекса профильного обучения по основным отраслям экономики – промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Отсюда вытекают основные подходы к формированию подготовки учителя ОО “Технология”: фундаментальность структуры и содержания, означающие:
фундаментальную многопрофильность базовой предметной личностно-ориентированной подготовки по типам профессиональной деятельности человека;
фундаментальную многопрофильность специализированной подготовки по социально обусловленному спектру основных отраслей экономической деятельности;
фундаментальность содержания базовой и профильной подготовки специалиста.
Специализированная предметная подготовка должна носить, с одной стороны, общий, стандартизированный характер с целью обеспечения единого образовательного пространства и, одновременно, учитывать региональные условия реализации ОО “Технология”. Каждому направлению специализации должен соответствовать профильный раздел теоретической и методической подготовки.
При подготовке учителя технологии необходимо учитывать требования единой общеобразовательной, психолого-педагогической и медико-биологической подготовки специалиста с высшим педагогическим образованием.
Специальная психолого-педагогическая подготовка учителя ОО “Технология” может содержать методические основы разделов:
профессиональной деятельности учителя ОО “Технология”
преподавания личностно-ориентированной инвариантной составляющей ОО “Технология”
преподавания социально-значимой специализированной составляющей ОО “Технология” по одной из сфер экономической деятельности
творческой учебной деятельности в системе ОО “Технология”
формирования профессиональной культуры и профессиональной компетентности учащихся
обеспечения учебного процесса по дополнительной специальности
При прохождении специальной медико-биологической подготовки следует предусмотреть разделы:
Медико-биологических основ трудового обучения детей и подростков.
Основ охраны труда в процессе технологического обучения школьников.
Специализированная предметная подготовка учителя ОО “Технология” может быть доведена до уровня дополнительной начальной или средней профессиональной по одному из технологических профилей.
Наряду с получением основной специальности, в системе подготовки учителя технологии может быть предусмотрена возможность получения второй (дополнительной) специальности. При ее введении в план подготовки специалиста, на наш взгляд, следует руководствоваться следующими требованиями:
фундаментальности подготовки по дополнительной специальности на основе эффективного сопряжения образовательной базы предметных блоков обеих специальностей;
взаимодополнения основной и дополнительной специальностей, обеспечивающего расширение профессиональной подготовки специалиста;
социальной значимости для общества и человека, личностной обусловленности и профессиональной востребованности;
стабильности, направленной на повышение профессиональной устойчивости и защищенности специалиста и системы образования в целом через расширение его профессиональных возможностей;
развития системы профессионального образования на основе расширения подготовки педагогических кадров.
Дополнительными специальностями в
системе подготовки учителя
ОО
“Технология” могут быть педагогические
специальности общеобразовательной
школы, адекватные профилю его предметной
подготовки. Комплекс основной и
дополнительной специальностей позволяет
решать задачи подготовки учащихся к
получению профессий по широкому спектру
типов профессиональной деятельности
и отраслей экономики.
В форме дополнительных специальностей могут быть реализованы задачи подготовки специалистов как в смежных, так и в узких образовательных и предметных областях.
Реализация задач ООТ требует решения вопросов материально-технического и организационного обеспечения учебного процесса. Развитие системы технологического образования и подготовки профессиональных кадров ООТ может осуществляться как в общем процессе укрепления образовательной базы учебных заведений, так и путем создания учебно-педагогических комплексов учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, объединенных целями согласованного учебного процесса. Комплексное использование учебной и материально-технической базы позволяет активизировать процесс развития системы образования путем концентрации и интенсификации использования образовательных ресурсов, содействует решению региональных проблем образования в русле современных задач.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа