Педагогическая поддержка в творчестве учащихся
Педагогическая поддержка в творчестве учащихся
Т.Г. Пузыни
Развитие талантливости – явление духа, а не материи.
Учитель должен хорошо служить духу ребёнка.
Ю.П.Азаров
Поддерживая идею Ю.П. Азарова о том, что каждый ребёнок и каждый педагог талантливы, мы убедились, что при определённых условиях в педагогической деятельности эта талантливость непременно раскрывается.
В педагогической деятельности для организации творческого процесса и раскрытия художественных способностей помимо названных условий мы используем педагогическую поддержку в творчестве школьника. Она носит комплексный характер, выступает частью образования как целого и проявляется как особая область деятельности педагога. Учащиеся учатся, познают, творят – каждый по-своему, а мы создаем условия для этого в зависимости от их потребностей, помогаем им и поддерживаем. Следовательно, сами дети подсказывают нам путь педагогической поддержки.
В начале своего развития идея поддержки индивидуальности формулировалась на уровне советов педагогам и родителям, а впоследствии приобрела черты системности, в основе которой лежала та или иная идея классификации индивидуальных качеств.
Большинство современных педагогов широко пользуется при этом термином «педагогическая поддержка», введенной О.С. Газманом. В систему поддержки он включал собственно педагогическую, психологическую, социальную и медицинскую поддержку, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением. Ключевым словом педагогической поддержки является проблема ребенка.
В процессе деятельности могут возникнуть трудности, которые ему сложно преодолеть в одиночку. Тогда требуется помощь взрослого, вступает в силу педагогическая поддержка как необходимый элемент образовательной деятельности.
В чём суть понятия «педагогическая поддержка»? Термин «педагогическая поддержка» является относительным новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само».
О.С. Газман определял данную категорию как «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, творчестве, образе жизни».
Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне): развитие самости, самостоятельности человека.
Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того, чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.
К сожалению, в области творчества педагогическая поддержка остается попрежнему белым пятном, в отличие от массового распространения ее принципов в воспитании и обучении. Если в области воспитания уже отработаны некоторые методики, то система «студиец-педагог» требует подробного изучения в связи с постановкой вопроса о том, что руководитель студии, кружка также должен выполнять поддерживающую функцию, как и куратор, тьютор, освобожденный классный воспитатель.
Несмотря на традиционное применение термина «педагогическая поддержка» к процессу воспитания, нам представляется необходимой разработка системы работы педагога в режиме педагогической поддержки школьников в творчестве.
На наш взгляд, суть педагогической поддержки инициативы и творчества школьника – показать, что он способен создать неповторимое произведение, а если у кого возникают отрицательные или положительные эмоции, то их можно трансформировать в творческое состояние и художественное содержание.
Необходимо научить его анализировать собственное произведение, находить пути преодоления негативных последствий. Оказывая педагогическую поддержку в художественной деятельности, мы, прежде всего, старались избавить ученика от боязни быть неуспешным и пробудить в нем стремление добиться успеха, подсказав ведущие к этому пути. Таким образом, педагог целенаправленно формирует у школьника потребность в самоанализе, проектировании собственных действий, рефлексии, эстетическом вкусе.
Итак, на наш взгляд, педагогическая поддержка творческой деятельности школьника – это система личностно-ориентированных педагогических приемов, содействующих ученику в реализации его творческих возможностей и способностей, сотворении собственного образа жизни, решении художественной задачи. Педагогическая поддержка призвана способствовать свободному, естественному и самостоятельному развитию школьника на основе общепринятых нравственных и культурных норм.
Цель так понимаемой педагогической поддержки – максимально содействовать школьнику в осознании и реализации потребности в творческой самореализации. Помощь растущему человеку в работе с самим собой, то есть в самоопределении и самореализации, составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки творчества.
Перед педагогом встает ряд конкретных психолого-педагогических задач: – помочь школьнику осознать ценность, цели и перспективы творческой самореализации в художественном творчестве и собственной уникальности; – стимулировать аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру; – развивать рефлексию; – культивировать эмоциональное и конструктивное отношение к своему творчеству; – создать условия для включения ученика в разнообразную творческую деятельность; – помочь в освоении способов и механизмов творческой самореализации и самовыражения; – оказать помощь в устранении препятствий при негативном влиянии саморазвития (в зонах неустойчивости и кризисах развития); – попытаться перевести личностные проблемы в предмет и содержание художественного осмысления.
Результат педагогической поддержки творчества – углубление индивидуальных качеств и художественных способностей. Выражение индивидуальности в художественном творчестве – результат системы средств, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы – для самостоятельного и успешного продвижения в художественном творчестве, в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути.
В содержание педагогической поддержки творчества, на наш взгляд, входят: – содействие школьнику в создании адекватного и целостного образа мира, понимании себя в этом мире и в «предъявлении себя себе»; – выбор реальных творческих задач и изменения себя в мире, своих отношений с миром с помощью творчества (целеполагание как поэтапное планирование желаемого результата); – построение гармоничных взаимоотношений с людьми; – формирование личностно-значимых смыслов и ценностей.
Педагог – не транслятор, а инициатор культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений между взрослым и ребенком. Прежде всего, он помогает школьнику развивать рефлексию как способ выявления самооценки и художественного анализа своего творчества. Взаимодействие между педагогом и ребенком при определенных условиях имеет характер договорных отношений (С.М. Юсфин). Однако в творческой совместной деятельности регулятором отношений становится не договор, а распределение функций в выполнении художественной задачи.
В проблемы, которые решает педагогическая поддержка, попадают вопросы из разных сфер жизнедеятельности школьника – это и здоровье, и учеба, и общение, и творчество, и досуг. В каждой сфере она приобретает свой неповторимый облик. В творчестве она не носит патерналистского характера, даже партнерство проявляется нечасто. Поэтому следует подчеркнуть, что основная форма педагогической поддержки – это прежде всего взаимоотношения Мастера и Подмастерья, который уже готов к самостоятельному творчеству.
Важным условием педагогической поддержки в творческой деятельности ученика становятся специально организованные занятия по развитию творческих способностей. Здесь для нас важны характер и содержание партнерства на разных этапах занятий. Формы и вид занятий, где может быть осуществлена педагогическая поддержка в творчестве, могут быть различными. Это и уроки творчества, и кружковые занятия, и коллективно-творческие дела, и психологический тренинг, и творческие лаборатории, и т.д.
Таким образом, рассматривая организацию педагогической поддержки творчества, мы опираемся на следующие принципы гуманистической педагогики: уважения и доверия ребенку, целостного взгляда на него, культуросообразности и природосообразности воспитания, сотрудничества с ним, индивидуального подхода к ребенку. Исходя из них, мы выделили следующие принципы организации педагогической поддержки: – обязательный учет психофизических, психологических и социокультурных особенностей учащегося, – его позиции в межличностных отношениях и социальном окружении (прежде всего в детском коллективе); – поэтапность (последовательность) взаимодействия осуществления педагогических приемов, – изменение позиции педагога на разных этапах; – комплектность подхода к процессу развития личности; – открытость взаимоотношений.
Для организации образовательного пространства на базе концепции педагогической поддержки требуется смена или актуализация ценностных ориентаций педагогов, построение взаимоотношения и взаимодействия с детьми и коллегами на доверительности и открытости. Взаимодействие педагога и ребенка – ценность, которую надо добывать, развивать и хранить. Переход от привычной ориентации на «воздействие» к «взаимодействию» происходит в динамике смены личностных и профессиональных состояний, переосмысления накопленного опыта.
Это колоссальный труд души и мысли, который вызывает огромное уважение и которому необходимо оказывать квалифицированную поддержку.
Мы уделяем особое внимание обучению ребят осознаванию того, что они делают и что с ними происходит. Способы для этого применяются самые разные: устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня или недели.
Для средних школьников эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, протекающих в той или иной образовательной ситуации.
Рефлексивный анализ ученических результатов убеждает их, что общие цели надо конкретизировать. Рефлексия деятельности по выполнению детьми конкретных целей создает в них уверенность в возможности достижения определенных результатов, и они стараются соизмерять формулируемые цели с реальными сроками и другими условиями обучения.
Что случилось с тобой, что случилось со мной? Почему же душа не осталась такой? Как была в тех мечтах, что ушли от меня, И остались они без меня, без меня (Е. Краюшина, 12 лет) Очень важны для нас методы развития рефлексии как интеграция в конце каждого занятия, процесс осознания и понимания подростком того, что происходило на занятиях и в его жизни. Поэтому мы часто проводим с детьми «свечки»–беседы, все возникающие вопросы и проблемы обсуждаем в кругу, совместно решая сложные вопросы. В конце занятия подростки отвечают на вопросы: Что у тебя было нового и интересного? Что у тебя не получилось? Почему? В сердце моём только грусть, в душе у меня пустота, И во мне самой жуть, хоть люблю я саму себя.
Мне и так очень плохо одной, и жить очень трудно порой. (Н. Веретенникова, 13 лет)
Следуя поставленным задачам, мы включили в разрабатываемую модель педагогической поддержки работу над расширением мировидения, миропонимания детей, читая им лекции-сказки, беседуя на философские темы, развивая понимание взаимосвязей всего со всем в окружающей среде, используя методы формирования мировоззрения. Считаем, что нужно довести до детского сознания: нашим домом и первейшим интересом является не только организационная личная территория, а вся окружающая среда, вся Земля; человек ответственен перед будущим за то, что он думает и делает.
По мнению С.В. Гальперина, целостность (holism) общечеловеческого сознания, восприятие всего человечества как составной части единого универсума в качестве объективной реальности должны не только стать предметом осмысления каждого юного человека, но и создать нерушимый союз разума и чувств, стать его мировоззренческой основой.
Сохраняя целостность, личность всегда пребывает в двух отношениях с миром: «я–мир» (переживание) «я и мир» (наблюдение). В этом неисчерпаемость человеческой личности – будучи микроскопической телесной частицей мироздания, она способна развертываться духовно в необозримую Вселенную. Возможности личного мироведения с необходимостью сводятся к двум: взгляд на мир «изнутри» как постижение его целостности, соответствующие отношение «я– мир», и взгляд «снаружи» как наблюдение его частей, соответствующие отношению «я и мир».То, что человек способен развертываться вовне, переживая мир как инобытие своего «я», постигается подростком на эмоционально-духовном уровне.
Необходимо, чтобы у подростков сформировалось неравнодушное отношение к миру, чтобы они были творцами во всем, чтобы их поведение характеризовали заповеди творческой личности, которые вместе с подростками придумали во время занятий коллектива: «Я верю, я надеюсь, я люблю»; «Ты сильный, мудрый, совестливый», «Если не я, то кто же!», «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» Целесообразно вследствие этого в занятия с детьми включать элементы творческого самовыражения. Подростки получают возможность раскрыть свои творческие способности в различных видах деятельности. Это и рисование, и пение, и постановка спектаклей, и пластика, и танцы, сочинительство стихов, песен, сказок и, конечно же, игра. Сказка, по словам Дж.Родари, для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности. Особую роль в творческом самовыражении играет процесс сочинения своих сказок.
Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философскокультурологических, психологических и педагогических исследований. Сложность кроется в особой природе игровой деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчеркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат (не внутренний, игровой, а практический).
На подростковом этапе развития личности игра частично уступает место непосредственному общению. Однако влияние игры на развитие личности подростков остается значительным. Любая игра (игра по правилам, ролевая, интеллектуальная, подвижная и др.) может стимулировать творческий потенциал школьника. Этот факт был подтвержден в ходе проведенного исследования. Но современные подростки не владеют игровыми навыками. Особенно это касается ролевых и имитационных игр. Поэтому они не способны самостоятельно реализовать потребности в игре. В организации игровых действий школьников и обучении их навыкам ролевых игр и заключается игротехническая функция педагога. При сочинительстве игры подростки сталкиваются с определенными трудностями в большей степени, чем, например, в сочинительстве сказок или стихов.
Целесообразным на наших занятиях явилось использование игры-драматизации в сочетании с эмоциональной рефлексией, коллективно-творческой деятельностью (КТД). Этот вид деятельности требует особого выделения по ряду причин. Во-первых, важный творческий потенциал заложен в принципах коллективности и творческом характере КТД.
Во-вторых, сама классическая система КТД, разработанная И.П. Ивановым, предусматривает использование механизмов непосредственного и опосредованного творческого развития личности.
К сожалению, в настоящее время система КТД необоснованно игнорируется в учебно-воспитательном процессе. Для подростков важна эмоциональная, романтическая окраска КТД, позволяющих переживать им общие дела как яркие события своей жизни. Примером моделирования в сочетании с состязательностью могут служить игры типа «Играпутешествие по звездным мирам», «Город волшебников» и др.
Подобные обучающие и развивающие игры, включенные в занятия по развитию творческих способностей для подростков, позволяют им самим делать выбор и решать возникающие проблемы, а не быть наблюдателями; незамедлительно реагировать на действия учащихся и принимать самостоятельно решения.
Каждое занятие с подростками проектируется таким образом, чтобы сочетать различные виды деятельности, которые выступают как элементы построения занятия. Каждая встреча (занятие) имеет свою динамику развития – сначала наращивая эмоциональный потенциал, потом творчески прорабатывая его. Необходимыми этапами построения занятия являются: – настрой на занятие: презентация авторских, творческих работ, выполненных дома после предыдущего занятия, – эмоциональная танцевально-игровая разминка с элементами синхронизации, – образно-чувственная театрализация, – музыкально-песенная композиция, – поведенческая практика, – сопереживание и сочувствие, – рефлексия через обсуждение и завершение.
На уроках творчества основой развития собственных детских дарований и творческих сил стали чутье, интуиция и порыв, соединенные с нравственновысшим началом, заложенным в человеке. При этом очень важную роль играет импровизация. Ввести импровизацию в культурно-творческое русло на уроке – значит подготовить творческое проявление личности, обогатить ее духовно.
Предоставление школьникам возможности для проявления детской интуиции, которая является загадкой, тайной, является ключом к детскому творчеству, к способам развития детской талантливости.
Страна Великоблистания расположена совсем недалеко от Земли. Надо только поверить, что она очень близка к нам, и тогда ты сразу её увидишь. В этой стране живут звёздочки, каждая из которых ежедневно увеличивает свою страну. Это происходит очень просто.
Днём звёздочки поднимаются в небеса, где начинают ловить своими лучиками пылинки и маленькие капельки воды – росинки. А потом лучики отправляют их на свою землю. Земля впитывает пылинки и росинки и от этого увеличивается. Это занятие очень привлекает звёздочек, потому как очень интересно смотреть, как их собственным трудом почва, на которой они обитают, увеличиваются. (С. Дробинская, 11 лет)
Исходя из обобщения педагогического опыта, можно сделать вывод, что педагог, простраивающий свою деятельность в соответствии с идеями гуманитарной педагогики, педагогической поддержки, имеет возможность осуществить сотрудничество с подростками и коллегами, организовать деятельность сотворчества. Развитие творческого потенциала личности подростка в творческих работах предполагает создание ситуации успеха путем проявления позиции педагога как «со=переживание», что является одной из основных идей личностноориентированной педагогики.
На уроке музыки Вот сижу я за партой, слушаю вас И во мне просыпается яркий алмаз.
Вы красивы, умны, интересно мне с вами, И другие близки к вам душой.
Приятная радость, слова золотые Сердце открыто с тобой.
Н. Веретенникова, 13 лет
Чтоб педагогику российскую поднять
И новым духом напитать,
Необходимо виток развития понять,
Себя в спираль вогнать и так размять,
Чтобы структуру сложную создать,
Сеть разумов и душ объединять,
Стремление в других и близких поддержать
И в жизнь Идею воплощать!
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа