Динамика профессионального становления психологов
Динамика профессионального становления психологов
С. М. Гусева, Е. Н. Юрасова
Профессиональное становление психолога представляет особый интерес. Практика оказания психологической помощи требует не только специальных знаний и умений, но и обладания определенными личностными качествами. Как зарубежные, так и отечественные мастера, описывая свой опыт (Д. Коттлер, Дж. Бьюд-женталь, И. Ялом), ссылаются на то, что именно личностные особенности психолога (такие, как эмпатия, забота, толерантность и другие) способствуют успеху в деятельности в большей мере, чем владение технологиями. Поэтому обладание определенными характеристиками для психолога-практика является вопросом профессиональной успешности. Требования к личности предъявляются при подготовке и в других профессиях (например, врачей, педагогов, военных и т.д.), но при обучении психологов они не только провозглашаются - наличие их оценивается. Поэтому в профессиональном становлении психолога процессы целенаправленного формирования личности (и в первую очередь, самоформирования) занимают центральное место. Мотивация на выработку у себя определенных качеств зависит, в свою очередь, от таких личностных структур, как самооценка, представление о себе реальном (Я - реальный) и идеальном образе самого себя (Я - идеал). Они интегрированы в понятие Я - концепция. Проанализировав существующее у разных авторов понимание Я - концепции (У. Джемс, К. Роджерс, Бернс, М. Розен-берг, В.В. Столин и т.д.), в качестве рабочего определения мы выбрали следующее: «Я - концепция - это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с его оценкой и сложившаяся на основе последовательного обращения с ним окружающих».
Соответственно под профессиональной Я - концепцией мы понимаем представление о себе и своих особенностях в рамках требований, предъявляемых данной специальностью, а также представление об идеальном профессионале. Таким образом, динамика Я - концепции и её составляющей - профессиональной Я - концепции - и являлась предметом нашего исследования. При анализе литературы (Ю. П. Пова-ренков, А. К. Маркова, Е. А. Климов и т.д.) мы пришли к выводу, что профессиональная составляющая Я - концепции появляется ещё на этапе до начала профессионального обучения и не продолжает развиваться после окончания вуза. В связи с этим в нашем исследовании мы ставили целью проследить динамику профессиональной Я - концепции, начиная с допрофессионального уровня и до того времени, когда профессионал приобретает некоторый опыт. В качестве этапов профессионализации были выделены следующие:
Допрофессиональный. Можно говорить о сформировавшемся интересе: направление профессиональной деятельности выбрано, но специальность - еще нет. На этом этапе находятся старшие школьники, обучающиеся в профессиональных классах.
Выбор профессии. Люди выбрали профессию (хотя и с различной степенью осознанности), но еще мало знакомы со спецификой профессиональной деятельности. Это студенты в начале обучения.
Начало профессионального становления. Круг будущих профессиональных обязанностей известен, и были совершены профессиональные пробы. На этом этапе находятся студенты старших курсов, прошедшие производственную практику.
Профессиональная адаптация.
Это начало самостоятельной профессиональной деятельности. Происходит вхождение в профессиональное сообщество и одновременная адаптация к имеющимся требованиям. На этом этапе находятся профессионалы со стажем работы до 3-х лет.
Выработка индивидуального стиля деятельности. Специалист включен в профессиональное сообщество, старается синтезировать требования, предъявляемые профессией к личности, и собственные индивидуальные особенности. Это - профессионалы со стажем работы более 3-х лет.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что от первого к последующим этапам представление испытуемых о структуре личности и особенностях профессионала - психолога должно существенно меняться. В качестве испытуемых, находящихся на соответствующих этапах профессионального становления, были взяты:
- ученики психолого-педагогического класса, обучающиеся при ИПП;
- студенты-психологи первых курсов ИПП и ЯрГУ;
- студенты-психологи четвертых курсов ИПП и ЯрГУ, прошедшие профессиональную практику;
- психологи со стажем профессиональной деятельности менее 3-х лет;
- психологи со стажем работы более 3-х лет.
Исследование проводилось с апреля по ноябрь 2001 года.
В качестве инструмента исследования был выбран модифицированный вариант интерперсональной диагностики Тимоти Лири. Было опрошено 139 человек. Испытуемые в основном женского пола, так как именно так профессия представлена в социуме; в связи с этим различия по полу не исследовались. Среди опрошенных 17 школьников, 46 студентов первого курса, 35 студентов четвертого курса, 20 психологов со стажем работы до 3-х лет, 21 специалист со стажем работы более 3-х лет. При этом студентов ЯрГУ - 47, студентов ИПП - 34 человека. Полученные результаты подверглись статистической обработке: определялись средние значения, коэффициенты вариаций, значимость различий с помощью Т -критерия Стьюдента с достоверностью 0,95.
Мы обнаружили, что на разных этапах профессионализации профессиональная Я - концепция претерпевает существенные изменения: меняются представления об идеальном психологе, о реальных известных представителях данной профессии и о себе как профессионале. Допрофессиональный. Учащиеся психолого-педагогического класса считают, что психологу присущи такие качества, как забота, помощь, сочувствие, дружелюбные отношения, стремление к сотрудничеству, причем приписывают им достаточно высокие значения. Себе они приписывают наличие таких же качеств, причем тоже в значительной степени выраженных. Можно предположить, что они таким образом пытаются идентифицировать себя с представителями выбранной профессии, соответствовать предъявляемым ею требованиям к личности, как они их себе представляют. Выбор профессии. Данные студентов 1-го курса характеризуются довольно низкой выраженностью по всем показателям. Это может говорить о том, что они гораздо меньше уверены в наличии у психолога приписываемых ему качеств, а также сомневаются в наличии их у самих себя. Низкие баллы во всех оцениваемых качествах можно объяснить и тревожностью испытуемых по поводу результатов эксперимента - не будет ли их неправильное представление о психологе свидетельством их собственной профессиональной непригодности.
В любом случае на этом этапе профессиональная Я - концепция гораздо более размыта и противоречива. Это подтверждается и тем, что и психологу - профессионалу, и самому себе первокурсники приписывают наличие противоположных качеств, таких как стремление к аффи-лиации и к самоутверждению, доверие и скептицизм.
Начало профессионального становления. К 4-му курсу значения по всем показателям увеличиваются, что может говорить о «насыщенности» образа психолога профессионально важными характеристиками, которые складываются в достаточно целостную картину. При описании своего реального Я продолжают сохраняться определенные противоречия, но описание Я - идеала практически совпадает с образом реального психолога и характеризуется отсутствием внутрилич-ностных противоречий. Поэтому можно говорить о том, что стремление к вхождению в профессиональное сообщество характеризуется тенденцией приспособиться к объективным требованиям, не нарушая, а скорее даже стремясь простроить целостную, гармоничную, внутренне согласованную личность, которая должна стать хорошим психологом- профессионалом. К 4-му курсу идеализация «доброты» уменьшается, возрастает стремление к большей трезвости в оценках. Это может говорить о том, что, столкнувшись с практикой, психологи начинают понимать: необходимо стараться трезво оценить другого человека, а не пытаться просто быть «добрым» к нему.
Профессиональная адаптация. Молодые специалисты (со стажем до 3-х лет) описывают собственный реальный образ довольно высокими показателями, что может говорить о восприятии многогранности собственной личности. Данные этого этапа имеют большое сходство с допрофессиональным этапом, на котором находятся учащиеся спецкласса. Имеющиеся различия касаются, в целом, стремления к большей независимости и самостоятельности у молодых специалистов. Также появляется стремление к ориентации на сотрудничество, вместо готовности помогать и сочувствовать окружающим. Все значимее становится вывод о том, что столкновение с реальной работой психолога приводит к избавлению от стремления помогать «всем и каждому», понимается смысл адресной помощи, которая необходима конкретному человеку в данной ситуации. Тем самым происходит снижение романтизации выбранной специальности. Выработка индивидуального стиля деятельности. Специалисты со стажем более 3-х лет характеризуют реальный образ Я преобладанием в себе оптимистично - деятельностного настроя, ориентированного на собственную картину мира, со склонностью к аутентичности и оптимизму. Практически одинаковая выраженность других показателей может быть следствием того, что представление о себе уже сформировано, но многогранность поведения в зависимости от различных ситуаций трудно описать в рамках предложенных утверждений. В целом динамику формирования профессиональной Я - концепции можно охарактеризовать следующим образом:
1. Образ идеального психолога у всех групп испытуемых, хотя и имеет некоторые различия, но остается приближенным к тому, что ожидают клиенты (данные исследования Собчик [28]).
2. Идеальный образ Я в большинстве случаев имеет сходство с образом идеального психолога, то есть постепенно происходит идентификация себя с представителями выбранной профессии.
3. Профессиональная Я - концепция значительно различается на различных этапах профессионализации. Метафорически процесс её формирования может быть описан как спиралевидный.
Список литературы
1. Ансимова Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. 118 с.
2. Бернс Р. Избранное.М., 1963.
3. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.
4. Джемс У. Психология. М., 1991.
5. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. М.: Смысл, 2000. 288с.
6. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1996.
7. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.
8. Климов Е.А. Психология професионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996.
9. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
10. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учебн. для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2001. 528 с.
11. Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. М., 1987.
12. Основы психологии и педагогики высшей школы / Под. ред. Л.К. Аверченко. Новосибирск, 1997.
13. Поваренков Ю. П. Основные тенденции профессионального развития студентов педагогического университета // Ярославский педагогический вестник. 2001. №3. С. 30-38
14. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. 98 с.
15. Поваренков Ю.П. Содержание психологической концепции профессионализации // Развитие личности и формирование индивидуальности. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1996. С. 71-74.
16. Практическая психология образования: Учебник под ред. И.В. Дубровиной для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 1997. 528 с.
17. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. 234 с.
18. Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизации трудовой и учебной деятельности.М., 1987.
19. Психологические проблемы профессионального обучения / Под. ред. В.С. Филатова. М., 1972.
20. Психология профессиональной подготовки / Под. ред. Г.С. Никифорова. М., 1993.
21. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. 672 с.
22. Психолого- педагогические проблемы подготовки специалиста. М., 1983.
23. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Под. ред. В.А. Гаврилова. М., 1990.
24. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности психолога// Вопросы психологии. 1965. № 6. С.126-135.
25. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
26. Решетова З.А. Психологические основы проф. обучения. М., 1985.
27. Словарь практического психолога / Сост. Головин С.Ю. Минск: Харвест, 1997.
28. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики личности. М., 1990.
29. Коттлер Д. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. СПб, 2002.
30. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб, 2001.
31 Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб, 2000.