Формирование психолого-дидактической культуры учителя в процессе повышения квалификации

Формирование психолого-дидактической культуры учителя в процессе повышения квалификации

М. М. Князев, Г. М. Криницкая

Социальная ситуация сегодня такова, что конкурентноспособность необходима не только предприятиям и учреждениям, но и каждому профессиональному работнику. Конкурентноспособны в современном мире только специалисты высокой квалификации. Для педагогов квалификация является первоочередной задачей, поскольку от уровня их профессиональной компетентности во многом зависит качество образования. В последние годы произошли значительные изменения в формах, методах, уровнях обучения, создаются разноуровневые программы, учебники, новые методики и технологии, развиваются альтернативные образовательные учреждения. Все это ставит перед учителями задачу не только хорошо владеть своим предметом, но и уметь свободно ориентироваться в соответствующей области знаний, осуществлять интеграцию в рамках смежных дисциплин. Тип преподавателя-информатора, транслятора знаний, уходит в прошлое. Педагогическая деятельность становится сферой практического человекознания, обусловливающего самореализацию субъектов образовательной деятельности, одной из приоритетных ценностей образования в XXI веке. Разрыв между уровнем подготовки учителей и запросами практики побуждает к поиску возможностей профессионального роста педагогов.

Одним из эффективных путей углубления специализации, модификации опыта преподавания можно признать целевую методическую работу школы, обеспечивающую вариативность и непрерывность самообразования, формирующую личную устремленность учителя к совершенствованию профессиональной деятельности. В условиях модернизации образования необходимость отказа от традиционной работы в рамках "методической темы года" продиктована потребностью решать задачи развития современного образовательного учреждения, при этом важно сохранить имеющийся методический арсенал и соотнести его с обновленными ценностями и целями школы. Модернизация образования обусловливает необходимость овладения учителем современным педагогическим мышлением, способствующим повышению качества профессионального труда и профессиональной мобильности. Основной особенностью такого мышления является его четко выраженная ценностно-деятельностная основа, ориентация на изменение функций школы как социального института. Ведущими функциями современной школы можно признать функции педагогической поддержки саморазвития ребенка и социальной защиты от некачественных образовательных услуг. Указанные функции способствуют становлению школы, в которой обеспечивается равенство возможностей получения качественного образования и устанавливаются принципиально новые отношения в образовательной среде.

Установление принципиально новых отношений в образовательной среде можно считать результатом сегодняшнего, а не завтрашнего дня. Равенство возможностей получения образования не означает выравнивания школьников в достижениях и результатах учения. Установка на равенство означает не только наличие одинаковых стартовых возможностей, но и предоставление фактической дифференцированной педагогической поддержки, которая позволяет ребенку максимально раскрыть свой сущностный потенциал. Именно поэтому равенство возможностей неминуемо сопровождается неравенством в результатах образовательной деятельности учащихся.

Направленность методической работы учителей всегда зависит от конкретных обстоятельств жизни школы. В современной школе учитель уже не может работать в прежнем режиме, и изменяющиеся обстоятельства побуждают его модифицировать профессиональную деятельность. Приспособление педагога к новым условиям сопряжено с трудностями разного плана. Переход от унифицированной единообразной модели обучения к вариативной обострил противоречие между самооценкой и самореализацией учителя. Самореализация взаимосвязана с ситуацией успеха, что порождает самоуважение личности. Известна формула самоуважения: чем выше успех, тем выше самооценка и уровень притязаний человека. Самоуважение − один из ведущих факторов успешности деятельности, гордости за свою работу. Педагог, достаточно объективно оценивающий свою профессиональную компетентность и качества, но не реализующий их в своей деятельности, не может эффективно решать задачи развития школы. На преодоление указанных противоречий и должна быть направлена целевая методическая работа учителей.

Целевой подход тесно связан с ориентацией на приоритетные ценности школы и предполагает осуществление следующих шагов:

• обозначение конкретных целей на определенный период развития школы;

• конкретизация желаемого варианта достижения цели (планирование результата);

• выявление и анализ возможных способов решения задач развития школы и выбор из них оптимального;

• обоснование критериев выбора решения. Решение должно: а) давать положительную динамику эффекта; б) не противоречить общим принципам развития школы; в) носить комплексный характер в решении проблем.

Целевой подход дает возможность:

• сосредоточиться на решении конкретных задач развития школы;

• развиваться поступательно (решив одни проблемы, приступать к решению следующих, так как одновременно заниматься всем неэффективно);

• не утратить приоритеты в развитии школы;

• включать весь коллектив в работу по наиболее важным проблемам;

• подбирать кадры и определять функционал педагогов;

• создавать базу для прогнозирования дальнейшего развития школы. Безусловно, целевой подход становится действенным фактором в преобразовательной деятельности школы. Термин "фактор" в словарях трактуется как существенное обстоятельство, движущая сила в процессе, явлении.

Целевая методическая работа в школе предполагает объединение методических сообществ учителей предметных областей в рамках общей модели. Модель методической работы, где отражены цели, основные средства достижения целей и планируемые результаты, рассматривается как "мера", граница, в рамках которых осуществляется деятельность методических сообществ учителей. Мы исходим из понимания сообщества как объединения людей на основе общих ценностей и смыслов, которое характеризуется взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к другу, способностью к согласованию точных позиций. Методические сообщества создаются совместными усилиями педагогического коллектива для решения определенных организационно-управленческих задач развития школы, тем самым обеспечивая наиболее благоприятные условия самореализации субъектов образовательного процесса.

Модель методической работы создается как основной инструмент целостного развития учебно-воспитательного процесса и определяется:

согласованием внешних и внутренних факторов, предопределяющих возможность реализации образовательных программ;

- согласованием норм, регулирующих способы управления и организации форм обучения.

К внешним факторам мы относим образовательные стандарты, требования к профессиональной компетентности учителя.

К внутренним − потребности, интересы, возможности субъектов образовательного процесса. Согласование норм осуществляется в форме:

• разработки целевой методической работы сообществ учителей предметных областей;

• проектирования и экспертизы учебно-методического комплекса, обеспечивающего образовательный процесс;

• индивидуальных консультаций;

• обучающих семинаров;

• взаимопосещения уроков.

Целевая методическая работа предполагает участие всего педагогического коллектива образовательного учреждения. Основное назначение целевой методической работы связано с разработкой конкретных перспективных направлений в условиях модернизации образования и решением определенных проблем. В этом контексте целевая методическая работа учителей является фактором развития современной школы. Далее в статье мы представляем модель методической работы, разработанную для условий Школы Герценовского университета. Целевая методическая работа сообществ преподавателей предметных областей осуществляется в рамках данной модели.

Модель методической работы Школы Герценовского университета

Методическая работа в Школе Герценовского университета отличается от традиционной, предполагающей информирование педагогов о новом содержании и методах работы со школьниками. Акцент в предлагаемой модели методической работы переносится на проектирование педагогами целей, созвучных миссии и ценностям школы, и профессиональный самоанализ результатов педагогической деятельности. Данная модель создает условия профессионального роста и направлена на повышение профессиональной компетентности педагога в сфере педагогической поддержки и отслеживания достижений учащихся в образовательном процессе.

Основания для разработки модели

Школа Герценовского университета реализует концепцию личностно ориентированного обучения, в своем развитии находится на этапе формулирования особой миссии. Именно поэтому создается специальная образовательная среда, организованная таким образом, чтобы педагоги обогащали собственный индивидуальный стиль взаимодействия со школьниками и приобретали опыт командной деятельности над общей проблемой и задачами развития школы.

Полиморфный характер взаимодействия между научным руководителем школы, руководителями методических сообществ и педагогами позволяет получать консультации в любое время по согласованию, что способствует профессиональной самореализации и свободе выбора форм индивидуального стиля деятельности.

Достоинство данной модели методической работы заключается в том, что позволяет в минимально короткие сроки приобщать вновь пришедших членов педагогического коллектива к профессиональным ценностям, реализуемым в школе.

Цели

1. Адаптация педагогов к новым подходам организации обучения и коллективной жизни школьников.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере педагогической поддержки и отслеживания достижений учащихся в образовательном процессе.

3. Накопление методического арсенала для обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с ценностями и задачами школы.

Задачи

1. Освоение теоретической базы, психолого-педагогических и общекультурных методических средств изучения детского коллектива и личности учащегося и организация на основе полученных данных учебно-воспитательных мероприятий.

2. Совершенствование индивидуального стиля педагогической деятельности, адекватного ценностно-целевым установкам школы.

3. Разработка методического, дидактического, психолого-педагогического инструментария для обеспечения педагогической поддержки и отслеживания личных и личностных достижений учащихся в образовательном процессе. Содержание

Методическая работа в Школе Герценовского университета преобразуется в процесс подготовки педагогов к решению задач развития школы. Преобразование направлено не только на совершенствование методического уровня, но и на обеспечение условий личностно-профессионального роста, предполагающего осознание педагогами сопричастности к деятельности всей школы, принятие ее ценностей, традиций и культуры. Методическая работа в Школе Герценовского университета включает:

- создание благоприятных условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию педагогов;

- расширение поля возможностей повышения компетентности в области педагогической поддержки и отслеживания личных и личностных достижений учащихся в образовательном процессе;

- создание образовательной среды для педагогов внутри школы;

- стимулирование творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала;

- разработку учебно-методических материалов, программ, технологий, соответствующих ценностям школы и личным интересам педагогов в условиях свободы профессионального выбора и самоопределения.

Формы

Учебные и проблемные семинары, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, конференции, участие во внешних программах повышения квалификации и методической работы, участие в мероприятиях творческих групп преподавателей разных предметных областей. Планирование и управление

Планирование методической работы включено в общешкольное планирование учебно-воспитательного процесса, реализуемого разными подразделениями. Управление осуществляется директором школы, научным руководителем. Отчетность

• Планы целевой методической работы

• Материалы, отражающие содержание проведенной работы (в произвольной форме)

• Отчеты по деятельности Ожидаемый результат

Рост компетентности педагогов в области педагогической поддержки и сопровождения ребенка в образовательном процессе.

Готовность учителя к отслеживанию личностных и личных достижений школьников в образовательном процессе.

Рост удовлетворенности педагогов результатами деятельности.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа