Краткосрочное финансовое планирование

Краткосрочное финансовое планирование

Савчук Владимир Павлович

1. Методические положения краткосрочного финансового планирования

Задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение финансирования деятельности компании и эффективное использование временно свободных денежных средств.

Для обеспечения непрерывного развития предприятию требуется капитал, то есть деньги, вложенные в здания, машины и оборудование, в покупку и хранение запасов, счета дебиторов и другие активы. Как правило, все эти активы не приобретаются сразу, а создаются постепенно в течение некоторого периода времени. Назовем общие расходы компании, необходимые для финансирования дополнительных активов, потребностью компании в капитале.

В большинстве компаний накопившаяся потребность в капитале растет не равномерно, а скорее волнообразно. Потребность в капитале имеет отчетливо выраженную положительную зависимость от роста объемов операций компании. Однако возможны и определенные сезонные колебания. Наконец, будут возникать и непредсказуемые заранее ежемесячные или еженедельные колебания.

Рис.2. Динамика потребности в финансировании

Накопившаяся потребность в капитале может быть удовлетворена за счет краткосрочных и долгосрочных источников финансирования. Когда долгосрочное финансирование не покрывает всех потребностей в капитале, компании необходимо прибегать к краткосрочному финансированию для мобилизации недостающих средств. Когда долгосрочные финансовые ресурсы, полученные компанией, выше, чем ее накопившаяся потребность в капитале, тогда у компании возникает избыток денежных средств, который она может использовать для краткосрочного инвестирования. Таким образом, сумма долгосрочного финансирования, полученного компанией, при данной накопившейся потребности в капитале определяет, является ли компания в краткосрочном периоде заемщиком или кредитором, т.е. кредитуется или инвестирует (см. рис.2).

2. Технология краткосрочного финансового планирования

В краткосрочном финансовом планировании выделяют следующие этапы:

анализ финансового состояния компании;

расчет плановых притоков денежных средств;

расчет плановых оттоков денежных средств;

выявление потребности в дополнительных источниках финансирования;

выбор источников финансирования;

подготовка плана финансирования;

оценка плана финансирования;

ситуационное моделирование.

Ниже приводится пример, заимствованный в [1], который служит иллюстрацией методологии краткосрочного финансового планирования.

Анализ финансового состояния компании предполагает анализ баланса компании (таблица 1), отчета о прибылях и убытках (таблица 2), отчета об источниках денежных средств и отчета об их использовании.

Анализ баланса компании начинается с оценки изменения основных статей либо по сравнению с предыдущим периодом, либо за ряд предыдущих периодов. Отчет о прибылях и убытках покажет выручку компании за период, основные затратные статьи, размер прибыли. Отметим, что активы компании выросли за счет увеличения заемного капитала (9 млн.) и собственного капитала (11 млн.). Рост собственного капитала вызван приростом нераспределенной прибыли (из 12 млн. чистой прибыли вычесть 1 млн. на выплату дивидендов).

Табл. 1. Баланс компании "PVA" на конец XX и XY годов (в миллионах гривен)

АКТИВ

XX

XY

ПАСИВ

XX

XY

Оборотные активы:

Текущие обязательства:

Денежные средства

4

5

Кредиты банков

5

0

Легко реализуемые ценные бумаги

0

5

Счета к оплате

20

27

Товарно-материальные запасы

26

25

Счета дебиторов

25

30

Итого оборотных активов

55

65

Итого текущих обязательств

25

27

Основные средства:

Валовые инвестиции в основные средства

56

70

Долгосрочный долг

5

12

Накопленная амортизация

(16)

(20)

Собственный капитал

65

76

Основные средства нетто

40

50

Итого активов

95

115

Итого обязательства и капитал

95

115

Табл. 2. Отчет о прибылях и убытках компании "PVA" за XY год (в миллионах гривен)

Выручка за реализованную продукцию

350

Операционные затраты

321

Амортизация

4

Прибыль до выплаты процентов и налогов

25

Затраты на выплату процентов

1

Прибыль до налогов

24

Налог на прибыль

12

Чистая прибыль

12

Примечание: выплаченные дивиденды составляют 1 млн. грн.

Отчет о прибылях и убытках показывает, что прибыль компании составила 12 млн. грн., но не говорит о наличии денежных средств.

Для расширенного анализа используют систему коэффициентов, рассчитывающихся на основе статей баланса и отчета о прибылях и убытках. Крупные предприятия разрабатывают свои, более удобные для данного предприятия системы, но и они основаны на общепринятых коэффициентах (см. раздел 1 настоящей книги).

Для составления отчета о движении денежных средств был использован прямой метод. Результаты анализа представлены в табл. 3.

Таблица 3. Отчет об источниках и использовании денежных средств компании "PVA" за XY г.

Источники:

Использование:

Долгосрочный долг

7

Погашение краткосрочного кредита банка

5

Снижение товароматериальных запасов

1

Инвестиции в основные средства

15

Рост кредиторской задолженности

7

Покупка легко реализуемых ценных бумаг

5

Чистая прибыль

12

Рост дебиторской задолженности

5

Амортизация за период

4

Выплата дивидендов

1

Итого источников:

31

Итого использование:

30

Увеличение денежных средств

1

Баланс

31

Баланс

31

Табл. 3 в общем виде показывает, из каких источников привлекались и по каким направлениям использовались денежные средства компании. 30 из 31 миллиона привлеченных средств были потрачены, остаток увеличивает статью денежных средств актива баланса компании.

Немаловажную роль при анализе финансового состояния предприятия играет величина собственных оборотных средств. Собственные оборотные средства (чистый работающий капитал) – это те средства, которые предприятие использует для текущей оперативной деятельности (приобретения запасов, оплаты счетов и др.), финансируемые за счет долгосрочных обязательств и собственного капитала.

Баланс предприятия упрощается с введением статьи собственных оборотных средств и приобретает вид, показанный в табл. 4.

Таблица 4. Сокращенный баланс компании "PVA" на конец XX и XY годов

БАЛАНС

XX

XY

Собственные оборотные средства

30

38

Основные средства:

Валовые инвестиции в основные средства

56

70

Амортизация

(16)

(20)

Основные средства, нетто

40

50

Всего активов

70

88

Долгосрочный долг

5

12

Собственный капитал

65

76

Долгосрочные обязательства и собственный капитал

70

88

Чтобы показать источники роста и пути использования чистого работающего капитала используют отчет об источниках и использовании чистого работающего капитала (табл. 5). Он составляется по тому же алгоритму, что и отчет о движении денежных средств, только в данном случае в качестве исходной информации принимается сокращенный баланс компании.

Табл. 5. Отчет об источниках и использовании фондов компании "PVA" за XY г.

Источники:

Использование:

Долгосрочный долг

7

Инвестиции в основные средства

14

Денежные средства от основной деятельности

Выплата дивидендов

1

Чистая прибыль

12

Амортизация

4

Итого источников:

23

Итого использование:

15

Увеличение чистого работающего капитала

8

Баланс

23

Баланс

23

Анализ финансового состояния компании осуществляется с целью помочь в прогнозировании и планировании оттоков и притоков денежных средств.

На предприятии выделяют три вида деятельности: основная, связанная с производством продукции или предоставлением услуг; инвестиционная, связанная с приобретением и продажей долгосрочных активов и финансовая деятельность (выпуск ценных бумаг, погашение задолженностей и т.д.). Каждый из этих видов деятельности генерирует как притоки, так и оттоки денежных средств. Таким образом, при составлении плановых притоков и оттоков денежных средств необходимо учитывать их движение по всем видам деятельности предприятия.

Основную часть притока денежных средств, как правило, генерирует основная деятельность предприятия. К примеру, для компании "PVA" основная деятельность – продажа продукта А.

Первым шагом является прогноз сбыта продукта А. Это может быть поквартальный, помесячный, понедельный, некоторые компании делают даже ежедневные прогнозы. Как правило, трудно спланировать продажи на столь короткий период с приемлемой степенью точности. В нашем примере компания "PVA" может осуществлять качественные квартальные прогнозы, тогда планирование притоков денежных средств осуществляется с разбивкой по кварталам и выглядит в виде формата, представленного в табл. 6.

Поступление от покупателей – это основной приток средств, но не единственный. Компания планирует в третьем квартале продать часть оборудования по договорной стоимости 12,5 млн. грн., кроме того компания владеет коммерческими ценными бумагами на 5 млн. грн., по которым получает проценты 0,1 млн. грн. и которые планирует продать в первом квартале.

Табл. 6. Прогноз поступлений денежных средств и дебиторской задолженности фирмы "PVA" (млн. грн.)

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Дебиторская задолженность (начало периода)

30

32,5

30,7

38,2

Объем реализации

87,5

78,5

116,0

131,0

Денежные поступления в т.ч.:

85

80,3

108,5

128

– за продукцию данного периода (80%)

70

62,8

92,8

104,8

– за продукцию предшествующего периода (20%)

15

17,5

15,7

23,2

Дебиторская задолженность (конец периода)

32,5

30,7

38,2

41,2

Оттоки денежных средств условно сгруппируем следующим образом:

Оплата счетов поставщиков. Прогноз исходит из предположения о том, что все счета поставщиков оплачиваются вовремя. Отсрочка или затягивание оплаты, как правило, грозит потерей скидок за быструю оплату.

Оплата труда, управленческие и другие расходы. В эту категорию входят все остальные текущие затраты компании.

Расходы на капиталовложения. Компания "PVA" планирует крупные капиталовложения в первом квартале.

Налог на прибыль, выплаты процентов и дивидендов.

Прогнозный чистый денежный поток компании показан в табл. 7.

Табл. 7. Бюджет денежных средств компании "PVA" на XZ год (в млн. грн.)

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Источники денежных средств

Поступления по дебиторской задолженности

85

80,3

108,5

128

Прочие

5,1

12,5

Итого источников

90,1

80,3

121

128

Использование денежных средств

Оплата счетов поставщиков

65

60

55

50

Оплата труда, управленческие и другие расходы

30

30

30

30

Капиталовложения

32,5

1,3

5,5

8

Налоги, проценты и дивиденды

4

4

4,5

5

Итого использование

131,5

95,3

95

93

Чистый денежный поток

(41,4)

(15)

26

35

Отмечаем дефицит средств в первом и во втором квартале, обусловленный низкими продажами и высокими капиталовложениями. В третьем и четвертом кварталах продажи увеличиваются. Ситуацию можно интерпретировать следующим образом: существует растущий спрос на продукт А, компания "PVA" использует устаревшее низкопроизводительное оборудование. В первом квартале XZ года планируется заменить используемое оборудование, чтобы иметь возможность выпускать большие объемы продукта А. Под эти цели выделяется 32,5 млн. грн. Старое оборудование после установки нового продается за 12,5 млн. грн. Такие мероприятия позволяют решить проблемы компании и удовлетворить растущий спрос.

Следующий шаг – это расчет потребности в дополнительных источниках финансирования (табл. 8).

Табл. 8. Потребность в финансировании компании "PVA" на XZ год (в миллионах гривен)

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Денежные средства (начало периода)

5

(36,4)

(51,4)

(25,4)

Изменения в остатках денежных средств

(41,4)

(15)

+26

+35

Денежные средства (конец периода)

(36,4)

(51,4)

(25,4)

+9,6

Минимальный текущий остаток денежных средств

5

5

5

5

Накопившаяся потребность в финансировании

41,4

56,4

30,4

(4,6)

Потребность в финансировании рассчитывается с учетом минимально необходимого остатка денежных средств на расчетном счете (в данном случае 5 млн. грн.).

Следующий шаг – принятие решения об источниках финансирования и направлениях использования временно свободных денежных средств (если таковые имеются).

Среди возможных источников финансирования выделяют:

краткосрочна банковская ссуда;

коммерческие бумаги;

торговый кредит;

давальческое сырье;

просроченная задолженность поставщикам;

факторинг (продажа дебиторской задолженности);

краткосрочная аренда.

Каждый из источников имеет свои плюсы и минусы. Оптимальное решение принимается с учетом положения компании, ситуации на рынке кредитных ресурсов и др.

В нашем примере у компании "PVA" заключен договор с банком, по которому она может получить кредит максимум на сумму 41 миллион гривен под 11.5 процентов в год или 2.875 процента в квартал. По договору компания может брать кредит в любой момент, когда ей это необходимо, пока не достигнет установленного лимита. От компании не требуется специального залога в виде каких-то активов для обеспечения возвратности кредита. Подобного типа договоры называют кредитной линией.

Когда компания получает кредит по таким соглашениям, она, как правило, обязана держать компенсационный остаток денежных средств как депозит в банке. В нашем примере компания “PVA” обязана поддерживать остаток в 20% от суммы займа. Иначе говоря, если компании необходимы 100 гривен, она должна на самом деле получить в кредит 125 гривен, так как 25 гривен (20% от 125 гривен) должны храниться как вклад в банке.

При заданных выше условиях стратегия финансирования компании выглядит очевидной: сначала надо использовать возможности кредитной линии, при необходимости на полную мощность, до исчерпания установленного лимита кредитования. Но если потребности в денежных средствах все же превысят возможности кредитной линии, то надо прибегнуть к просроченным платежам. Вытекающий из этих условий план финансирования приведен в табл. 9.

Табл. 9. План финансирования компании "PVA" на XZ год (в миллионах гривен)

ПРИТОК

1 к.

2 к.

3 к.

4 к.

ПОТРЕБНОСТЬ

1 к.

2 к.

3 к.

4 к.

Новые займы:

Выплаты:

– кредитная линия

41

– по кредитной линии

4,8

36,2

– отсроченные платежи

3,6

20

– по отсроченным платежам

3,6

20

Итого займов

44,6

20

Итого выплат

3,6

24,8

36,2

Выплата процентов

– по кредитной линии

1,2

1,2

1

– по отсроченным платежам

0,2

1

Итого процентов

1,4

2,2

1

Средства от текущей деятельности (табл. 7)

26

35

Средства для текущей деятельности (табл. 7)

41,4

15

Снижение средств для компенсационного остатка

1

2,2

Средства для пополнения компенсационного остатка

3,2

Приток денежных средств

44,6

20

27

37,2

Потребность в денежных средствах

44,6

20

27

37,2

В первом квартале план предусматривает получение займа в рамках кредитной линии на всю требуемую сумму (41 миллион гривен) и просроченную задолженность на сумму 3,6 миллиона. В дополнение к этому компания продаст легко реализуемые ценные бумаги на сумму 5 миллионов гривен из своего портфеля. Следовательно, по данному плану компания получит 44,6 миллионов гривен в первом квартале.

Почему будут получены 44,6 миллионов гривен согласно данному плану, хотя потребность в денежных средствах составляет всего 41,4 миллиона гривен? Главная причина состоит в том, что получение кредита на сумму 41 миллион гривен по кредитной линии потребует поддерживать остаток денежных средств в размере 20% от 41 миллиона гривен, или 8,2 миллионов. Компания может часть этого компенсационного остатка обеспечить за счет 5 миллионов установленного ею минимального текущего остатка на счете денежных средств, но все равно еще 3,2 миллиона гривен должны быть дополнительно получены.

В нашем примере составлен только один план финансирования, однако, на практике составляют несколько планов. Основанием для составления нескольких планов служит разнообразие и различие в условиях источников финансирования. Далеко не обязательно, что составленный выше план не является самым лучшим, так как отсрочка платежей обходится очень дорого.

Финансовый менеджер должен ответить на ряд вопросов. Например:

1. Нуждается ли компания в крупном резерве денежных средств или легко реализуемых ценных бумаг, чтобы защищаться, скажем, от просрочки платежей ее собственного потребителя (что ведет к замедлению поступления денежных средств по счетам дебиторов)?

2. Ведет ли данный план к удовлетворительному уровню текущей платежеспособности, выраженному через коэффициенты текущей и быстрой ликвидности? Банкиры могут изменить свои намерения, если эти показатели ухудшатся.

3. Возникают ли неявные издержки от просрочки платежей поставщикам? Будут ли теперь поставщики подвергать сомнению краткосрочную платежеспособность компании?

4. Позволяет ли план XZ года иметь устойчивое финансовое состояние в следующем году? ( В данном случае ответ положительный, так как к концу года компания выплатит свои краткосрочные долги).

5. Должна ли компания предпринять шаги по получению долгосрочных финансовых ресурсов для капиталовложений в первом квартале? Это выглядело бы обоснованным, если следовать принципу соответствия, согласно которому долгосрочные активы финансируются за счет долгосрочных источников. Это привело бы к резкому снижению потребности в краткосрочных заемных источниках. Однако в качестве контраргумента можно было бы учесть, что компания привлекла краткосрочные источники для финансирования капиталовложения временно. К концу года эти инвестиции оплачиваются за счет денежных средств от основной деятельности компании. Таким образом, решение компании не привлекать долгосрочных заемных источников финансирования капиталовложений может отражать стремление финансировать инвестиции за счет нераспределенной прибыли.

6. Вероятно, производственные и инвестиционные планы компании могли бы быть скорректированы, чтобы облегчить решение проблем краткосрочного финансирования. Существует ли какой-то легкодоступный путь отсрочить крупный отток денежных средств первого квартала? Например, если этот отток вызван инвестициями в оборудование, которое должно быть приобретено и установлено в первом квартале? Это оборудование не предполагается пустить на полную мощность раньше августа. Вероятно, можно было бы договориться с производителем оборудования об оплате только 60% покупки при поставке и 40%, когда оно установлено и начало работать.

Краткосрочные планы финансирования разрабатываются методом проб и ошибок. Сначала финансовый менеджер составляет один план, анализирует его, затем разрабатывает еще один при других допущениях об условиях финансирования и инвестиций. Такие пробы и ошибки важны для менеджера, так как позволяют понять настоящую природу проблем, с которыми сталкивается компания.

Разработка качественного финансового плана требует подробных расчетов. Для этого необходимо разработать специальную компьютерную программу в среде какого-либо программного средства. Наиболее удобным здесь представляется Excel для Windows. Эта программа должна избавить финансового менеджера от рутинных вычислений при решении принципиальных задач: определения потребности в денежных средствах, уровня допустимых процентных ставок, лимита кредитования и так далее. Конечный результат работы финансового менеджера должен быть представлен в форме, очень упрощенный вариант которой представлен в табл. 9.

Те предприятия, у которых не возникает необходимости в адаптации модели к их специфическому облику, могут использовать модели, разработанные для общих ситуаций банками, бухгалтерскими фирмами, консультантами или специализированными фирмами, продающими программные продукты. Основная часть этих моделей представлена программами компьютерного моделирования. Они просто рассчитывают последствия допущений и различных вариантов управленческих решений, которые задают менеджеры.

Иногда полезно использовать оптимизационные модели, помогающие в тех случаях, когда компания сталкивается со сложными проблемами, в которых заключено несколько альтернатив и ограничений, и поэтому метод проб и ошибок в этом случае никогда не даст ответа на вопрос о лучшем варианте.

В заключение подчеркнем, что рассмотренный выше пример служит лишь упрощенной наглядной иллюстрацией методического подхода к краткосрочному финансовому планированию. В последующих разделах систематически излагаются основы финансовых технологий финансового планирования, которые мы разделяем на две категории:

упрощенный подход, который базируется на прогнозе баланса и отчета о прибыли и оценке на этой основе дополнительных потребностей в финансировании;

более детализированный подход, основанный на составлении частных бюджетов предприятия и его отдельных подразделений.

В реальной практике оба эти подхода имеют место. Выбор между ними определяется приверженностью финансового менеджера, а также стратегическим позиционированием. Для предприятий, которые следуют стратегии “лидерства по затратам” более показана детализированная технология бюджетирования. Если же предприятие практически исповедует стратегию диверсификации продукции, то оно может ограничиться менее детализированной методологией.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа