Вассиан Патрикеев
Вассиан Патрикеев
Перевезенцев С. В.
Вассиан Патрикеев (ок.1470 — 1532), по прозванию Косой (в миру — Василий Иванович Патрикеев) — князь, монах, публицист, один из лидеров "нестяжателей" в 1-й трети XVI в. Происходил из знатного литовского рода Гедиминовичей. Его отец, Иван Юрьевич, приходился двоюродным братом Великому князю Ивану III. В 90-е гг. XV в. князь Василий Патрикеев был очень влиятельной фигурой в высших московских кругах. Участвовал в войне с Литвой, был воеводой во время русско-шведской войны 1495–1497 гг., участвовал в высшем государственном суде.
В династической борьбе конце XV в. отец и сын Патрикеевы поддержали Дмитрия Ивановича-внука. За это в 1499 г. оба попали в опалу и были пострижены в монахи. Василий Патрикеев под именем Вассиана оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он познакомился с Нилом Сорским, который и стал наставником нового инока. В монастыре, выполняя наставления своего учителя, Вассиан знакомится с богословской литературой, изучает Священное Писание.
Несмотря на влияние Нила Сорского, Вассиан не смог следовать до конца его заповеди отречения от мира и сосредоточении на внутреннем духовном самосовершенствовании. Смысл своей последующей деятельности он видел в необходимости преобразования Церкви на принципах "нестяжания".
Около 1509 г. Вассиана возвратили в Москву, где стал пользоваться расположением нового великого князя Василия III Ивановича. В 1512 г. произошло первое открытое столкновение Иосифа Волоцкого и Вассиана Патрикеева. Волоколамский игумен призвал великого князя провести "обыск" новых еретиков в Нило-Сорском скиту. Тогда Вассиан написал "Слово ответное", в котором доказывал неканоничность призывов Иосифа к "казням" еретиков. Спор был решен государем, — Василий III занял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним.
Влияние на великого князя Вассиан Патрикеев сохранял до начала 30-х годов. Именно в этот период и сформировались два направления в отечественной религиозно-философской мысли, которые стали назваться "нестяжательством" и "иосифлянством". Полемика между сторонниками разных направлений проходила с переменным успехом, а предметом споров стали уже не только вопросы о еретиках, но и разнообразные стороны церковной жизни. И именно Вассиану Патрикееву принадлежит ведущая роль в том, что "нестяжательство" стало рассматриваться не как монашеское учение, а как средство решения церковных, социальных и даже политических проблем.
Вассиан Патрикеев является автором нескольких сочинений. Изучением его произведений занимались Н.А. Казакова, Я.С. Лурье, А.А. Зимин, А.И. Плигузов и другие. Особенный интерес представляет "Слово ответное", и его отношения к "Ответу кирилловских старцев", который иногда приписывается авторству Патрикеева. Время создания "Слова ответного" продолжает оставаться дискуссионным в науке. Так, Н.А. Казакова относила его к началу второго десятилетия XVI века, А.А. Зимин — к 20-м гг. XVI в. Недавно новую трактовку, по сути дела объединяющую обе предыдущие, предложил А.И. Плигузов — составил "Слово" Вассиан в начале лета 1512 г., а в 1523—1524 гг. написал его окончательный вариант. При этом А.И. Плигузов считает, что "Ответ кирилловских старцев", часто приписываемый Вассиану, является сокращением и переработкой анонимным автором раннего варианта "Слова". Это, и другие произведения Вассиана Патрикеева опубликованы в Н.А. Казаковой в книге "Вассиан Патрикеев и его сочинения".
По своим воззрениям Вассиан близок к Нилу Сорскому. Следуя учению Нила Сорского, в своих рассуждениях Вассиан Патрикеев основывается на идее евангельской любви. В "Слове ответном" он призывает Иосифа и его последователей вспомнить евангельские заповеди: "Вместо смирениа Христова мирьскую гръдость восприемше, во всех равне погрешаете и ничто же в вас здраво — ни слово, ни дело, ни умышление". В "Слове о еретиках" он отказывается принимать ссылки на Ветхий Завет, который свидетельствует о казнях еретиков — "мы противу сему речем". Зато он принимает евангельские заветы: "Аще от Ветхаго закона и к Новому закону что приведено от святых Христовых уст, от Еуангелиа, и от апостольскых посланий во Апостоле, и от святых правил седми собор, и от поместных — сие приемлем". Эту же мысль он повторяет в "Прениях с Иосифом Волоцким" и дальше обвиняет Иосифа в том, что тот "презрел" заповеди Христовой любви. И наконец, в "Ответе кирилловских старцев", возражая Иосифу Волоцкому по поводу казней еретиков, он утверждал, что мир должен управляться любовью: "Видиши ли, господине, яже любовь Моисеова к согрешающим зло превозможе утоли гнев Божий… Нам же, в Новей благодати яви владыко Христос любовный союз, еже не осужати брату брата о том, но единому Богу судити согрешения человече". Поэтому Вассиан и утверждал, что еретиков следует спасать молитвой и, в крайнем случае, держать в заключение, но ни в коем случае не подвергать смерти, ибо тогда нарушается завет Христовой Любви.
В религиозно-философском плане крайне интересны постоянные ссылки Вассиана на Новый Завет. С одной стороны, в этом можно явно прослеживается явное влияние Нила Сорского, тоже стремившегося жить по Евангелию. Но отрицания норм Ветхого Завета, как представляется, имеет более давнюю историю и в миропонимание Вассиана Патрикеева отразилось, быть может, еще давнее, но сохранившиеся в русской религиозно-философской мысли осторожное отношение к ветхозаветным заповеданиям. И одно из согрешений Иосифа Вассиан как раз и видит в увлечение Ветхим Заветом.
Чтобы достичь торжества евангельской Христовой любви, Вассиан, прежде всего, проповедовал нестяжательство — и как способ земной жизни, и как важнейшее условие спасения. Это теме посвящены практически все его сочинения. Однако если для Нила Сорского нестяжательство было принципом личной жизни и жизни его обители, то Вассиан стремился к тому, чтобы нестяжательство стало принципом жизни всей Русской Православной Церкви. Вопрос о том, что Церковь не имеет права владеть селами и землей, поднимался Вассианом Патрикеевым как самый главный. Более того, в полемике с иосифлянами этот вопрос превратился в единственно главный, а все остальные проблемы отошли на второй план.
Основываясь на этом главном своем тезисе, Вассиан Патрикеев призывал, по сути дела, к церковной реформе. Именно поэтому он требовал, чтобы монастыри отказались от земельных владений, а их управление передали в руки белого духовенства. Резко отрицательно относился он и к тому, что монастыри владеют крепостными ("порабощают крестьян — братьев"). И вообще, он высказывался в пользу того, чтобы преимущественно развивать малые монастыри и скиты, отказавшиеся от имущества, но получающие денежное содержание от государства и богатых землевладельцев.
Вассиан Патрикеев стремился к тому, чтобы нестяжательство стало руководством теоретическим и практическим руководством для Русской Церкви. Недаром главным своим трудом он считал особую редакцию Кормчей книги, где церковные правила были изложены не по хронологии соборов, а тематически, в соответствием с порядком глав в Сборнике XIV титулов. На сегодня известны три редакции Вассиановой Кормчей, причем в две последние содержат все увеличивающееся количество переводов с греческого Максима Грека. Кормчая Вассиан по мнению исследователей, позволяет расширить наше представление об учении нестяжателей. Например, она демонстрирует особый интерес княза-инока к некоторым литургическим вопросам, к календарному счету, здесь Вассиан выступает против пострижения рабов в монастырь, толкует о поведении епископата, о монастырских селах и владельческих правах святительских кафедр и церквей.
Впрочем, в своей неприязни к "иосифлянам" Вассиан нередко доходил до крайностей. Ведь, по ярому убеждению Вассиана, виновными в забвении евангельских истин оказываются не столько еретики, сколько те, кто их казнит — "иосифляне", развращающие Церковь богатством. И именно они являются чуть ли не главными врагами веры. Недаром он говорил: "Иосифова монастыря старцы у меня и в келье не бывали, я их к себе не пущаю, и дела мне до них нет".
На свою сторону Вассиан Патрикеев сумел привлечь немало сторонников, в том числе и приехавшего в Россию Максима Грека. Однако последователи Иосифа Волоцкого не собирались сдаваться. В 1522 году митрополитом стал его ученик Даниил Рязанец, который повел жестокую борьбу против "нестяжателей". В итоге, сначала осудили Максима Грека, а потом и самого Вассиана Патрикеева. Суд состоялся в 1531 году и по его приговору Вассиана, обвиненного в "нестяжательстве" и ереси, заточили в Иосифо-Волоколамском монастыре, где он и погиб от рук "презлых иосифлян" уже в 1532 году.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа