Стимулирование профессионального самосовершенствования студентов в процессе организации их познавательной деятельности
Стимулирование профессионального самосовершенствования студентов в процессе организации их познавательной деятельности
Т. Н. Сапожникова
В условиях модернизации деятельности государственных педагогических университетов возникла и начала обсуждаться новая система ценностей и целей образования, основанная на идеях личностно-ориентированной педагогики. Такая смена акцентов предусматривает рассмотрение студента не как объекта, получающего знания и приобретающего систему умений и навыков, а как самоценного субъекта профессиональной подготовки, способного к самосовершенствованию с учетом личных мотивов, интересов, способностей и личностных смыслов.
Результаты практической деятельности, а также целевые психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что профессиональное самосовершенствование всегда есть результат осознанного взаимодействия обучаемого с конкретной социальной средой, в ходе которого он реализует потребности выработать у себя такие личностные качества, которые обеспечивают успех в учебной, профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, профессиональное самосовершенствование студентов педагогического университета можно рассматривать как сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессионально-педагогической деятельности и личной программой развития.
Истоками рассматриваемого феномена являются требования общества и профессии к личности современного учителя, причем они должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного студента. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности человека, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.
Следующей важной предпосылкой, обуславливающей начало профессионального самосовершенствования, является отношение самого обучаемого к предъявляемым требованиям. Закономерно, что при безразличном отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии предъявляемых требований студент будет испытывать потребность в самосовершенствовании.
Потребность находит свой предмет в образе «Я – идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования студентов находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри личности. «Человек как личность, - подчеркнул М.И. Рожков, - всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный, индивидуальный путь, определяет смысл своей жизни и её траекторию».
Таким образом, современное высшее педагогическое образование приобретает смысл и значение лишь через призму самоценности жизни, взятой вне всякой связи с утилитарно понимаемой пользой. Оно связано со становлением личности, и в этом его высшая ценность.
При такой организации учебного процесса мастерство преподавателя вуза заключается в том, чтобы общественно значимое (предусмотренное государственным образовательным стандартом) преобразовать в личностно значимое; в целенаправленном побуждении будущих учителей к активной работе над собой, в выработке у них соответствующих Ярославский педагогический вестник. 2003. No 1 (34) 2 мотивационных установок на самовоспитание и самообразование, в создании для этого соответствующих условий.
Руководство процессом самосовершенствования студентов будет более эффективным, если рассматривать его как сложную функциональную систему, имеющую свою логику развития и относительно самостоятельные этапы протекания. Структурно процесс самосовершенствования состоит из четырех основных логических взаимосвязанных этапов: - Самосознание и принятие решения на самосовершенствование.
- Планирование и выработка программы самосовершенствования.
- Непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой.
- Самоконтроль и самокоррекция этой деятельности.
Началом большой и кропотливой работы студента по самосовершенствованию выступает этап самопознания. Оно представляет собой сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности.
Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям: - Самопознание себя в системе социально-педагогических отношений, в условиях учебно-профессиональной деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность.
- Самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, результатов деятельности, критического анализа высказываний в свой адрес, самопроверки себя в конкретных условиях деятельности; самооценка, вырабатываемая на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с предъявляемыми требования.
- Адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритическое отношение специалиста к своим достижениям и недостаткам.
На основе самопознания и самооценки у студентов начинает вырабатываться решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия такого решения происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности. По существу, именно на данном этапе создается своеобразная модель работы над собой. Здесь важно волевым путем преодолеть самообольщение, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими сложными задачами.
Решение о самосовершенствовании конкретизируется на этапе планирования.
Планирование самосовершенствования – процесс многозначный, помогающий организовать и упорядочить работу над собой. Оно связано с определением цели и основных задач самосовершенствования; с разработкой программы личного развития; с определением организующих основ своей деятельности по самосовершенствованию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).
Эффективность самосовершенствования студентов значительно возрастет, если они приложат достаточные усилия и на этапе самоконтроля и самокоррекции. Сущность их деятельности на данном этапе заключается в том, что они контролируют работу над собой, постоянно держат ее в поле своего сознания и на этой основе своевременно устанавливают или предотвращают возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной, планируемой, вносят соответствующие коррективы в план дальнейшей работы. С этой целью преподаватели педагогического университета могут рекомендовать своим воспитанникам вести дневники, составлять планы, расписания, в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой. Таким образом, самосовершенствование можно рассматривать как производную взаимодействия в определенный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящую к возникновению положительного потенциала развития будущих учителей.
Наставник должен помнить и о том, что самосовершенствование предполагает не простое приспособление к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной подготовки. Именно на эту особенность обращает внимание известный польский педагог В. Оконь, вычленяя в любой деятельности адаптивную и творческую стороны. Адаптация, по его мнению, позволяет человеку ознакомиться и ассимилировать имеющиеся уже наработанные знания, умения и навыки из арсенала своей будущей профессии, а самостоятельная творческая деятельность дает ему возможность развивать собственные силы путем выхода за рамки сложившихся стереотипов и на основе этого «двинуть себя вперед». Именно творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. Поэтому на аудиторных занятиях необходимо использовать активные формы, методы и педагогические средства, раскрывающие и формирующие творческий потенциал личности будущего педагога, стимулирующие систематическую и целенаправленную работу над собой.
Целесообразно выделить следующие направления эффективного влияния на процесс развития мотивов профессионального самосовершенствования: - Формирование положительных мотивационных установок на профессиональное самосовершенствование.
- Формирование прочных знаний, умений и навыков в работе по профессиональному самосовершенствованию.
- Актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у студентов в процессе организации их познавательной деятельности.
Цель первого направления – сформировать предварительную потенциальную готовность студента к положительному восприятию учебно-профессиона-льной деятельности, стремление, интерес и желание при первом же удобном случае проявить себя в ней. Для осуществления поставленной цели преподаватель может использовать такие дидактические приемы, как предоставление высокой степени самостоятельности и свободы для проявления инициативы и творчества, при одновременном контроле и оценке результатов; введение элементов состязательности, здоровой конкуренции в учебном процессе; организация пропаганды опыта самосовершенствования лучших студентов; периодическое обсуждение вопросов профессионально-педагогического самосовершенствования на лекциях, семинарских занятиях, индивидуальных беседах и консультациях.
Следует отметить, что в интересах оптимизации процесса профессионального самосовершенствования конкретного студента необходимо сравнивать не с другими, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в решение тех или иных учебно-профессиональных и познавательных задач.
Следующим направлением эффективного влияния на процесс развития мотивации профессионального самосовершенствования является формирование у студентов культуры учебного труда.
Преподаватели педагогики на специальном курсе «Введение в педагогическую деятельность» обязаны познакомить их с правилами и технологиями поиска и обработки информации, мыслительными и мнемическими приемами, с основными методами научного исследования и т. п.
Третье направление - актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у студентов в процессе организации их познавательной деятельности - предусматривает целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при которых студенты будут постоянно сталкиваться с Ярославский педагогический вестник. 2003. No 1 (34) 4 необходимостью активно применять и расширять свои знания, умения и навыки, попадать в условия, требующие от них проявления формируемых профессионально-значимых качеств.
Профессионально-педагогическое самосовершенствование студентов осуществляется в двух взаимосвязанных формах, самовоспитания и самообразования, взаимодополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой.
Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности. Основным же содержанием самообразования является обновление и совершенствование имеющихся у студента знаний, умений и навыков с целью достижения желаемого уровня профессиональной компетентности.
В связи с этим при выборе педагогических условий управления процессом профессионального самосовершенствования студентов в процессе обучения в педагогическом вузе необходимо учитывать следующие закономерности: - Студент способен к продуктивному профессиональному росту там и тогда, где и когда ему предоставляется возможность для творческого развития, в процессе которого строится опыт достижения, осуществляется осмысление приобретаемых знаний, умений и навыков, ведущих к самостоятельному выбору новых целей и задач. Иначе говоря, успешное развитие творческого потенциала предполагает построение хорошо рефлексируемого опыта.
- Развитие творческого потенциала (и в целом профессионализация) может быть продуктивным только при наличии взаимосвязи между его содержанием и способами, с одной стороны, и смыслами, целями человека – с другой.
Важным приемом стимулирования профессионального роста являются и педагогические требования, способствующие выработке положительной мотивации.
Личностная значимость процесса профессиональной подготовки прежде всего должна распространяться на самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, на которую сориентированы основные формы и методы обучения в педагогическом вузе.
Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. В этом смысле она может быть понята и как свойство личности, и как способность, и как показатель активности человека, и как критерий его зрелости в той или иной области социальной практики.
Традиционно самостоятельная работа как вид учебной деятельности рассматривается в качестве целенаправленной, активной, свободной деятельности студентов, самостоятельно ими организуемой в силу индивидуальных внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное, с их точки зрения, время, самоконтролируемой и рефлексируемой.
При организации самостоятельной познавательной деятельности преподаватель должен познакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников педагогического вуза и объяснить им, каким образом весь учебный процесс и каждая отдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств специалиста, входящих в эту характеристику. Поскольку самостоятельная работа – важнейшая форма организации учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее. Это необходимо для того, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов. Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении, которую обеспечивают следующие характеристики: - методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы; - сложность знаний, соответствующая зоне ближайшего развития студентов, то есть посильность выполнения; - последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения; - дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов; - деятельностная ориентация самостоятельной работы.
При организации самостоятельной познавательной деятельности преподаватель вуза может использовать разнообразные приемы развития мотивации профессионального самосовершенствования: - обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки; - убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях; - проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке; - применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой; - применение методов активного обучения (анализ педагогических ситуаций, дискуссий, тренинги, деловые игры и др.); - выдача студентам методических указаний, содержащих подробный алгоритм выполнения работы, разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, задачи для решения и методические указания; - рейтинговый метод контроля и результатов самостоятельной познавательной деятельности; - присвоение статуса «студент-консультант» наиболее продвинутым и способным студентам и др.
Таким образом, самостоятельная работа формирует не только совокупность умений и навыков, но и профессионально важные качества современного педагога высшей квалификации.
Мы предлагаем один из вариантов методики организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, которая была апробирована на факультетах физической культуры, филологии, психологии при изучении педагогики.
Весь учебный материал мы разделили на учебные модули согласно утверждённой программе. По каждому из них разработали вариативные задания для самостоятельной познавательной деятельности трёх уровней: репродуктивные, частично – поисковые (проблемные) и творческие (включающие проведение микроисследований и рефлексии).
К заданиям репродуктивного характера, направленным на точное воспроизведение теоретического материала, мы отнесли самостоятельную работу с текстами учебных пособий, статей, монографий, составление фактических и фактологических таблиц, схем и прочее.
Задания частично – поискового, проблемного характера были призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.
Как правило, здесь предлагалось обсудить наиболее острые проблемы современной Ярославский педагогический вестник. 2003. No 1 (34) 6 педагогики и образования. Каждый студент имел возможность выдвигать разнообразные гипотезы и доказывать их. (Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития и профессиональной подготовки, на наш взгляд, даст гораздо больше, чем чужие готовые взятые без труда выводы).
Задания третьего уровня носили практический, творческий, исследовательский характер.
«Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни», - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему мы побуждали студентов к практическому применению теории. Попытки разобраться в конкретных педагогических ситуациях, самостоятельно смоделировать их на основе педагогической цели и провести микроисследование и рефлексию собственного опыта и себя в профессии – логическое завершение познавательного акта, вершина профессионального образования.
В начале семестра между преподавателем и студентами был заключён договор о том, что задания первого уровня выполняются всеми обязательно, так как, во-первых, они соответствуют требованиям ГОСТа по предмету, во-вторых, без их усвоения невозможно выполнение всех остальных. Далее студенты выбирали задания второго или третьего уровней, их количество, способ выполнения, срок и форму отчетности, могли предложить свою проблемную задачу, связанную с изучаемым материалом, и решить ее. Гибкость управления самостоятельной работой студентов стала отдельной методической проблемой.
Во время проведения аудиторных занятий мы старались использовать разнообразные активные формы обучения, способствующие формированию профессионально- педагогической направленности, навыков учебной, творческой, исследовательской деятельности, что обусловливало повышение уровней когнитивной и профессиональной культуры. Особое внимание уделяли формированию положительных мотивационных установок на профессиональное самосовершенствование, прочных знаний, умений и навыков в работе над собой, актуализировали потребности профессионального самосовершенствования в процессе изучения педагогики как предмета.
Для стимулирования познавательной активности и объективной оценки её качества мы ввели коэффициент сложности, соответствующий трудности выполняемых заданий 1, 2 и 3. На данный коэффициент умножали поставленную отметку. Таким образом, сложилась 15-балльная система оценки. По каждой теме студент выполнял разное количество заданий любого типа, соответственно получал разное количество баллов. В конце семестра выставлялся средний балл успеваемости путем нахождения среднеарифметического, значительно влияющий на итоговую отметку по предмету.
Таким образом, вся самостоятельная познавательная деятельность своим содержанием, организацией, методикой обеспечивала индивидуализацию получения и применения знаний, осознавалась студентом как свободная по выбору и мотивированная деятельность, предполагающая осознание цели предстоящей работы, принятие учебной задачи, придание ей личностного смысла, подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм занятости, самоорганизацию, самоконтроль и прочее (терминология А.Н. Леонтьева).
Использованная методика организации самостоятельной работы студентов, на наш взгляд, позволила каждому из них выбрать индивидуальную траекторию изучения учебной дисциплины, а также способ получения профессионального образования в целом, нести ответственность перед собой за качество приобретенных знаний, умений и навыков.
Практический опыт позволяет утверждать, что одним из основных путей руководства самосовершенствованием будущих педагогов является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций для самостоятельной познавательной деятельности, при которых студенты постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, становятся в условия, требующие от них проявления профессионально важных качеств.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа